И ей так хотелось верить, что она, эта ясность придет. Когда-то он обещал ей, что все будет хорошо, и за все годы жизни с ним она ни разу не позволила себе подумать, что он может лгать. И еще ей так хотелось стать его женой. Кандинский этого ее желания решительно не понимал - к чему вся эта бумажная волокита?
Размышляя о высоких материях, он не задумывался о том, как трудно было Габриэле жить в незаконном браке, когда все вокруг - и соседи в Мурнау, и ее родственники, и многие из их общих друзей - осуждали ее. Она была готова сказать «да», даже если Кандинский, решив выполнить обещание, предложил бы ей стать его женой лишь на один день и после свадьбы тут же бы последовал развод. Она ждала их новой встречи, а Кандинский ее все откладывал, зато в письмах с удовольствием рассуждал о сущности любви:
- Любовь, согласно моему пониманию, должна быть безграничной и во всех отношениях плодотворной.
А затем утверждал, что Мюнтер его по-настоящему никогда не любила. Это она-то его не любила? И бедная Габриэла хваталась за томик Достоевского и читала, пытаясь понять - что же такое эта загадочная русская душа.
Я сам насчет себя заблуждался...
18 июля 1915 года Габриэла приехала в Стокгольм - зная о трудном материальном положении Кандинского, она решила помочь ему, организовав выставку- продажу его работ. В ответ он ей написал:
- Я приеду, чтобы увидеть тебя. Я этого очень-очень желаю. Но я не могу с тобой жить, как раньше... Я тебя все время вводил в заблуждение лишь потому, что сам насчет себя заблуждался.
23 декабря они встретились. Оказалось, он не привез с собой ни одной картины, а потому, запершись на съемной квартире, принялся работать - ведь нужно было что-то показать на выставке. А она занялась тем, что сегодня назвали бы пиаром.
Наконец 1 февраля 1916 года выставка открылась. Кандинский сам комментировал свои работы, разъясняя зрителям смысл абстрактных композиций. В целом мероприятие имело успех, удалось продать несколько картин, и критика была вполне доброжелательной.
А следом, в марте, прошла выставка Габриэлы. Она была принята на ура, о ней написали все немецкие газеты, а одна из лучших художественных школ Берлина предложила Мюнтер место преподавателя.
16 марта Кандинский уехал в Россию. Как всегда, он обещал вернуться. Хотя уже точно знал, что расстается с Габриэлой навсегда. Но прямо и честно сказать ей об этом не смог - не хватило мужества. Это была их последняя встреча.
Еще некоторое время они переписывались, но письма его становились все короче - у него появилась новая любовь, 18-летняя Нина Андреевская, а в сентябре 1916 года, через две недели после знакомства, она стала его законной женой. Ни в одном из своих писем к Габриэле он об этом даже не упомянул. А затем совсем перестал писать.
Габриэла испугалась, что с ним случилось страшное. Перед Рождеством
1917 года она сделала официальный запрос в Москву. Ответа пришлось ждать долго, но в июне 1918 года она все-таки узнала, что разыскиваемое ею лицо «заявило, что находится в живых».
О, как убийственно мы любим, или Объем создают тени
А в 1921 году Кандинский снова появился в Германии - с молодой женой. Прославленный художник, обласканный большевиками вождь авангардного искусства приехал по приглашению выдающегося немецкого архитектора Вальтера Гропиуса преподавать в знаменитом Баухаусе - центре современной архитектуры и всего передового искусства.
Габриэла была уверена, что Кандинский вспомнит о ней. Но он вспомнил не о ней, а о своих полотнах, оставленных в ее доме. А еще о своем велосипеде, одежде и других мелочах. И через адвокатов потребовал вернуть все это.
- Он ведет себя так, словно меня нет на свете, - написала тогда Габриэла в своем дневнике. Смертельно оскорбленная, она написала ему гневное письмо, в котором напомнила обо всех его обещаниях и о его лжи. Письмо было очень длинным - 40 страниц. Она высказала все, что поняла про своего бывшего учителя, друга, возлюбленного.
И он ответил - обращаясь к ней на Вы, как к чужому человеку. Признал, что нарушил слово, просил его простить и обещал компенсировать все ее обиды материально - подарив ей свои картины. Переговоры - через адвокатов - продолжались еще 4 года.
В 1926 году Габриэла отправила Кандинскому 26 ящиков с его вещами. А он в ответ прислал ей официальную бумагу, в которой говорилось, что он наделяет госпожу Мюнтер «полным и безусловным правом владения всеми работами, которые он ей оставил».
- У меня было сокровище - Кандинский, теперь у меня останутся только его работы, - писала Габриэла, которая так и не смогла вычеркнуть любимого из памяти и продолжала следить за его творчеством. И жизнью.
Когда нацисты закрыли Баухаус, Кандинский с Ниной перебрался во Францию. Он занимался живописью, писал статьи, общался с выдающимися авантардистами XX века - Мондрианом, Миро, Эрнстом, участвовал в международных ставках. В 1939 году ему дали французское гражданство. Так, французом, он прожил последние пять лет.
Он умер в 1944 году, пережив соратников по «Синему всаднику»: Марианну Веревкину - на шесть лет, а Алексея Явленского - на три года.
Его ждала огромная посмертная слава - монографии, изданные почти на всех языках, выставки, прошедшие почти во всех столицах, его картины заняли почетное место в лучших музеях мира...
А Габриэла? После разрыва с Кандинским она несколько лет не могла работать и снова взяла кисть в руки только в 1930-х годах. Возродиться к творчеству и вообще к жизни ей помог Иоханнес Эйхнер, философ и замечательный искусствовед, один из первых исследователей «Синего всадника», сумевший стать ей настоящим другом.
После разрыва с Кандинским у Габриэлы осталось более 90 живописных полотен маслом, 330 работ темперой, акварелью и рисунков, живопись на стекле, множество блокнотов с набросками и 300 офортов и литографий Василия Кандинского.
Кроме того, у нее хранились и ее собственные дневники, многолетняя переписка с Кандинским, документы по созданию альманаха и группы «Синий всадник» и работы художников, членов этой группы. До 1933 года она хранила все это в специальном сейфе, который оплачивала из своего кармана.
В 1933-м к власти в Германии пришел Гитлер. Современное искусство было объявлено «вырожденческим», «дегенеративным». В число «вырожденцев» попали Марк Шагал и Пабло Пикассо, Франц Марк и Август Макке, и, конечно же, абстракционист Василий Кандинский. Произведения «дегенеративного» искусства подлежали изъятию из музеев и частных коллекций, а впоследствии уничтожению. Нарушение этого постановления грозило их владельцам тюрьмой.
Вместе со своим верным другом Иоханнесом Эйхнером Габриэла забрала сокровища из хранилища и спрятала их в подвале собственного дома. Подвал был очень глубокий и сухой и вполне подходил для картин. Наследие «Синего всадника» хранилось в подвале дома Мюнтер до конца войны.
Все эти годы Габриэла не знала покоя. Она хорошо понимала, что с ней бы стало, если бы нацисты обнаружили ее тайник. Но когда уже было ясно, что фашистская Германия доживает последние дни, начались налеты самолетов союзников, и у Габриэлы появились новые страхи - а вдруг бомба попадет в ее дом?
А когда город был взят, вооруженные американские солдаты принялись обыскивать дома в поисках спрятавшихся эсэсовцев. Наведывались они - и не однажды - и к Габриэле и только чудом не нашли подвал. После одного из обысков Габриэла пошла в американскую комендатуру.
- Я - известная художница и очень прошу оградить меня от этих непрошеных визитеров и внезапных обысков, - заявила она на прекрасном английском.
Габриэлу выслушали и дали «охранную грамоту». Так ей удалось спасти и сохранить значительную часть художественного наследия Кандинского и своих друзей. После войны Габриэла занялась живописью с такой страстью, как будто наверстывала упущенное. В ее работах - единство жизни природы и жизни человека, тонкие краски, душа и та самая удивительная гармония, к которой стремился «Синий всадник».
С годами ее искусство становилось все более зрелым, в нем выразились противоречия XX века, его потрясения и трагедии, отображенные с такой глубиной, что Габриэлу Мюнтер по праву назвали одной из лучших немецких художниц XX века.
Кроме того, благодаря подвигу этой женщины картины Кандинского дошли до наших дней в целости и сохранности. И теперь, спустя 70 с лишним лет после смерти художника, мы можем судить о развитии абстракционизма в живописи 20 столетия.
Вместе с Эйхнером Мюнтер организовала фонд, ставший центром исследований авангардного искусства. А в 1957 году, в день восьмидесятилетия, она подарила все свое собрание картин, писем, документов мюнхенскому музею Ленбаххаус.
Последние годы Габриэла Мюнтер прожила в том самом доме в Мурнау, с которым было связано столько воспоминаний. 19 мая 1962 года ее не стало. Похоронили художницу на местном кладбище при церкви Святого Николая, откуда открывается замечательный вид на баварский городок, однажды ставший центром мирового искусства.
Она ушла из жизни более 50-ти лет назад, но остались ее картины и замечательный музей Ленбаххаус, ставший памятником верности Габриэлы Мюнтер своей юности, творческим идеалам и любви к одному из самых ярких художников XX века.
ЛИТЕРАТУРА:
Его произведения:
1. Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б.Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. -М., 2001. Тираж 2300 экз.
2. Кандинский В. Точка и линия на плоскости/ Пер. с нем. Елены Козиной. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 63-232.
О нем:
1. Азизян И.А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский)//Авангард 1910-х- 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М., 1998.
2. Азизян И.А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2. Столичный город. - М.: УРСС, 1998. – Стр. 66 -71.
3. Азизян И.А. Теоретическое наследие В. В. Кандинского в художественном сознании XX века // Вопросы теории архитектуры: Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени / Сборник научных трудов под ред. И. А. Азизян. - М.: КомКнига, 2006. - Стр. 189-249.
4. Кожев А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского (1936)// «Атеизм» и другие работы. - М.: Праксис, 2007. - С. 258-294.
5. Лакост М. К. Kandinsky/Мишель Кониль Лакост.- М.: Слово/Slovo, 1995.- 96с., с ил.
6. Опимах И. Время все расставит по своим местам"/Гала - Биография.- 2012.- №10.- Стр. 32-46.
7. Рейнгардт Л. Абстракционизм// Модернизм. Анализ и критика основных направлений.- М., 1969. - Стр. 101-111.
8. Сарабьянов Д.В. Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время - М., 1984.
9. Турчин В. Кандинский в России/Валерий Турчин. - М.: Художник и книга, 2005. - 448с.
10. Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918-1941. - Минск: Медисонт, 2007. - 144 с.
7.12.21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; 30-78-00