Предмет | Уровень основного общего образования | |||||||||
География | V класс | VI класс | VII класс | VIII класс | IX класс | |||||
В неделю | В год | В неделю | В год | В неделю | В год | В неделю | В год | В неделю | В год | |
1* | 1(2)** | (68)** | ||||||||
Природо- ведение | 2* | - | - | - | - | - | - | - | - |
* Если в V классе изучается курс «Природоведение», то география вводится с VI класса (1 ч в неделю).
** Дополнительный час на изучение географии в VI классе может быть добавлен из компонента общеобразовательного учреждения.
В соответствии с учебным (образовательным) планом курсу географии на уровне основного общего образования предшествует курсы «Окружающий мир», «Природоведение», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
|
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностногоподходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли»(5-7 классы) и «География родного края»(8-9 классы), в каждом из которых выделяются тематические разделы.
|
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География родного края». В современных условиях особо актуальным стал краеведческий компонент, охватывающий физическую, экономическую и социальную географии, что необходимо учитывать при планировании курса «География». Поэтому, изучение географии в 8-9-х классах будет осуществляться по программе «География родного края». Согласно учебным планам на изучение географии в 8-9 классах отведено по 2 часа в каждом классе.Цель курса – формирование системного представления о Донбассе как о целостном географическом регионе, развитие географической культуры школьников, воспитание гражданственности подрастающего поколения.
Изучение этого курса даст возможность воспитать уважительное отношение детей к родному краю, прививать любовь к родной земле, формировать основу для дальнейшего географического образования.
В 8-м классе рекомендуется изучение курса «География родного края (физическая география)». Программа состоит из тем, которые предусматривают изучение особенностей природы, условий жизни и хозяйственной деятельности человека. Большое внимание уделяется формированию новых географических понятий и закономерностей, углубляются и обобщаются теоретические знания по физической географии.
|
Изучая физическую географию родного края, необходимо более детально рассматривать общую характеристику природных условий и природных ресурсов нашего региона. Это даст возможность научить школьников применять приобретенные географические знания на практике, оценивать состояние природы своего края.
В 9-м классе изучение региональной географии рекомендуется осуществлять по программе «География родного края (экономическая и социальная географии)», что направлено на формирование представлений о будущем развитии региона, включение учащихся в социально-значимую практическую деятельность, изучение промышленных объектов края. Курс рассматривает вопросы населения, трудовые ресурсы региона, развитие и особенности размещения хозяйственного комплекса. Учитель может уплотнять программный материал, корректировать темы; перераспределять количество часов на изучение отдельных тем, а также объединять небольшой по содержанию учебный материал. Резервное время () рекомендуется использовать на проведение дополнительных уроков по темам, в содержание которых можно включать примеры из курсов «География Украины» и «География России».
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
На уровне среднего общего образования (старшая школа) количество часов предмета «География» определяется с учётом уровня преподавания в общеобразовательном учреждении. Преподавание учебного предмета «География» предполагает объем учебных часов в неделю в учебном плане для универсального (непрофильного) обучения в X классе - 1 час, в XI классе -1 час.
На профильном уровне расчетный объем учебных часов в неделю в X классе – 3 часа, в XI классе – 3 часа.