Физиологические и психологические основы




Физического развития личности

 

Педагогическое содействие физическому развитию личности требует осмысления физиологических и психологических основ данного процесса. Что подлежит развитию? Проявление каких физиологических и психологических структур лежит в основе процесса физического развития личности? В каких чертах и характеристиках воплощаются эти структуры? В каком соотношении они находятся? Какова их роль в целостном процессе физического развития личности?

Рассмотрение данного вопроса позволит педагогу-практику искать те виды деятельности, в которых становится возможным проявление исовершенствование этих черт и характеристик, а также – правильно подбирать формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия.

В предыдущей части нашего пособия «Цель и сущность процесса воспитания» (Часть 4) мы уже описывали физиологические и психологические основы развития личности, которые являются общими характеристиками, однако, проявляясь в разных аспектах целостного развития личности (например гражданском, нравственном, эстетическом, физическом и т.д.), приобретают специфические особенности в зависимости от условий их реализации.

Физиологические основы

Физическое развитие личности происходит как процесс овладения двигательной деятельностью, а потому занятия физической культурой и спортом выступают неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса школы.

Движение как перемещение тела в пространстве - локомоция - важнейшая форма двигательной активности. Для человека характерно четыре вида локомоций - ходьба, бег, прыжки, лазанье.

На решающее значение двигательной деятельности в формировании и развитии человека обращали внимание выдающиеся физиологи нашей страны

И.М. СЕЧЕНОВ и И.П. ПАВЛОВ, которые утверждали, что физическое и психическое в человеке выступают в единстве и взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором развития личности в целом.

Значение физической активности для поддержания и укрепления здоровья и как лечебного средства известно из древности. Особенно актуальной проблема оптимизации двигательной активности стала в последнюю четверть ХХ века. Мышечная активность способствует снижению тревожности, эмоционального напряжения, оказывает антистрессорный эффект, снижает агрессивность, увеличивает уверенность в себе и улучшает самооценку, способствует снятию фрустраций.

И.А. АРШАВСКИЙ выделял двигательную активность как фактор декодирования и реализации программы индивидуального развития, закодированного в программе зиготы (6, с. 24-26). Он показал, что без достаточной двигательной активности ребенок не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом периоде организм не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности. Чтобы приобрести дополнительные энергетические ресурсы, расширить их, необходимо затратить уже имеющиеся.

Важное значение для обоснования необходимости двигательной активности имеет положение о кинезофилии (М.Р. МОГЕНДОВИЧ), которая основана на существующей у человека врожденной потребности в движении. Уровень двигательной активности является генетически обусловленной величиной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными особенностями детского организма. Детский и подростковый возраст - это периоды интенсивного роста и физического развития, а потому так важно проявление двигательной активности - это способствует овладению двигательными координациями, расширяет резерв адаптации функциональных систем, создает волевой настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим.

Ограничение двигательной активности детей и подростков - гиподинамия ( или гипокинезия) уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движения, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, общая масса циркулирующей крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется время общего круговорота крови.

По мере развития организма с возрастом естественная потребность в движениях снижается, чему способствует и образ жизни. Отмечается, что чем меньше двигательная активность и чем быстрее наблюдается ее снижение, тем значительнее и раньше проявляются процессы инволюции, сужения функциональных возможностей организма. Это значит, что подавление двигательной активности в детском возрасте ведет к значительной задержке или полной остановке роста и развития даже при достаточном поступлении питательных веществ. Чем активнее скелетные мышцы, тем интенсивнее функционируютдругие системы организма. Это объясняется тем, что в ходе мышечной деятельности возникает напряжение всех морфофункциональных систем организма, развивается кислородное голодание, что ведет к тренировке, развитию и повышению приспособительных возможностей и резервов организма.

Таким образом, движение представляет собой наиболее эффективный способ адаптации организма к внешней среде. Систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме, потому она должна найти достойное место в воспитательно-образовательном процессе школы.

 

Физическое развитие человека проявляется в изменении функциональных состояний организма - это взаимосвязанные и взаимообусловленные в процессе индивидуального развития состояния. Совокупность морфологических и функциональных показателей следует рассматривать с позиции одного из основных принципов биологии - единства структуры и функции. Функциональные показатели рассматриваются как проявление жизнедеятельности структурных компонентов тела. Структуры и реализуемые ими функции не существуют независимо друг от друга, а находятся в диалектическом единстве. Для организации воспитательно-образовательного процесса важнейшее значение приобретает биологический закон: функция творит орган и сохраняет его работоспособность ( Н.А. АМОСОВ ). Это значит, что под влиянием физических упражнений происходят изменения в функциональных состояниях организма.

Функциональные состояние организма человека определяются наличием резервов его основных систем. По Н.М. Амосову, сумма "резервных мощностей" основных функциональных систем определяет количество здоровья, "суммарные резервные мощности" не только характеризуют состояние здоровья, но и определяют отношение человека к болезни.

По мнению физиологов, физическое развитие достаточно управляемый процесс. С помощью специально подобранных и организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха и т.п. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении все показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

 

Еще одна особенность, проявляющаяся в процессе физического развития, - неравномерность сформированности физического, когнитивного и психосоциального аспектов, а также физиологических систем и состояний.

Физиологи установили, что темп перестроек организма в различных физиологических системах неодинаков. Это касается и расхождений в становлении различных психических качеств, например, развитие воли может отставать от развития интеллекта (но возможно и опережающее развитие волевых процессов). Можно наблюдать противоречие в становлении физической, психической и социальной зрелости, что особенно ярко проявляется у подростков.

Наблюдается противоречивость в развитии физических качеств, например, рост и масса тела не «накапливаются» одновременно. Поэтому физическое воспитание должно помочь гармонизировать процесс физического развития, создавать благоприятные условия для развития "отстающих" функций и состояний.

 

Важным интегрирующим началом является положение Л.С.ВЫГОТСКОГО о том, что "обучение должно ориентироваться именно на те функции, которые созревают, и тем самым стимулировать дальнейшее развитие ребенка". Это положение реализуется в необходимости учета «стартового» состояния организма, достигнутого уровня сформированности двигательных навыков, функциональных систем и состояний и т.п., а потому возникает необходимость систематизации упражнений, выстраивании школьной программы в соответствии с характеристиками возрастного и индивидуального развития, становится важной последовательность и поэтапность в реализации образовательных программ.

 

Еще одно важное положение, значимое для педагогической практики, - теория И.П. ПАВЛОВА о единстве и целостности организма и регулирующей роли нервной системы. Это положение обосновывает необходимость включения в воспитательно-образовательный процесс школы программ, обеспечивающих не только физическую подготовку, но и интеллектуальную и психологическую, обеспечение их единства и взаимообусловленности (см. главу 1 нашего пособия).

 

Психологические основы

Личность проявляет себя на уровне сознания (ее суждения, оценки, убеждения и т.д.), эмоций и чувств (ее реакции на окружающий мир, переживания), поведения (ее поступки, привычки, стиль поведения). Содействуя физическому развитию личности, педагогу необходимо увидеть конкретное проявление данных психологических структур, в которых просматриваются черты физического совершенства. В решающей степени здоровье человека зависит от него самого, от его сознания и поведения. Физическое воспитание и образование направлены на развитие и совершенствование данных характеристик. Рассмотрим, как происходит их становление в процессе физического развития личности.

 

В теории физического воспитания существует термин "физкультурноесознание " (В.К. БАЛЬСЕВИЧ), в котором отражаются взгляды людей на понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы разностороннего развития личности. Физкультурное сознание включает в себя знания истории, теории и практики физической культуры и спорта, что способствует выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувства радости бытия, нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий, эмоционально-эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа.

Частью физкультурного сознания является способность высказывать суждения о явлениях физической культуры и спорта, умение обосновывать идеальные представления о совершенстве и красоте человеческого тела.

Физкультурное сознание обусловливает формирование готовности совершенствовать техническое мастерство, способность ориентироваться во времени, пространстве и игровой ситуации, дает возможность проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Всё это обеспечивает формирование у человека потребностей в сохранении здоровья, в организованной физкультурной деятельности, в нравственно-эстетическом переживании, прочно вводит физкультуру и спорт в повседневный, привычный образ жизни.

Таким образом, интеллектуальный компонент в системе физического воспитания и образования делает возможным развитие жизненных ценностей, понятий, потребностей, совокупность которых в теории спортивной педагогики называют физкультурным сознанием, что оказывает влияние на формирование мотивации. Исследования физиологов и психологов свидетельствуют, что доминирующим мотивом в занятиях физической культурой и спортом, создании здорового образа жизни является понимание личностью их значимости для поддержания хорошей физической формы и сохранения здоровья. Прежде всего, желание самого человека и его воля быть здоровым обусловливают его включенность в физкультурно-спортивную деятельность. Никакая внешняя сила не может обеспечить хорошего физического развития человека, если он сам не будет заботиться об этом. Следовательно, в системе физического воспитания и образования развитию мотивации, поиску личностных смыслов и ценностей физической культуры должно уделяться особое внимание.

На практике оказывается, что наиболее доминирующей у учащихся школ является мотивация на выполнение учебных нормативов. Подобного рода мотивация закладывает определенный стиль взаимоотношений учителя с учеником, в котором преобладает авторитаризм и формы долженствования. Такие мотивы, как показывает опыт, не поддерживают длительного интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Исследования физиологов и психологов показывают, что укрепления здоровья школьников не происходит, если стимулы для выполнения физических упражнений не лежат в самом упражнении, т.е. являются внешними по отношению к занятиям, что довольно часто и наблюдается на уроках физической культуры. На практике оказывается, что учащиеся стремятся к повышению физической подготовленности ради выполнения норм, ради выполнения требований к уровню их подготовленности, а не для укрепления здоровья, развития своих способностей.

Становление произвольных движений, освоение детьми двигательных действий - успешность их формирования в значительной степени зависит от степени осознания и осмысления детьми поставленной перед ними задачи. Осмысленность предполагает понимание и принятие ребенком того, чего от него хотят, а также наличия условий для самостоятельных действий. Только исполнительских качеств, которые демонстрирует ученик на традиционном уроке, недостаточно, важно развитие их инициативных действий, самостоятельности, избирательности.

На положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом оказывает влияние целенаправленное информационное воздействие со стороны учителя физической культуры - сведения о самоконтроле, об изменениях, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, о рациональном питании, режиме труда и отдыха, соблюдении гигиенических и санитарных требований и т.д. Личный пример учителя и его словесные убеждения могут решить эту задачу.

Формирование значимых мотивов для занятий физкультурно-спортивной деятельностью становится возможным в процессе овладения двигательными навыками, когда происходит развитие основных физических качеств - силы, гибкости, ловкости, быстроты и выносливости. Достижение человеком хорошей физической формы рождает ощущение бодрости, уверенности в своих силах, удовлетворенности своим внешним обликом.

Движения (специально организованные упражнения) позволяют личности испытать то, что И.М. СЕЧЕНОВ назвал "мышечным чувством ", а И.П. ПАВЛОВ "мышечной радостью". С психофизиологической точки зрения, стремление человека поддерживать хорошую физическую форму есть не что иное, как желание испытывать такие состояния его организма, которые дают ему возможность ощутить радость и хорошее настроение, бодрость тела и духа, - это то, что называют в жизни: "Быть в форме".

Потребность человека ВСЕГДА быть в форме приводит к формированию привычки, в которой отражается осознанная потребность в определенных действия, но выполнение которой уже не всегда требует волевых усилий, поиска каких-либо внешних стимулов; привычка предполагает некий уровень "автоматизма" действий. Таким образом, совокупность привычек (в движении, соблюдении гигиенических норм, зарядки, режима, рационального питания и др.) определяет своеобразный для каждого человека стиль поведения - стиль жизни (здоровый образ жизни).

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Сформулируйте задачи физического развития личности, вытекающие из понимания его физиологических и психологических основ. Это те задачи, которые необходимо решать в воспитательно-образовательном процессе школы, если мы считаем необходимым специально организованной деятельности (т.е. процессам воспитания и образования) придать естественный характер.

Попытайтесь оценить, насколько в известном Вам опыте школы по физическому воспитанию и образованию реализуются эти физиологические и психологические закономерности физического развития личности.

Попытайтесь составить социально-психологический портрет физически развитой личности, в котором ее черты и характеристики можно было бы расположить в соответствии с психологическими структурами: сознание, самосознание, чувства, поступки, воля. Это поможет Вам подбирать формы, методы и приемы педагогической деятельности, видеть их целесообразность для решения конкретных задач физического развития личности.

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Насколько Вы можете согласиться с высказываниями известных философов, врачей и педагогов.

АРИСТОТЕЛЬ: " Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие".

В. ГЕТЕ: "Природа не знает остановки в своем движении и наказывает всякую бездеятельность".

Т.ТАССО: "Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".

Ю.РЮРИКОВ: "Не умеешь двигаться - не умеешь познавать мир".

Прокомментируйте высказывание древних греков: "Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай". __________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: