Характеристика психических и социальных процессов




Психологи выявили особенности влияния телесных свойств человека на его психическое развитие и поведение. Такие показатели, как относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на некоторые физические свойства, например, имея преимущества в росте, весе и силе мальчики-акселеранты могут без труда превосходить своих сверстников в спорте и иных занятиях. Зрелость и внешний вид имеют определенную социальную значимость для окружающих людей, в том числе и сверстников. Чаще всего они становятся лидерами в школьном классе, у взрослых они вызывают соответствующие оценки и ожидания. Довольно часто возникает проблема в том, что внешние данные не соответствуют его индивидуальным особенностям. По некоторым социальным характеристикам могут еще сохраняться черты "детскости" (Цит. по 46, с.35).

Можно отметить и положительные стороны в развитии юношей-ретардантов. Если мальчику-акселеранту не нужно затрачивать особых усилий для достижения высоких результатов, их преимущества очевидны, то мальчикам-ретардантам приходится затрачивать достаточно много усилий, преодолевать многие трудности (конечно, при условии, что у мальчика возникает потребность в самосовершенствовании). Но у ретардантов (как негативное явление) могут дольше сохраняться черты детскости, т.е. их поступки могут быть «инфантильные, не соответствующие возрасту и уровню развития,.. преувеличенная, рассчитанная на внешний эффект и привлечение к себе внимания активность или, наоборот, замкнутость, уход в себя» (46, с. 37). У мальчиков-ретардантов вполне может развиваться необоснованно завышенная самооценка и уровень притязаний. Занятия физической культурой могут внести существенные коррективы в процесс личностного развития школьников, создавая реальные условия для самосовершенствования и самоутверждения сформированных черт и качеств.

Темпы физического созревания девушек воспринимаются иначе. Если раннее физическое развитие мальчиков в глазах окружающих приветствуется, то раннее развитие девушек имеет противоречивые последствия. Акселерированая девочка становится крупнее и своих ровесниц, и большинства мальчиков-одногодков. В то же время к общению с более старшими и мальчиками, и девочками она зачастую еще психологически не готова. Возникают трудности в межличностном общении (27, с. 38).

Выявляются и закрепляются индивидуальные черты личности. Появляется потребность в стремлении выразить свою привлекательность.

В юношеском возрасте уже становится очевидным, к какому соматипу принадлежит школьник: эндоморфный (рыхлый, с избытком жира), мезоморфный (стройный, мускулистый) и эктоморфный (худой, костлявый). Все они обладают неодинаковой привлекательностью в глазах сверстников, вызывают разные ассоциации, становятся поводом для насмешек или восхищения. Данные аспекты в процессе физического развития юношей и девушек оказывают важнейшее влияние на их самооценку и самоуважение. Опыт показывает, что для решения всех этих проблем большое значение имеет физическая культура (специальные комплексы упражнений), рациональное питание и режим. Многие примеры из окружающей нас жизни доказывают это. Однако именно взрослые (и учителя, и родители) должны сориентировать юношей и девушек в тех возможностях, которыми обладают занятия физической культурой и спортом.

Внешность сама по себе не имеет значения для формирования «Я-концепции» личности, но отношение других людей (в первую очередь сверстников), личностные представления о красоте и нормах физического развития обусловливают ее содержание. Проблема внешности (рост, сила, тип телосложения и т.п.) имеет одинаковое значение, как для девушек, так и для юношей (и в восприятии себя, и в восприятии противоположного пола). Психологи отмечают, что те юноши и девушки выглядят более уверенными в себе, а следовательно, и более инициативными, общительными, у кого «Я-концепция» совпадает с положительной оценкой других. Данные выводы обосновывают важность физического воспитания и образования в личностном развитии юношей и девушек.

Физиологи отмечают, что основные направления развития физического потенциала человека в юношеском периоде – повышение уровня силы и выносливости, достижение высокого уровня координации движений в физических упражнениях.

В период юношества завершается развитие центральной нервной системы. Непосредственным результатом этого процесса оказывается достижение высокого уровня совершенства анализаторно-интегративной деятельности коры головного мозга. Возрастает подвижность нервных процессов, хотя сохраняется некоторый дисбаланс соотношения возбуждения и торможения, с преобладанием возбуждения над торможением. Развитие второй сигнальной системы достигает высокого уровня специально организованной работой).

Необходимо развитие осознанного использования теоретических знаний в учебно-тренировочном процессе, направленном на формирование жизненно важных профессиональных, военно-прикладных, спортивных умений и навыков, физических качеств. Юноши и девушки должны знать, как влияет движение на организм человека (сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы), это стимулирует процесс их физического самовоспитания.

Процессы физического развития неразрывно связаны с проявлением психического и социального аспектов. Особенности физического развития оказывают влияние на формирование «Я-концепции» личности, ее мотивацию, моральную и волевую активность. Всё это обосновывает необходимость физического воспитания и образования всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, можно утверждать, что биосоциальная сущность ребенка обязывает школу учитывать как биологические особенности развития ребенка, так и обращаться к его социальным характеристикам. Гуманистический подход к физическому воспитанию должен принимать во внимание специфические возможности и методы обучения, соответствующие каждому этапу индивидуального развития ребенка.

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Проанализируйте известный Вам опыт начальной, основной (неполной) средней, полной средней школы, выявите его положительные и негативные стороны в аспекте возможностей физического развития младших школьников, подростков, юношей и девушек.

Каким, на Ваш взгляд, должен быть воспитательно-образовательный процесс школы в целях создания благоприятных условий для физического развития школьников? Что Вы можете предложить?

Какую роль будет играть Ваш предмет – история, литература, русский и иностранный языки, естествознание (природоведение), труд, физкультура и др. в целях физического развития школьников разных возрастов?

Задание

Составьте социально-психологический портрет младшего школьника, подростка, юноши и девушки, в котором просматривались бы характеристики физического совершенства. (Вы можете использовать наше пособие. См. Часть 3).

Сформулируйте те черты и характеристики физически совершенной личности, которые должны (могут) характеризовать их сознание и самосознание, чувства и поступки. (См. в данном пособии предыдущие разделы).

__________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: