Проблемы, вызванные особенностями физического развития




В подростковом возрасте происходит довольно бурный рост тела, увеличивается его масса, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета, формирование мышц, сухожилий и суставного аппарата требуют направленного физического воздействия. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеет ускоренное формирование мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а впоследствии способствует деформации скелета.

Отсутствие в этот период регулярных целенаправленных физических тренировок тормозит правильное развитие опорно-двигательного и мышечного аппарата ребенка. Формируются дефекты осанки: сутулость, круглая спина, сколиоз. Снижение нагрузок на стопу не позволяет укрепить мышцы ее свода, что ведет к развитию плоскостопия.

Всё это снижает рессорные функции позвоночника, приводит к микротравмам даже при незначительных бытовых движениях, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности – наблюдается быстрая утомляемость, головные боли.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов – сердца, легких, пищеварительной системы.

Важные изменения происходят в деятельности нервной системы подростка.Прежде всего следует отметить те изменения, которые происходят в коре головного мозга. В предшествующий период развития нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Кора всё больше приобретала способность оказывать тормозящее влияние на подкорковые структуры. Но в период полового созревания основ наблюдается усиление подкорковой активности. В поведении подростка отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. К 16-17 годам тормозящая роль коры головного мозга снова укрепляется. Старшие подростки всё же более сдержаны, менее раздражительны, что способствует проявлению уверенности в своих силах.

Однако в этом периоде возбуждение преобладает над торможением, и поэтому подростки так бурно реагируют на внешние воздействия. Состояние ЦНС определяют особенности поведения подростков (74, с. 30): а) может быть равнодушен даже к важным и значимым для него событиям (реакция взрослого – "бесчувственный", "равнодушный"); б) бурная реакция по пустякам ("нервный"); в) проявление негативизма – отказ в грубой форме, сделать всё по-своему, пусть даже знает, что поступает неправильно; г)нарушение уравновешенности - эмоциональность, обидчивость (особенно у девочек), ранимость, «шумные» реакции, сопровождаются ненужными движениями – не могут усидеть спокойно на месте, возня на уроке, вертят что-нибудь в руках (особенно мальчики).

Утомляемость довольно частое явление в жизни подростка. Физиологи так описывают этот механизм у подростков (его особенности): сначала появляется двигательное беспокойство, так как нервные центры уже не в состоянии затормозить нежелательные движения, в которых и проявляется повышенная возбудимость нервной системы. Затем наступает сонливость, дремота или, напротив, сильное возбуждение. Это неблагоприятно отражается на поведении и на учебной деятельности подростка (74, с.31). Итак, в такое состояние подросток попадает вследствие особенностей его нервной системы, часто он не осознает своего состояния, а если и умеет потом оценить как негативное, то пока еще не может (в силу незрелости его нервной системы) контролировать свои действия. Но как же должен вести себя взрослый? Не замечать? Какими должны быть его реакции на проявление усталости? Чем взрослый может помочь ребенку?

Опыт показывает, что в норме эти объективные проблемы преодолеваются самим подростком, а возможно, и не проявятся совсем, но при неправильной реакции со стороны взрослого на их основе у подростков будут формироваться негативные черты поведения – несдержанность, развязанность и т.п. Физиологи и психологи утверждают, что эти особенности могут быть объективной причиной для проявления трудностей, «изъянов» подросткового характера, но взрослый не должен оправдывать сложное поведение подростка только особенностями развития нервной системы, скорее всего, подростка необходимо настраивать на самостоятельное преодоление трудностей и плохого настроения.

Физиологические особенности проявляются как следствие роста и развития, НО следует помнить, что результат развития определяется тем, в каких условиях проявляются эти особенности и какие отношения развиваются у подростка со взрослыми.

Еще одна особенность в физическом (точнее, физиологическом) развитии подростка – происходит дальнейшее развитие мозга, его высших отделов – лобных областей коры, что делает его способным в овладении новыми видами умственной деятельности – растет осмысленность восприятия, становится легче организовывать произвольность внимания. Но здесь нельзя ожидать автоматического решения проблем. Как показывают исследования и физиологов, и психологов, логика физического развития определяет возможности для формирования таких качеств, как сдержанность, осмысленность действий, но насколько они проявятся в деятельности, зависит от целенаправленных действий со стороны взрослого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: