Вклад географии, геологии, геохимии, экологии в познание окружающей среды. Этапы развития геоэкологических знаний в эпоху научно-технического прогресса. Последняя четверть XX века – поле геоэкологических интересов, завязанных на сохранении благоприятной для жизнедеятельности человечества окружающей среды. Появление термина «геоэкология».
Связи человека с биосферой. Принципиальное качественное отличие человека от животных. Различия воздействия человека и биологических организмов на биосферу. Человек как целостное природно-биологическое, социокультурное, духовное существо. Техногенный мир и биосфера. Противоречия во взаимоотношении человека с окружающей средой.
Окружающая среда и ее слагаемые. Понятие «загрязнение окружающей среды». Понятие «воздушная среда». Основные виды и нормативы загрязнений воздушной среды. Целенаправленные изменения воздушной среды. Понятие «водная среда». Техногенные загрязнения, засорение и качественное истощение вод. Целенаправленные изменения водной среды. Понятие «биопочвенная среда». Основание для объединения почв с наземными растительно-животными организмами в единую систему. Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды. Целенаправленные изменения биопочвенного окружения человека. Понятие «геотехноморфологическая среда», прямые и косвенные ее изменения. Понятие «геологическая среда». Типы геологической среды. Основные техногенные воздействия на геологическую среду. Экологические свойства геологической среды.
Окружающая среда – природно-техногенное целое. Геоэкологическое единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной и других сред в условиях города. Структура географической составляющей окружающей человека среды. Загрязнители как индикаторы взаимодействия слагаемых окружающей среды.
|
Процессы в окружающей среде. Глобальные, региональные, локальные изменения окружающей среды. Управление качеством окружающей среды.
Практические работы.
Определение прямых или опосредованных воздействий изменяющейся окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность человека, а также на организмы.
Выявление взаимосвязанных «цепных реакций» в окружающей среде.
Анализ неблагоприятных для человека проявлений геоэкологических процессов (на примере своей местности).
Выявление источников естественного и техногенного загрязнения своей местности, района, города; основных типов загрязнений окружающей среды: механического, физического, химического, биологического; особо опасных загрязнителей окружающей среды и их воздействие на человека.
Учебное моделирование и проектирование техногенных изменений окружающей среды и их возможные последствия.
Резервное время – 30 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
· особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
· смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
|
Уметь
· применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
· характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
· проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
· решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
· описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
· геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
· понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.