Педагогической деятельности




 

ЦЕЛЬ физического воспитания и образования - формирование сознательного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям. Реализация этой цели позволяет решать проблему оздоровления нации, создание здорового образа жизни. ЗАДАЧИ физического воспитания принято рассматривать в системе образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных функций (см. по списку литературы).

Образовательные задачи:

1. Сформировать способность к овладению основами знаний в области физической культуры и способами их применения в целях физического совершенства.

2. Сформировать у детей и молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека.

3. Способствовать осознанию значимости систематических занятий физкультурой и спортом для достижения физического совершенства.

4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

5. Знакомство со специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, необходимыми для управления своими действиями в самых разнообразных условиях жизнедеятельности.

Воспитательные задачи:

1. Развивать потребность в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, практическом участии в двигательной деятельности как обязательном элементе здорового образа жизни; потребность в двигательном самовыражении.

2. Развивать целеустремленность, смелость, выносливость, решительность, ловкость, гибкость, способность к сотрудничеству, моральные, интеллектуальные, нравственные качества в моторной и когнитивной сферах деятельности.

3. Сформировать негативное отношение к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркомании).

4. Формировать потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности, развитию ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, формированию гуманистических отношений, приобретение опыта общения.

Развивающие задачи:

1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма (осанка, пропорциональность костной системы и мускулатуры, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подготовка организма к увеличенным нагрузкам и напряжениям, повышение устойчивости к неблагоприятным влияниям внешней среды).

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний.

3. Развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости – на уровне, оптимальном для данного пола и возраста, повышение мышечной силы.

4. Творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, обеспечение двигательных умений и навыков, необходимых в труде, военном деле, а также в целях самозащиты в экстремальных ситуациях.

5. Развивать способности, облегчающие овладение новыми формами движений, оптимальными для данного пола и возраста.

6. Формировать умения и навыки прикладного характера.

7. Обеспечить развитие физических качеств и координационных способностей.

Оздоровительные задачи:

1. Содействовать укреплению здоровья, разностороннему и оптимальному развитию физических способностей, формированию и развитию двигательных навыков, снятию утомления и повышению физической и умственной работоспособности.

2. Развивать и укреплять органы дыхания и сердечно-сосудистой системы, способствующие улучшению обмена веществ и повышению жизнедеятельности организма.

3. Предупреждать и осуществлять коррекцию функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма.

4. Сформировать способность к закаливанию организма, развитию гигиенических навыков, привычки повседневно заботиться о своем здоровье и др.

5. Осуществить формирование грамотного отношения к своему телу, содействующего развитию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

6. Привить ребенку навыки здорового образа жизни: обеспечить закаливание, выработку привычек и потребности к самостоятельным занятиям физической культурой в целях повышения функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью, повышения физической и умственной работоспособности, иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции; обучение рациональному дыханию, формированию правильной осанки, при необходимости ее коррекции.

 

Задачи физического образования и воспитания конкретизируются в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Физиологами и методистами в области физического воспитания и образования обоснованы и сформулированы задачи, решение которых требует последовательности и поэтапности в организации воспитательно-образовательного процесса (см. 22;26;31;41;43;46;47;49;52;57;63;72-75;78;84;97;119;120 и др.).

Задачами физического воспитания учащихся I-IV классов являются:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоничному физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение основами движений;

- развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявление предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;

- содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности; активизация и совершенствование основных психических процессов на основе овладения знаниями и двигательными навыками и умениями;

- расширение двигательного опыта учащихся посредством изменения и усложнения пространственно-временных и динамических параметров базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности; обучение учащихся групповому взаимодействию, развитие его посредством игр и соревнований;

- освоение основ знаний и умений, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движений.

 

Задачами физического воспитания учащихся V-IХ классов являются:

- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

- обучение основам базовых видов двигательных действий;

- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развитие волевых и нравственных качеств; выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре; соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

- выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции;

- воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами командно-игровой деятельности;

- создание представлений об индивидуальных психо-физиологических и физических возможностях, адаптивных свойств организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья и поддержания оптимального функционального состояния;

- обучение основам знаний о профилактике травматизма, коррекции осанки и телосложения;

- обучение основам психорегуляции эмоциональных состояний, использование ее в индивидуальных и коллективных формах занятий физической культурой и спортом;

- формирование организационно-методических умений и проведение самостоятельных форм занятий физической культурой с различной функциональной направленностью.

 

Задачами физического воспитания учащихся Х-ХI классов являются:

- содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия окружающей среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;

- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

- приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

- дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;

- формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функций отцовства и материнства, подготовке к службе в армии;

- закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;

- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

- дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической саморегуляции;

- расширение двигательного опыта посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности, овладение новыми системами физических упражнений;

- расширение объема знаний о разнообразных формах двигательной активности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;

- гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;

- формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в процессе коллективного общения и взаимодействия;

- формирование навыков и умений использования физической культуры как средства воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи, пропаганды здорового образа жизни, возрождения и культурного развития России.

 

Задачи физического воспитания и образования можно рассматривать и в контексте его основных направлений, среди которых можно выделить следующие.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА предполагает создание условий для занятий физкультурой: выполнение регулярных упражнений для различных групп мышц, суставов и связок; обеспечение определенной нагрузки, тренирующей те физиологические системы, которые обеспечивают движения (дыхательную, сердечно-сосудистую и др.). Попытайтесь самостоятельно сформулировать эти задачи.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьников дает возможность решать задачи физического развития личности. В основе трудовой деятельности школьников лежит их физическая активность. Труд, организованный педагогически грамотно, способствует физическому развитию школьников. Как бы Вы сформулировали эти задачи?

НРАВСТВЕННЫЙ аспект занятия физической культурой и спортом позволяет решать задачи нравственного развития личности. Так, коллективные (групповые) виды спортивной деятельности оказывают влияние на все психологические структуры личности: нравственное сознание, нравственные чувства, привычки и поведение в целом. Нравственные представления (понятия, взгляды, суждения, оценки) и убеждения формируются, скорее, не путем теоретических рассуждений, а в реальной практической деятельности – во взаимодействии спортсменов формируются прежде всего такие нравственные качества, как сотрудничество, взаимопомощь, ответственность. Общение с друзьями по команде и соперниками дает возможность спортсмену пережить свое отношение к действительности, к людям, к своему собственному положению. Задача учителя - побуждать учащихся в проявлении смелости, решительности, чувства собственного достоинства, помочь в преодолении трудностей (и объективного, и субъективного плана), эмоционального напряжения, возможно, болевых ощущений.

Сформулируйте задачи нравственного воспитания, которые возможно решать в индивидуальных и командных видах спорта, на соревнованиях и уроках физической культуры.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ аспект физического воспитания и образования. Посредством спорта становится возможным познание культуры других стран и народов: европейской – футбол, фехтование, бокс и т.п.; американской – регби, бейсбол и т.п.; восточные боевые искусства - каратэ, ушу, сумо, джиу-джицу и другие оздоровительные методики, а также познание родной культуры – русский рукопашный бой, городки, хоккей с мячом и др. Занятие спортом и участие в соревнованиях позволяют почувствовать общность интересов, соперничать только на стадионе, демонстрируя физическое совершенство.

А какие задачи в данном направлении выделили Вы?

ГРАЖДАНСКИЙ аспект физического воспитания. Физическое развитие человека предполагает такой уровень здоровья, силы, выносливости и т.д., которые позволяют ему проявлять достаточно высокий уровень работоспособности, выдерживать нагрузки, проявлять волевые усилия в достижении поставленных целей, преодолевать препятствия, проявлять энергичность, инициативность, уверенность в себе, а значит, и решать задачи, вытекающие из его гражданского самосознания. Таким образом, физическая подготовка человека обусловливает его поступки и деятельность в целом.

Физическая подготовка оказывает важное значение для подготовки юношей к службе в армии, выполнению гражданского долга: во многих школах выделяется военно-патриотическое направление, ведутся уроки по начальной военной подготовке.

Как Вы оцениваете необходимость данного направления в современной школе? Как бы Вы сформулировали воспитательные задачи?

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ аспект физического воспитания реализуется при условии понимания учителем (тренером) эстетической сущности каждого вида спорта. На этом основании он может реализовывать эстетический потенциал занятий физической культурой и решать задачи физического и эстетического развития личности. В решении этих задач используются средства эстетического воспитания – все виды искусства, в которых находит отражение красота человеческого тела, его движений – живопись, скульптура, балет, танец, ритмика, пластика и тех, где представлена спортивная тема, а также – раскрытие этих идей на занятиях физкультурой и спортом, помогая воспитанникам постигнуть их эстетическую сторону:

¨ способствовать развитию процесса эстетической оценки телосложения и телодвижений спортсмена; художественной выразительности человеческих движений;

¨ формировать новые эстетические представления, вкусы, идеалы об иных эстетических ценностях;

¨ развивать эмоционально-чувственную сферу личности;

¨ посредством спорта способствовать приобщению школьников к возвышенному, побуждению к поиску новых средств выразительности в движениях;

¨ ……………..

Что Вы еще можете добавить? Какие задачи Вы можете решать на занятиях по Вашему предмету?

В практике современной школы выделяются - ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ) и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ аспекты физического воспитания. Мы предлагаем Вам самостоятельно сформулировать воспитательные и образовательные задачи данных аспектов. Какие из них могут быть решены в преподавании Вашего предмета?

Таким образом, физическое воспитание обусловливает целостное развитие личности, является важнейшим звеном. Как отмечают педагоги, занимаясь относительно небольшим кругом физических упражнений, можно создать предпосылки по оказанию положительного влияния на многие другие виды деятельности. Физическое развитие проявляется как условие для разностороннего и целостного развития учащихся (131, с. 505).

 

Основные принципы физического воспитания и образования, зафиксированные в программном документе «Временный государственный образовательный стандарт»:

1. Демократизация воспитательно-образовательного процесса проявляется в преодолении единообразия форм физического воспитания, в изменении сути педагогических отношений, в переходе от подчинения к сотрудничеству, в обеспечении всем школьникам доступа к ценностям физической культуры.

2. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса направлена на соответствие средств, методов обучения и воспитания возможностям каждого ребенка, его интересам и склонностям.

3. Совместная развивающая деятельность детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

4. Сочетание деятельностного и личностного подходов, заключающееся в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования. Эти подходы диктуют необходимость использования активных методов обучения и воспитания, учета личностных особенностей каждого школьника.

 

При разработке концепций воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на физическое развитие школьников, важно учесть принципы:

- системности – наличие в структуре обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов;

- гуманизма как проявление бережного отношения к индивидуальным задаткам, отказ от унификации и излишней стандартизации занятий;

- индивидуально-типологического подхода к ученику как осознание уникальности его личности и биологической организации;

- непрерывности системы физического воспитания и образования;

- интеграции с предметами естественнонаучного и гуманитарного профилей;

- личностно-ориентированного подхода – признание ученика субъектом процесса обучения;

- разносторонности развития (физической подготовленности и одновременное содействие духовному и эстетическому обогащению, воспитанию волевых и моральных качеств);

- оздоровительной направленности (здоровьесберегающий принцип);

- учет половозрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип субъект-субъектных отношений.

 

Как Вы понимаете необходимость данных принципов в решении задач физического развития личности? Попытайтесь их обосновать САМОСТОЯТЕЛЬНО. Какие еще принципы Вы считаете необходимым включить в данный перечень? Обоснуйте, почему? Какие из них могут быть реализованы в преподавании Вашего предмета?

 

3.3. Содержание и средства физического воспитания и образования

 

В общеобразовательной школе физическая культура является обязательным учебным предметом, что отражено в Государственных образовательных стандартах. Физическая культура рассматривается как такая область образования, которая закладывает основы физического и духовного развития личности.

В Государственном стандарте предмета «Физическая культура» его содержание понимается как единство двух составных частей – ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ детей и подростков в сфере физической культуры и ТВОРЧЕСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ.

Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры. Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, также на умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Как и любой другой учебный предмет, содержание предмета «Физическая культура» предполагает базовую и вариативную части.

Базовый компонент содержания физической культуры включает основные блоки: а) знания; б) способы двигательной деятельности; в)способы физкультурно-оздоровительной деятельности; г) способы спортивной деятельности.

Этот компонент позволяет обеспечить личности достижения оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциалов общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. На основе базового компонента можно определить степень сформированности здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи.

Вариативный компонент содержания предмета «Физическая культура» обусловлен необходимостью учета индивидуальных особенностей и способностей детей, региональных и национальных условий, специализацией учителя и интересов учащихся и возможностей общеобразовательного учреждения. Материал по выбору учащихся и школы разрабатывает и определяет учитель.

Проанализируйте Государственный стандарт предмета "Физическая культура" и оцените, насколько эффективны условия для организации процесса физического развития школьников. Какие показатели позволяют судить о результативности физического развития школьников? Насколько Вы можете согласиться с данными формулировками?

 

В нашей стране можно выделить несколько подходов (см. 7;33;59;61;62;102 и др.) к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях. Первый ориентируется главным образом на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры, а также двигательных умений. В рамках второго подхода акцент делается на значимом тренировочном эффекте и высоком уровне развития физических качеств посредством увеличения объема обязательных занятий. Третий, спортивно-ориентированный, подход основан на рациональном сочетании классно-урочной и секционной форм занятий определенным видом спорта. Ставится задача формирования у учащихся привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности. В рамках четвертого, оздоровительного,подхода как высшая ценность рассматривается здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.

Какой из данных подходов, на Ваш взгляд, может быть наиболее эффективным в целях реализации задач физического развития личности? Или необходимо сочетание всех вышеназванных подходов?

СРЕДСТВА физического воспитания - физические упражнения, виды спорта и спортивных дисциплин, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой, режим, внешняя среда, отвечающая гигиеническим требованиям).

Физические упражнения становятся основным средством воспитания личности, так как вовлекают школьников в двигательную деятельность. Физические упражнения – это специально организованные и практически осуществляемые двигательные действия в целях решения задач физического развития личности (131, с. 515).

Особенность физического воспитания и образования - воздействие на организм человека, происходит в процессе двигательной деятельности. Двигательная активность школьников выступает ведущим условием физического развития и совершенствования личности. Физиологи определяют движение как важный естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировку различных его органов и систем (А. Г. ХРИПКОВА). Благодаря движениям, повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, человек лучше переносит нагрузки, он более устойчив к болезням. Благодаря движениям, развивается способность организма изменять при необходимости уровень обменных процессов, накапливать "про запас" энергию. Всё это благоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и возможностях человека – силе, ловкости, подвижности, выносливости. Именно поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нормального развития и здоровья личности в любом возрасте, но особенно в тот момент, когда организм растет. Благодаря движениям, возрастает жизненная емкость легких, увеличивается окружность и подвижность грудной клетки, полноценно развивается сердечно-сосудистая система. Наблюдаются положительные изменения в центральной нервной системе, под влиянием физической нагрузки уменьшается раздражительность, повышаются сила и выносливость организма. Однако движение требует определенного энергетического обеспечения и согласованной работы различных органов и систем, причем наиболее оптимальными являются только те движения, которые с физиологической и психологической точек зрения организованы грамотно и последовательно.

В спортивной педагогике физические упражнения представляют собой:

¨ естественные движения, непосредственно взятые из жизненной практики (бег, лазания, плавание, ходьба);

¨ видоизмененные для обеспечения специального воздействия (бег с высоко поднятыми коленями, с препятствиями, с мячом);

¨ абстрактные движения, не имеющие образца в труде или быту, придуманные в практике физического воспитания (аэробика, бодифлекс; игровые - футбол, баскетбол и т.д.) (131, с. 178-180).

Физические упражнения могут быть наполнены содержанием сугубо тренировочного, рекреационно-оздоровительного или развлекательного характера, они могут выполняться индивидуально или в группе, а также могут быть профилактические упражнения, направленные на предотвращение развития неправильной осанки, плоскостопия и т.п.

Как отмечают педагоги, школьников необходимо научить правильному, в полном смысле слова «культурному », выполнению движений, что влияет не только на физическое, но и личностное развитие, помочь ребятам освоить приемы самосовершенствования, создавать себя как личность, здоровую в физическом и духовном отношениях. Только тогда физические упражнения становятся фактором общего и физического развития личности.

Спорт рассматривается как специально организованная деятельность по целенаправленному развитию физических способностей, двигательных навыков и умений, направленных на достижение максимальных результатов в определенных видах физических упражнений (105, с.181). Занятия спортом требуют специальной, длительной и многосторонней подготовки. Это не просто выполнение физических упражнений, спортивная тренировка организуется с учетом их строгой дозировки и последовательности. Спортивные тренировки организуются в специальных группах (например спортивных школах или секциях), однако возможно включение отдельных видов спорта в систему школьных занятий. Каждый вид спорта обладает развивающими, воспитательными и оздоровительными возможностями.

ФУТБОЛ - игра связана с длительной физической нагрузкой на организм в целом и, в частности, – на сердечно-сосудистую, нервную системы, на опорно-двигательный аппарат. Самая большая нагрузка приходится на нижние конечности, отрабатывается сложная координация движений.

БАСКЕТБОЛ и РУЧНОЙ МЯЧ - спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Она требует от игроков автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности нервных процессов и совершенной деятельности анализаторов.

ВОЛЕЙБОЛ - спортивная игра отличается высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной мощности.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА - вид спорта объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными циклическими (спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными движениями (кросс, барьерный бег). Большая нагрузка во всех видах этого спорта приходится на опорно-двигательный аппарат (суставы, мышцы).

ГИМНАСТИКА. Спортивная и художественная гимнастика – это виды спорта со стереотипными движениями, способствующими физическому развитию учащихся и совершенствованию их двигательных способностей. Характерна строгая регламентация упражнений, важно четко следовать определенной форме в каждом движении. Степень точности определяется и качеством исполнения, и пользой от упражнения. Учащимся предлагается дозированная нагрузка. Гимнастика создает благоприятные условия для воспитания подтянутости в поведении, для понимания эстетики форм и движений тела, для приучения к вдумчивому анализу и тщательности в работе.

АКРОБАТИКА. Для этого вида спорта характерны сложные движения высокой степени пластичности, координации и точности в сочетании с силовыми элементами. В упражнениях участвуют различные группы мышц.

БОРЬБА (классическая, вольная, самбо, дзюдо). Все виды борьбы характеризуются нестандартными циклическими движениями переменной интенсивности, связанными с использованием больших мышечных усилий при активном противодействии сопернику. Здесь чрезвычайно важно умение падать, смягчая удары.

ПЛАВАНИЕ - вид спорта со стереотипными циклическими движениями в воде при горизонтальном положении пловца. Этот вид спорта оказывает развивающее и общеукрепляющее значение для опорно-двигательного аппарата, наращивания мышечной массы, оказывает положительное влияние на дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма, является хорошим закаливающим средством.

ТЕННИС, НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС, БАДМИНТОН - виды спорта с ситуационными циклическими движениями, требующими высокой динамичности, пластичности и лабильности нервно-мозговых процессов. Игры, которые развивают быстроту реакции, сосредоточенность, ловкость.

ЛЫЖНЫЙ СПОРТ. Занятия этим видом спорта требуют от учащегося высокого уровня развития выносливости в условиях дефицита кислорода. Для лыжника также важны пластичность, ритмичность движений, согласованность работы мышц конечностей и туловища с дыхательными движениями грудной клетки.

Особенно можно выделить и такие виды деятельности, в которых отражается эстетическая направленность движений – пластика, ритмика, танцы, хореография, аэробика. В опыте многих школ эти виды двигательной активности включаются как самостоятельные предметы в расписание наряду с уроками физической культуры.

Оздоровительные силы природы - когда используются естественные факторы: вода и воздух определенной температуры, солнце, обливания и закаливание. Грамотное использование сил природы выступает важнейшим средством физического воспитания и образования школьников и дошкольников.

Гигиенические факторы - это мероприятия личной и общественной гигиены, зарядка, режим, внешняя среда, отвечающая гигиеническим требованиям.

Зарядка помогает организму быстро перейти от сна к бодрствованию, выводит из пассивного состояния, готовит к предстоящей активной деятельности: центральная нервная система настраивается на рабочий ритм, повышается работоспособность, появляется чувство бодрости и жизнерадостности.

Режим дня с физиологической и психологической точек зрения понимается как рациональное чередование работы и отдыха, является одним из важнейших средств повышения работоспособности, ответственности за свои действия. Режим дня позволяет организовать себя, учесть увлечения и особенности организма, приучает к точности и аккуратности, обязательности и усидчивости, способствует достижению поставленных целей.

В числе других средств физического воспитания и образования выделяются:

- н ачальная военная подготовка (учебно-боевая деятельность) - подготовка к выполнению воинских обязанностей в государстве, установленных законом, влияет на духовную и физическую сферу юношей, на занятиях воспитываются качества, необходимые для службы в армии.

- трудовая деятельность как основной вид человеческой деятельности, игра, досуг и развлечения, подвижные игры также выступают как средства физического воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста.

Оцените, насколько в названных средствах физического воспитания и образования отражается возможность реализации его содержания - и его ориентирующей части, и его творчески деятельностной части. Какие виды деятельности Вы считаете нужным включить в число средств физического воспитания и образования с тем, чтобы решить все важнейшие задачи физического развития личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: