Факторы, обусловливающие физическое развитие




И здоровье личности

 

Для того, чтобы оценить, насколько существующая система физического воспитания и образования школьников является эффективной и действительно помогает их физическому развитию, необходимо разобраться в том, какие факторы и в каком соотношении обусловливают это развитие.

Основными факторами физического развития человека являются наследственность, среда, воспитание и, как доказывают исследования физиологов, решающее значение имеет целенаправленная организациядвигательной деятельности. Особое значение приобретает вопрос о здоровье - насколько оно предопределяется психофизиологическими особенностями человека, а насколько образом жизни, уровнем воспитания в семье, уровнем культуры социальной среды, в которой осуществляется жизнедеятельность человека.

 

Физиологи утверждают о существующей у человека ВРОЖДЕННОЙ потребности в движении. В предыдущих главах мы уже размышляли о значении двигательной активности ребенка как необходимом условии его физического развития.

Современная педагогика не отрицает наличия врожденных природно обусловленных особенностей организма, которые представляют индивидуальную основу процесса развития способностей. Они определяются анатомо-физиологическими особенностями, строением нервно-мозгового аппарата человека, подвижностью, гибкостью или инертностью его психики и т.п.

Можно привести некоторые примеры, которые доказывают необходимость учета врожденных свойств личности.

¨ В спорте для достижения высоких результатов важны пластичность, прыгучесть, быстрота, сила, ловкость и др., а также такие психологические особенности личности, как воля, напористость, целеустремленность и т.п. Помните слова известной песни: "Трус не играет в хоккей"; или слова тренера: "Она создана для гимнастики". Всё это предполагает некоторый исходный уровень физического развития, обусловливающий успешность для овладения специфическими движениями. Эти особенности физиологического и психологического плана мы наблюдаем изначально, считая, что они даны человеку от рождения. Складывается мнение, что занятие спортом - удел только тех детей, кто имеет для этого способности.

¨ Из опыта мы наблюдаем, как одни дети уже в раннем возрасте проявляют высокий уровень подвижности, они активны, отличаются гибкостью, быстротой реакции, упорством и т.п. Другие же, напротив, медлительны, боязливы, испытывают меньшую потребность в движении, и даже специально организованные упражнения не помогают им в овладении названными качествами.

¨ ………………………….

А можно привести и другие примеры.

¨ При рождении у ребенка (как следствие гипоксии) едва просматривались безусловные рефлексы. Однако комплекс физических упражнений – плавание, гимнастика, массаж – позволил ребенку в течение достаточно короткого времени не только достигнуть «нормы» физического развития, но и «обогнать» своих сверстников, физиологические показатели которых при рождении были в пределах нормы (начал раньше сидеть, ползать, ходить и говорить). Примечателен тот факт, что физиологически зрелые младенцы, которые были лишены активности в движениях (излишняя опека со стороны взрослых, изнеженность условий развития), проявляли основные двигательные характеристики с большим опозданием, в дальнейшем они проявляли меньшую активность, решительность, упорство, почти не проявлялась инициативность в деятельности.

¨ Известны ситуации, когда при рождении у ребенка поражены опорно-двигательная и нервная системы, например, неподвижность кистей рук, однако целенаправленные упражнения - гимнастика, овладение навыками игры на аккордеоне, развитие мелкой моторики - способны развить гибкость и подвижность суставов (естественно, достижение результатов зависит от степени поражения органов).

¨ ……………………………………………….

Что Вам подсказывает Ваш опыт?

Считается, что от природы передаются только ЗАДАТКИ - особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые имеют анатомо-физиологическое строение и выступают в качестве предпосылок развития СПОСОБНОСТЕЙ. Задатки, как анатомо-физиологические особенности строения психических свойств и процессов, у каждого человека выражены по-своему, однако следует учитывать и такой фактор, как накопленный в процессе индивидуального развития личности запас двигательных действий, достигнутый уровень в сформированности физических качеств и психических состояний. Особенности их проявления во многом определяются средой (индивидуальной ситуацией их развития) - насколько ребенку уже в самом раннем возрасте «позволяют» быть активным и деятельным. Взрослые ограничивают его деятельность или создают дополнительные стимулы для проявления его активности, инициативы, находчивости и др.

Современная наука утверждает, что задатки – это только «возможность, а превратится ли она в действительность - зависит от множества условий» (86, с.12). Прирожденные дарования обеспечивают человеку возможный уровень включенности в деятельность, легкость или трудности в овладении различными видами деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной. Наличие задатков обусловливает успешность овладения двигательными навыками и достижения достаточно высокого уровня в их развитии.

Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности (в движении, при выполнении определенных упражнений), и только той деятельности, которая не может не осуществляться без наличия этих способностей. Задатки (способности) обусловливают разную степень включенности ребенка в деятельность и разные результаты достижений. Если же задатки не развивать, они могут не проявиться. Отсюда следует, что МОЖНО и НУЖНО создавать условия для овладения физкультурно-спортивной деятельностью, для развития основных физических качеств, что можно учить всё это делать грамотно, последовательно развивая их индивидуальные особенности, а их развитие (совершенствование) обусловливает и усложнение деятельности.

Однако следует четко обозначить цели физического развития, воспитания и образования, формулирование которых обусловлено прежде всего индивидуальными особенностями физического развития ребенка, его интересами, желаниями и настроением. Это имеет отношение к планированию воспитательно-образовательного процесса и в спортивных, и в общеобразовательных школах.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ подход в современной педагогике состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для развития двигательных навыков, которые обусловливают включенность школьника в физкультурно-спортивную деятельность, а его индивидуальный путь развития покажет, какого уровня может достигнуть ребенок. Или физкультурно-спортивная деятельность определит профессиональный путь его развития, или сформированные идеалы, интересы, потребности и привычки в занятиях физической культурой позволят ему создать здоровый образ жизни.

Современная концепция физического воспитания и образования построена на идее – не формировать спортсмена-разрядника, а помогать в овладении двигательной активностью, развивать физические качества. Для решения этих задач НЕОБХОДИМА физкультурно-спортивная деятельность, важно, чтобы у ребенка сформировалась потребность в овладении этой деятельностью.

Итак, биологический фактор играет важную роль в физическом развитии личности, однако социальное окружение и воспитание (обучение) имеют не меньшее значение. Именно среда (природная и социальная) оказывает влияние на формирование эталонов физически совершенного человека и создает стимулы для их достижения, а школа создает благоприятные условия для физического развития личности.

Какую позицию заняли Вы? Какой Вам видится «идеальная» школа, где становится возможным ПОЛНОЦЕННОЕ физическое развитие личности?

__________________________________________________________________

Вопросы для размышлений

Насколько Вы можете согласиться с опытом семьи Б. и Л. НИКИТИНЫХ о том, что детский манеж тормозит физическое и умственное развитие младенца (Цит. по 80).

Как утверждают специалисты, здоровье на 50% обусловлено образом жизни, на 15-20% - социальными и природными условиями, на 15-20% - генетическими факторами. Означает ли это, что ежедневные занятия физической культурой в школе увеличат уровень здоровья детей? (Цит.по 15).

Как бы Вы ответили на этот вопрос?

__________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: