МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ЕЕ ДИНАМИКА И СТРУКТУРА.
Международная торговля — одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности — собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV— III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство. Становление рыночных отношений дало мощный импульс развитию международной торговли. Международная торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В начале XXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле — все более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства.
Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.
|
Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.
Существенное воздействие на развитие международной торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли — до отдельных физических лиц («челноков»)), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.
Международные товарные потоки в целом приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. В 2006г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) уже превышала 11,7 трлн. долл.
|
Являясь наиболее «старой» и традиционной формой международных экономических отношений, международная торговля товарами (вместе с международной торговлей услугами) продолжает занимать центральное место в общей системе международных экономических отношений начала XXI в. Действительно, именно с международной торговлей так или иначе связано население всех без исключения стран современного мира. В сфере международном торговли реализуются экономические интересы ее участников - отдельных государств, их группировок и союзов, корпоративного бизнеса разного уровня — от малых предприятий до сверхкрупных ТНК участвующих в международной торговле физических лиц (индивидуалов). При этом, осуществляя внешнеторговые операции указанные субъекты международных экономических отношений включаются в сложные и весьма противоречивые процессы международной конкуренции.
Эффективность или неэффективность внешней торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующих субъектов и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.
Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков — экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.
|
Экспорт — вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт — ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт — вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт — обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.
При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.
Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает, прежде всего, тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.
Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.
Помимо показателей экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса). Страны мира заинтересованы в том, чтобы внешнеторговое сальдо было положительным и масштабы его росли, поскольку это свидетельствует об активной внешнеторговой политике, растут валютные поступления в страну, а тем самым создаются и предпосылки для экономического роста внутри страны.
В целях международной сопоставимости экспорт рассчитывается на основе мировых цен на момент пересечения товаром таможенной границы на базе цен FOB (free on board — «свободно на борту»), а импорт — на базе цен CIF(cost, insurance, freight — «стоимость, страховка, фрахт»). Эти цены традиционно используются в связи с тем, что основная часть товаров во внешней торговле перевозится морским транспортом и являются элементами общей системы торговых обычаев или базисных условий поставки товаров Инкотермс, последняя редакция которых была принята в 2000 г. Учитывая то обстоятельство, что в цены CIFвходят помимо стоимости перевозки еще и затраты на страховку и фрахт судна (чего нет в ценах FOB), то стоимость мирового экспорта по этой причине оказывается меньше стоимости мирового импорта (на величину страховки, фрахта судна, а также и на величину некоторых портовых сборов).
Сумма по стоимости экспорта и импорта конкретной страны дставляет собой ее внешнеторговый оборот. Однако для оценки шнеторгового оборота в рамках мировой экономики в целом данная методика подсчета (путем суммирования экспорта и импорта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает, так называемый «повторный счет». Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира. (Учитывая специфику подсчета экспорта во внешней торговле (на базе цен FOB) и импорта (на базе цен CIF), стоимость мирового экспорта всегда оказывается меньше стоимости мирового импорта — на величину суммы стоимости страхования и фрахта.)
При оценке выгодности или невыгодности внешней торговли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внешней торговли используется такое понятие, как «условия торговли» (terms of trade, terms of sale), которое представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен. Если экспортные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия торговли рассматриваются как благоприятные.
Для того чтобы международная торговля была выгодна ее участникам, должна складываться и соответствующим образом изменяться структура экспорта и импорта отдельных стран.
ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ.
Фактически как система постоянно действующих взаимосвязей международная торговля товарами сформировалась в последнюю четверть XIX в. Начиная с этого периода, она прошла несколько этапов, различающихся между собой:
1) примерно 40 лет до начала Первой мировой войны, когда международная торговля развивалась весьма динамично и мировой экспорт вырос примерно в 3 раза;
2) период между Первой и Второй мировыми войнами, сопровождавшийся мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг., когда к концу периода объемы международной торговли практически не увеличились;
3) период после Второй мировой войны, для которого характерен резкий рост международной торговли.
Достаточно сказать, что за первые 40 лет после Второй мировой войны мировой экспорт товаров вырос более чем в 37 раз. К данному показателю можно подойти критически, учитывая, что исходная база этого роста (состояние международной торговли в 1945г. — сразу после окончания войны) была крайне низкой. Однако и в 1950—2000 гг. мировой товарный экспорт вырос более чем в 18 раз.
«Золотым веком» международной торговли был период 1950-1970 гг., когда ее среднегодовой рост составлял 7%. В 1980г. мировой экспорт товаров составил 2034 млрд. долл., в 1996г. превысил 5 трлн. долл., в 2000г. — 6 трлн., а в 2003г. составил, по данным ВТО, 7482 млрд. долл. Несмотря на незначительное сокращение в 2001г. в дальнейшем мировой экспорт товаров рос и в 2006г., по данным ВТО, составил уже 11,76 трлн. долл. Правда, значительная часть абсолютного прироста суммированного мирового экспорта товаров в последние годы была связана не столько с ростом его физического объема, сколько с ростом цен на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы, а также с изменением курса доллара.
Одновременно с ростом масштабов международной торговли меняется и ее структура — географические сдвиги (изменения в соотношениях между странами и группами стран) и сдвиги в товарной структуре.
Изменения в географической структуре международной торговли отражают неравномерность экономического развития стран. Основные тенденции изменений в этой области:
Сохранение за развитыми странами с рыночной экономикой определяющей доли (и роли) в международной торговле товарами. Лидером международной торговли товарами остаются США, на 2-м месте — Германия, на 3-м — Япония. На группу стран ОЭСР, наиболее полно объединяющую ведущие страны мира, в последнее десятилетие XX в. приходилось около 3/4 мирового экспорта товаров (с небольшим снижением к концу столетия). Концентрация основных потоков международной торговли товарами (примерно 55%) внутри группы самых развитых стран с рыночной экономикой (когда все больше растет их взаимная торговля). Вместе с тем для большинства развитых стран с рыночной экономикой характерна политика постоянного расширения числа своих внешнеторговых партнеров, т.е. географической диверсификации внешней торговли.
Повышение доли развивающихся стран, особенно их торговли с развитыми странами с рыночной экономикой (на которую в конце столетия приходилось около 28% международной торговли). Заметное место (около 7%) занимает взаимная торговля развивающихся стран. Особую роль в развитии внешней торговли развивающихся стран играют так называемые новые индустриальные страны. Заметно более слабые позиции в международной торговле занимают страны с переходной экономикой, на торговлю которых с развитыми странами с рыночной экономикой приходилось примерно 3,5% международной торговли, а с развивающимися странами — около 2,5%. В международной торговле внутри группы стран с переходной экономикой (их взаимной торговле) в последнее десятилетие произошло существенное снижение.
Ведущими странами-экспортерами мира, по данным ВТО, в 2005г. были: 1) Германия — 9,3% суммированного мирового товарного экспорта; 2) США - 8,7% (в 1960г. - 17,1%, в 1996г. -11,8, в 2000г. — 12,3%); 3) Китай — 7,3% (еще в 2000г. Китай занимал 7-е место с показателем 3,9%), последующие места занимали Япония, Франция, Нидерланды, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия.
Отчетливо выраженной тенденцией является опережающий рост экспорта Китая по сравнению со среднемировыми показателями и ростом экспорта ведущих стран мира. Если учесть при этом позиции в мировом экспорте Гонконга, который с 1998г. интегрируется в политическую и экономическую систему КНР, то изменения окажутся еще более значительными. Постепенное фактическое объединение экономических и экспортных потенциалов Китая и Гонконга существенно укрепляет их совокупную позицию в мировом экспорте.
Россия в списке ведущих стран-экспортеров в 2005г. занимала 12-е место (2,4% мирового товарного экспорта, для сравнения: в 1996г. она была на 20-м месте в данном списке (1,3%). Таким образом, позиции России среди ведущих стран-экспортеров несколько улучшились, хотя это улучшение не следует переоценивать, поскольку здесь сыграл свою роль фактор конъюнктурного Улучшения условий торговли для России, связанный с ростом цен на топливно-сырьевые ресурсы, и прежде всего на нефть.
США продолжают занимать 1-е место среди ведущих стран — импортеров товаров (16,6% мирового товарного импорта в 2005г.).
Далее следуют Германия — 7,7% (2-е место); Китай — 6,3 (3-е в 2000г. он занимал в этом списке только 8-е место); Япония (4-е); Великобритания 5,3 (5-е); Франция (6-е); Италия (7-е); Нидерланды (8-е); 9-е и 10-е места делили Канада и Бельгия. Россия в данном списке занимала в 2005г. 15-е место — 1,2% мирового товарного импорта (для сравнения: в 2000г. она занимала 28-е место — 0,6% мирового импорта).
Таким образом, США в целом занимали первые позиции в списках и ведущих стран-экспортеров, и ведущих стран-импортеров. При этом доля США в мировом импорте была существенно выше, чем в мировом экспорте, что свидетельствует о негативных тенденциях во внешней торговле данной страны, где импорт превышает экспорт и дефицит торгового баланса оказался очень значительным (по данным ВТО, 829 млрд. долл. в 2005г.). Напротив, у России удельный вес в мировом товарном экспорте был практически в 2 раза больше, чем ее доля в мировом товарном импорте. Следует подчеркнуть, что хотя доля различных стран и групп стран (развитые страны с рыночной экономикой, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой) в мировой торговле изменялась (например, у стран с переходной экономикой она в 90-е гг. XX в. сократилась) и продолжает изменяться, абсолютные стоимостные показатели экспорта в целом росли у большинства стран мира (в том числе и у стран с переходной экономикой), однако динамика этого роста была различной. Особенно высокой она была у КНР, ряда так называемых новых индустриальных стран (Республика Корея, Гонконг, Сингапур и др.).
С изменениями в географической структуре международной торговли тесно связаны изменения в товарной структуре международной торговли.
Общей фундаментальной тенденцией изменений в товарной структуре мирового экспорта с начала 60-х гг. XX в. до начала XXI в. явилось снижение удельного веса сырья, топлива и продовольствия, сопровождающееся повышением удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов. К основным тенденциям, проявляющимся в этой области, относятся следующие.
1.Существенное увеличение в товарной структуре мирового экспорта удельного веса продукции промышленной продукции, а в ее составе — продукции высоких технологий. Так, по данным ВТО с 1990 по 2000г. удельный вес промышленных товаров в общем стоимостном объеме мирового экспорта вырос с 70,5 до 74,9%. При этом удельный вес телекоммуникационного и офисного оборудования увеличился соответственно с 8,8 до 15,2%. В основе этого процесса — прежде всего более динамичный рост обрабатывающей промышленности практически во всех странах мира, резкое расширение номенклатуры выпускаемой продукции определяющим воздействием научно-технического прогресса и неуклонно растущего спроса на продукцию обрабатывающей мышленности. Кроме того, сокращаются сроки обновления основного капитала во всех отраслях современной экономики (в том числе и под воздействием сокращения сроков морального износа машин и оборудования). Ведущие ТНК мира концентрируют свою деятельность все больше именно в сферах создания сложной наукоемкой техники.
2. Сокращение в товарной структуре мирового экспорта удельного веса сырьевых и топливно-энергетических товаров. С 1990 по 2000г. их доля в мировом экспорте уменьшилась с 14,3 до 13,1%. Это сокращение явилось следствием, прежде всего, фундаментальных структурных изменений в экономике развитых стран (особенно после топливно-энергетического кризиса 1983—1984гг.), в которых в последнюю четверть XX в. был осуществлен переход от ресурсоемкой модели экономического развития к инновационной ресурсосберегающей модели, в основе которой лежат НТП и активное использование ресурсо- и энергосберегающих технологий. Однако в последние годы в связи с ростом мировых цен на топливно-сырьевые и энергетические товары их доля вновь несколько возросла.
Многим странам мира, прежде всего наиболее развитым, удалось существенно увеличить степень переработки топливно-сырьевых ресурсов (например, нефти, в процессе переработки которой существенно возрос уровень получаемых светлых нефтепродуктов), более эффективного использования так называемых вторичных ресурсов (вторичного сырья).
Активное развитие нефтехимической и химической промышленности в ряде развивающихся стран привело к увеличению степени переработки добываемых в них топливно-сырьевых ресурсов, что позволило сократить масштабы экспорта первичного сырья.
Активизация разработки некоторых видов собственных топливно-сырьевых и энергетических ресурсов в ряде развитых стран (например, в Великобритании и Норвегии) снизило для них необходимость приобретения этих ресурсов за рубежом.
3. Сокращение в товарной структуре мирового экспорта удельного веса товаров аграрно-промышленного комплекса, прежде всего, продовольствия — с 17,5% в 1960г. до 12,2% в 1990г. и до 9% в 2000г.
Параллельно с этими изменениями в структуре международной торговли товарами резко возрастали масштабы торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности.
Следует при этом подчеркнуть, что развитые страны с рыночной экономикой, которые поставляют на мировой рынок основную часть промышленной продукции (особенно продукции высоких технологий) и услуг, сохраняют при этом за собой позиции крупных поставщиков продовольствия, сырья, топливно-энергетических ресурсов, таких как нефть, природный газ, уголь (например, Канада, Австралия, ЮАР, Великобритания, Норвегия, Нидерланды). Иными словами, развитые страны с рыночной экономикой «присутствуют» во всех товарных сегментах международной торговли, т.е. для них помимо географической характерна еще и товарная диверсификация. Однако при этом они стремятся занимать «верхние этажи» международной торговли, связанные с производством и реализацией наиболее передовых видов продукции обрабатывающей промышленности на основе современных и перспективных высоких технологий. Эти «верхние этажи» современного производства и, соответственно, международной торговли являются сферой острейшей конкурентной борьбы.
Вместе с тем и для развивающихся стран (особенно для новых индустриальных стран) характерны тенденции роста в экспорте удельного веса готовых промышленных изделий. К началу XXI в. по данным ЮНКТАД в 2001г. уже 70% экспорта развивающихся стран приходилось на долю продукции обрабатывающей промышленности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1.Какие основные факторы оказывают воздействие на развитие международной торговли в начале XXI в.?
2.Укажите правильное положение.
В 2006 г., по данным ВТО, суммированный мировой экспорт товаров составлял:
а) 15 трлн. долл.;
б) 500 млн. долл.;
3.Покажите различия в понятиях «экспорт» и «реэкспорт», «импорт» и «реимпорт».
4.Покажите различия в понятиях «номинальный» и «реальный объем международной торговли».
5.Какие факторы оказывают воздействие на динамику номинального объема международной торговли?
6.Что представляет собой сальдо внешней торговли отдельных государств?
7.Почему суммированные стоимостные объемы мирового товарного экспорта и мирового товарного импорта не совпадают?
8.Что представляет собой такой показатель, как условия торговли (terms of trade (terms of sale))! Как он рассчитывается?
9.Охарактеризуйте основные этапы развития международной торговли товарами с конца XIX в.
10.Охарактеризуйте основные изменения в географической структуре международной торговли в период с 80-х гг. XX в.
11.Назовите ведущие страны-экспортеры и страны-импортеры современного мира.
12.Охарактеризуйте основные тенденции изменений, происходящих в товарной структуре международной торговли в период с 80-х гг. XX в.