Физическое развитие личности - один из важнейших показателей гармоничного развития человека. Физически развитый человек проявляет себя прежде всего во внешнем облике - осанке, походке, в определенной мере - в манере поведения, в сформированности таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость. Результатом физического развития является сформированность двигательных навыков и физических качеств человека, которые в совокупности определяют всю жизнедеятельность человека. Физическое развитие человека создает неповторимую индивидуальность его внешнего облика, что сказывается на общем развитии человека, его самооценке и работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем его тела.
Физически развитая личность предполагает физическоеСОВЕРШЕНСТВО, которое определяется как "высокий уровень физического развития и работоспособности здорового организма человека при сохранении длительного, долголетнего, нормативного протекания жизненно важных функций в нем, а также высокой степени подготовленности, в том числе двигательной, к жизни, к труду, к защите Родины" (131, с. 175-176).
Нет необходимости доказывать важность физического совершенства для жизнедеятельности личности. Осознание собственной привлекательности, ощущение силы и бодрости рождает чувство уверенности в себе, инициативность, решительность, настойчивость в достижении целей. Особенно важны эти переживания в подростковом и юношеском возрасте, когда значимой для полноценного развития становится потребность быть принятым другими. Как показывают исследования психологов, параметры физического развития личности значимы в процессе межличностного общения (см. 46, 50, 95, 97, 120 и др.).
|
Наблюдая за процессом физического развития личности, мы можем отмечать, что понимание эталонов физического совершенства, красоты человеческого тела во многом обусловлено индивидуальным восприятием и социальными нормативами. В истории известны попытки высчитать пропорции идеального телосложения (Леонардо да Винчи, Дюрер и др.), красота совершенного тела выверялась по законам математики (85, с. 46-47). Разные исторические эпохи предлагают свои эталоны красоты и физического совершенства, которые оказываются значимыми для социализации и личностной идентификации растущего человека. И сегодня существует многообразие эталонов физического совершенства, на которые ориентируются подростки и юноши в процессе физического развития.
Что может определять цель и задачи воспитательно-образовательного процесса школы, ориентированного на физическое развитие личности? По каким параметрам можно определять эффективность педагогических технологий, направленных на достижение личностью физического совершенства?
Педагогов прежде всего интересуют те показатели и характеристики, которые подлежат развитию и тренировке в процессе физического воспитания и образования школьников. В современной науке процесс физического развития рассматривается в узком и широком значении этого термина, что, безусловно, находит свое воплощение и в характеристике основных показателей физического совершенства. Чем полнее наши познания о процессе физического развития, тем полнее и конкретнее наши представления о показателях достигнутого уровня физического развития личности.
|
Итак, при рассмотрении процесса физического развития в узком смысле акцентируется значимость физиологического аспекта, а в широком смысле -прослеживается его взаимообусловленность с психическим и социальным аспектами развития личности, а также его влияние на интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовную сферы личности. Мы попытаемся рассмотреть основные характеристики физически развитой личности, учитывая многогранность процесса ее физического развития.
Физическое развитие в узком смысле определяется как "улучшение работы внутренних органов человека, усиление (укрепление) его мышц, связок и опорного аппарата" (105, с. 17), как овладение и поддержание физических качеств и состояний. Физическое развитие – это изменение строения и функций организма ребенка. Это прежде всего процесс морфологических (от греч. "morphe" - "форма") и функциональных (от лат. "functio" - "исполнение, совершение, осуществление") изменений, происходящих в организме ребенка в соответствии с его ростом и созреванием.
О результативности процесса физического развития можно судить по соматометрическим признакам («сомо» – тело, «метра» - измерение), которые отражают степень изменений, происходящих в организме ребенка, это – рост, вес тела, окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. Кроме того, принимаются во внимание некоторые соматоскопические (т.е. описательные) признаки – мускулатура, жироотложение, костная система, осанка, конституция тела, а также физиометрические признаки - жизненная емкость легких, становая сила сжатия кисти и др.
|
Можно считать, что показатели физического развития являются и показателями здоровья детей и подростков, причем длина и масса тела (вес) считаются наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной степени можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.
Физически развитая личность проявляет себя в единстве двух сторон, для нее характерны:
¨ ФИЗИЧЕСКАЯ подготовленность как внешнее проявление уровня физической активности - уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и степени овладения двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека. Тот или иной уровень физической подготовленности достигается в результате физической тренировки (называемой физической подготовкой);
¨ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ подготовленностьорганизма к физической нагрузке. Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью (функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. При этом организм в целом выполняет определенную работу, расходуя ту или иную энергию, и испытывает физическую нагрузку. Функциональную подготовленность отдельной системы организма оценивают с помощью так называемых функциональных проб (95).
В современной науке выделяются пять основных ФИЗИЧЕСКИХ (двигательных) КАЧЕСТВ человека (см. 21;43;63;78;105 и др.): быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость, также называют еще прыгучесть и способность поддерживать равновесие; совокупность данных качеств определяет физическую работоспособность человека. Физиологи дают следующую характеристику основных физических качеств (78, с.161):
Общая выносливость – способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Развитие этого качества дает гарантию, что движение может выполняться длительное время с одновременным быстрым восстановлением после нагрузки (например бег на средние и длинные дистанции, плавание, велоспорт, баскетбол). Выделяются:
- Скоростная выносливость – способность противостоять утомлению при субмаксимальных по скорости нагрузках (бокс, борьба, спортивные игры).
- Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера (борьба классическая, гимнастика).
- Скоростно-силовая выносливость - способность выполнять достаточно длительное время упражнения силового характера с максимальной скоростью.
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.
Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление (боевые искусства, спринтерские дистанции, спортивные игры).
Динамическая сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением (рывок штанги, толкание ядра). В качестве отягощения может служить и собственная масса тела (прыжки в высоту и длину).
Ловкость - способность выполнять координационно сложные двигательные действия.
Данные физические качества можно назвать базовыми двигательными действиями. Они являются значимыми для общего развития личности, их сформированность обусловливает развитие кондиционных и координационных способностей человека.
КОНДИЦИОННЫЕ способности - скоростные и скоростно-силовые действия, выносливость, гибкость, сила - обусловливают развитие работоспособности, продуктивности действий, способствуют проявлению таких качеств, как настойчивость, упорство, помогают выдерживать длительные нагрузки, преодолевать переутомление.
КООРДИНАЦИОННЫЕ способности – точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц и вестибулярной устойчивости и др. Координационные способности (КС) проявляются как возможность оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их. Эти способности иначе называют двигательной ловкостью или координацией движений. Это очень важная способность, так как ее развитие сказывается на жизнедеятельности человека:
¨ высокий их уровень ведет к более быстрому и качественному овладению новыми видами осваиваемых движений;
¨ развивая эти способности, улучшаются психические процессы: память, мышление, представление, восприятие движений и обстановки;
¨ в случае высокого уровня КС (ловкости) легче перестраивать технику движений и осуществлять тактические взаимодействия в спортивных играх, менять тактику перемещений, единоборств, метаний и т.д.;
¨ наличие этих способностей ведет к более экономному расходованию физических сил (78, с. 195).
Физиологами и гигиенистами разработаны критерии оценки здоровья школьников, которые проявляются как показатели их физического развития и здоровья, в их числе:
¨ нормальная осанка как условие нормальной деятельности и работоспособности организма, показатель красоты человека;
¨ гармоничность развития основных физических качеств и морфофункциональных признаков;
¨ положительная индивидуальная динамика иммунобиологической реактивности;
¨ низкий уровень заболеваемости;
¨ высокий уровень функционального резерва организма;
¨ ……………………………
Возможно, Вы можете назвать и другие показатели физически здоровой личности, которые проявляются на физиологическом уровне и должны рассматриваться как основания для создания эталонов физического совершенства.
Оцените, насколько с физиологической точки зрения целесообразны некоторые эталоны красоты человеческого тела - например, на картинах Тициана, Рубенса, Боттичелли, Кустодиева, скульптурах древних греков, современных топ-моделей (90х60х90), культуристов и др.
Однако современные представления о физическом совершенстве личности не ограничиваются понятиями здоровья, развития физических качеств, морфофункциональными возможностями организма и двигательными навыками. Физическое совершенство характеризуется исторически сложившимся представлением о мере здоровья и уровне разносторонней физической подготовленности человека, которые наиболее полно соответствуют требованиям трудовой и общественной деятельности. Реальный смысл и социальную значимость физическое совершенство приобретает лишь в органической связи с другими сторонами направленного развития личности. Нарушение такой связи может привести к преобладанию физических начал человека над его духовными и моральными качествами и тем самым нарушить гармонию его целостного развития. В связи с этим становится возможным рассмотрение физического развития в широком смысле как процесса, направленного на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и духовной сфер личности, при этом морфофункциональные показатели рассматриваются как основа общего развития, как частьЦЕЛОСТНОГО процесса развития, влияющая на все сферы жизнедеятельности человека.
Индивидуальное развитие человека вызывается взаимодействием его физических, когнитивных и психосоциальных особенностей. В таблице 1 представлена характеристика трех основных областей развития личности (50, с. 17):
Таблица 1