Антрепренёр - в прошлом хозяин, владелец частного театра или цирка.
Бенефис - спектакль или концерт, посвящённый творчеству одного
актёра с его участием.
Аншлаг (с немец.- афиша, объявление)- специальное объявление, что все билеты проданы, мест нет. "Яблоку негде упасть". Спектакль очень хороший.
Суфлёр - подсказчик ролей.
Для обязательного чтения:
Суфлёр — это работник театра, который подсказывает актерам текст их роли, если они вдруг его забыли. Слово «суфлёр» произошло от французского «souffleur», что означает «подсказчик». Вообще сейчас эта профессия очень редкая, в России суфлёры остались только в нескольких московских театрах.
Но не так давно суфлер был просто необходим в каждом театре. Дело в том, что раньше в театрах премьеры были очень частым явлением, особенно в частных театрах. На спектакль могли позвать зрителей уже после нескольких репетиций. Актерам было трудно запомнить такое количество ролей, слов за 2-3 репетиции, особенно если речь шла о главной роли, в которой всегда длинные тексты. И тут их выручал суфлёр, подсказывая забытые слова. 29
Для обязательного чтения:
Актёр - это исполнитель ролей в театре и кино. И его главная цель - вызвать у зрителя гамму эмоций, мыслей, чувств. Для этого актёр должен перевоплотиться в своего персонажа, слиться с ним (напом- ним: недаром на Руси актёров называли лицедеями - "делающими лица"). В этом ему может помочь грим, костюм или маска, а также правильная интонация, жесты, походка, мимика.
Для того, чтобы стать актёром, помимо профессиональных навыков (артистизм - умение вживаться в образ, отсутствие боязни сцены и зрителей и т.п.) необходимо иметь такие личные качества, как хорошая память, наблюдательность, ответственность, уверенность в себе, трудолюбие.
Настоящий актёр учится всю жизнь.
Устройство современного зрительного зала
Партер (с франц. - "на земле") ряды перед сценой. Раньше, в 19 веке, напри- мер, в партере не было сидячих мест, это были самые недорогие места, и там зрители смотрели театральные представления стоя. Сегодня партер считается одной из самых комфортных частей зрительного зала. Перед партером — оркестровая яма, а за ней — сцена.
Бенуар. Ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Ложа (помещение) — это группа мест, которая отделена от соседних боковыми перегородками.
Бельэтаж (с франц.- bel – красивый) (1 ярус)- располагается полукругом над нижней частью зала. Раньше в центре бельэтажа находилась ложа для царской семьи, да и сейчас эти места считаются очень удобными.
Балконы-ярусы (этажи) - у балкона тоже могут быть несколько ярусов, это зависит от размера самого зрительного зала и театра. В 19 веке там распола- гались ложи самых богатых господ. Сегодня это, как правило, самые недорогие места в театре, ведь оттуда плохо видно сцену.
Галерея, галёрка (раёк) - самый высокий балкон (последний ярус) зрительно- го зала, где находятся самые неудобные, но зато наиболее дешёвые места.
Амфитеатр - зрительные ряды, расположенные уступами за партером.
13
Тема 6.Оркестр. Музыкальные профессии в театре
Оркестр (от греч.- "орхестра"- место)- коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.
Оркестровая яма - специальное помещение для оркестра. Находится перед сценой, на уровне трюма. Отгорожена от зрительного зала небольшим барьером (смотри схему: Тема 2).
Торжественная чёрная одежда одинакова для всех оркестрантов.
Оркестры различают по составу или характеру исполняемой музыки.
Основные:
* Симфонический * Духовой (военный)
* Камерный (небольшое * Эстрадный
количество инструментов) * Джазовый
* Народный
Грим (с франц.-"подкрашивать лицо") -1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
Грим помогает актёру создать образ.
Костюм театральный - помогает актёру найти внешний облик
персонажа, раскрыть его внутренний мир (характер), определить историческое, социальное и национальное положение. Костюм дополняют грим и причёска.