Загадочная русская душа?




И ей так хотелось верить, что она, эта ясность придет. Когда-то он обещал ей, что все будет хоро­шо, и за все годы жизни с ним она ни разу не поз­волила себе подумать, что он может лгать. И еще ей так хотелось стать его женой. Кандинский этого ее желания решительно не понимал - к чему вся эта бумажная волокита?

Размышляя о высоких материях, он не задумывался о том, как трудно было Габриэле жить в незаконном браке, когда все вокруг - и соседи в Мурнау, и ее родственники, и многие из их общих друзей - осуждали ее. Она была готова сказать «да», даже если Кандинский, решив выполнить обещание, предложил бы ей стать его женой лишь на один день и после свадь­бы тут же бы последовал развод. Она ждала их но­вой встречи, а Кандинский ее все откладывал, зато в письмах с удовольствием рассуждал о сущнос­ти любви:

- Любовь, согласно моему пониманию, должна быть безграничной и во всех отношениях плодотворной.

А затем утверждал, что Мюнтер его по-настоящему никогда не любила. Это она-то его не любила? И бедная Габриэла хваталась за то­мик Достоевского и читала, пытаясь понять - что же такое эта загадочная русская душа.

 

Я сам насчет себя заблуждался...

 

18 июля 1915 года Габриэла приехала в Сток­гольм - зная о трудном материальном положении Кандинского, она решила помочь ему, организо­вав выставку- продажу его работ. В ответ он ей написал:

- Я приеду, чтобы увидеть тебя. Я этого очень-очень желаю. Но я не могу с тобой жить, как раньше... Я тебя все время вводил в заблуждение лишь потому, что сам насчет себя заблуждался.

23 декабря они встретились. Оказалось, он не при­вез с собой ни одной картины, а потому, запершись на съемной квартире, принялся работать - ведь нужно было что-то показать на выставке. А она занялась тем, что сегодня назвали бы пиаром.

Наконец 1 февраля 1916 года выставка открылась. Кандинский сам комментировал свои работы, разъясняя зрителям смысл абстрактных компо­зиций. В целом мероприятие имело успех, удалось продать несколько картин, и критика была вполне доброжелательной.

А следом, в марте, прошла вы­ставка Габриэлы. Она была принята на ура, о ней написали все немецкие газеты, а одна из лучших художественных школ Берлина предложила Мюнтер место преподавателя.

16 марта Кандинский уехал в Россию. Как всегда, он обещал вернуться. Хотя уже точно знал, что расстается с Габриэлой навсегда. Но прямо и честно сказать ей об этом не смог - не хватило мужества. Это была их последняя встреча.

Еще некоторое время они переписывались, но письма его стано­вились все короче - у него появилась новая лю­бовь, 18-летняя Нина Андреевская, а в сентябре 1916 года, через две недели после знакомства, она стала его законной женой. Ни в одном из своих пи­сем к Габриэле он об этом даже не упомянул. А за­тем совсем перестал писать.

Габриэла испугалась, что с ним случилось страшное. Перед Рождеством

1917 года она сделала официальный запрос в Мос­кву. Ответа пришлось ждать долго, но в июне 1918 года она все-таки узнала, что разыскиваемое ею лицо «заявило, что находится в живых».

О, как убийственно мы любим, или Объем создают тени

А в 1921 году Кандинский снова появился в Герма­нии - с молодой женой. Прославленный художник, обласканный большевиками вождь авангардного искусства приехал по приглашению выдающегося немецкого архитектора Вальтера Гропиуса препо­давать в знаменитом Баухаусе - центре современ­ной архитектуры и всего передового искусства.

Габриэла была уверена, что Кандинский вспомнит о ней. Но он вспомнил не о ней, а о своих полотнах, оставленных в ее доме. А еще о своем велосипеде, одежде и других мелочах. И через ад­вокатов потребовал вернуть все это.

- Он ведет себя так, словно меня нет на свете, - написала тогда Габриэла в своем дневнике. Смертельно оскор­бленная, она написала ему гневное письмо, в котором напомнила обо всех его обещаниях и о его лжи. Письмо было очень длинным - 40 страниц. Она высказала все, что поняла про своего быв­шего учителя, друга, возлюбленного.

И он отве­тил - обращаясь к ней на Вы, как к чужому че­ловеку. Признал, что нарушил слово, просил его простить и обещал компенсировать все ее обиды материально - подарив ей свои картины. Переговоры - через адвокатов - продолжались еще 4 года.

В 1926 году Габриэла отправила Кан­динскому 26 ящиков с его вещами. А он в ответ прислал ей официальную бумагу, в которой говорилось, что он наделяет госпожу Мюнтер «полным и безусловным правом владения всеми работами, которые он ей оставил».

- У меня было сокровище - Кандинский, теперь у меня останутся только его работы, - писала Габриэла, которая так и не смогла вычеркнуть любимого из памяти и продолжала следить за его творчеством. И жизнью.

Когда нацисты закрыли Баухаус, Кандинский с Ниной перебрался во Францию. Он занимался живописью, писал статьи, общался с выдающимися авантардистами XX века - Мондрианом, Миро, Эрнстом, участвовал в международных ставках. В 1939 году ему дали французское гражданство. Так, французом, он прожил последние пять лет.

Он умер в 1944 году, пережив соратников по «Синему всаднику»: Марианну Веревкину - на шесть лет, а Алексея Явленского - на три года.

Его ждала огромная посмертная слава - монографии, изданные почти на всех языках, выставки, прошедшие почти во всех столицах, его картины заняли почетное место в лучших музеях мира...

А Габриэла? После разрыва с Кандинским она несколько лет не могла работать и снова взяла кисть в руки только в 1930-х годах. Возродиться к творчеству и вообще к жизни ей помог Иоханнес Эйхнер, философ и замечательный искусствовед, один из первых исследователей «Синего всадника», сумевший стать ей настоящим другом.

После разрыва с Кандинским у Габриэлы осталось более 90 живописных полотен маслом, 330 работ темперой, акварелью и рисунков, живопись на стекле, множество блокнотов с набросками и 300 офортов и литографий Василия Кандинского.

Кроме того, у нее хранились и ее собственные дневники, многолетняя переписка с Кандинским, документы по созданию альманаха и группы «Си­ний всадник» и работы художников, членов этой группы. До 1933 года она хранила все это в спе­циальном сейфе, который оплачивала из своего кармана.

В 1933-м к власти в Германии пришел Гитлер. Современное искусство было объявлено «вырожденческим», «дегенеративным». В чис­ло «вырожденцев» попали Марк Шагал и Пабло Пикассо, Франц Марк и Август Макке, и, конечно же, абстракционист Василий Кандинский. Произ­ведения «дегенеративного» искусства подлежали изъятию из музеев и частных коллекций, а впос­ледствии уничтожению. Нарушение этого постановления грозило их владельцам тюрьмой.

Вместе со своим верным другом Иоханнесом Эйхнером Габриэла забрала сокровища из хранилища и спрятала их в подвале собственного дома. Подвал был очень глубокий и сухой и вполне подходил для картин. Наследие «Синего всадника» хранилось в подвале дома Мюнтер до конца войны.

Все эти годы Габриэла не знала покоя. Она хорошо пони­мала, что с ней бы стало, если бы нацисты обна­ружили ее тайник. Но когда уже было ясно, что фашистская Германия доживает последние дни, начались налеты самолетов союзников, и у Габриэ­лы появились новые страхи - а вдруг бомба попа­дет в ее дом?

А когда город был взят, вооруженные американские солдаты принялись обыскивать до­ма в поисках спрятавшихся эсэсовцев. Наведыва­лись они - и не однажды - и к Габриэле и только чудом не нашли подвал. После одного из обысков Габриэла пошла в американскую комендатуру.

- Я - известная художница и очень прошу огра­дить меня от этих непрошеных визитеров и вне­запных обысков, - заявила она на прекрасном английском.

Габриэлу выслушали и дали «охран­ную грамоту». Так ей удалось спасти и сохранить значительную часть художественного наследия Кандинского и своих друзей. После войны Габриэла занялась живописью с такой страстью, как будто наверстывала упу­щенное. В ее работах - единство жизни природы и жизни человека, тонкие краски, душа и та са­мая удивительная гармония, к которой стремился «Синий всадник».

С годами ее искусство стано­вилось все более зрелым, в нем выразились противоречия XX века, его потрясения и трагедии, отображенные с такой глубиной, что Габриэлу Мюнтер по праву назвали одной из лучших не­мецких художниц XX века.

Кроме того, благодаря подвигу этой женщины картины Кандинского дошли до наших дней в целости и сохранности. И теперь, спустя 70 с лишним лет после смерти художника, мы можем судить о развитии абстракционизма в живописи 20 столетия.

Вместе с Эйхнером Мюнтер организовала фонд, ставший центром исследований авангардного искусства. А в 1957 году, в день восьмидеся­тилетия, она подарила все свое собрание картин, писем, документов мюнхенскому музею Ленбаххаус.

Последние годы Габриэла Мюнтер прожила в том самом доме в Мурнау, с которым было связано столько вос­поминаний. 19 мая 1962 года ее не стало. Похо­ронили художницу на местном кладбище при церкви Святого Николая, откуда открыва­ется замечательный вид на баварский городок, однажды ставший центром мирового искусст­ва.

Она ушла из жизни более 50-ти лет назад, но остались ее картины и замеча­тельный музей Ленбаххаус, ставший памятни­ком верности Габриэлы Мюнтер своей юности, творческим идеалам и любви к одному из самых ярких художников XX века.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Его произведения:

1. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б.Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. -М., 2001. Тираж 2300 экз.

2. Кандинский В. Точка и линия на плоскости/ Пер. с нем. Елены Козиной. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 63-232.

О нем:

1. Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский)//Авангард 1910-х- 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М., 1998.

2. Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2. Столичный город. - М.: УРСС, 1998. – Стр. 66 -71.

3. Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. - Стр. 189-249.

4. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936)// «Атеизм» и другие работы. - М.: Праксис, 2007. - С. 258-294.

5. Лакост М. К. Kandinsky/Мишель Кониль Лакост.- М.: Слово/Slovo, 1995.- 96с., с ил.

6. Опимах И. Время все расставит по своим местам"/Гала - Биография.- 2012.- №10.- Стр. 32-46.

7. Рейнгардт Л. Абстракционизм// Модернизм. Анализ и критика основных направлений.- М., 1969. - Стр. 101-111.

8. Сарабьянов Д.В. Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время - М., 1984.

9. Турчин В. Кандинский в России/Валерий Турчин. - М.: Художник и книга, 2005. - 448с.

10. Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918-1941. - Минск: Медисонт, 2007. - 144 с.

 

7.12.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; 30-78-00

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: