Возрастные и половые особенности




Физического развития личности

 

Известно, что эффективность воспитания зависит от того, в какой мере содержание, формы, методы и средства воспитательной деятельности согласуются с возрастными возможностями детей.

Школьный возраст рассматривается как такой жизненный период, во время которого закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, являющиеся основой для формирования здоровой полноценной личности. В школьном возрасте физическое здоровье становится регулятором интеллектуального, эмоционального и волевого развития личности. В каждом возрастном периоде школьник проходит определенную стадию физиологического созревания, и как показывает опыт, всё то, что он недополучил на предыдущем этапе онтогенеза, практически не может быть восполнено в последующем.

Возрастные изменения школьников, уровень их развития и сохранения здоровья являются основой для создания системы физического воспитания и образования. Педагогу важно знать возможности ребенка в овладении двигательными способностями как одного из средств физического воспитания. При развитии двигательных способностей у школьников необходимо опираться на концепцию сензитивных периодов их развития. Это позволит определить особенности организации физического воспитания и образования по отношению к каждой возрастной группе. Это позволит не допустить ошибкок, которые чаще всего проявляются в несоответствии предъявляемых педагогом требований к уровню двигательной активности школьников.

Процесс физического развития личности рассматривается физиологами как неповторимая естественная фаза единого процесса развития, нормальный ход которого может привести к некоей модели физически развитого взрослого. Однако каждый возрастной период до взрослого состояния характеризуется различиями в темпах роста и степени зрелости различных показателей физического развития. Период обучения в школе совпадает с несколькими биологическими периодами индивидуального развития.

Мы предлагаем Вам характеристику физического развития личности ребенка в школьном возрасте. Вашему вниманию представлен обзор исследований физиологов: см. Г.Л.Апанасенко, 2000; Н.А.Баева, 2003; Л.В.Волков, 1981; А.А.Маркосян, 1969; Л.А.Попова, 2000; Е.Б.Сологуб и А.С.Солодков, 2001; А.Г.Сухарев, 1986; А.Тристан, 2003 и далее, по списку литературы.

ПЕРВОЕ ДЕТСТВО (4-7 ЛЕТ)

6-7 лет – возраст окончания периода первого детства. Этот период является одним из критических периодов роста и развития ребенка, так как в 5–6-летнем возрасте резко увеличивается интенсивность ростовых процессов. Длина тела ребенка может вырасти на 6–8 см в год, поэтому этот период еще называют периодом «первого вытягивания». Рост идет в большей степени за счет удлинения конечностей. Рост мышц отстает от роста скелета и поэтому у 7-летних детей часто наблюдается дефицит массы тела. Мышечная масса 7-летнего ребенка составляет 27% от массы тела. В результате «полуростового скачка» к 7 годам изменяется форма грудной клетки – она становится такой же, как у взрослого человека, происходит формирование ее отделов и идет процесс окостенения. Начинается сращение тазовых костей, происходит фиксация шейного и грудного изгибов позвоночника, идет формирование осанки.

У 6–7-летнего ребенка мышцы еще недостаточно развиты, слабы, поэтому ребенок часто принимает неправильные позы, сутулится, сводит плечи. Слабость суставно-связочного аппарата позвоночного столба, неправильное положение тела во время занятий в школе, долгое сидение в позе со склоненной головой, не соответствующая росту мебель и снижение двигательной активности с началом обучения в школе могут способствовать формированию нарушений осанки.

К 7 годам у ребенка уже сформирован свод стопы. Врожденные недостатки костей или связочно – мышечного аппарата стопы, рахит, жесткая, узкая, с плоской подошвой обувь, большая масса ребенка и др. факторы вызывают уплощение стопы и развитие плоскостопия. Плоскостопие, в свою очередь, может вызвать нарушение осанки.

У детей этого возраста слабо развиты сухожилия, фасции и связки. Поэтому при значительном натуживании и подъеме тяжести брюшной пресс 6–7-летнего ребенка может растягиваться и приводить к образованию вздутого, отвислого живота, с последующим расхождением мышц и образованием грыж. Роль двигательной активности в развитии 7- летних детей остается важной, особенно в развитии головного мозга. Больше всего привлекает ребенка та информация, которая связана с движением. Это обусловлено тем, что подавляющая часть структур мозга в той или иной степени отвечает за организацию и проявление этой функции, а более 80% массы тела приходится на двигательный аппарат, то есть самодвижение для ребенка является возможностью реализовать генетически обусловленные потребности мозга и тела.

С началом обучения в школе меняется весь образ жизни ребенка и, в первую очередь, это отражается на его двигательной активности - она уменьшается наполовину. Вместе с тем генетически обусловленная потребность в движении все–таки проявляется – за один урок первоклассник делает до 3000 непроизвольных движений. Но такая самопроизвольная двигательная активность ребенка удовлетворяет его потребность в движении не более чем на 20%. Не компенсируют потребность в движении и 2 урока в неделю физической культуры. Суточная норма двигательной активности в этом возрасте должна составлять 15 – 20 тыс. локомоций (движений).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: