* Актёр, актриса - это профессия. Исполнитель ролей в театре и кино.
* Артист, артистка - это звание, награда. Это искусник, художник,
МАСТЕР своего дела.
"Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры".
Эта мысль давно стала одним из законов театра. Маленький актёр - человек, недостаточно талантливый. Талантливому актёру удаётся создать яркий, интересный образ даже в очень маленькой, почти бессловесной роли.
"Чем крупнее артист, тем больше он интересуется техникой своего искусства".
К.С.Станиславский
Таланты можно развивать трудом, упражнением и изучением высших образцов.
"Талант - это способность человека к труду".
А.С.Пушкин
"На сцену не надо выходить для того, чтобы поражать, потрясать своими талантами, красотой, темпераментом, обаянием. Сцене нужен человек, артист, гражданин, который выходит не для того, чтобы развлечь и отвлечь, а чтобы научить, помочь, спасти!"
Л.Ф.Макарьев (актёр, режиссёр, драматург, педагог/ 1892-1975)
"Любите искусство в себе, а не себя в искусстве".
К.С.Станиславский 7
Тема 2.Техническое строение сцены
колосники софиты
задник планшет занавес оркестровая зрительный
арьерсцена трюм яма зал
авансцена рампа
Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), обращённая к зрительному залу и
8 соединенная с ним портальным отверстием (порталом).
Приложение
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
Зачем ходят в театр?
Во все времена люди приходили в театр отдохнуть. Для посещения театра нужно иметь хорошее настроение. Туда приходят с семьями и друзьями. Театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живёт волшебная сказка.
Посещение театра – это праздник души, праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Чтобы не омрачать праздничное настро- ение ни себе, ни другим, следует соблюдать простые правила этикета. В основе их лежит уважение к публике, пришедшей посмотреть спектакль, и внимание к актёрам.
Этикет – это правила поведения, принятые в обществе.
Правила поведения в театре:
* В театр приходим за 10 - 15 минут до начала представления, чтобы
сдать верхнюю одежду в гардероб, приобрести программку, про-
честь её, найти своё место.
* Форма одежды торжественная, праздничная. В театр всегда ходи
опрятным, причесанным и аккуратным.
* В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и
музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботи-
лись о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля.
Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
* У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску.
Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь
в туалетной комнате.
* В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его
через барьер.
* Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём
пальто,чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряш-
ливость. 33
Сцена (от греч. skene – балаган, подмостки) - "сердце театра" (2 этаж) –
площадка, на которой происходит театральное представление.
Планшет (с франц.- доска) - деревянный пол сцены. В центре находится
поворотный круг сцены - вращающаяся часть сценической площадки.
Трюм (1 этаж)- отделение машинерии (под сценой).
Колосники (3 этаж)- деревянная решётка (под потолком), к которой крепятся подвесные осветительные приборы(софиты,предназначенные для освещения пространства сцены спереди и сверху), занавес, части декораций.
Кулисы - боковые части сцены; большие тканевые полотна
прямоугольной формы.
Падуга - узкое длинное тканевое полотно, подвешенное горизонтально.
Соединяет пару кулис.
Задник - большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда просто тканевое полотно. Значит, он может быть таким же по цвету, как кулисы и падуги.
Кулисы, падуги, задник - это "одежда" сцены. Обычно в театре имеется несколько комплектов: чёрная, белая, цветная. Иногда шьётся специально для данного спектакля.
Портал
падуги задник
рампа 9
Занавес - тканевое полотно, закрывающее сцену от зрительного зала.
Бывает: раздвижной, подъёмный, итальянский (или греческий,который подбирается по диагонали к углам портала (с лат.- вход, ворота- прямоуголь- ная арка, проём в передней стенке сценической коробки).
Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса.
Портал
10 (греческий)
Профессия суфлёра изжила себя в связи с развитием режиссуры. Каждый режиссер вкладывает в спектакль свое видение мира. И в современном театре никто и никогда не обходится 2-3-мя репети- циями перед премьерой. Сегодня на постановку спектакля уходит 2-3 месяца, а иногда и больше. Актеры не просто выучивают текст за этот срок, но вживаются в роль, начинают тонко чувствовать. характер своего героя, его эмоции. От этого каждая пьеса только выигрывает: сценическое действие становится более убедительным и ярким, чем это было раньше.
Конечно, бывают случаи, когда актер заболел, например. Вместо него поставили другого артиста, а он не успевает в короткий срок выучить новую для него роль. Тогда в качестве суфлёра выступает помощник режиссера, который следит за действием спектакля и дает подсказки, если этого требует ситуация.
Рабочее место суфлёра — суфлёрская будка. Она находилась посреди сцены, при этом открытая ее часть была направлена в сторону театрального действия, а закрытая — в сторону зрительного зала.
Закрытая часть будки, как правило, имела форму ракушки.
Внутри суфлёрской будки располагалось кресло для суфлёра, лампа и пюпитр, где лежал текст. Суфлёр подсказывал шёпотом слова роли в случае необходимости.
Авансцена - самая близкая к зрителям,открытая передняя часть сцены, немного выдвинутая в зрительный зал (перед занавесом). Служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом.
Арьерсцена - самая удалённая от зрителя часть сцены, закрытая задняя часть сцены(за задником). Служит помещением для хранения декораций.
Рампа - это граница между сценой и зрительным залом, край авансце- ны. Вдоль неё устанавливают осветительные приборы, которые освещают пространство сцены, артистов и декорации спереди и снизу. Осветительная аппаратура рампы обычно скрыта от зрителей невысо- ким бортиком. Есть выражения: "Рампа зажигает огни","Пьеса увидела свет рампы".
Тема 3.Сценическое оформление (сценография)
Декорация (с латинского: декорар- украшать)-оформление сцены.
Бывает: -живописная
-объёмная
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое
искусство, которое называется сценография.
Реквизит (с латинского: необходимое)- предметы, нужные для
спектакля.
Бутафория (подделка)- не настоящие предметы для спектакля.
Макет - уменьшенная модель (изображение) оформления сцены.