ПОНЯТИЕ «ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ»




Федеральное агентство образования

ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Кафедра физиологии человека и животных и валеологии

ГОУ ВПО "Кузбасская государственная педагогическая академия"

Кафедра теории и методики физической культуры

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

 

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

ШКОЛЫ

Учебное пособие

по курсу «Общая и возрастная педагогика»

Часть 9

Кемерово 2004

ББК Ч 421. 354 я 73

Ф - 48

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"

 

 

Рецензенты:

Р.И.Айзман, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; М.В.Артюхов, доктор педагогических наук, профессор

Ф – 48 Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». /Э.М.Казин и др.; отв. ред. Г.Г.Солодова, Э.М.Казин, С.И.Петухов; ГОУ ВПО "Кемеровский госуниверситет" и др.. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 277 с.

ISBN 5-8353-0283-5

Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов "Преподаватель" по специальностям "Физическая культура и спорт", "Биология", "Психология", "Социальная работа".

В пособии представлен анализ процесса физического развития личности в условиях воспитательно-образовательного процесса современной школы. Дана характеристика физически развитой личности, предложены показатели ее сформированности с учетом половозрастных особенностей. Сформулированы цели и задачи воспитательно-образовательного процесса школы, ориентированной на физическое развитие личности, проанализированы содержание, формы и методы физического развития личности, выявлены возможности совершенствования традиционного урока физической культуры, познавательно-развивающих технологий оздоровительной направленности системы физического воспитания в рамках школьного и регионального компонентов базисного учебного плана.

Пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений, может быть использовано педагогическими коллективами школ и другими специалистами, заинтересованными в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и уровня.

ББК Ч 421.354 я 73

ISBN 5-8353-0283-5© Казин Э.М., Солодова Г.Г., Блинова Н.Г.и др., 2004

© ГОУ ВПО "Кемеровский госуниверситет", 2004

© ГОУ ВПО "Кузбасская государственная

педагогическая академия", 2004

 
 

  С О Д Е Р Ж А Н И Е  
  Предисловие …………………………………………………………  
1. Понятие "физически развития личность" и показатели ее сформированности  
1.1. Физически развития личность как цель воспитательно-образовательного процесса школы…………………………………  
1.2. Социально-психологический портрет физически развитой личности……………………………………………………………...  
1.3. Уровни физического развития личности………………………….  
2. Характеристика процесса физического развития личности: психолого-педагогические аспекты  
2.1. Особенности социальной ситуации физического развития личности……………………………………………………………...  
2.2. Основные аспекты в физическом развитии личности……………  
2.3. Физиологические и психологические основы физического развития личности…………………………………………………..  
2.4. Возрастные и половые особенности физического развития личности……………………………………………………………...  
2.5. Факторы, обусловливающие физическое развитие и здоровье личности……………………………………………………………...  
3. Система физического воспитания и образования в условиях современной школы  
3.1. Из истории становления системы физического воспитания …….  
3.2. Цели, задачи, основные направления и принципы педагогической деятельности………………………………………  
3.3. Содержание и средства физического воспитания и образования  
3.4. Формы и методы физического воспитания и образования……….  
3.5. Оценка и отметка в системе физического воспитания и образования…………………………………………………………..  
3.6. Программно-методическое обеспечение физического воспитания и образования…………………………………………..  
3.7. Учитель в системе физического воспитания и образования……..  
3.8. Зарубежный опыт и проблема его использования в условиях российских школ…………………………………………………….  
4. Региональный здоровьесберегающий компонент системы физического воспитания и образования школьников  
4.1. Структура построения педагогической познавательно-развивающей технологии в системе физического воспитания…...  
4.2. Модель познавательно-развивающей технологии физического воспитания младших школьников………………………………….  
4.3. Педагогические условия формирования системы непрерывного физического воспитания…………………………………………….  
4.4. Основы педагогического руководства физическим воспитанием школьников…………………………………………………………..  
  Заключение …………………………………………………………..  
  Литература для самостоятельного изучения ………………….  
  Приложение 1. Временный государственный образовательный стандарт «Физическая культура» (проект) ………………………..  
  Приложение 2. Региональная программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов………………………………..  
  Приложение 3. Региональная программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов для третьего дополнительного урока……………………………………………..  
  Приложение 4. Региональная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе…………………….  
  Приложение 5. Учебная программа "Подвижные игры"……….  

«Воспитывают не дух и не тело, а человека».

Монтень

 

 

П Р Е Д И С Л О В И Е

Физическое развитие – одно из важнейших направлений в целостном процессе развития личности. Физическое развитие можно рассматривать как условие полноценного развития духовно-нравственной, эстетической и интеллектуальной сфер личности.

Эталоном гармоничного развития является человек, у которого проявляются здоровое тело, высокий интеллект, нравственность, эстетический вкус и др. Причем особенности физического развития выступают изначальными характеристиками морфофункционального созревания, физической работоспособности, напряженности механизмов адаптации к различным социально-экологическим и производственным факторам.

Основоположник учения о физическом воспитании П.Ф. ЛЕСГАФТ так писал о значении физической культуры в жизни каждого человека: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом. Но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».

Мы можем наблюдать, как в ряде школ очень важное значение придается умственному развитию школьников, но явно недооценивается их физическое развитие. Такую же позицию занимают и многие родители. Конечно, неприятен человек, про которого в народе говорят: "Сила есть - ума не надо", но вызывает сочувствие и человек болезненный, беспомощный, неуверенный в себе и своих силах. Тем более, если этот молодой человек, который от природы имеет здоровое тело, но, ограничивая себя в занятиях физической культурой и спортом, проявляет физическую слабость и безволие. Всё же в любом обществе привлекательным эталоном остается физически развитый человек, проявляющий силу и выносливость, демонстрирующий высокий уровень работоспособности, способный достигать намеченные цели. Поэтому физическая культура рассматривается как неотъемлемая часть общей и профессиональной культуры человека и общества, поэтому она должна стать важнейшей составляющей частью решения проблемы преобразования самого человека, его отношения ко многим явлениям общественной жизни, подготовке к труду и защите Отечества.

В современных условиях проблеме физического развития и воспитания уделяется особое внимание. Так, в связи с ухудшением экологической ситуации в нашей стране и во всем мире встает проблема выживания человека. Основной вопрос состоит в повышении жизнеспособности и устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды, в формировании, сохранении и укреплении здоровья человека. Физиологи и медики наблюдают массовые нарушения физического и нервно-психического здоровья у детей разного возраста, которые проявляются в невротических состояниях, дефектах полового развития, снижении устойчивости по отношению к факторам риска, ухудшении показателей физического развития.

Во многих исследованиях показано, что ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических и психологических условий негативно сказалось на здоровье взрослого и детского населения. Кузбасс, как и многие другие области, относится к экологически неблагоприятным регионам страны, и тревожность показателей заболеваемости во многих случаях обусловлена влиянием вредных факторов окружающей среды.

На снижение уровня здоровья свой отпечаток накладывают не только экономико-политические, экологические и социальные факторы, но и не меньшее значение имеют личностно-позиционные факторы. В этом направлении у многих людей наблюдается бездеятельное и безразличное (или даже негативное) отношение к созданию здорового образа жизни, который является важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья и полноценного физического развития личности. Здоровый образ жизни – привычки правильного питания, движения, целесообразный режим дня - не является привычным для большей части населения, профилактика заболеваний не осознается как составляющая общей культуры личности. Как показывают исследования физиологов и педагогов, большая часть населения не владеет самыми элементарными знаниями по профилактике заболеваний и созданию здорового образа жизни, не сформирована культура движений, отсутствует потребность в занятиях физической культурой. Для большинства людей ситуация «болельщика» на стадионе или у экрана телевизора является основной формой «приобщения» к физической культуре и спорту.

Несмотря на ярко выраженный оздоровительный эффект физической культуры, она до настоящего времени еще не получила широкого распространения среди населения и прежде всего в системе диспансеризации при решении задач, связанных с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических состояний, в том числе с утомлением после работы. Более 80% взрослого населения не имеют представления об уровне своего физического развития и работоспособности, не знают, где можно получить подобную информацию.

Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм как бы настраивается на здоровый или «больной» образ жизни, у школьника вырабатываются нормы и привычки поведения. К сожалению, на практике довольно часто можно наблюдать ситуации, когда осознание необходимости физической культуры в жизни человека приходит вместе с потерей здоровья, когда сама жизнь заставляет человека перестраиваться на новый образ жизни, менять устоявшиеся привычки и нормы жизни. И как трудно порой это бывает сделать…

В рамках науки о старении «геронтологии» (греч. "geron"- "старец") сегодня выделилось такое направление, как «ювентология» ("ювен"- молодой). Учеными разрабатываются рекомендации о питании, физической культуре, психологических установках, важных для сохранения в человеке здоровья, его работоспособности, полноценной жизни, возможности противостоять старению, сохранить молодость, работоспособность, творчество и радость жизни. В одной из книг по геронтологии авторы пишут: «Проблемы здоровья в стрости, по заключению ученых, значительно зависят от того, насколько безоблачно протекали молодые годы…Наиболее значительные предвестники здоровья и счастья в старости – это здоровье и счастье в юности» (122, с.23). Можно согласиться с психологами и врачами, которые утверждают, что «счастливый человек, в первую очередь, - здоровый человек».

 

Важную роль в решении этих вопросов играет школа. Однако не в каждой школе создана целесообразная система физического воспитания и образования школьников. Кроме того, сама организация воспитательно-образовательного процесса в школе не всегда способствует сохранению и укреплению здоровья школьников. В настоящее время многими исследователями отмечается, что воспитательно-образовательный процесс в школах характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей, что приводит к снижению и без того недостаточного уровня двигательной активности. Проблема здоровья, связанная с ограничением двигательного режима, стала в ряд так называемых глобальных проблем современности.

Здоровье и физическая подготовленность молодежи – важнейшие слагаемые здорового потенциала нации. Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма, а ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма и ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.

Потребности в движении и повышенной двигательной активности являются наиболее важными биологическими особенностями организма. В настоящее время известно, что 70% детей страдают гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и роста заболеваний.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей, подростков и молодежи.

По данным, имеющимся в отечественной литературе, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Сохраняется высокий уровень острой заболеваемости (1385 случаев на 1000 детей). За период обучения с 1 по 9-й классы число здоровых детей уменьшается в 4 раза, страдающих близорукостью увеличивается с 3% до 30%, с нервно-психическими расстройствами – с 15% до 40%. Именно школа, судя по научным и статистическим данным, способствует возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья. Об этом свидетельствуют факты распространения таких школьных форм патологии, как нарушение осанки у 65% учащихся начальной школы, выявление близорукости у 50% выпускников школ. Абсолютно здоровыми могут быть признаны только 20-25% учащихся начальной школы, вследствие этого 45% учащихся имеют те или иные ограничения в выборе профессии и возможности службы в армии. Таким образом, наблюдается существенный разрыв между требованиями социального заказа нашего общества в физически развитой личности и результатами физического воспитания. Современное производство и армия нуждаются в людях с хорошей физической подготовленностью.

Чрезвычайно актуальной является проблема реабилитации детей с ослабленным здоровьем, подготовки их к жизненному самоопределению. К сожалению, при традиционном подходе к занятиям физической культурой такие дети получают медицинское освобождение, и проблема укрепления состояния их здоровья остается нерешенной. Специалистами в области лечебной физкультуры наработаны многообразные методики работы с такими детьми, однако во многих школах занятия организуются только лишь в соответствии с нормативами государственного стандарта физической подготовленности учащихся.

Индивидуализация и дифференциация физических нагрузок является одной из центральных проблем, которую необходимо решать для оптимизации физического воспитания и образования учащихся, поскольку в каждой возрастной группе могут оказаться учащиеся, обладающие различным уровнем физической работоспособности (высоким, средним, низким), а следовательно, и объем выполняемой мышечной работы должен быть строго индивидуальным. Главные ПРИНЦИПЫновой стратегии в совершенствовании образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на физическое развитие школьников, сформулированы таким образом: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуально-типологическим особенностям организма, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого человека.

Большинство специалистов в области физического воспитания и образования едины во мнении относительно необходимости организации природосообразной системы воздействий, стимулирующих развитие тех или иных физических качеств и психофизиологических кондиций на разных этапах онтогенеза детей. Не вызывает каких-либо возражений у представителей разных научных школ проблема дифференцировок величины и содержательной направленности нагрузок и обучающих воздействий в согласии с чувствительными ("критическими" или "сенситивными") периодами в развитии органов и систем, обеспечивающих функционирование физического и психического потенциала детей и подростков.

В целом достигнут консенсус и в вопросе о настоятельной необходимости освоения школьниками интеллектуальных ценностей физической культуры, ее огромного оздоровительного потенциала, коммуникативных, информационных, эмоциональных и других ценностей физкультурной деятельности.

Большинство ученых считают, что до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре, способные воплотить в непротиворечивых педагогических технологиях всё то новое, что создано российской наукой в области формирования физической культуры человека на разных этапах его возрастной и социальной индивидуальной эволюции.

Нерешенным остается вопрос об оправданности классной формы урока физической культуры для всех без исключения возрастных категорий школьников и студентов, об обоснованности жесткого государственного стандарта физической подготовленности.

Дискутируется вопрос о месте и роли физической культуры в формировании личности детей и подростков, понятой не столько с позиции развития их физических кондиций, сколько в связи со становлением характера детей и подростков, обретением ими навыков жесткой организации своей жизнедеятельности, обеспечением высокой степени лабильности, поведением в экстремальных ситуациях, и в то же время - настойчивости, терпения и выдержки при долгосрочной деятельности во имя значимой цели.

В создании системы физического воспитания и образования возникает еще одна проблема. Считается, что решением данной проблемы должны заниматься в основном учителя физической культуры. Однако речь должна идти о физическом развитии как одной из составляющих целостного гармоничного развития личности школьника, повышения уровня его общей культуры. Научные исследования и практический опыт доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают важнейшее влияние на формирование идеалов и жизненных ценностей личности, стимулируют волевые и познавательные процессы, ЕСЛИ эти занятия гармонично вписываются в воспитательно-образовательный процесс школы. Отсутствие связи физического воспитания и образования с другими видами учебно-познавательной деятельности учащихся не приводит к желаемому результату, а в их развитии можно наблюдать односторонность и несформированность жизненно важных качеств и личностных характеристик.

Теоретико-методологической основой формирования системы физического воспитания является КОМПЛЕКСНОЕ решение обучающих, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации, основными теориями развивающего и личностно-ориентированного обучения. Отсюда вытекает проблема создания такой системы физическоговоспитания и образования учащихся, которая, во-первых, учитывала бы индивидуальные склонности, способности и возможности учащихся; во-вторых, способствовала бы развитию их интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических, эмоционально-волевых характеристик; в-третьих, помогала бы сохранению и укреплению здоровья, повышению адаптационных возможностей организма, формированию идеалов физически совершенного человека и потребности в здоровом образе жизни.

Современная система физического воспитания и образования учитывает требования гуманистической концепции образования. В основе построения такой системы лежит признание индивидуальности, самобытности исамоценности каждого ученика. Такая система может быть основана на знании человеческой природы, прежде всего возрастной физиологии и психологии, учете кризисов онтогенеза и законов саморазвития личности. Современная система физического воспитания и образования должна рассматриваться как создание условий, обеспечивающих реализацию комплекса образовательных, развивающих, воспитательных, оздоровительных задач в школе.

Создание и обоснование такой системы – дело специалистов разных специальностей – физиологов, медиков, валеологов, педагогов (и учителей физкультуры, и учителей других учебных предметов).

 

На страницах нашего пособия мы попытались рассуждать о том, что такое современная система физического воспитания и образования; из каких элементов может (должна) быть построена такая система, какие задачи физического развития личности при этом должны быть решены.

Особое внимание мы уделили анализу самого понятия «физически развитая личность». Вам предлагается осмыслить половозрастные характеристики физически развитой личности, рассмотреть типологию личностей в зависимости от уровней их физического развития. Это позволит Вам познать общее и особенное в организации процесса физического воспитания и образования, сформулировать цель и задачи, определить его содержание, формы и методы, разработать его систему в условиях современной школы.

В первой главе мы предлагаем Вам сформировать свою педагогическую позицию относительно того, развитию какой личности должен содействоватьпедагог. Только ответив на данный вопрос, можно ясно представлять результаты своей педагогической деятельности.

Во второй главе Вам предлагается исследовать процесс физическогоразвития личности, содействовать которому должен педагог. Нельзя грамотно построить свои действия, создать наиболее целесообразную и эффективную систему физического воспитания и образования, если не знать тех объективных характеристик, которые определяют это развитие. Воспитательно-образовательный процесс, который организуется в любом учебном заведении, необходимо рассматривать как создание условий для проявления и развития ведущих характеристик.

В третьей главе Вам предлагается познакомиться с основнымикомпонентами педагогической системы – цель, задачи, основные направления, принципы, содержание, формы, методы, оценка результатов деятельности. Эти компоненты являются общими в организации любой педагогической системы, в данной части нашего пособия эти компоненты наполнены проблемами физического развития личности. Вам предлагается проанализировать и оценить их целесообразность и значимость для решения задач физического развития личности. Вы должны решить для себя проблему: как должен быть организован процесс содействия физическому развитию личности? Решая данную проблему, Вы имеете возможность создать собственную концепцию «идеальной» школы с ориентацией на полноценное физическое развитие личности. Небольшой обзор наиболее интересного опыта зарубежных стран поможет Вам оценить возможность его применения в практике российской школы.

В последней главе Вам предлагается информация для размышления о воспитательно-образовательном процессе учебного заведения как о здоровьесберегающем факторе развития личности. Мы познакомим Вас с исследованиями физиологов, психологов, педагогов, направленными на такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который обусловливает сохранение и укрепление здоровья учащихся. Вы познакомитесь с опытом работы общеобразовательных школ нашей области. Мы предлагаем Вам проанализировать концепцию непрерывного физического образования, которая разработана в Кузбассе. У Вас есть возможность, используя знания по проблеме физического развития личности, оценить ее целесообразность и эффективность.

Наша задача – представить теорию и практику физического воспитания и образования, что позволит Вам творчески решать проблемы физического развития личности. Естественно, мы не касаемся методических вопросов преподавания дисциплин физической культуры. Наше пособие в первую очередь адресовано будущим учителям и тренерам в системе физического воспитания и образования. Конечно, для подготовки к практической деятельности Вам потребуется дополнительная подготовка. Наше пособие адресовано студентам и преподавателям всех учебных дисциплин. Вам предлагаются основные положения, которые необходимо знать каждому педагогу для того, чтобы грамотно выстраивать свою работу, какой бы предмет Вы не вели. Физическое развитие личности происходит на любом уроке, потому так важно познать сущность и особенности этой стороны в целостном развитии личности, также осознать всю важность создания системы физического воспитания и образования в едином воспитательно-образовательном процессе школы.

Студентам других факультетов и педагогам предлагается рассмотреть свой предмет в целях решения задач физического развития личности, что позволит расширить образовательные и развивающие возможности Вашего учебного предмета, во всех формах учебной деятельности решать задачи физического развития личности и сохранения их здоровья.

Пособие подготовлено на основе ОБЗОРА философской, психологической, физиологической и педагогической литературы, исследований в области физической культуры и спорта. Мы надеемся, что это позволит Вам расширить свой кругозор. По мере необходимости, Вы можете самостоятельно пополнить свои знания, поскольку список литературы прилагается. Мы включили труды наиболее известных и авторитетных авторов, которые составляют «золотой фонд» в исследовании и решении проблем физического развития личности.

Обращаем Ваше внимание на то, что, как и в предыдущих выпусках нашего пособия, Вам предлагается проблемное изложение материала. Вам будут предложены разные точки зрения на решение многих проблем, позволяющие самим сделать свой выбор, и у Вас есть возможность самостоятельно разработать концепцию школы, ориентированной на физическое развитие личности.

 

Данный раздел нашего учебного пособия подготовлен в соавторстве педагогов, физиологов и специалистов в области физического воспитания и образования, что позволило рассмотреть проблему физического развития школьников комплексно. Коллектив авторов:

Э.М.Казин, доктор биологических наук, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных и валеологии КемГУ.

Г.Г.Солодова, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ.

Н.Г.Блинова, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, специалист в области возрастной физиологии.

А.В.Сапего, кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических основ физического воспитания, спортивных игр и легкой атлетики КемГУ, специалист в области физиологии спорта.

Г.В.Ефремова, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животных и валеологии, декан биологического факультета КемГУ.

С.И.Петухов, доктор педагогических наук, декан факультета физической подготовки Кузбасской государственной педагогической академии. Материалы его исследования представлены в главе 4 и в приложениях.

Н.В.Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и охраны здоровья МОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка, один из разработчиков системы непрерывного физического воспитания и образования. Материалы ее исследования представлены в главе 4 и в приложениях.

Г.И.Тушина, директор школы № 94 г. Кемерово, где на протяжении многих лет отрабатывается модель непрерывного физического воспитания и образования школьников. Результаты ее работы представлены в главе 4.

В приложения включены программы по физическому воспитанию ведущих преподавателей и методистов по физической культуре области: Л.А.Коровиной (методист КРИПиКРО), Г.Г.Постниковой, И.Ю.Роман, В.Л.Мустаева, С.Ю.Семеновой, А.А.Карпельцева, Л.Л.Журавлевой, И.П.Сахаровой, С.В.Дорожниной, О.А.Тутовой, Д.А.Сигимова, С.В.Грабарь.

 

ПОНЯТИЕ «ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: