Анонс - рекламное объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах в прессе или на телевидении.
Афиша - рекламный театральный плакат.
Репертуар (с лат. и фр.- опись) - список. Для театра – это спектакли, для актёра – это роли, стихи, проза, песни, танцы.
Вестибюль (слат. vestibulum) - «внешний двор, вход» – именно с него начинается дом - прихожая в театре. /Похожие: фойе, холл/
Программка (программа)- порядок. В ней краткое содержание, и все, кто делал спектакль.
* Исчезло ли актерское амплуа?
Актеры театра и кино иногда не могут избавиться от своего амплуа окончательно. Разноплановость, разнохарактерность – это уникальная способность актера в любом образе сиять одинаково ярко. Но, подбирая на роль исполнителя, режиссер все равно будет опираться на его внешние данные, манеру игры. Так что, пока существует актерская профессия, будет существовать и амплуа актера.
Основные амплуа:
Мужские
* герой – центральный персонаж
* злодей – отрицательный персонаж
* трагик – трагедийные роли
* комик – комедийные роли
* лирик – лирический персонаж
* простак – простодушный человек
* резонёр – персонаж, высказывающий нравоучительные суждения.
* благородный отец – положительный персонаж
* фат – роли эффектных, самовлюбленных и глупых молодых людей
Женские
* героиня – центральный персонаж
* злодейка – отрицательный персонаж
* трагик – трагедийные роли
* грандам – актриса на роли знатных дам
* кокет – роль красивой молодой девушки
* грандкокет – роль красивой взрослой дамы
* комическая старуха – комедийная роль
* инженю – роль наивной девушки
* субретка – бойкая, находчивая служанка
* травести – актриса, исполняющая роли мальчиков, юношей.
* этуаль – актриса развлекательного жанра.
* * *
* Примадонна — актриса, исполняющая главные роли.
* Премьер, премьерша — актер, актриса, занимающие ведущее
положение в труппе, играющие главные роли.
* Статист (актер массовки), фигурант — актер с ролью без слов. 25
Амплуа́ (с франц. -"роль; должность, место; занятие; применение") — определённый род ролей, соответствующих внешним и внутренним данным актёра. Разделение актеров по типажу (по типу характера).
Для обязательного чтения:
* В Екатерининском театре в России по указу императрицы труппа набиралась строго по характерам: герой, простак (комическое амплуа), благородный отец, фат, героиня, комическая старуха, травести, инженю, субретка. Такой подбор актеров позволял театру исполнять и трагедии, и комические спектакли.
* Как расширялось актерское амплуа? Актерам чёткое амплуа помогало глубоко вживаться в образ, подбирая приемы, точно и ярко изображающие героя. Но по мере развития театрального искусства и драматургии они больше не могли находиться в рамках одного образа-маски, и поэтому среди актеров появилось стремление играть и комические, и трагические роли. Это привело к более тонкой и разнообразной игре, а также к глубокому и всестороннему восприятию зрителем ситуации, показанной на сцене.
Тема 9. Структура (строение) спектакля
Спектакль (с греч.) - зрелище.(Перечислить, кто делает спектакль).
Премьера - первый показ спектакля (и первые 10 спектаклей)
Действие - часть спектакля.
Антракт: 1) перерыв между действиями, отдых; 2) музыкальное
оркестровое вступление к любому действию.
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, выражение приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля.
Тема 10. Литература для театра
Пьеса - произведение для театра, написанное по ролям. Её можно читать глазами. Но лучшее для пьесы - это быть поставленной на сцене. Пьеса - основа спектакля.
Драматург - автор пьес для театра.
* Вильям Шекспир (Англия, 16 век)
* Жан Батист Мольер/настоящая фамилия - Поклен/(Франция,17 век)
* Лопе де Вега (Испания, 17 век) - 2200 пьес стихами!
* Денис Иванович Фонвизин (Россия, 18 век)
* А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский,
А.П.Чехов (Россия, 19 век)
* А.М.Горький /настоящая фамилия - Пешков/, В.В.Маяковский
(Россия, 20 век)
Трагедия - пьеса серьёзного содержания, заканчивается, как правило, гибелью главного героя.
Драма - пьеса на бытовой сюжет, приближенный к обыденной жизни. Драма показывает прежде всего внешний мир — взаимоотношения между людьми, их поступки, возникающие конфликты. 17
Комедия - весёлая, насмешливая пьеса, высмеивает дурные поступки, пороки людей и общества.
Драматургия - литература для театра.
Шедевр - произведение, ставшее высшим достижением искусства.
Ремарка - в пьесе пояснения автора для актёра или читателя. В ремарке описывается место действия, поведение и настроение персонажей.
Для обязательного чтения:
Крылатые фразы(выражения) в художественной литературе:
"Я не волшебник, я только учусь" (Е.Л.Шварц"Золушка")
"Терпи, казак, атаманом будешь" (Н.В.Гоголь "Тарас Бульба")
"Есть ещё порох в пороховницах"(Н.В.Гоголь"Тарас Бульба")
"На деревню дедушке"(А.П.Чехов"Ванька")
"Остаться у разбитого корыта"(А.С.Пушкин"Сказка о рыбаке и
рыбке") и др..
Крылатые фразы(выражения) из басен И.Крылова:
"А вы,друзья,как не садитесь,всё в музыканты не годитесь"("Квартет")
"Слона-то я и не приметил"("Любопытный")
"От радости в зобу дыханье спёрло"("Ворона и Лисица")
"Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку"("Кукушка и
"А Васька слушает да ест"("Кот и Повар") Петух")
"А ларчик просто открывался"("Ларчик")
"У сильного всегда бессильный виноват"("Волк и Ягнёнок")
"Да только воз и ныне там""(Лебедь, Рак и Щука")
"Когда в товарищах согласья нет,на лад их дело не пойдёт"(Лебедь,Рак
18 и Щука") и др..
Определённоё значение имела окраска маски: по багровому цвету
зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему - хитрого и
коварного. Маски делались из дерева или полотна.
Со времён древнегреческих представлений маска является
символом театра. 23
Пластика - работа мышц тела. Согласованность движений и жестов.
Пантомима - вид сценического искусства, где соединяются
пластика, выразительный жест и мимика. Это немая игра актёров.
Мим – актёр
пантомимы