Физического воспитания и образования




 

В настоящее время разработан Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура», который определяет базовый уровень предъявления учебного материала к знаниям, двигательным умениям и навыкам учащихся в зависимости от их возраста и уровня физической подготовленности. Основные положения Государственного стандарта в настоящее время являются временными.

Оцените, насколько реализация данного стандарта образования обеспечивает полноценное физическое развитие личности в каждом конкретном возрасте? Какие дополнения Вы считаете возможным внести? (См. приложение в данном пособии).

На основе образовательного стандарта разрабатываются программы по физической культуре, каждая из которых направлена на решение приоритетных задач физического развития личности. В качестве примера можно назвать программы, рекомендованные Министерством образования РФ, которые используются в практике современной школы, например:

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов (1996). Руководитель В. И. Лях.

2. Программа физического воспитания учащихся I-ХI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) (1996). Авторы

Е. Н. Литвинов, М. Я. Виленский, Б. И. Туркунов.

3. Программа «Физическое воспитание учащихся I-ХI классов с направленным развитием двигательных способностей» (1993). Авторы

В. И. Лях, Г. Б. Мейксон.

Программы могут иметь самую разную направленность и предполагают, что при высоком уровне профессионализма учитель физической культуры также может составить свою (авторскую) программу или адаптировать известные. В авторских программах, как правило, учитываются региональные, национальные особенности, уровень физической подготовленности учащихся, состояние их здоровья. Данные программы могут стать основой для создания системы физического воспитания и образования в каждой конкретной школе.

Какой Вы представляете себе программу по физической культуре учащихся в том или ином возрасте? Какие задачи в развитии личности Вы считаете приоритетными?

 

В последние годы для школьников разрабатываются учебники и учебные пособия. Возникает вопрос о целесообразности учебников по физической культуре. Первое экспериментальное учебное пособие было издано еще в 1980 году – «Физическая культура». 4-й класс / под ред. В.С.Каюрова и З.И.Кузнецовой. Через 7 лет выходит учебное пособие для учащихся 5-7-х классов под редакцией Г.Б.Мейксона и Л.Е.Любомирского. Эти пособия не были обязательными для использования в массой школе, однако практика использования подтвердила их необходимость.

В 1997 году впервые в федеральный комплект школьных учебников были включены учебники по предмету «Физическая культура» для I-ХI классов. Их появление вызвано велением времени, современными социально-бытовыми условиями и жизненной необходимостью. Одна из задач физического воспитания и образования – способствовать формированию потребности в занятиях физической культурой, а потому учебники содержат информацию, способствующую приобщению школьников к здоровому образу жизни, развитию интереса к занятиям физической культурой. Характеристика учебных пособий приводится по материалам "Настольная книга учителя физической культуры" (78, с. 167-219).

Впервые в нашей стране в издательстве «Просвещение» был подготовлен учебник для учащихся 1-х классов «Веселая физкультура» / под ред. Е.Н.Литвиновой и др.(1996). Занимаясь по этому учебнику, дети получают свои первые знания о здоровье и болезни, о гигиене и закаливании, о физических упражнениях и видах спорта, о правилах поведения на занятиях. Рассматривая эту книгу, играя, отвечая на вопросы, выполняя задания, отгадывая загадки, первоклассники приобщаются к здоровому образу жизни.

В учебнике три раздела: а) «Я умею» – о том, какими движениями должны овладеть первоклассники; предлагается оценить свои умения;

б) «Физические упражнения, полезные для работы сердца» – о том, какое значение имеют физические упражнения; в) «Этими видами спорта ты можешь заниматься» – о том, какие бывают виды спорта и как их правильно выбрать. К учебнику прилагается настольная игра «Путешествие в спортзалию» – это авторская разработка творческого коллектива.

Для учащихся 2-4-х классов этими же авторами подготовлено продолжение предыдущей части «Ура, физкультура!» (1996). Работая с данной книгой, школьники более подробно узнают о том, как физические упражнения влияют на рост, развитие организма и на его здоровье. В книге приводятся комплексы упражнений для развития силы, быстроты, ловкости, гибкости. В учебнике содержатся материалы для практического применения. Учащимся предлагается вести дневник самоконтроля, отмечать все те изменения, которые происходят в организме, - самочувствие, желание заниматься, нагрузка и ее переносимость, болевые ощущения, пульс и т.д. Предлагаются тесты для самопроверки сформированности основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, равновесия, быстроты; детей обучают наблюдать за своим внешним видом и ощущениями, чтобы не переутомляться и не причинить себе вреда.

Учебник для учащихся 5-7-х классов «Физическая культура» (1996), подготовленный под редакцией Г.Б.Мейксона и др., продолжает знакомить с двигательными умениями и навыками, предлагает самостоятельные занятия по их развитию. Содержание учебника способствует овладению школьниками основами личной физической культуры, здорового образа жизни; развитию творческого отношения к освоению способов двигательной, функционально-оздоровительной и спортивной деятельности, а также умения применять их в жизни.

Данный учебник состоит из трех разделов: а) «Что надо знать» – о спортивной одежде для различных видов спорта; б) «Что надо уметь» - о разных видах спорта, об их основных правилах и технических приемах;

в) «Занимайтесь самостоятельно» – о правилах самостоятельных тренировок.

Учебник для 8-9-х классов «Физическая культура» (1997), подготовленный под редакцией Л.Е.Любомирского и др., адресован подросткам 13-15 лет. С учетом возраста и индивидуальных возможностей большое внимание уделяется описанию упражнений для развития силы, выносливости, ловкости, скорости движений. По мнению авторов, книга может помочь каждому подростку стать физически здоровым, подсказать, как и сколько заниматься физическими упражнениями и различными видами спорта, как правильно организовать свой режим дня, закаливаться от простудных заболеваний и следить за своим физическим развитием. Авторы подчеркивают, что только ежедневные занятия физическими упражнениями укрепят организм, закалят волю, разовьют умения преодолевать различные трудности.

В разделе «Что надо знать» предлагаются правила здорового питания. В разделе «Самостоятельные занятия» подросткам даются советы по развитию координационных способностей, которые проявляются как возможности оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их. Именно развитие этих способностей составляет сущность физического развития в данном возрасте. В разделе «Занимайтесь спортивными играми» подростков обучают игре в бадминтон и правилам снятия мышечного утомления.

Учебник для выпускных классов «Физическая культура» (1997), подготовленный под редакцией В.И.Лях и др., предназначен в помощь учащимся для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Авторы считают, что овладение этими упражнениями поможет школьникам повысить двигательную активность, подготовиться к будущей трудовой деятельности, успешно сдать экзамен по данному предмету.

В разделе «Это важно знать» раскрывается значение занятий физическими упражнениями, личной гигиены, рационального режима дня, питания, самоконтроля, предлагаются приемы самомассажа и т.д. Этот материал углубляет знания, полученные ранее. В разделе «Тренируйтесь самостоятельно» представлен материал для самосовершенствования умений и навыков, приводятся упражнения и нагрузки, соотнесенные по состоянию здоровья, основные правила тренировок. Авторы ставят цель - научить учащихся оценивать различные стороны своей двигательной подготовленности и личные достижения. В разделе «Спортивные занятия по интересам» учащимся даются советы по совершенствованию двигательных навыков, помогающих овладению такими видами спорта, как легкая атлетика, баскетбол и др. (более подробно см. 38;64;70;76;78;79; 105).

 

Оцените целесообразность учебников и учебных пособий по физической культуре, валеологии, ОБЖ. На решение каких задач физического развития личности нацелено использование данных учебников? Каким образом возможно их использование в системе физического воспитания и образования?

В опыте известной Вам школы использовались эти учебники? Можете ли Вы на основании собственного опыта оценить их целесообразность?

 

3.7. Учитель в системе физического воспитания и образования

 

Учитель физической культуры играет ведущую роль в решении задач физического воспитания и образования школьников. Так, именно он для многих детей является единственным человеком, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии основных физических качеств, сформировать потребность в занятиях физической культурой и спортом, в организации здорового образа жизни.

Достижение целей, поставленных перед физическим воспитанием и образованием сегодня, может быть обеспечено только деятельностью учителя высокой квалификации. Реализация сущности и задач физического воспитания и образования требует от учителя физической культуры (см. 26;60;66;78 и др.):

¨ знания индивидуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья с тем, чтобы максимально полно реализовать имеющиеся резервы для формирования гармонически развитой личности;

¨ интереса к внутреннему миру ребенка, его особенностям;

¨ использование многообразных форм физического воспитания и образования;

¨ умения выбирать и использовать самые современные прогрессивные средства и методы для решения поставленных перед школой задач;

¨ овладения образцовым показом конкретного приема, действия при выполнении определенных упражнений (высокая специально-практическая подготовленность);

¨ умения при необходимости включаться в игру ребенка и другие виды деятельности;

¨ организации занятия, как в урочное, так и во внеурочное время;

¨ обеспечения подготовки и выступления школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за ее пределами);

¨ уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное к нему отношение; умение слушать и слышать ребенка;

¨ чуткого реагирования на инициативу детей в общении, учет их потребности в поддержке взрослыми.

¨ умения общаться с детьми индивидуально, выбирая позицию «глаза на одном уровне»; формирования у детей положительного отношения к сверстникам;

¨ не ограничивать естественный шум в спортивном зале;

¨ учитывать во взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности детей;

¨ поддерживать положительное самоощущение детей, способствовать формированию у них знаний о своих возможностях и способностях;

¨ владеть формами врачебного и педагогического контроля;

¨ соблюдать нормирование нагрузок, правил самоконтроля, профилактики травматизма;

¨ осуществлять непосредственное организационное и методическое руководство внеклассной работой по физическому воспитанию;

¨ направлять деятельность совета коллектива;

¨ организовывать работу спортивных секций и тренировок сборных команд, привлекая для этого физкультурный актив школы, учащихся детско-спортивных школ, учителей-предметников, родителей;

¨ обеспечивать подготовку физкультурного актива (юных инструкторов по спорту, юных судей по спорту, физоргов класса и др.);

¨ планировать общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия и обеспечивать их проведение совместно с физкультурным активом, педагогическим коллективом и родительской общественностью;

¨ обладать ясностью и логичностью мысли, убедительностью рассуждений;

¨ ……………………………………………..

Какими еще качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель физической культуры (тренер спортивной команды)?

 

Однако не только учитель физической культуры решает задачи физического воспитания и образования школьников. Если в условиях учебного заведения организован воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на полноценное физическое развитие личности, то каждый учитель решает определенные задачи в целостном процессе физического развития.

Администрация школы координирует мероприятия, проводимые во внеурочное время; помогает совету коллектива физической культуры в организации массовой спортивной и физкультурно-оздоровительной работы; содействует укреплению материально-спортивной базы школы и использованию других спортивных сооружений в районе, городе.

Классный руководитель также содействует активному участию школьников в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, следит за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических требований, а также пропагандирует необходимость ежедневной утренней гимнастики (проводит беседы с учащимися и родителями); он помогает физоргам планировать и проводить физкультурные мероприятия, тренировки спортивных команд класса для подготовки к соревнованиям; следит за систематическим проведением физкультминуток на уроках.

Воспитатель группы продленного дня следит за соблюдением режима дня учащимися; контролирует выполнение учащимися правил личной гигиены; организует туристические походы, массовые подвижные игры, прогулки, экскурсии, занятия физической культурой и спортом.

Школьный врач осуществляет медико-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, учитывает половозрастные и индивидуальные особенности.

Учитель биологии (валеологии, ОБЖ и др.) выполняет особую роль в процессе физического воспитания и образования школьников. Если учитель физической культуры прежде всего организует физкультурно - оздоровительную деятельность школьников (задачи физического развития решаются в процессе этой деятельности), то учитель биологии (ОБЖ, валеологии) на уроках и во внеурочных формах работы имеет возможность организовать учебную деятельность, направленную на познание анатомо-физиологических особенностей человека, на самопознание школьником физиологических особенностей своего организма, на осмысление условий для поддержания здорового образа жизни и т.п. Такие уроки способствуют формированию идеалов красоты человеческого тела, позволяют размышлять о возможностях самовоспитания, знакомят с основными условиями и формами здорового образа жизни (питания, движения, режима дня).

Учителя других учебных предметов

¨ следят за состоянием здоровья учащихся на уроке;

¨ обеспечивают соблюдение режима учебной нагрузки (утомляемость, напряжение, внимание, эмоциональное состояние);

¨ обеспечивают соблюдение гигиенических условий проведения уроков (освещенность, свежесть воздуха, чистота в помещении),

¨ по мере необходимости организуют физкультпаузы и физкультминуты;

¨ с целью повышения двигательной активности на уроке организуют подвижные перемены;

¨ ………………………..

Какие еще виды деятельности учителя на уроке будут способствовать физическому развитию школьников? Оцените, насколько в известном Вам опыте учителей реализуются эти требования.

3.8. Зарубежный опыт и проблема его использования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: