Взаимодействие природы и общества.




Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Примерные темы практических работ

1. Работа с картой «Имена на карте».

2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

4. Определение координат географических объектов по карте.

5. Определение положения объектов относительно друг друга:

6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

8. Определение азимута.

9. Ориентирование на местности.

10. Составление плана местности.

11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

15. Описание объектов гидрографии.

16. Ведение дневника погоды.

17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).

18. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.

20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.

21. Изучение природных комплексов своей местности.

22. Описание основных компонентов природы океанов Земли.

23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.

24. Описание основных компонентов природы материков Земли.

25. Описание природных зон Земли.

26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.

27. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

 

Приложение 4

География родного края

Программа курса для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР

Классы

Пояснительная записка

Качественное обновление отечественной образовательной системы требует активного внедрения в содержание географического образования регионального компонента, обеспечивающего непрерывность и преемственность учебной деятельности школьников по формированию комплексного и многогранного образа родного края.

Программа курса «География родного края» предназначена для учащихся 8 – 9 классов. В основу программы положен традиционный системный подход к изучению окружающей среды, позволяющий осветить характерные особенности природы, населения, хозяйства края, обеспечить понимание учащимися взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Содержание курса позволит максимально реализовать внутрипредметные и межпредметные связи.

Ведущие идеи программы – развитие географического образования в направлениях гуманизации, национальной и общественно полезной направленности учебно-воспитательной работы, дифференциации и индивидуализации процесса изучения родного края.

Основная цель курса – формирование системного представления о Донбассе как о целостном географическом регионе, развитие географической культуры школьников, воспитание гражданственности подрастающего поколения.

Задачами курса являются:

• формирование знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, обеспечение научного понимания целостности природной среды;

• формирование знаний о населении, развитии и размещении хозяйства, внешнеэкономических связях региона;

• раскрытие практического значения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;

• освещение местных экологических, социальных, экономических проблем, обеспечение практического участия подрастающего поколения в их решении;

• формирование у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;

• развитие картографической грамотности и культуры;

• обучение учащихся способам самостоятельной деятельности по познанию и преобразованию окружающей среды;

• развитие способности к сотрудничеству при выполнении практических работ и экскурсий;

• формирование способности использовать краеведческие знания и умения в различных учебных ситуациях;

• формирование у учащихся национального самосознания, чувства любви к родной земле, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям своего народа, ответственного отношения к родной природе, готовности к активным действиям по ее охране;

• развитие познавательных способностей учащихся.

Место предмета в учебном плане

Учебный план общеобразовательных учреждений ЛНР отводит на обязательное изучение учебного предмета «География родного края» в8-9 классах 140 часов, по 2 часа в неделю.

В 8 классе основное внимание сосредоточено на изучении физико-географических условий региона как природной системы, формировании целостного образа родного края. Содержание курса создает необходимую основу для понимания учениками роли географической оболочки в жизни людей и влияния общества на природу. Одним из важнейших заданий курса является расширение представлений учащихся о географических закономерностях на основе работы с разными по содержанию картами. Значительное внимание уделяется как углублению и расширению теоретическихзнаний по физической географии, так и конкретизации основных понятий и закономерностей на примерах природы своей местности.

В 9 классе программа предусматривает изучение вопросов населения и трудовых ресурсов, развития и размещения хозяйства края. Содержанием курса предусмотрен детальный анализ экономического потенциала и внешнеэкономических связей региона. Особое внимание уделяется развитию специальных умений работы с различными статистическими данными, картографическими средствами обучения.

Содержание программы курса «География родного края» предполагает усвоение теоретического материала, выполнение практикума, проведение экскурсий, творческих работ. Предметными результатами освоения школьниками программы погеографии родного края являются:

понимание роли географии врешении современных практических задач и региональных проблем;

умение работать сразными источниками географической информации;

умение выделять, описывать иобъяснять существенные признаки географических объектов иявлений родного края;

картографическая грамотность;

умение вести наблюдения за географическими объектами, процессами иявлениями в своей местности, ихизменениями врезультате природных иантропогенных воздействий, оценивать ихпоследствия;

умение применять географические знания вповседневной жизни для объяснения иоценки разнообразных явлений ипроцессов, адаптации кусловиям проживания наопределенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Оптимальным в процессе преподавания будет использование активных методов и форм обучения: наблюдений, исследований, сравнительного анализа, задач, реальных проблемных вопросов, анализа конкретных ситуаций, практических заданий, творческих работ, моделирования, имитационных игр, презентаций, индивидуальных, групповых и коллективных проектов, которые обеспечат эффективное решение задач курса, будут способствовать включению учащихся в различные виды практической и интеллектуальной деятельности, стимулировать развитие их самостоятельности, познавательной активности, расширят возможности дополнительного развития эмоциональной сферы детей.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по географии родного края необходимо руководствоваться общими критериями, учитывая при этом не только уровень усвоения теоретических знаний и сформированности практических умений, но и наличие опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Результатами освоения программы курса должны стать универсальные межпредметныеспособы деятельности иприменяемые как врамках образовательного процесса, так ив реальных жизненных ситуациях:

умения организовывать свою деятельность, определять еецели изадачи, выбирать средства их реализации, оценивать достигнутые результаты;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еепреобразование, сохранение, передачу ипрезентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

организация своей жизни всоответствии собщественно значимыми представлениями оправах иобязанностях гражданина, ценностях социального взаимодействия;

умение оценивать спозиций социальных норм собственные поступки ипоступки других людей;

умения взаимодействовать слюдьми, работать вколлективе, представлять себя, вести дискуссию ит.п.;

умения ориентироваться вокружающем мире, выбирать целевые исмысловые установки всвоих действиях ипоступках, принимать решения.

Структура документа

Программа курса «География родного края» включает: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков. Программа является основой для разработки календарно-тематического планирования.

Рекомендации по работе с программой

Программа дает право учителю творчески подходить к реализации ее содержания. Количество часов на изучение тем является ориентировочным и может быть изменено в пределах темы с целью:

реализации учителем авторских подходов к изучению программного материала;

использования разнообразных форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных;

внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Резервное время (*)рекомендуется использовать на проведение дополнительных уроков по темам,в содержание которых можновключать примеры из курсов «География Украины» и «География России».

Качественное обновление отечественной образовательной системы требует активного внедрения в содержание географического образования регионального компонента, обеспечивающего непрерывность и преемственность учебной деятельности школьников по формированию комплексного и многогранного образа родного края.

Программа курса «География родного края» предназначена для учащихся 8 – 9 классов. В основу программы положен традиционный системный подход к изучению окружающей среды, позволяющий осветить характерные особенности природы, населения, хозяйства края, обеспечить понимание учащимися взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Содержание курса позволит максимально реализовать внутрипредметные и межпредметные связи.

Ведущие идеи программы – развитие географического образования в направлениях гуманизации, национальной и общественно полезной направленности учебно-воспитательной работы, дифференциации и индивидуализации процесса изучения родного края.

Основная цель курса – формирование системного представления о Донбассе как о целостном географическом регионе, развитие географической культуры школьников, воспитание гражданственности подрастающего поколения.

Задачами курса являются:

• формирование знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, обеспечение научного понимания целостности природной среды;

• формирование знаний о населении, развитии и размещении хозяйства, внешнеэкономических связях региона;

• раскрытие практического значения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;

• освещение местных экологических, социальных, экономических проблем, обеспечение практического участия подрастающего поколения в их решении;

• формирование у школьников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;

• развитие картографической грамотности и культуры;

• обучение учащихся способам самостоятельной деятельности по познанию и преобразованию окружающей среды;

• развитие способности к сотрудничеству при выполнении практических работ и экскурсий;

• формирование способности использовать краеведческие знания и умения в различных учебных ситуациях;

• формирование у учащихся национального самосознания, чувства любви к родной земле, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям своего народа, ответственного отношения к родной природе, готовности к активным действиям по ее охране;

• развитие познавательных способностей учащихся.

Место предмета в учебном плане

Учебный план общеобразовательных учреждений ЛНР отводит на обязательное изучение учебного предмета «География родного края» в8-9 классах 140 часов, по 2 часа в неделю.

В 8 классе основное внимание сосредоточено на изучении физико-географических условий региона как природной системы, формировании целостного образа родного края. Содержание курса создает необходимую основу для понимания учениками роли географической оболочки в жизни людей и влияния общества на природу. Одним из важнейших заданий курса является расширение представлений учащихся о географических закономерностях на основе работы с разными по содержанию картами. Значительное внимание уделяется как углублению и расширению теоретическихзнаний по физической географии, так и конкретизации основных понятий и закономерностей на примерах природы своей местности.

В 9 классе программа предусматривает изучение вопросов населения и трудовых ресурсов, развития и размещения хозяйства края. Содержанием курса предусмотрен детальный анализ экономического потенциала и внешнеэкономических связей региона. Особое внимание уделяется развитию специальных умений работы с различными статистическими данными, картографическими средствами обучения.

Содержание программы курса «География родного края» предполагает усвоение теоретического материала, выполнение практикума, проведение экскурсий, творческих работ. Предметными результатами освоения школьниками программы погеографии родного края являются:

понимание роли географии врешении современных практических задач и региональных проблем;

умение работать сразными источниками географической информации;

умение выделять, описывать иобъяснять существенные признаки географических объектов иявлений родного края;

картографическая грамотность;

умение вести наблюдения за географическими объектами, процессами иявлениями в своей местности, ихизменениями врезультате природных иантропогенных воздействий, оценивать ихпоследствия;

умение применять географические знания вповседневной жизни для объяснения иоценки разнообразных явлений ипроцессов, адаптации кусловиям проживания наопределенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Оптимальным в процессе преподавания будет использование активных методов и форм обучения: наблюдений, исследований, сравнительного анализа, задач, реальных проблемных вопросов, анализа конкретных ситуаций, практических заданий, творческих работ, моделирования, имитационных игр, презентаций, индивидуальных, групповых и коллективных проектов, которые обеспечат эффективное решение задач курса, будут способствовать включению учащихся в различные виды практической и интеллектуальной деятельности, стимулировать развитие их самостоятельности, познавательной активности, расширят возможности дополнительного развития эмоциональной сферы детей.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по географии родного края необходимо руководствоваться общими критериями, учитывая при этом не только уровень усвоения теоретических знаний и сформированности практических умений, но и наличие опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Результатами освоения программы курса должны стать универсальные межпредметныеспособы деятельности иприменяемые как врамках образовательного процесса, так ив реальных жизненных ситуациях:

умения организовывать свою деятельность, определять еецели изадачи, выбирать средства их реализации, оценивать достигнутые результаты;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еепреобразование, сохранение, передачу ипрезентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

организация своей жизни всоответствии собщественно значимыми представлениями оправах иобязанностях гражданина, ценностях социального взаимодействия;

умение оценивать спозиций социальных норм собственные поступки ипоступки других людей;

умения взаимодействовать слюдьми, работать вколлективе, представлять себя, вести дискуссию ит.п.;

умения ориентироваться вокружающем мире, выбирать целевые исмысловые установки всвоих действиях ипоступках, принимать решения.

Структура документа

Программа курса «География родного края» включает: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков. Программа является основой для разработки календарно-тематического планирования.

Рекомендации по работе с программой

Программа дает право учителю творчески подходить к реализации ее содержания. Количество часов на изучение тем является ориентировочным и может быть изменено в пределах темы с целью:

реализации учителем авторских подходов к изучению программного материала;

использования разнообразных форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных;

внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Резервное время (*)рекомендуется использовать на проведение дополнительных уроков по темам,в содержание которых можновключать примеры из курсов «География Украины» и «География России».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: