Особенности развития физических качеств




Развитие физических качеств в процессе онтогенеза происходит неравномерно и гетерохронно, поэтому каждому возрасту свойствен определенный уровень развития двигательных качеств. Для развития каждого качества имеются «сенситивные» (чувствительные) периоды, когда может быть получен наибольший прирост.

На протяжении младшего школьного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров, подвижности нервных процессов, скорости развития возбуждения и скорости проведения в нервных и мышечных волокнах, а также увеличение скорости расслабления мышц. Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты – время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. Основное ускорение развития быстроты начинается с 9-10-летнего возраста до 13-15 лет, если в это время ее не развивать, то в последующие годы возникшее отставание трудно ликвидировать. Время двигательной реакции особенно быстро уменьшается в 9-11 лет, скорость одиночных движений наиболее эффективно развивается в 9-13 лет.

Различия в скорости бега у мальчиков и девочек до 10-11 лет оказываются несущественными, а затем скорость больше нарастает у мальчиков. Время скоростных упражнений для детей младшего школьного возраста не должно превышать 5-6 сек.

Развитие силы происходит относительно равномерно с 8 до 10 лет, а наиболее интенсивный прирост приходится на более поздний возраст.

Абсолютная мышечная сила в младшем школьном возрасте нарастает умеренно. Ее прирост связан с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы. Развитие относительной силы начинается с 7-8 лет, когда скорость прироста силы опережает прирост веса.

Сила мышц мальчиков и девочек в 7-8 лет практически одинакова, а в 10-11 лет, в связи с более быстрым развитием женского организма, сила девочек превышает силу мальчиков. В 9-11 лет увеличивается сила мышц разгибателей туловища, бедра и подошвенные разгибатели. Это позволяет детям более длительное время сохранять выпрямленные позы по сравнению с детьми 6-7 лет.

Скоростно-силовые возможности ребенка развиваются постепенно, по мере повышения лабильности мотонейронов, скорости активации и вовлечения в работу отдельных двигательных единиц, возможности их синхронизации. Эти функциональные особенности определяют так называемую взрывную силу, которая проявляется в показателях бросков, прыжков, метаний.

Некоторое увеличение прироста скоростно-силовых показателей выявляется в 8-9 лет, но основной прирост отмечается лишь после 11 лет. Скоростно-силовые способности легче реализуются у мальчиков в 8-9 лет, у девочек в 7-8 лет.

Общая выносливость начинает увеличиваться в младшем школьном возрасте, когда достаточного морфофункционального развития достигают сердечно-сосудистая и дыхательная системы и увеличиваются значения максимального потребления кислорода. В возрасте от 8 до 11 лет заметно увеличивается выносливость к аэробной работе (составляющей 50% от максимальной мощности), но не растет выносливость к анаэробной работе (100% максимальной мощности).

В возрасте 8-10 лет увеличивается скоростно-силовая выносливость при прыжках вверх, тогда как статическая выносливость при поддержании статических поз и при выполнении статической работы (в упражнениях вис, упор и пр.) невелика. Статические усилия вызывают неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы, сопровождаются сильно выраженным феноменом статических усилий (послерабочего усиления дыхания и сердцебиения) и требуют длительного восстановления. У младших школьников даже при небольших локальных напряжениях нарастание легочной вентиляции и потребления кислорода замедлено, электрическая активность работающих мышц резко увеличена, появляется напряжение на неработающих мышцах. С 8 до 10 лет статическая выносливость увеличивается на 40-50 %, ее интенсивное увеличение происходит в более старшем возрасте.

Различные проявления ловкости развиваются в разные возрастные периоды. Ловкость менее других качеств контролируется генетически и относится к наиболее тренируемым качествам. Наибольший рост способности управлять пространственными параметрами движений отмечается от 7 до 10 лет. Сдвиги координационных способностей детей связаны с совер-шенствованием функций лобных долей в этом возрасте, что, в свою очередь, ускоряет формирование двигательных навыков, улучшает процессы программирования, внесения сенсорных коррекций в моторные программы, повышает способность выделять из внешних сигналов наиболее информативные признаки, усиливает речевую регуляцию движений. Все это улучшает проявление ловкости у детей.

Различают ловкость «телесную» и «предметную». Их развитие протекает гетерохронно. Особенно выражена разновременность развития для отдельных показателей «предметной» ловкости. Показатели координации и точности движений у 7-8-летних детей в 1,5 – 2 раза хуже, чем у 14-15-летних. Они резко ухудшаются при малейшей недостаточности зрительной информации. На 30-50% они менее стабильны, чем у 11-12-летних детей.

Гибкость является одним из наиболее ранних по развитию и менее тренируемых качеств. Начиная с 4-летнего возраста, оно быстро совершенствуется на всем протяжении младшего школьного возраста, благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским во всех возрастных периодах.

Дети младшего школьного возраста отличаются при физических нагрузках быстрым врабатыванием и быстрым восстановлением. В этом возрасте характерны малая выраженность устойчивого состояния (стабилизации показателей физиологических функций при циклической работе) и быстрое развитие утомления. Для них непереносима монотонная деятельность, тяжелы статические нагрузки.

Наиболее адекватными для детей являются кратковременные динамические нагрузки с небольшими интервалами, более длительные циклические упражнения невысокой мощности (аэробного характера) и скоростно-силовые упражнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: