Мышечная деятельность организма, и в том числе при про-явлении силы, не обособлена, а включена в формирование так называемой установки индивида. Установка – это основная из-начальная реакция субъекта на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Она характеризует го-товность к определенной деятельности и является важнейшим фактором любой двигательной активности (Д.Н. Узнадзе, 1961; И.Т. Бжалава, 1966).
Физиологически готовность к действию связана с настройкой рецепторов, которая обеспечивает адекватное восприятие раздра-жителя, и с функциональной мобилизацией двигательных еди-ниц, облегчающей двигательную активность. Физиологическая природа этого явления подробно рассмотрена Е.Н. Соколовым (1959); Н.А. Бернштейном (1961); П.К. Анохиным (1965). Дви-гательная установка в спорте как настройка на предстоящее дей-ствие (Н.Г. Озолин, 1949; К.Е. Шойхет, 1964, 1966; Ю.С. Еремин, 1968) формируется под влиянием ситуации и информационно-
– 115 –
инструктирующего воздействия педагога и предполагает четкое представление двигательной задачи. Формирование такой на-стройки создает объективные предпосылки для большего успеха двигательного действия.
Так, предварительная словесная сигнализация о тяжести гру-за вызывает изменение тонуса мышц работающей руки. Слова «тяжелый груз» увеличивают тоническое напряжение мышц работающей руки, слова «легкий груз» уменьшают тонус тех же мышц (М.Н. Фарфель, 1961, 1964). Внушая увеличение мы-шечной силы, можно повысить ее на 22,5%, а внушая ослабление силы – понизить ее на 31,7% (М. Ikai, A. Steinhaus, 1961). Пра-вильный инструктаж может привести к большему эффекту силы, если ориентирует спортсмена на выполнение движения с акцен-тированием той или иной его качественной характеристики или способствует лучшей координации усилий рабочих групп мышц. Так, оптимальное сочетание силы, быстроты и амплитуды в дви-жениях скоростно-силового типа, обеспечивающее их максималь-ный (для данного функционального состояния организма) эф-фект, определяется эмпирически в процессе тренировки. Однако активное руководство действием помогает более быстро найти эффективное сочетание. Указание малоопытным спортсменам выполнить отталкивание вверх после прыжка в глубину быстрее или медленнее против обычного (табл. 7) приводит, как правило, к увеличению высоты взлета (Ю.В. Верхошанский, 1963).
|
Таблица 7 | |||||||||||||
Влияние различных двигательных установок | |||||||||||||
на высоту прыжка (h) и время отталкивания (t) | |||||||||||||
Характеристики | Двигательная установка | ||||||||||||
выполнить обычное | оттолкнуться | оттолкнуться | |||||||||||
отталкивания | |||||||||||||
отталкивание | медленнее | быстрее | |||||||||||
h (см) | |||||||||||||
t (с) | 0,240 | 0,260 | 0,245 | 0,310 | 0,315 | 0,310 | 0,160 | 0,220 | 0,230 | ||||
Квалифицированный инструктаж может обеспечить макси-мальное использование силовых возможностей за счет рацио-нального перераспределения мышечных усилий. Так, гребцов информировали о зарегистрированных величинах усилий, разви-ваемых суммарным действием всех мышц, имитирующим начало, середину и конец гребка. Затем им предлагали произвести в этих
|
– 116 –
положениях повторные усилия, мобилизуя по преимуществу силу указываемых групп мышц. В результате кратковременного экспе-римента с такого рода информацией все испытуемые увеличили силовые показатели (табл. 8) в фазах гребка (В.С. Егоров, 1966).
Приведенные примеры свидетельствуют об эффективности инструктажа, если он исходит из правильного представления
о динамической структуре движения. Они говорят также о необ-ходимости учета квалификации спортсмена: по мере роста ква-лификации эффект инструктажа (в том плане, о котором идет речь) уменьшается, так как мастеру в большей мере свойственно умение мобилизовывать свои возможности. Инструктаж всегда должен формировать предельно четкую двигательную установку в соответствии со смысловой структурой действия. Здесь следует выделить два типа инструктивных указаний: эвристический (что нужно сделать) и конкретный (как сделать). Иными словами, эвристический инструктаж уточняет смысловую структуру дви-жения. В этом случае спортсмену предоставляется возможность самому найти наиболее выгодные для себя детали действия, ори-ентируясь на соответствие достигаемого эффекта с полученной инструкцией. Второй тип инструкции акцентирует внимание ис-полнителя на желательном (с точки зрения педагога) способе вы-полнения конкретных деталей действия. Сочетание этих типов инструкций опытным тренером неизменно повышает эффект вы-полнения силовых упражнений.
|
Таблица 8
Среднее увеличение силы гребка после указания на перераспределение усилий (по В. Егорову, 1966)
Фаза гребка | Разряд | |||||
III | II | I | МС | |||
Начало | 6,3 | 10,2 | 8,8 | 3,8 | ||
Середина | 19,4 | 10,7 | 12,5 | 17,5 | ||
Конец | 19,3 | 13,8 | 21,3 | 15,0 | ||
Наконец, величина проявляемой человеком силы в значитель-ной мере определяется его эмоциональным состоянием. Во вре-мя сильного эмоционального подъема человек может совершать такие мышечные усилия, на которые в обычном состоянии он не способен. Сильные положительные эмоции могут мгновенно
– 117 –
увеличить энергию мышечного сокращения в 4 раза (М.И. Вино-градов, 1966). Наблюдения в спортивной практике показали, что деятельность в группе приносит бóльшие результаты, чем в оди-ночку (Н. Gurnee, 1937; Th. Abel, 1938; N. Weyner, D. Zeaman, 1956; I. Beasley, 1958; B. Cratty, 1965). Присутствие зрителей повы-шает эффект двигательного действия (G. Gates, 1924; R. Lazaruc
а. о., 1952; В. Cratty, R. Hutten, 1964), причем, как правило, не-спортсмены демонстрируют значительно более высокий уровень достижений, чем спортсмены (R. Singer, 1965). Таким образом, умелое руководство тренировкой, создание определенного эмо-ционального фона сделают работу над развитием силы более про-дуктивной.
– 118 –
Глава III