(одобренарешением федерального учебно-методического объединения пообщему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Пояснительная записка
Цели и задачи учебного предмета «География»
на ступени основного общего образования
Географическое образование в основной школе должно обеспечить
формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
|
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. География. Требования к результатам
Выпускник научится:
· выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображениям, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
· ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
· представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
|
· использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
· проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
· различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
· использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
|
· различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
· использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
· описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
· различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
· устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
· объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
· приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
· уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
· описывать погоду своей местности;
· объяснять расовые отличия разных народов мира;
· давать характеристику рельефа своей местности;
· уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
· приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
Выпускник получит возможность научиться:
· создавать простейшие географические карты различного содержания;
· моделировать географические объекты и явления;
· работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
· подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
· ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
· использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
· составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
· сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
· оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
· объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
· давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
· делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
· наносить на контурные карты основные формы рельефа;
· показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;