СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА. ПРОТЕКЦИОНИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ.
Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика — это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и/или их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.
Следует отметить, что помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (различных союзов и группировок — например, внешнеторговая политика ЕС по отношению к «третьим» странам, не входящим в его состав, и к другим экономическим союзам и группировкам; внешнеторговая политика ведущих ТНК; в рамках федеративных государств — внешнеторговая политика субъектов федерации). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя вместе в ней общую экономическую политику страны.
Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации (тактический аспект внешнеторговой политики).
Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и в решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики. Так, например, эти проблемы обязательно рассматриваются в ежегодном докладе президента США «О национальной безопасности США», и одновременно в этой стране реализуется уже более конкретный документ — «Национальная экспортная стратегия США». В России аналогичные проблемы рассматриваются в утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000г. «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Более конкретным документом в этой области является Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003г. «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», где даются определения, связанные с внешней торговлей, и основные положения по ее развитию. Однако специальный концептуальный документ по внешнеэкономической политике государства в России еще предстоит разработать.
|
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли (а тем самым и для эффективного расширенного воспроизводства национальной экономики в целом — обеспечения эффективного экономического роста, занятости и т.д.).
Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни (развитие международного совместного предпринимательства, деятельность ТНК, тенденции глобализации экономики и др.). Иными словами, здесь действует система «прямых и обратных связей». При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции, все более отчетливо проявляющиеся в последние годы.
|
Кроме того, внешнеторговая политика является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому неслучайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене, — вплоть до средств военно-политического давления, что вызывает растущий протест со стороны других государств.
Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики в настоящее время являются протекционизм и либерализация.
Протекционизм выступает как внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках — как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.
Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.
|
Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые государствами в своей внешнеторговой политике элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок (используемые при этом формы внешнеторговой (внешнеэкономической) политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств).
Тактический аспект внешнеторговой политики государства связан с выбором и использованием соответствующих методов и средств внешнеторговой политики.
У большинства стран мира в настоящее время имеется обширный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, которые позволяют оказывать активное воздействие как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств и их группировок. В наибольшей степени преуспели в этой области США, стремяши-еся как через собственную внешнеторговую политику, так и через деятельность авторитетных международных организаций (напрИ' мер, ВТО) путем принятия решений по либерализации внешней торговли оказывать активное воздействие на внешнеторговую политику практически всех стран мира.
В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась и продолжает проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависимость» - чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется в данной стране и тем больше интенсивность «жесткость» их применения. Во многих современных развитых странах с рыночной экономикой на ранних стадиях ее формирования использовались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли. И только после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации внешнеторгового регулирования.
ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫРЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле — GATT, General Agreement on Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX в. Этим соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».
К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference and Development, UNCTAD - ЮНКТАД), МБРР, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующих данные проблемы.
В настоящее время помимо тарифных методов государственного регулирования ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) следующим образом:
1) паратарифные методы;
2) меры контроля за ценами;
3) финансовые меры;
4) меры количественного контроля;
5) меры автоматического лицензирования;
6) монополистические меры;
7) технические меры.
Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД используется всего восемь основных мер (методов) тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли.
Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми — в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.
Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.
Главными составляющими ИТТ являются:
- систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;
- методы определения таможенной стоимости (цены) ввозимых товаров и взимания пошлин;
- механизм введения, изменения или отмены пошлин;
- правила определения страны происхождения товара;
- пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.
ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.
Активная часть ИТТ — ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).
В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто — экспортные и транзитные.
В соответствии со способом установления пошлин различаются:
- адвалорные пошлины;
- специфические пошлины;
- комбинированные пошлины.
Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).
Важное место в системе импортного таможенного тарифа отводится правилам определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования, в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной режим наибольшего благоприятствования не применяется) должна автоматически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в 2 раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствования, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлинв в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее развииыз стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).
Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.
Как уже отмечалось, ЮНКТАД выделяет семь основных нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли (паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического лицензирования, монополистические меры, технические меры).
Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых па-ратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы.
НДС (value added tax — VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.
В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Австрии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при ввозе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по экологическим причинам — в Италии), налог на защиту растений (в Швеции)» сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.
Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины) однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.
Меры контроля за ценами — это меры борьбы с искусственным снижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).
Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепризнанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосылки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать произвольные и часто необоснованные решения в отношении экспортеров ввозимой в страну продукции.
Принятый в рамках ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Соглашение о применении статьи VI ГАТТ—1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юридические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой (dumping margin), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую операцию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера — она вводится только после проведения расходования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что международная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге зате в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специальным решением вводит антидемпинговые пошлины.
Как показывает анализ применения антидемпинговых меры в мировой торговле, в период с 1995г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскированный) инструмент протекционистской политики (либо как один из инструментов, так называемого «нового протекционизма»).
Постепенное усиление в некоторых странах поддержки, как экспорта, так и внутреннего производства (например, в форме дотаций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отражение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».
Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и скользящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня).
Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).
Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.
Эти меры применяются практически всеми странами. Положения ГАТТ—1994, связанные с применением количественных ограничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени фактически не создают четкой и стройной международной правовой основы для регулирования порядка применения мер количественного контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ—1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО (а на эти страны к началу 2004г. приходилось более 95% мировой торговли), должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны — его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равновесия платежного баланса страны). В ГАТТ—1994 есть так называемые «исключения из правила недискриминации», которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против ряда стран. В данном соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.
Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию).
Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусматривается возможность создания системы автоматического лицензирования (при которой выдача соответствующей лицензии происходит автоматически).
Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируются их руководством соображениями поддержания общественной морали и здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольстввенной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).
Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом вида, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.
Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ—1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле). Эта статья не запрещает деятельность таких предприятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе общих принципов недискриминации и руководствовались коммерческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.
Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемерно развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий. Так, в соответствии со Справочником ЮНКТАД по импортным режимам, в 90-е гг. в Австрии 3 государственных предприятия концентрировали всю внешнюю торговлю табаком, алкоголем, солью, в Финляндии — 2 (алкоголь, зерновые), в Исландии — 5 (алкоголь, электрооборудование, средства коммуникаций, табак, свежие фрукты), в Японии — 6 (алкоголь, зерновые, сливочное масло, молочный порошок, соль, шелк), в Мексике — 1 (молочный порошок), в Новой Зеландии — 1 (фрукты), в Норвегии — 3 (алкоголь, зерно, фармацевтика), в Швеции — 1 (алкоголь), в Турции — 1 (алкоголь), во Франции — 1 (спички), в Греции — 1 (спички), в Швейцарии — 2 (сливочное масло, алкоголь).
Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.
В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT— ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов — обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, квотных и растений, а также защита окружающей среды и обепечение требований национальной безопасности.
При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предполагается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения данного соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торговли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким способом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изменяет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества изделия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуация входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что производящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения положений Соглашения ТБТ.
В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действующих международных стандартах, страны — члены ВТО должны ее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.
В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики, регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот кодекс содержит указанные выше положения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1.Дайте определение понятию «внешнеторговая политика».
2.В чем состоит стратегия современной внешнеторговой политики?
3.Охарактеризуйте содержание понятий протекционизма и либерализации и их соотношение в современной внешнеторговой политике.
4.Назовите основные нетарифные меры регулирования внешней торговли по классификации ЮНКТАД.
5.Охарактеризуйте содержание Импортного таможенного тарифа и его составляющих.
6.Покажите различия между адвалорными, специфическими и комбинированными пошлинами.
7.Охарактеризуйте паратарифные меры регулирования внешней торговли.
8.Покажите место и роль антидемпинговой политики и антидемпинговых пошлин, в частности, в современной внешнеторговой политике государств.
9.Покажите примеры того, как монополистические меры регулирования современной внешней торговли проявляются в скрытом виде.