РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ




СИСТЕМЫФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Мы предложили Вам поразмышлять об одном из направлений в целостном процессе развития личности. Мы рассмотрели физическое развитие личности во всей его сложности. Вам были предложены материалы, на основании которых Вы можете самостоятельно составить социально-психологический портрет физически развитой личности с учетом психологических основ ее становления, проследить процесс ее развития на разных возрастных этапах развития личности.

Мы попытались представить Вам систему физического воспитания и образования, которая складывалась в нашей стране и продолжает совершенствоваться. Мы надеемся, что это поможет Вам в процессе практической деятельности выработать собственные подходы и принципы, разработать те формы и методы воспитания и обучения, которые составят стиль Вашей педагогической деятельности.

Мы познакомили Вас с зарубежным опытом физического воспитания и образования. Это позволит Вам оценить серьёзность постановки данного вопроса, увидеть озабоченность проблемой физического развития личности, которая проявляется во всём мире. Физическое развитие личности связывается с проблемой целостного развития личности. У Вас есть возможность сравнить зарубежный и отечественный опыт, оценить преимущества каждого, решить, что из практики зарубежного опыта возможно взять для использования в нашей школе.

В нашем пособии представлены различные точки зрения на каждый вопрос, который требует своего решения. Мы считали необходимым предоставить Вам возможность выразить свои суждения и оценки, выявить положительные и негативные стороны каждой точки зрения или подхода к решению проблемы. Только детальный анализ существующего опыта дает возможность сформировать грамотную, педагогически обоснованную позицию, прийти к созданию системы в работе, выработать собственный стиль педагогической деятельности.

Мы посчитали необходимым помочь Вам зафиксировать те суждения и точки зрения, которые могут стать исходными, которые в последующей практической деятельности будут уточняться, совершенствоваться, а возможно, изменяться и корректироваться. Педагогическая наука, конечно же, не может заменить собой педагогический опыт, но она может научить познавать этот опыт и использовать его в целях самосовершенствования свой личности. Осмысление теоретических и практических основ физического воспитания, мы надеемся, помогло Вам выработать установки и ориентиры, значимые для организации воспитательного процесса, а также – принципы и правила, на которых будет выстраиваться Ваша воспитательная деятельность.

 

 

Литература для самостоятельного изучения

 

Нормативные документы:

1. Закон «Об образовании» от 10.07.1992 и 07.08.2000 (новая редакция).

2. Временный Государственный образовательный стандарт: Общее среднее образование. Физическая культура (Авторы: В.И.Лях, В.Н.Шаулин, Г.Б.Мейксон. Научный руководитель В.С.Леднев). - М., 1998.

3. Концепция………………..

 

Философская и психолого-педагогическая литература:

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать /Ю.П.Азаров. - М., 1989.

2. Адаптация и здоровье: Учеб. Пособие /Отв. ред. Э.М.Казин. – Кемерово: Кузбссвузиздат, 2003.

3. Арвисто М. А. Теория и практика физической культуры /М.А.Арвисто. – М., 1986.

4. Агеевец В. У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности /В.У.Агеевиц, В.М.Выдрин //Спорт в современном обществе. – М., 1980.

5. Аршавский И. А. Физиологический механизм и закономерности индивидуального развития /И.А.Аршавский. – М., 1982.

6. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации /И.А.Аршавский //Возрастная физиология. – Л., 1975.

7. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи /В.К.Бальсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1.

8. Баранов Н. Л. Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков /Н.Л.Баранов и др. //Народное образование. – 1998. - № 9-10.

9. Белорусова В. В. Воспитание в спорте /В.В.Белорусова. – М., 1974.

10. Белорусова В. В. Тезисы этических бесед о спорте /В.В.Белорусова. – Л., 1987.

11. Белорусова В. В. Воспитание в процессе занятий физической культуры /В.В.Белорусова. – М., 1964.

12. Берштейн Н. А. О ловкости и ее развитии /Н.А.Берштейн. – М., 1991.

13. Блинов А. С. Учить здоровому образу жизни /А.С.Блинов //Педагогика. – 1993. - №.4.

14. Богданов Г. П. Внеклассная работа по физической культуре /Г.П.Богданов. – М., 1966.

15. Бойко А. Всё не так просто (о школьной физкультуре) /А. Бойко //Учительская газета. - 14.02.1989.

16. Боротра Ж.: Поборник спортивной педагогики //Перспективы: вопросы образования. – 1989. - № 4.

17. Введение в теорию физической культуры /Под ред. Л.Н.Матвеева. –М.,1983.

18. Виленский М. Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я.Виленский //Теория и практика физической культуры. – 1994. - № 9.

19. Выдрин В. М. Теория физической культуры (культурологический аспект) /В.М.Выдрин. – Л.: ГДОИФК, 1988.

20. Высочина Ю. В. Физическое развитие и здоровье детей /Ю.В.Высочина, В.И.Шапошникова //Физическая культура в школе. – 1999. - № 4.

21. Доман Г. Как сделать детей физически совершенными /Г.Доман. – М., 1998.

22. Драгунова Т. В. Подросток /Т.В.Драгунова. – М.: Знание, 1976.

23. Загорский ………………..

24. Зинченко В. П. Функциональная структура действия /В.П.Зинченко. – М., 1982.

25. Знание – сила. – 1987. - № 7.

26. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник /Е.П.Ильин. – СПб, 2000.

27. Ильина Т. А. Педагогика: Учебное пособие /Т.А.Ильина. – М., 1968; 1984.

28. История физической культуры и спорта /Под ред. В.В.Столбова. – М., 1983.

29. Казин Э. М. Концептуальные валеологические подходы к проблеме здоровья и развития в системе образования Кузбасса /Э.М.Казин и др. – Кемерово: Изд-во Кемеровского ИУУ, 1995.

30. Казин Э. М. Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы /Э.М.Казин и др. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 1999.

31. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека /Э.М.Казин, Н.Г.Блинова, Н.А.Литвинова. – М.: Владос, 2000.

32. Казин Э. М. Оздоровительная работа в условиях школы-интерната /Э.М.Казин и др. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001.

33. Казин Э. М. Разработка системы педагогического руководства физическим воспитанием и развитием учащихся в школе /Э.М.Казин. – Кемерово, 1996.

34. Казин Э. М. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования /Э.М.Казин и др. //Валеология. – 1997. - № 3

35. Казначеев В. П. Основы общей валеологии. Учебное пособие /В.П.Казначеев, Н.А.Склянова. – Новосибирск: Изд-во НИПКРО, 1998.

36. Каролис Динейка. Движение, дыхание, психофизические тренировки /Динейка Каролис. – Минск, 1982.

37. Касаткин К. Н. Болезнь как недостаток культуры /К.Н.Касаткин //Частная школа.. – 1995. - № 5.

38. Касаткин К. Н. Программа здоровья в школе /К.Н.Касаткин //Народное образование. – 1998. - № 9-10.

39. Качан Л. Г. Стратегия сохранения здоровья школьников /Л.Г.Качан. – Новокузнецк: ИПК, 2000.

40. Колесов Д. В. Физкультура в школе: состояние и перспективы /Д.В.Колесов, Г.Б.Мейксон //Советская педагогика. - 1988. - № 12.

41. Колесов Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка /Д.Е.Колесов, И.Ф.Мягков. – М., 1986.

42. Кольцова Н. Г. Физическое воспитание и всестороннее развитие личности /Н.Г.Кольцова //Теория и методика коммунистического воспитания /Под ред. Г.И.Щукиной. – М., 1974.

43. Комков А. Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников /А.Г.Комков //Теория и практика физической культуры. – 1998. - № 6.

44. Комков А. Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема /А.Г.Комков, Е.В.Антипова //Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 3.

45. Комков А. Г. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста /А.Г.Комков, Л.И.Лубышева //Физическая культура. - 2003. - № 1.

46. Кон И. С. Психология старшеклассника /И.С.Кон. – М., 1980.

47. Кононов И. Ф. Подросток и физическая культура /И.Ф.Кононов, Г.И.Куценко. – М., 1982.

48. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): Научно-методическое пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2004.

49. Кочетов А. И. Теория формирования личности: В 2 ч. /А.И.Кочетов. – Минск, 1997.

50. Крайг Г. Психология развития /Пер. с англ. /Г.Крайг - СПб., 2000.

51. Кружилина Т. Здоровьесберегающее образование: валеологический подход к организации педагогического процесса /Т.Кружилина //Основы безопасности жизни. – 1997. № 11.

52. Кузнецова З. И. Когда и чему: критические периоды развития двигательных качеств школьников /З.И.Кузнецова //Физкультура в школе. - 1975. - № 1.

53. Кун Л. Всеобщая история физической культуры /Пер. с венгерск. /Л.Кун – М.,1982.

54. Крюковский Н. И. Homo pulcher. Человек прекрасный /Н.И.Крюковский. – Минск, 1983.

55. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста; О физическом образовании в школе //Избр. пед. соч. /П.Ф.Лесгафт. – М.: Педагогика, 1988.

56. Лесгафт, П. Ф. Собр. соч. /П.Ф.Лесгафт. – М., 1951.

57. Литвинов Е. Н. Затраты окупятся с лихвой. Тестирование двигательной подготовленности школьников /Е.Н.Литвинов //Физическая культура в школе. – 1993. - № 6.

58. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций /Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 1998.

59. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации /Л.И.Лубышева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1.

60. Лубышева Л. И. Концепция формирования физически культурного человека /Л.И.Лубышева. – М., 1992.

61. Лукьяненко В. П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов /В.П.Лукьяненко //Физическая культура. – 1999. - № 1-2.

62. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры В.И.Лях. – 1990. - № 9.

63. Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте /В.И.Лях //Теория и практика физической культуры. – 1990. - № 3.

64. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-ХI классов /В.И.Лях //Программы общеобразовательных учреждений: Физическое воспитание учащихся I-ХI классов. – М.: Просвещение, 1986.

65. Лях В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков /В.И.Лях //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1.

66. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта /Пер. с немец. /Э.Майнберг – М.: Педагогика, 1985.

67. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках /С.М.Мартынов. – М., 1991.

68. Матвеев А. П., Методика физического воспитания с основами теории /А.П.Матвеев, С.Б.Мельников. – М.: Просвещение, 1991.

69. Матвеев А. П. Физическая культура личности как проблема педагогики /А.П.Матвеев //Физическая культура. – 1998. - № 2.

70. Матвеев А. П. Образовательная учебная программа /А.П.Матвеев //Физическая культура в школе. – 1996. - № 1.

71. Меньшиков Н. К. Труд и спорт /Н.К. Меньшиков. – Л., 1987.

72. Мир детства: Дошкольник /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М., 1980.

73. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М., 1981.

74. Мир детства: Подросток /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М., 1982.

75. Мир детства: Юность /Под ред. А.Г.Хрипковой. – М., 1983.

76. Мотылянский Р. Е. Физическая культура и возраст /Р.Е.Мотылянский. – М., 1967.

77. Муравов И. В. Спорт и физическая красота человека /И.В.Муравов. – Киев, 1981.

78. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

79. Неверкович С. Д. Построение программ по физической культуре для начальной школы /С.Д.Неверкович, С.П.Киршев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1997. - № 2.

80. Никитины Б. и Л. Мы, наши дети и внуки /Б. и Л.Никитины. – М., 1989.

81. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа /Ю.М.Николаев //Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8.

82. Образование. Личность. Здоровье /Под ред. М.Н.Лазутовой, Э.М.Казина. – Кемерово, 1996.

83. Овчинников В.В. Сакура и дуб. Корни дуба /В.В.Овчинников. – М., 1987.

84. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре /Авт.-состав. А.М.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: Дрофа, 2000.

85. Паке Д. История красоты /Д.Паке; Пер. с франц. - М.: Астрель, 2003.

86. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии /.В.Петровский. – М., 1976.

87. Петухов С.И. Системный подход к построению уроков физической культуры /С.И.Петухов, Н.А.Петухова //Научно-методический журнал. – 1995. - № 1.

88. Петухов С. И. Новая концепция урока физической культуры: Программа научно-практической конференции «Проблемы профессиональной подготовки учителя в аспекте гуманизации образования» /С.И.Петухов. - Новокузнецк, 1994.

89. Петухов С.И. Формирование здоровья и развитие младших школьников в системе физического воспитания: Теория и практика /С.И.Петухов. – Новокузнецк, 2000.

90. Платонов К. К. Проблемы способностей /К.К.Платонов. – М., 1972.

91. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания: Программно-методический комплекс. - Новокузнецк: КузГПА, 2002.

92. Понамарев Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека /Н.И.Понамарев. – СПб., 1996.

93. Понамарев Н. И. Теория и практика физической культуры /Н.И.Понамарев. – М., 1974.

94. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1983.

95. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.

96. Работин И. В. Инновационный компонент педагогической деятельности учителя физической культуры /И.В.Работин //Теория и практика физической культуры. – 2001. - № 2.

97. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Пер. с англ. /Ф.Райс. – СПб., 2000.

98. Рюриков Ю. Педагогическая революция: главная ступень /Ю.Рюриков //Учительская газета. – 1991. - № 39.

99. Решетень И. Н. Особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива /И.Н.Решетень, М.И.Фролова. – М., 1980.

100. Решетень И. Н. Средства эстетического воспитания на занятиях по физической культуре /И.Н.Решетень, Н.С.Бервинова и др. – М., 1985.

101. Рувинский Л. И. Воспитание чувств, интеллекта, воли Л.И.Рувинский. – М., 1983.

102. Сатиров Г. Н. Образовательная направленность урока /Г.Н.Сатиров //Физическая культура в школе. – 1975. - № 3.

103. Седов А. В. Теория и практика физической культуры /А.В.Седов. – М., 1986.

104. Сеченов И. М. Элементы мысли //Избр. произвед.:В 2 т., т.1 /И.М.Сеченов. – М., 1952.

105. Сидоров А. А. Педагогика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры /А.А.Сидоров, М.В.Прохорова, Б.Д.Синюхин. – М.: Терра-Спорт, 2000.

106. Станкин М. И. Нравственное воспитание школьников на занятиях физкультурой. В помощь учителям физкультуры /М.И.Станкин. – М.: Просвещение, 1975.

107. Столяров В.И. Неклассическая модель юношеского спорта и перспективы ее развития в XXI веке /В.И.Столяров //Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. Докл. Междунар. Конгр. - М., 1998. - Т. 2.

108. Столяров В. И., Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с учащейся с молодежью /В.И.Столяров, Н.В.Кудрявцева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. - № 1.

109. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации /В.И.Столяров. – М.: РГАФК, 1995.

110. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Б.А.Ашмарина. – М., 1979.

111. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Л.П.Матвеева. В 2 т. – М., 1976.

112. Теория и методика физического воспитания: В 2 т. /Под ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. – М., 1967.

113. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания /А.А.Тер-Ованесян. – М.: ФиС, 1978.

114. Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста В.С.Фарфель. – М., 1959.

115. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте /В.С.Фарфель. – М.: ФиС, 1975.

116. Физическое воспитание //Педагогическая энциклопедия: В 2 т., т. 2. – М., 1999.

117. Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В.А.Головина и др. – М., 1983.

118. Физическое воспитание и спорт в школах зарубежья: В 3 ч. – М., 1990.

119. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания /Н.А.Фомин, В.П.Филин. – М.: ФиС, 1972.

120. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1987.

121. Френкин А. А. Эстетика физической культуры /А.А.Френкин. – М., 1963.

122. Хениг Р.М. Женщинам до и после 30: 10 заповедей здорового старения /Пер. с англ. /Р.М.Хениг. – М.: Крон-пресс, 1997.

123. Хрипкова А. Г. Девочка – подросток – девушка /А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М., 1981.

124. Хрипкова А.Г. Мальчик – подросток – юноша /А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М., 1982.

125. Чермит К.Д. Возможности определения гармонии развития человека (постановка проблемы) /К.Д.Чермит, Л.К.Магамедова //Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 1.

126. Шатунов М. Русский кулачный бой /М.Шатунов. – М.: Терра, 1999.

127. Шаулин В. Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся 6-17 лет при формировании физической культуры /В.Н.Шаулин. – М., 1996.

128. Шаулин В.Н. По программе или без? /В.Н.Шаулин, Г.Б.Мейксон //Физическая культура в школе. – 1994. - № 2.

129. Шилов Д. С. Школа и здоровье: проблемы, пути, решения //Актуальные проблемы валеологии в образовании /Д.С.Шилов. – М., 1997.

130. Щедрина А.Г. Понятие индивидуального здоровья – центральная проблема валеологии. Лекции для врачей-валеологов, педиатров, учителей средней школы и др. /Е.Г.Щедрина – Новосибирск, 1996.

131. Шукина Г.И. Педагогика /Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1968.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Временный государственный образовательный стандарт

«Физическая культура»

Проект

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежных школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни, оптимизации их физического состояния. Физическая культура – важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение.

Важнейший элемент школьной физической культуры – двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами и др. Не менее важна совокупность средств, наработанных в обществе для содействия развитию двигательных способностей и воспитания личности в целом.

Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего среднего образования, цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели – овладение школьниками основами личной физической культуры. Под этим термином понимаются совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умения осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Предмет «Физическая культура» основывается на применении современных психолого-педагогических и физиолого-педагогических теорий обучения, воспитания и развития личности. Он опирается на принципы деятельностного и личностного подходов, заключающихся в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования. Эти подходы диктуют необходимость использования активных методов обучения и воспитания, учета личностных особенностей каждого школьника.

Демократизация предмета «Физическая культура» проявляется в преодолении единообразия форм физического воспитания, в изменении сути педагогических отношений, в переходе от подчинения к сотрудничеству, в обеспечении всем школьникам доступа к ценностям физической культуры.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса направлена на соответствие средств, методов обучения и воспитания возможностям каждого школьника, его интересам и склонностям.

Демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса возможны на основе идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приемам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в общеобразовательной школе понимается как единство двух составных частейориентирующей детей и подростков в сфере физической культуры и творчески деятельностной.

Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры. Вторая составная часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также на умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Основной результат овладения физической культурой – освоение базовых ее основ. Это обеспечит необходимый каждому человеку уровень физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем хочет заниматься ребенок в будущем. Этот базовый компонент, иначе называемый ядром, и положен в основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Он не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей.

Базовый компонент – стабильная часть общего среднего образования – в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. На основе базового компонента можно определить степень сформированности здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих в различных регионах страны.

В педагогическом плане базовый компонент является исходной точкой для организации развивающего обучения.

Другая, вариативная, часть содержания предмета «Физическая культура» обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации учителя и интересов учащихся.

Содержание предмета «Физическая культура» имеет следующую примерную структуру: обязательный базовый компонент - 70-80, 60-70 и 50-60%, дифференцированный вариативный компонент – 20-30, 30-40 и 40-50%, соответственно начальная, основная и средняя школа. При необходимости учителя физической культуры имеют право использовать время, отведенное на вариативную часть программы, для освоения базового компонента.

Основные блоки содержания базовой физической культуры включают в себя знания, способы двигательной деятельности, способы физкультурно-оздоровительной деятельности и способы спортивной деятельности.

Вариативный компонент содержания предмета «Физическая культура» определяется исходя из региональных и национальных особенностей, также запросов учащихся и возможностей общеобразовательного учреждения. Вариативный уровень предъявления учебного материала и требования к подготовленности учащихся, связанные с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления образованием. Материал по выбору учащихся и школы разрабатывает и определяет учитель.

Рациональное сочетание базовой и вариативной частей содержания физической культуры позволяет снять существующее противоречие между интересами общества и индивида, повышает значение физической культуры в воспитании здорового образа жизни и более полно удовлетворяет потребности в самопознании и самосовершенствовании.

В соответствии с рекомендациями авторского коллектива, возглавляемого академиком РАО В.С.Ледневым (1993), по содержанию проекта Временного государственного стандарта общего среднего образования разработан Временный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Он включает базовый уровень предъявления учебного материала на уровне государства и школы и стандарт минимальных требований к подготовленности учащихся начальной, основной и средней школы.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: