Юношеский период (17-21 год) отличается рядом психолого- физиологических особенностей, которые характеризуются завершением формирования и созревания организма, существенными изменениями личности, психологическим и социальным взрослением. Граница перехода от подросткового к юношескому возрасту весьма условна и по разным схемам периодизации приходится на разный календарный возраст. Согласно периодизации, принятой в возрастной физиологии, юношеский возраст у девочек начинается в 16 лет, у мальчиков в 17 лет.
Обычно считается, что к началу юношеского возраста основные физиологические системы уже созрели, однако данные, полученные в последнее время, свидетельствуют, что это далеко не так. Изучение результатов антропометрических измерений по 26 показателям выявило имеющиеся в этом возрасте преобразования частей тела (его длины, ширины плеч, ширины таза). Эти преобразования тесно связаны с изменением в выделении гормонов. Хотя внешние признаки полового созревания, казалось бы, указывают на его завершение в подростковом возрасте, результаты более углубленного изучения говорят о том, что в организме еще продолжаются существенные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием. В юношеском возрасте совершенствуются взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие упрощение регуляторных процессов, их экономизацию.
Отработка взаимодействия различных звеньев физиологических систем и взаимоотношения органов и систем вообще характерны для юношеского возраста, чему способствует разнообразная деятельность, когда формируются стереотипы физиологических реакций на многочисленные изменения внешних условий и внутреннего состояния. Как и в предпубертатном периоде, на фоне снизившегося темпа роста, у юношей и девушек вырабатывается способность к поддержанию стационарных состояний, физиологическая регуляция направлена на наиболее экономичное использование имеющихся функциональных резервов в организме.
|
Регуляция физиологических взаимодействий в организме юношей строится не на жестких связях между отдельными звеньями одной физиологической системы и разными системами, а на использовании минимально необходимого числа связей, на тонкой и гибкой координации взаимодействующих систем. Однако, как и в детском возрасте, становление этих физиологических механизмов происходит не само собой, а только в условиях постоянных упражнений и тренировок. Если у детей этому способствует их склонность к игровой деятельности, то у юношей это должно базироваться на реальной учебной и трудовой деятельности.
Важнейшая физиологическая особенность развития вегетативных процессов – резкое расширение резервных возможностей всех органов и систем. Это расширение идет в организме двумя путями: 1) за счет развития функциональных возможностей периферических органов; 2) за счет совершенствования центральных механизмов управления, поскольку в юношеском возрасте выявляется тенденция к экономизации реакций, направленных на вегетативное обеспечение двигательных задач, функционирования кардиореспираторной системы, вестибулярного аппарата, центров терморегуляции. Например, во время мышечной работы умеренной и большой мощности между системами кровообращения, дыхания, терморегуляции и другими отрабатывается тонкое взаимодействие, основанное на установлении минимального числа необходимых взаимосвязей, и лишь при утомлении оптимизация этих взаимодействий нарушается.
|
В результате этих изменений, затрагивающих периферические и центральные физиологические механизмы, резко возрастает надежность функционирования систем организма, что значительно повышает работоспособность юношей.
Продолжается структурное созревание коры больших полушарий: усложняется ансамблевая организация нервных элементов, увеличивается концентрация нуклеиновых кислот в клетках коры головного мозга, расширяются метаболические возможности нейронов. Результаты электрофизиологических исследований свидетельствуют, что к 17 годам совершенствуются механизмы функциональной организации мозга, как в покое, так и при разных формах умственной деятельности. Увеличивается роль лобных областей коры в восприятии внешней информации, происходит специализация полушарий в этом процессе, усиливается роль межполушарного взаимодействия.
Завершение дифференцировочных процессов в тканях (и в центральной нервной системе, и в периферических органах), формирование здорового типа регуляции, наряду с сохраняющейся еще пластичностью функций, создает уникальные условия для быстрого развития, для компенсации всех тех отставаний, которые могли накопиться по тем или иным причинам в более раннем возрасте. Адаптация к социальному окружению в эти годы происходит за счет наибольшего развития тех врожденных задатков, которые способны дать юношам самые большие шансы на успех в жизни.
|
Характеристика опорно-двигательного аппарата
В юношеский период продолжается рост позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей, но с меньшими темпами, чем у подростков. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается к окончанию юношеского возраста. Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков и юношей к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к двадцатипятилетнему возрасту.
В юношеский период происходит продолжение нарастания мышечной массы, которое началось с 14-15 лет. Масса мышц к 18-20 годам составляет 40%. Развитие мышцы, её сосудистой системы и иннервации продолжается до 25-30 лет, это проявляется в увеличении размеров (поперечника) волокон, их гликогеновых и жировых запасов. Все это существенно раздвигает рамки функциональных возможностей мышц. Одновременно повышается качество регулирования мышечной деятельности. На смену генерализованным, неэкономичным реакциям приходят очень специфичные, оптимальные по величине изменения именно тех показателей деятельности вегетативных систем регуляции, от которых зависит успешное решение двигательной задачи.
В юношеском возрасте увеличиваются в целом поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигаются гармоничные его пропорции, гармоничное развитие отмечается у 80-90% юношей.
Постепенное и поэтапное упрочение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростков и юношей делает необходимым постоянное слежение за формированием их правильной осанки и развитием мышечного корсета, следует избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости, функциональным нарушениям осанки.