Иное дело философы. Им было от чего прийти в замешательство. Новые феномены и концепции непрерывно трансформировались, оборачивались и выворачивались, являя полную несовместимость с неколебимыми устоями традиционных теорий. «Принцип дополнительности» гениального Нильса Бора другой гений квантовой физики Вернер Гейзенберг (1901—1976) представил как «принцип неопределенности», согласно которому дополнительные свойства микрочастицы (координата и импульс, время и энергия) не обладают устойчивым значением, как бы размывают определенность друг друга. И чем определеннее значение координаты микрочастицы, тем более неопределенным является импульс в направлении этой координаты и наоборот. Дополнительные свойства, таким образом, выступают как чуть ли не взаи-мопоглощающие, превращая микрообъект в соотношение неопределенностей, которые невозможно измерить одновременно. Неточность неизбежна и безусловна. Хотя соотношение неопределенностей как феномен было определено с математической точностью. Согласно знаменитой формуле В. Гейзенберга (1927), оно неизменно. Это константа, та самая точно исчисленная «постоянная Планка», которая фиксирует «квант действия», с которой началась квантовая теория и математический значок которой h стал философическим символом. Постоянная Планка представляет собой один из основных масштабов природы, разграничива-
7 См., напр.: Frank F. Modern science and its philosophy. Camb., 1961.
8 Бор Н. Квантовая физика и философия // Успехи физических наук. 1959. Т. 67. Вып. 1. С.42.
ющий явления, которые можно описывать по законам классической физики (в этих случаях как бы считается h = 0), от явлений, для правильного истолкования которых необходима квантовая теория. Неопределенность тем самым признается как фундаментальное свойство познаваемого объекта, которое связано не с погрешностью вычислений, а с онтологическим статусом самого явления.
|
Но человеческая психика менее всего приспособлена к ощущению неопределенности. Именно неопределенность является одним из самых мощных стрессогенных факторов. Избегание неопределенности и противоречия лежит в основе логического мышления и является его основной функцией. Есть основания считать, что понятие случая и случайности вообще чуждо естественному, «природному» мышлению и является вторичным, «окультуренным» представлением. Магическая парадигма мышления не допускает случайности: все без исключения имеет причину, является продуктом Божественного или человеческого хотения и волеизъявления. В рационалистической парадигме случайность тоже исключена, поскольку все связано в единую причинно-следственную цепь объективными, всеобщими и необходимыми законами мироздания. Для прагматического мышления, которое вроде бы отказывалось отвечать на вопрос о тайнах мироздания и причинах явлений, критерием истины был тем не менее объективный успех как следствие целесообразной деятельности, а не случая. В гедонистической парадигме сама психика человека жестко и однозначно детерминирована биологическими законами, и потому ничто в жизни не происходит случайно. Лишь экзистенциализм приблизился к понятию свободы, не осознавая, впрочем, в полной мере роль случайности в произвольном импульсе личности.
|
В гуманистической парадигме свобода — это стремление к реализации экзистенции, которая предстает как духовное измерение бытия: нравственное переживание, совесть, категорический императив, инстинктоидная потребность в трансцендировании. В принципе, это отчаянная попытка «гуманизировать» природу человека, приписав ей иррациональные духовные потребности, как первобытный человек приписывал природе одушевленность и целенаправленность. Фигурально говоря, свойственный человеку антропоморфизм по отношению к природе сменился в конце концов чем-то вроде самоантропоморфизма. Однако решительный шаг вперед был сделан: экзистенциальный выбор — понятие двойственное, в нем неразрывны свобода и необходимость, произвольность и ответственность, правильность и неправильность,
1 «индетерминизм и детерминизм. Это уже не предопределенность закона, хотя еще и не воля случая. А для новейшей парадигмы мышления и современной метафизики свобода — это реализация ^неопределенности, то есть абсолютная беспричинность и абсо-! дютная потенциальность. При таком подходе нет необходимости Предполагать существование духовных потребностей для обосно-! вания непрактичных, нерациональных, противоречащих биологическим инстинктам и прагматическим интересам или даже саморазрушительных поступков человека. Не похож ли человек в этом { отношении на квант? Способность к непредсказуемым действиям — 'элементарное свойство бытия. Это даже не отличительное, ви-доспецифическое качество Homo sapiens. И потому естественно, что большие группы вследствие системных процессов ведут себя вполне предсказуемо, так сказать, по закону больших чисел. Эта удобная и очевидная предсказуемость на уровне общины (сословия, класса, массы...) в политике постоянно используется с тем большим эффектом, чем жестче (в обряде, сословном праве, j партийном энтузиазме, диктаторском режиме...) отбрасывается. (уничтожается, не допускается, пресекается) свобода индивида, подобно тому, как детерминанты классической физики представ- \ ляются неколебимыми, если отбросить постоянную Планка, считая h = 0. Развертывание аналогии следует продолжить, чтобы проследить процесс до того момента, когда абсолютная свобода личности все-таки прорывается через любые законы больших
|
чисел.
Согласно основным положениям синергетики различные состояния динамической системы выступают как более или менее устойчивые. Периоды устойчивости сменяются периодами неустойчивости. Но рано или поздно система окончательно теряет устойчивость, потому что случайные колебания (флуктуации) выводят ее из равновесия. Шумы начинают преобладать ьад информацией, делая ее неразличимой. Это одно из необходимых условий перехода системы в новое состояние, которое может стать устойчивым, хотя и по-новому. Это так называемый фазовый переход. И если в период относительного покоя система характеризуется огромным количеством параметров (чем сложнее система, тем их больше), то непосредственно перед фазовым переходом система упрощается, восходя от бесчисленных хаотических параметров к немногим параметрам порядка. В этот момент происходит чуть ли не мистическая вещь: система создает новый образ самое себя, самоорганизуются какие-то новые механизмы функционирования и прогнозирования. Подчинение большого числа хаотических параметров малому количеству параметров порядка
по-английски обозначается как slaving principle, буквально «принцип порабощения*. По-русски это обозначается помягче — «принцип подчинения». Получается, что необходимость использования критических объемов информации и согласования огромного количества взаимодополнительных процессов порождает специфические механизмы саморегуляции, благодаря чему спонтанно разворачивается качественное преобразование, сжатие информации.
Если говорить о социальной саморегуляции, то информация, во-первых, сжимается до симультанного образа, во-вторых, поляризуется до однозначной оценки, в-третьих, структурируется до жесткости алгоритма, в-четвертых, возводится в непреложную (объективную) закономерность. Простая совокупность информации обо всех параметрах системы отличается от информации второго порядка, как, фигурально говоря, статистическая сводка Генштаба о ходе военных действий от песни «Вставай, страна огромная» или иероглифа «Яшма вдребезги». Развертывание аналогии привело, таким образом, к обратной метафоре, и оказалось, что синергетическая информация второго порядка удивительным образом повторяет свойства «мифемы»: ее симультанную тотальность, категоричность, суггестивность, непреложность и даже мистическую непроницаемость. По-видимому, по мере того как сознание и рационалистическое мышление берут часть регулятивных функций на себя, иррациональная власть «мифемы» микшируется, уступая место «идеологеме», затем «конструкту», которые опираются на мощь поднимающегося разума. Затем вследствие массовизации процесса, при резком росте параметров неустойчивости системы самую активную роль начинает играть «инстигат», но это только увеличивает амплитуду флуктуации, и к моменту наступления очередного хаоса и смуты сознания «мифема» благодаря симультанности, непосредственной суггестивности и мистической непроницаемости может снова стать основным регулятором поведения.
Похоже, симультанный образ, фиксируемый как визуальное представление, действительно наиболее удобный вариант упорядочения информации, которую нужно запомнить или использовать для управления сложным объектом. Так, для летчиков суперсовременных самолетов инженерные психологи предложили вместо сложной панели с многочисленными приборами использовать объемную модель-аквариум, наглядно представляющую положение самолета в пространстве. Та же идея достаточно успешно реализуется теперь в компьютерных трехмерных программах. Приемы визуализации значительно облегчают запоминание ряда несвязанных между собой слов. Если удается
объединить их в одной картинке, пусть даже нелепой, вероятность последующего воспроизведения многократно возрастает. Человек получает возможность с одного предъявления запомнить до 20 слов! При воспроизведении он просто «разглядывает» визуальный образ, словно разматывает клубок. Как, например, запомнить слова: собака, шляпа, велосипед, полицейский, забор, сигара? Испытуемому предлагается вообразить такую картину: «полицейский с сигарой в зубах останавливает у забора собаку (разумеется, в шляпе), едущую на велосипеде»9. В принципе, это простейший пример создания и использования для психической саморегуляции так называемых виртуальных объектов.
Но что значит «виртуальный»? Чем больше появляется философических толкований и теоретических проработок этого волнующего понятия, тем труднее его применять в прикладных исследованиях. И потому есть резон возвратиться к исходному, предельно прагматичному, можно сказать, деловому определению, которое дает, например, словарь с выразительным в своей непритязательности названием «Business Speak»: «Virtual — being in essence or effect, not in name or fact» (виртуальный — активный в осмыслении или в действии, но не представленный в принятых определениях или в реальности)10. Характерно, что в устном словоупотреблении «virtual» значит — «эффективный»11. Виртуальные объекты обеспечивают действительность и мощь мышления, их эффективность обнаруживается в поведении, они проявляются в дальнейших явлениях и событиях, но не существуют de jure и de facto. Можно предположить, что подобные виртуальные объекты как раз и представляют собой устойчивые алгоритмы синерге-тической самоорганизации. Они являются эффектами самоорганизации и сами становятся причиной дальнейших изменений функционирования системы. Но что такое тогда «категорический императив», «табу», «опыт», «принцип удовольствия»? Фрейд утверждал, что многие представления человека, особенно в сфере нравственности, суть «рационализация» (самооправдание) инстинктивных желаний. Для него и религиозные верования не более чем «продукт психического метаболизма». Он полагал, что эти производные психики мешают человеку познать мир и реализовать свои желания. А Джон Дьюи истолковывал опыт как средство для отсроченной, но более правильной реакции человеческого организма. Позиции диаметрально противоположные.
9 См.: Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. М.,1978.
1° Business Speak. Oxford; Moscow, 1994.
ii Англо-русский словарь / Сост. В.К. Мюллер. М., 1965.
И современные ученые, фиксируя символы на входе и выходе мышления, прослеживают кропотливую и хаотичную работу мысли, аналогичную законам термодинамики и неравновесных процессов. Теперь наука должна быть готова рассмотреть духовную (коллективную) и психическую (индивидуальную) активность как форму самоорганизации целостной и необыкновенно сложной системы в свете принципа дополнительности/неопределенности. Все более ясно, что управление (точнее, саморегуляция) посредством эмоций, убеждений, рефлексии — единственно возможный способ синергетической деятельности сверхсложных систем типа «человек и социум». Мир виртуальных объектов раскрывается как важнейший управляющий фактор, необходимый атрибут и условие существования системы. В этом смысле виртуальный мир столь же действителен, как виртуальные частицы микромира, которые не регистрируются, не оставляют следов, но участвуют во взаимодействии элементарных частиц, изменяя их состояние. В самом деле, можно ли зарегистрировать идеал, архетип, идею-фикс, стереотип как реальные объекты? Но они заставляют индивидуумов жертвовать жизнью, а огромные массы людей действовать заедино, часто не сознавая ни направления, ни конечной цели, ни самого движения. Более того, ничто другое не могло бы обеспечить функцию синхронизации и интеграции всех индивидуальных воль, желаний и потребностей. Ни лидер, ни герой, ни гений не могут соответствовать такой миссии. Имидж любого деятеля сам является частью виртуального мира и действует до тех пор, пока соответствует назревшей тенденции, а затем харизматическая притягательность может внезапно испариться. Героическая личность вдруг превращается в пародию, всеми презираемого монстра, в адрес которого с тем же жаром, что некогда клики восхищения, несутся проклятия, совсем как в сказке, где несметные сокровища в мгновение ока обращаются в золу, лед и грязь.
В обратном свете представлений синергетики получает дополнительное объяснение функционирование описанных выше социальных резонаторов, благодаря которым обретают действительность и мощь «мифемы», «идеологемы», «конструкты» и «ин-стигаты», обращающиеся в массовой коммуникации. И «массовую обрядность», и «идейное учение», и «общественное мнение», и «шоу-бизнес» можно четко регистрировать, научно анализировать, уверенно прогнозировать, надежно программировать, конечно, с той или иной степенью вероятности. Здесь царствуют стохастические закономерности, и общая тенденция всегда не более чем вектор сложения множества разнонаправленных воль и действий, подобно тому, как фиксируемая физическим прибором
«траектория» при ближайшем рассмотрении оказывается пучком траекторий, проложенных множеством единичных микрообъектов. Свобода воли индивида остается, в принципе, абсолютной. Поэтому вероятность прогнозирования последствий, к примеру, суждений общественного мнения или символики шоу-бизнеса.никогда не равна ни 1, ни 0, но всегда стремится к тому или иному значению как к пределу.
И все-таки консолидирующая сила социального резонатора настолько велика, что способна увлечь за собой, направить в общее русло, подчинить себе массу колеблющихся воль индивидов.,"Гем самым обеспечивается некое упорядочение виртуального жира, обобществление и систематизация виртуальных объектов и конечном счете саморегуляция духовной сферы социума. Но по эй же самой причине властная элита от жрецов до media-магна-не оставляет попыток взять под контроль спонтанно возника-мцие социальные резонаторы информации, жестко программи-;вать их работу или даже создавать новые средства массовой?ммуникации как орудие непосредственного управления обще-вом. С циничной прямотой такого рода притязания обосновал М. Ленин: «Печать не только коллективный пропагандист и?ллективный агитатор, но так же и коллективный организа-р»12. Но, как будто в соответствии с принципом неопределен-сти В. Гейзенберга, чем жестче задавалась программа массово-воздействия, тем сокрушительнее оказывались окончательные зультаты. Последовательный крах тоталитарных режимов XX в. "изменно показывал, что только трансцензус-тексты помогали;дям сохранять душу живу, и только они и остались в истории ан и культур как непреходящая ценность и как практический;к на будущее. Однако трансцензус как рече-мыслительная единица гумани-ческого мышления апеллирует непосредственно к абсолютной ободе воли человека и обращается в той сфере виртуальности, торая имеет принципиально индивидуальный характер, не ре-эируема, не исчисляема и не предсказуема, а значит, социа-ные резонаторы имеют здесь принципиально иное значение..о больше не консолидирующая сила, не точка отсчета и не горитетная установка, а только источник дополнительных дан-В массовой коммуникации доминируют теперь хаотические;цессы. Это не означает полного отсутствия системы. Просто 1раметров системы так много и они так сложны, что могут быть саны только в критериях случайности, стохастичности, хао-чности и типичности. В этом смысле хаос — одно из состояний
t2 Ленин В.И. С чего начать? // Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 5. С. П.
системы, предшествующее ее изменению, так сказать, необходимый этап ее становления. И в настоящее время именно хаотические состояния привлекают наибольшее внимание науки. Для их изучения разработан даже особый категориальный аппарат: геометрия фракталов, описывающая «структуры хаоса».
Синхронность процессов развития мышления, социальной реальности и научной практики потрясает. Сегодня стохастические процессы волнуют исследователей уже не только в связи с закономерностями микромира, но и в связи с закономерностями социума. Феномен, привлекающий всеобщее внимание, отличается глобальностью, самопроизвольностью и стихийностью астрономического явления, подобного рождению новой звезды. И хотя все разворачивается на наших глазах, люди могут только зачарованно следить за происходящим, ощущая невозможность повлиять на ход событий. Это явление — мировая сеть Интернет.
Больше всего аналитиков поражает полная стихийность и самодетерминированность Интернета: «В каком-то смысле разговор о том, что сеть служит для хранения и обработки информации, похож на разговор о том, что океан "нужен" для хранения и обработки воды — иногда это верно, но не всегда — в океане могут быть и более интересные вещи. Есть подозрение, что "океан"-Интернет никому и ничему не служит, что он сам по себе океан — со своими бурями, течениями и штилями»13.
Сеть и в самом деле формируется стихийно, путем подсоединения все новых индивидуальных пользователей, реализующих свои собственные цели и потребности. Вместе с тем Интернет обладает всеми свойствами системы — целостностью и единством. Сложность этой системы определяется самостоятельностью образующих ее элементов — пользователей, каждый из которых обладает свободной волей и стремлением к самореализации и вместе с тем участвует в общем взаимодействии, так или иначе согласовывая свою активность с циклами, фазами и актуальными ресурсами всей системы и отдельных ее подструктур. Это напоминает функционирование нейронной сети, только функцию нейрона выполняет самостоятельный пользователь с приданным ему компьютером. И количество отдельных пользователей может приблизиться к количеству нейронов мозга. Сложность по типу хаоса вызывает к жизни спонтанные процессы самоорганизации, приводящие к синхронизации внутренних процессов системы, подобно тому, как это происходит на уровне нервной деятельности. В 60-е годы М. Мак-Люэн со свойственной ему смелостью
13 Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации. 2000. https://www.flogiston.df.ru/projects
предложил рассматривать электронные средства массовой коммуникации как продолжение нервной системы человека, поразив
г воображение научной общественности. Однако он вряд ли предполагал, насколько буквально эта волнующая метафора воплотится в жизнь.
Главным условием функционирования и самореализации такой системы является отсутствие внешнего управления, единой «направляющей руки». Продукт этой системы — она сама. Сверхсложная структура типа хаоса, основанная на внешней независимости подструктур, множественности параметров регуляции, многомерности и спонтанности, обеспечивает порождающие возможности системы. Самоцелью Сети оказывается порождение адекватных интерпсихических (социальных) и интрапсихических (личностных) механизмов адаптации и развития на основе всей циркулирующей информации и всей творческой энергии, которая
1 имеется в системе. Условием ее функционирования является самостоятельная творческая «порождающая» работа всех ячеек и структур системы, действующих синхронно, но не одинаково, эффективно, но непредсказуемо. Тогда и только тогда благодаря
I постоянным флуктуациям (отклонениям) программ, разнообразию вариантов поведения, множественности индивидуальных траекторий развития вызревает будущий «генотип» новой культуры, наконец, новый дсихотип человека,
Прежде всего обращает на себя внимание то, что благодаря новым возможностям электронных технологий Интернет для каждого своего пользователя:
• расширяет пространство восприятия, открывая одновременный доступ к нерегламентированному числу взаимопоясняющих каналов-источников (полиэкранность, система link-ов и т.п.);
• приближает скорость поиска и проработки информации к естественному темпо-ритму мышления;
• позволяет выбирать, когда и с какого пункта прорабатывать информацию, то есть снимает жесткую зависимость от структуры сообщения;
• открывая доступ к мощным базам данных (библиотекам, суперкомпьютерам мировых научных центров и т.п.), безразмерно увеличивает ресурсы и быстродействие памяти;
• обеспечивает личное непосредственное участие в массовой коммуникации в реальном времени: прямое общение (чат), изъявление мнений (рейтинг-опросы) и т.д. вплоть до несанкционированного хакерского воздействия, совершения покупок и финансовых махинаций;
• облегчает самостоятельное решение личных проблем (трудоустройство, образование, самоутверждение, творчество, социальное признание и приятие);
• порождает чувство внутренней свободы, раскрепощенности, неподконтрольности и т.п. вплоть до вседозволенности и неуязвимости.
Можно долго продолжать перечисление преимуществ Интернета, которые изменяют психотехнику массовой коммуникации, расширяя психические возможности каждого пользователя. Но не менее существенно, что для всего сетевого сообщества Интернет:
• делает коммуникацию открытой и равной;
• освобождает от наблюдающих и консервирующих механизмов социального регулирования;
• создает атмосферу, в которой непредосудительно публичное проявление субъективности;
• обеспечивает связь всех участников в единую сеть, подобную нейронной цепи центральной нервной системы.
Каждый из этих факторов по отдельности и самоочевиден и недостаточен еще для того, чтобы говорить о принципиально новом аспекте психической жизни человека. Но все вместе они предстают как новый этап интеллектуальной эволюции, формирующей специальные механизмы психической адаптации в стохастической информационной среде. Интернет предполагает новую парадигму мышления. Прежде всего потому, что, подобно коллективному сознанию, «всемирной паутине» свойственна внешняя независимость составляющих подструктур, множественность параметров саморегуляции (типа полимотивированности психики), спонтанная синхронизация, когерентность внутренних процессов, многомерность и неоднозначность, характерная для чрезмерно сложных структур хаоса, словом, системность, находящаяся в непрерывном становлении и порождении.
Сегодня, вследствие многократной интенсификации и ускорения информационного метаболизма общества, коллективное сознание, перерабатывающее информацию во все ускоряющемся темпе и в гигантских объемах, зависит от технических средств не меньше, чем индивидуальное сознание, уже породившее себе в помощь персональный компьютер. Сравнение с красивыми образами Станислава Лема из фантастических романов «Солярис», «Непобежденный» или «Возвращение со звезд» здесь до банальности очевидно. Но более эвристично обратиться к сатирическому образу академии летающего острова Лапуты из знаменитого романа Джонотана Свифта «Приключения Гулливера». Уж каки-
ми только глупостями не занимались там академики-лапутяне, но ведь все обернулось пророчествами. Первым сказал об этом К.А. Тимирязев (1843—1920). В речи при вручении ему премии за открытие фотосинтеза растений он даже не сравнил, а отождествил себя с тем лапутянином, который, по описанию Свифта, проводил дни за диким занятием: рассматривал накрытый стеклянной банкой огурец, освещенный солнечными лучами. Потом нечто подобное мог бы сказать и основоположник теории порождающей грамматики А. Хомский (р. 1928), и «отец кибернетики» Н. Винер (1994—1964), и еще не один великий ученый... Но можно и не прибегая к метафорам сказать, что в психике человека изначально наличествовали структуры и механизмы, в потенции соответствовавшие парадигме NET-мышления, и всегда были гении, выходившие в своем творчестве на уровень сетевой проработки информации. Однако теперь это требуется от каждого. А каждый ли к этому способен? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к науке, синхронно осмыслившей новейший этап психической эволюции человека, — к практической психологии середины XX в. и, в частности, к той ее ветви, которая называется гештальт-терапией и связана с именем Фредерика (Фрица) Перлза (1893-1970).
Имя этого знаменитого психотерапевта связано с многочисленными байками-притчами, как имя всякого легендарного Учителя. Впрочем, это довольно характерно для основоположников психотерапевтических школ послефрейдовской волны — младших современников Фрейда, многие из которых были его учениками. В отличие от классиков психоанализа новые корифеи психотерапии, разработавшие блистательные методики — Фриц Перлз (гештальт-терапия), Якоб Морено (психодрама), Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз) и ряд других, — не были учеными в обычном понимании этого слова. Они мало или даже совсем ничего не писали о своей работе. Существует мнение, что основополагающие труды Фрица Перлза или Милтона Эриксона написаны от их имени учениками и последователями по материалам обучающих семинаров, встреч и бесед. Все они были чудаками, харизматическими личностями и экстравагантными людьми, стиль жизни, поступки и высказывания которых немедленно приобретали знаковый смысл как своеобразные «заповеди» нового учения. В харизме этих людей было что-то и от Сократа, и от шоу-звезд, чья жизнь совершается на виду и на показ, чьи поступки нацелены одновременно и на самовыражение, и на эпатаж, так что трудно сказать, чего в них больше. Это яростные индивидуалисты, которые не могут существовать без других. Они осознают и утверждают свою уникальность в процессе спонтан-
ного «самовыражения для других», в своей «публичной субъективности», не чувствуя вины за то, что другие называют ошибками и недостатками. Бытует рассказ о том, как Перлз задремал на психотерапевтическом приеме во время рассказа пациента, допустив тем самым профессиональный ляпсус. Но когда пациент выразил свое неудовольствие: мол, заплатив уйму денег за сеанс, он вправе требовать внимания, — Перлз вынул бумажник, выписал чек на потраченную сумму и снова закрыл глаза, погружаясь в сон14. Можно по-разному интерпретировать эту историю, но важно увидеть в ней иллюстрацию полнейшей спонтанности и аутентичности Перлза, всегда остававшегося самим собой.
Жизнь и труд людей, подобных Перлзу, состоит в публичном действии, в конкретном ситуативном поступке. В сущности, это творчество-в-процессе-коммуницирования. Им незачем обобщать, писать монографии, ибо цель — привлечение внимания и изменение мнений — достигается путем непосредственной коммуникации, что называется «в режиме on line», в акте спонтанной самодемонстрации и межличностного взаимодействия. Но вследствие ли усилий последователей Перлза или его собственного таланта именно гештальт-терапия дала наиболее полно и последовательно разработанную концепцию индивидуальности (здесь она определяется как self— самость). Справедливо было бы отметить здесь заслуги писателя-эссеиста Пола Гудмена, который приводил в порядок черновые записи и рукописи Ф. Перлза, поставив на службу этому все свои литературные способности и философские познания.
Фриц Перлз начинал как психоаналитик. Он учился у знаменитых психологов и психотерапевтов своего времени. Например, Карен Хорни была его психоаналитиком и супервизором (наблюдателем-консультантом). Таким образом, фундаментом геш-тальт-терапии послужил психоанализ. Но огромное влияние оказали также философия экзистенциализма и гештальт-психология, делавшая упор на исследование целостных структур внутреннего опыта. Центральным пунктом концепции личности у Перлза было понятие психологической зрелости, которое соединяло в себе три подхода: психоаналитический, экзистенциальный и гештальтистский, по принципу дополнительности описывающие важнейшие свойства личности: 1. В терминах психоанализа зрелая личность отличается высокой внутрипсихической дифференцированостыо, осознано-стью влечений, способна отличать одно состояние от другого и отделять свои отношения и чувства от внешних объектов.
" См.: Enright J. Enlightening Gestalt. МШ Valley, 1980.
2. С точки зрения экзистенциализма зрелость — это способность к ответственному выбору, свобода от зависимости, самодостаточность и самодетерминация.
3. В рамках гештальт-психологии зрелость — это ощущение целостности и аутентичности личности.
А в целом зрелость — это оптимальное состояние психики, в котором человек не испытывает нужды в поддержке извне, от окружающего мира, а находит достаточные источники энергии и уверенности в самом себе.
Основой и критерием зрелости является способность ясно осознавать (awareness) внутренний опыт и границы личности, четко разделяя: это — мое убеждение; это — реальное знание; это — физическое ощущение; это — давление общественного мнения; это — переживание за близкого человека; это — моя собственная головная боль. По Перлзу, неспособность различать свои и чужие ценности, мнения, чувства означает слабую внутреннюю дифференциацию, размытость границ «Я».