От 24 декабря 1979 года
«С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».
Министр обороны СССР
Маршал Советского Союза Д.Устинов
Начальник Генерального штаба
Маршал Советского Союза Н.Огарков
Директива Министра обороны СССР № 312/ 1/ 030
От 25 декабря 1979 года
«Главнокомандующему Военно-воздушными силами
Командующему войсками Туркестанского военного округа
Командующему воздушно-десантными войсками
Главнокомандующему Сухопутными войсками
Главнокомандующему войсками ПВО страны
Начальнику оперативной группы Генерального штаба (г. Термез)
Переход и перелет государственной границы Демократической Республики Афганистан войсками 40-й армии и авиации ВВС начать в 15.00 25 декабря 1979 года (время московское)».
Министр обороны СССР
Маршал Советского Союза Д. Устинов
Начался новый отчет времени для государства, ставшего военной площадкой на десятилетия, где столкнулись неразрешимые интересы многих стран, партий, течений, наркобизнеса и международного терроризма.
ГЛАВА 6
Динамика обстановки, связанная с вводом советского воинского контингента в Афганистан, позволяет говорить о стремительности развития событий. Документы советского присутствия в Афганистане, ставшие достоянием широкого изучения, анализа, размышлений, раскрывают внутреннюю обстановку в высшем политическом звене при оценке ситуации, принятии решения на оказание военной помощи. По ним видно, что оно не просто давалось руководству страны: были сомнения, озабоченность, беспокойство. Приближение угроз со стороны Афганистана заставило Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР просчитывать варианты участия Советского Союза в афганских делах, в том числе, последствия военного и политического характера. На первом этапе именно Генеральный штаб ВС СССР не соглашался на военный вариант решения афганской проблемы, но верх взяла высшая партийно-политическая власть советского руководства, решившая показать военную мощь дремавшему миру. Недостатка в оценках не было.
|
Вне всякого сомнения, Советский Союз мог позволить себе самостоятельные решения на вторжение войск в пределы другого государства: Венгрия, Чехословакия уже испытали мощь объединенных сил стран – участниц Варшавского договора. В конце концов, СССР решал свои геополитические интересы в стратегически важном для себя регионе силовым вариантом, что, в общем-то, не было чем необычным для политики двух мировых систем, соревнующихся в преобразованиях. Другое дело, возможные риски наступивших последствий в противостоянии, которые должны были не только просчитываться, но и учитываться во взаимных интересах. Сам по себе афганский вопрос, в котором желали участвовать многие игроки мирового процесса, не был чем-то особенно новым и необычным по исполнению. Американцы решали свои задачи во Вьетнаме, других странах, где с точки зрения своих интересов и безопасности считали важным присутствие вооруженных сил. В этом не было ничего особенного – политика того времени была жесткой на фоне наличия у некоторых стран ядерного оружия. Казалось бы, Карибский кризис – апофеоз конфронтации, едва не привел к тяжелейшим последствиям и тот решился цивилизованным решением руководителей двух государств о неприменении средств ракетно-ядерного нападения. После чего начался процесс контроля над ядерным оружием, встречи руководителей государств, имеющих ядерный арсенал, подписания соглашений на межгосударственном уровне.
|
Тем не менее, общественность понимала – встречи, соглашения это не более чем ширма, некая демократическая видимость мирного процесса, процедура, прописанная нормой международного права. На самом деле, две мировые системы, сформировавшиеся в политическую и военную структуры, образовали пространства противостояния интересов, в которых проводили политику активного влияния. В том числе, шли на варианты силового решения с применением вооруженных сил, причем, без всякого политического кокетства.
Политбюро ЦК КПСС, принимая решение на ввод воинского контингента в Афганистан, рассматривало эту страну, как геополитическое пространство на рубеже стратегической безопасности южных границ СССР, планировало закрепиться, используя во внешней политике, рассчитывало сделать из Афганистана еще одну страну социалистического содружества. Главное было, правильно расставить паруса политики под попутный ветер. А что? Экономическая выгода налицо: страна с богатым ресурсным потенциалом, огромным потребительским рынком. Соседний Иран вырван из лап американского империализма, что привлекательно в политической составляющей. Огромный кусок территории Среднего Востока подтягиваем к себе и показываем американцам кукиш. Правда, армия советских советников оказалась неспособной на грамотные, решительные действия по спектру афганской проблемы. Чего не скажешь об акулах американского империализма. Для Запада, США конец 70-х годов в соревновательном процессе с СССР, названном «холодной войной», был занимателен еще и тем, что руководство Советского Союза во главе с Леонидом Брежневым, достигло критической возрастной категории, уходило от активной политической деятельности. Кто придет на смену?
|
Вопрос будоражил умы многих исследовательских организаций, институтов по проблемам коммунизма и ставился, пришедшей к власти администрации Рейгана, в основу отношений с СССР, странами социалистического содружества. Долгое время бытовало мнение о том, что операция советских войск по вводу в Афганистан была для администрации США полной неожиданностью. Это не так. C марта по декабрь 1979 года Генеральный штаб вооруженных сил СССР проводил мобилизацию военнослужащих запаса в Среднеазиатском и Туркестанском военных округах. В том числе ряд мероприятий, связанных со снятием большого количества боевой и другой техники с режима долгосрочного хранения, которая задействовалась в операции вторжения в Афганистан. США средствами космической разведки зафиксировали активную деятельность частей и соединений Советской Армии на границе с Афганистаном. Анализ и последовавшие за тем выводы американцев привели их к правильной оценке сложившейся обстановки. Администрация США могла помешать вводу советских войск в Афганистан множеством методов, но не сделала этого, желая реванша за проигранный Вьетнам. С их точки зрения, советское вторжение в Афганистан автоматически переключит внимание мирового сообщества на СССР, как агрессора, захватчика и позор американцев во вьетнамской войне уйдет на совершенно другой уровень, забудется.
Тем не менее, государственный департамент США не рассчитывал на столь решительные действия руководства СССР, полагая, что оно будет спокойно доживать свой век в тихом омуте советского образа жизни. Но не тут-то было. Американской дипломатии пришлось догонять события, исходить из того, что сапоги советских солдат топтали афганскую землю, региона жизненных интересов США. Работа началась с активизацией деятельности по всему спектру американских проблем на Среднем Востоке. Шок прошел быстро, начались конкретные шаги в отношении Советского Союза, главное направление которых президент США определил одной короткой фразой: «СССР – полюс зла».
Появилась тема обсуждения на встречах руководителей западных стран, европейских институтов, ставшей самой острой для внешней политики Советского Союза. Отсутствие грамотного информационного обеспечения, как важнейшего политического шага привело СССР к конфронтации со странами мусульманского мира, Североатлантического альянса. В решении советского руководства о вводе советских войск в Афганистан не учитывались интересы многих политических игроков на мировой арене, что вызвало бурю негативного отношения к СССР многих держав Старого и Нового Света, Лиги арабских государств. Политические просчеты руководства Советского Союза в обеспечении организационных вопросов решения афганских дел привели к тому, что страны ОПЕК – экспортеры нефти – пересмотрели ценовую политику главного энергетического сырья в сторону ее уменьшения, что больно ударило по экономике Страны Советов. Политическое давление на СССР усилилось экономическими санкциями, ограничениями во внешней торговле. Но пребывание советского воинского контингента в Афганистане Политбюро ЦК КПСС так и не пересмотрело. Механизм был запущен на полный оборот.
Хронология развития событий шла по сценарию, который был, в принципе, отработан. Оставалось только оформить принятое решение в официальное постановление для руководства к действию. 8 декабря 1979 года высшее политическое руководство Советского Союза во главе с Леонидом Брежневым на заседании Политбюро ЦК КПСС проанализировало сложившуюся обстановку внутри Афганистана. Несмотря на разногласия в ее оценке между министром обороны СССР Устиновым и начальником Генерального штаба Огарковым, было принято решение на формирование сил вторжения в Афганистан.
Декабря 1979 года Политбюро ЦК КПСС приняло окончательное решение на ввод ограниченного контингента советских войск в Демократическую Республику Афганистан. 13 декабря 1979 года оперативная группа Министерства обороны СССР под руководством генерала армии С.Ф.Ахромеева прибыла в Ташкент, затем в Термез для организации развертывания войск, нацеленных на Афганистан. В начале января 1980 года эту группу возглавил Маршал Советского Союза С.Л. Соколов, и будет руководить ей до конца 1984 года.
Декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени дается команда ограниченному контингенту на ввод в Афганистан по трем направлениям: Кушка, Термез и Хорог. Части 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии – первый эшелон сил вторжения, перебрасываются самолетами военно-транспортной авиации на аэродромы Кабул, Баграм и частично в Кандагар.
Я мотострелковая дивизия входит своим ходом через Термез по маршруту Пули-Хумри – перервал Саланг – Кабул, 201-я мотострелковая дивизия следует также через Термез, но по маршруту Пули-Хумри – Кундуз, 5-я мотострелковая дивизия (без 860-го мотострелкового полка, входившего через Хорог в Файзабад) идет через Кушку по маршруту Герат – Шинданд – Кандагар. В резерв определены 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 2-я зенитно-ракетная бригада Туркестанского военного округа, 58-я мотострелковая дивизия Туркестанского военного округа, 68-я мотострелковая дивизия Среднеазиатского военного округа. Общая численность войск составила около 100 тысяч человек личного состава, в том числе - в боевых частях 73 тысячи, образовавших 40-ю армию.
Ограниченный контингент советских войск с первых дней пребывания на афганской земле стал гарнизонами: Кабул – 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (317-й, 350-й и 357-й парашютно-десантные полки), 108-я мотострелковая дивизия (180-й и 181-й мотострелковые полки, 285-й танковый полк), Джабаль-Уссарадж – 177-й мотострелковый полк 108-й МСД, Баграм – 345-й отдельный парашютно-десантный полк, Шинданд – 5-я мотострелковая дивизия (без 101-го мотострелкового полка), Герат – 101-й мотострелковый полк 5-й МСД, Кундуз – 201-я мотострелковая дивизия (без двух полков), 56-я десантно-штурмовая бригада, Пули-Хумри – 395-й мотострелковый полк 201-й МСД, Ханабад – 122-й мотострелковый полк 201-й МСД, Кандагар – 70-я отдельная мотострелковая бригада, Джелалабад – 66-я отдельная мотострелковая бригада, Газни – 191-й отдельный мотострелковый полк, Файзабад – 860-й отдельный мотострелковый полк. Авиационные части 40-й армии расположились на аэродромах: Кабул, Баграм, Кундуз, Шинданд, Кандагар, Джелалабад, Файзабад, Гардез, Газни, образуя 34-й смешанный авиационный корпус.
Таким образом, в начале января 1980 года части и соединения ограниченного контингента советских войск под командованием генерал-майора Ю.В. Тухаринова заняли ключевые позиции в ряде провинций страны и совместно (где это было возможным) с афганской армией взяли под охрану важнейшие административные центры, жизненно важные объекты, аэродромы. В том числе основные автомобильные магистрали: Хайратон – Пули-Хумри – Кабул – Джелалабад; Кушка – Герат – Кандагар; Кундуз – Файзабад. Особое внимание командование ограниченного контингента уделило объектам советско-афганского сотрудничества: газопромыслам Джаркудук и Шиберган, электростанции в Суруби, ряду предприятий в Кабуле, Мазари-Шарифе, туннелю через перевал Саланг.
Части и соединения ограниченного контингента разместились в составе гарнизонов с привязкой к населенным пунктам, аэродромам, дорожным магистралям по периметру границы. Удаление до внешней линии границы составляло: 50-100 километров на востоке и юго-востоке (Джелалабад, Мехтарлам), 180-200 километров на юге (Кандагар, Лашкаргах), 100-120 километров на западе страны (Герат, Шинданд). На севере расстояние до афгано-советской границы было около 60 километров (Кундуз), 120 километров (Пули-Хумри), на северо-востоке 60 километров (Файзабад). Закрытие внешних границ Афганистана с соседними странами не предполагалось: авиация перекрывала недоступные высокогорные районы страны и могла действовать на всю глубину пограничной полосы.
Итоги общей обстановки, сложившейся в Афганистане к концу февраля 1980 года, таковы: контингент советских войск введен в страну, принято решение прямого участия советских войск в делах афганской революции. Мы – воины-интернационалисты, активные участники боевых действий в стране, ведущей вооруженную борьбу за власть, интересы, бизнес. Все вооруженные формирования, воюющие с правительством Афганистана, независимо от их политических пристрастий, амбиций, вероисповедания, страны происхождения – наши враги.
Но с противником все не так просто, как может показаться на первый взгляд: сил сопротивления много, мы называем их душманами, мятежниками, «духами», врагами афганской революции. Кому как удобно – они на своей земле, которую защищали от многих завоевателей, теперь защищают от «шурави», что является важным фактором, не учитывать который нельзя. Мы на войне, идут боевые столкновения с вооруженными отрядами оппозиции. Власти на местах нет или она неспособна влиять на обстановку в уездах, волостях, провинциях. В афганской армии брожение, способное перерасти в мятеж. Личному составу советского воинского контингента доводится мысль о высокой миссии воина-интернационалиста по оказанию помощи афганскому народу – по его просьбе. Проходят партийные, комсомольские, общие собрания в частях и подразделениях, где с партийной точки зрения делается акцент на бдительность и боевые действия.
Что же произошло с точки зрения акции ввода ограниченного контингента советских войск? Афганская тематика многих публикаций словосочетание «ввод советских войск в Афганистан» трактует от понятия «война» до определения – «спецоперация». Пусть эксперты лингвистики судят о словесной изящности авторов изданий, освещающих афганские события, мне же привлекательна терминология, позволяющая методом анализа глубже разобраться в политической жизни Афганистана. Только через факторный анализ сил афганского сопротивления можно понять характер действий противника, с которым мы воевали долгие девять лет. Не останется без внимания и боевое состояние 40-й армии на момент начала боевых действий с отрядами вооруженной оппозиции, где я довольно долго разбирался с вопросом: почему высшее военное руководство Советского Союза оказалось неспособным проводить войсковые операции с учетом их всестороннего обеспечения? На страницах своей книги я сам себе задаю очень тяжелый вопрос: почему ограниченный контингент советских войск был не готов к проведению боевых операций в Афганистане? Сам же себе и отвечаю: мы не умели воевать. Здесь же, на собственном командирском опыте я анализирую специальную подготовку разведывательных подразделений ВДВ в канун афганских событий и непосредственно в боевых действиях с душманскими формированиями. Я буду говорить о разведывательных операциях, в которых принимал личное участие, командуя группой, разведывательной ротой, парашютно-десантным батальоном. Предлагаю вам, боевые друзья, кто принимал участие в афганской войне, поразмышлять над вопросами, которые с болью вошли в сердце каждого из нас. Афганистан. Что же это было: оккупация, вторжение, спецоперация, интернациональный длог или все же нечто другое? Давайте подумаем вместе.
Со дня Саурской революции не прошло и двух лет, как в страну вошел советский воинский контингент и посадил своего ставленника в кресло главы государства. Подчеркиваю: посадил, назначил, приказал – неважно, но без элементарной процедуры действующей Конституции суверенного государства. Если бы этим (как в Венгрии и Чехословакии) закончилось пребывание советских войск в Афганистане, после чего они бы вернулись в Союз – действия ограниченного контингента можно бы смело назвать «военно-политической спецоперацией СССР в Афганистане». Здесь бы я точно согласился с Сергеем Червонописким – моим однокашником по десантному училищу – ввод советских войск в Афганистан ни что иное, как спецоперация. Но анализируем ситуацию дальше: физически уничтожен глава государства Хафизулла Амин, уточняю, не снят, не отстранен, не переведен на другую работу, не отправлен на заслуженный отдых (как в последствии Бабрак Кармаль), а убит распоряжением руководства ЦК КПСС. Превентивная попытка отравления премьер-министра страны, генерального секретаря партии, председателя реввоенсовета не увенчалась успехом. Кстати сказать, при штурме Топайи Тадж-Бека (дворец Амина) советским руководством допускалась возможность выхода Амина из окружения «мусульманского» батальона. Системы залпового огня артиллерийского полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии были готовы к нанесению ракетного удара по дворцу, на случай попытки бегства руководителя страны. То есть, физическое устранение Амина предполагалось при любом варианте развития событий. Хотя есть вопросы по обстоятельствам его гибели: лично мне нравится версия, что он не был убит при захвате дворца, а захвачен живым и здоровым. Только утром следующего дня расстрелян по приговору революционного суда в присутствии некоторых советских товарищей. Откровенно не повезло части его жен, пытавшейся спастись в лифте, колодец которого закидали гранатами бойцы штурмующих спецподразделений.
Следующий момент: спецоперация – точечный мгновенный удар, характеризующийся стремительным по времени действием в достижении конкретных целей, задач – мы же остались в Афганистане на долгие девять лет. СССР в Афганистане планировал строить социализм по аналогичному образцу, а территорию рассматривал буферной подушкой прикрытия южных границ, как плацдарм противодействия агрессии со стороны США, Пакистана и Китая. То есть, Советский Союз в Афганистане решал комплекс военно-стратегических вопросов с учетом долгосрочной перспективы. С одной стороны – совершенно нормальное явление: не на своей же территории отстаивать интересы государства вооруженным путем? Но с другой – Советский Союз прихватывал большой кусок Среднего Востока, поэтому события, связанные с вводом войск, конечно же, больше, чем спецоперация. В противном случае, зачем было вводить 100 тысячную армию в сопредельную страну? «Альфа», «Вымпел», «Каскад», «Зенит», прочие экзотические структуры провели бы спецоперацию по замене неугодного правительства и все дела. Бойцы этих подразделений до сих пор говорят по телевидению, что они были способны работать в любой стране мира. Однако – нет, ввели целую армию или были сомнения в готовности сил специальных операций к боевому применению? Впрочем, с профессиональной точки зрения, специальные подразделения в Афганистане ничем себя не проявили, иначе бы события развивались по совершенно иному и более убедительному сценарию. Чтобы не сомневаться в этом, достаточно почитать документы афганских событий и провести анализ обстановки, где красной нитью проходит главная мысль – слабая работа специальной разведки при обеспечении боевых действий. Войсковая разведка вынуждена была добывать информацию о противнике уже в ходе начавшихся боевых операций – динамика событий менялась быстро. К слову сказать, для американских спецслужб, подразделений «зеленых беретов», защищавших интересы США за рубежом, смена правительства в отдельно взятой стране – обыкновенная рабочая ситуация.
Но вернемся к анализу термина «ввод советских войск в Афганистан». В международном праве существует процедура действий государств по договорным обязательствам, касающихся военной помощи. Что-нибудь сделано было в этом отношении? Нет! Извините, тогда это вторжение, а последующие действия – интервенция, то есть, вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Причем, интервенция военная, дипломатическая, идеологическая, экономическая – по всем фронтам, а нормами международного права, уставом ООН все виды интервенции запрещены.
Разбираемся дальше. Если территория суверенной страны временно захватывается вооруженными силами другого государства, то эти действия квалифицируются как оккупация. Режим военной оккупации регулируется 4-й Гаагской конвенцией 1907 года и Женевской 1949 года. Знаете, как называется этот документ? «О защите гражданского населения». Во-первых, захватили территорию суверенного государства. Во-вторых, сколько человек по данным ООН погибло в Афганистане за период пребывания на его территории советских войск? Напомню, около полутора миллионов. Может, все душманы и противники Саурской революции? Нет. По данным Генерального штаба ВС СССР в 1988 году общая численность душманских формирований составляла 173000 человек. Одним словом, предлагаю вместе анализировать ситуацию в отношении нашего с вами интернационального долга.
Еще раз замечу, я не претендую на изысканность мышления, но в своих рассуждениях, анализе событий беру за основу конкретные факты и ответственность за употребление жесткой терминологии, в том числе в отношении определения ввода советских войск в ДРА. Такие понятия, как вторжение, оккупация, интервенция, конечно же, имели место в действиях Советской Армии при вводе в Афганистан. Все остальное – повод, риторика, видимость соблюдения норм международного права по факту присутствия вооруженных сил в чужой стране.
Пока работал первичный план ввода советских войск (охрана стратегических объектов), высшее политическое руководство Советского Союза, в том числе – военное, не планировало ведения боевых действий. Тем не менее, война в Афганистане после апрельских событий 1978 года между группировками различных политических направлений шла полным ходом. Боевые столкновения сторонников партий, наркобизнеса, бандитских отрядов имели место в большинстве провинций страны. Полевые командиры, в условиях отсутствия центральной власти, особенно в горных районах, заявляли себя лидерами целых регионов и проводили независимую политику от столичного правительства. История афганских племен в рамках государства всегда была состоянием вечной войны. На мой взгляд, драматизировать политическую составляющую в борьбе племен, народов, партий в Афганистане не имеет смысла, потому что состояние войны в афганском обществе – нормальное явление, которое относится к категии особой специфики и не распространяется на другие страны. Любое исследование борьбы афганских партий, с какого конца не начинай, приведет к одним и тем же выводам – борьба кланово-племенных отношений, замешанная на производстве наркотиков и контрабандной продукции.
Мнения политологов сегодняшних дней о ситуации в Афганистане конца 70-х годов сводятся к политическому акценту развития событий, якобы, конфликтный потенциал внутри государства дошел до критической точки, борьба за власть политических партий, противоречия интересов в обществе выплеснулись в гражданскую войну. Нельзя не согласиться с целым набором признаков конфронтации, которые привели к гражданскому противостоянию. Можно и больше сказать: провал американской политики в Иране, последовавшая, затем, исламская революция, имели для США тяжелейшие политические последствия. Внимание американцев к богатейшему ресурсами региону с общей границей с Советским Союзом в 2500 километров носила очевидный характер. Мировой жандарм расширял плацдарм усиления позиций в Пакистане, через который расшатывал зыбкие устои афганской государственности. Американцы влиянием на Среднем Востоке обеспечивали конкуренцию преимуществ. Все это так!
Но анализ политической и военной обстановки внутренней жизни афганского общества позволяет считать – политического контекста в стране на момент ввода советских войск на самом деле гораздо меньше, чем считалось до сих пор. В оценке сложившейся обстановке важен такой момент: оппозиции во главе с Хекматиаром, Раббани, Гилани, другим политическим лидерам, полевым командирам, по большому счету, наплевать на революции в Кабуле и центральную власть, которую кто-то поддержал. Противникам действующей власти было все равно, кто ввел войска в Афганистан: СССР или США – те или другие могли поддержать только одну из сторон в борьбе за власть. Остальные участники афганского конфликта автоматически оказывались на другой стороне баррикад и становились врагами. Таким образом, при любом варианте вторжения в Афганистан войск другого государства, состояние войны в стране имело бы место, что устраивало многих афганских неформальных лидеров, имевших вооруженные формирования, финансовые средства и поддержку из-за рубежа. Они владели чертовски прибыльным бизнесом и занимались более привлекательным делом, чем борьба за власть в Кабуле, которая сама по себе ничего не решала и не давала. Производство опиума и героина – вот главная тема, дающая деньги, влияние и решавшая все вопросы политической власти.
Хаос в стране создал условия для образования зон, свободных от внимания государственных институтов. Подконтрольные местным лидерам, полевым командирам целые регионы страны жили отдельной жизнью, кто у власти в Кабуле – мало кого интересовал. Обширные плантации мака Ахмад Шах Масуда, Саид Мансура, Мухаммад Хасана, Хекматиара в недоступном Панджшерском ущелье, Гильменде, других районах страны приносили огромную прибыль и давали возможность иметь собственные вооруженные формирования. Неразбериха в стране, борьба политических партии, репрессии против беднейшего населения – играло на руку тем, кто занимался героиновой политикой. К ним, местным лидерам и полевым командирам, шли люди, получавшие у них не только оружие, но и средства к существованию. Ситуация в стране оказалась удобной во всех отношениях к созданию вооруженных отрядов, защищавших территории производства востребованной в мире героиновой продукции. Наркотик караванами шел на рынки через условные границы с Пакистаном, Ираном, Китаем, принося огромные дивиденды королям афганского наркобизнеса. На политической, экономической и социальной неразберихе афганской действительности зарабатывались миллиарды долларов, которые шли на производство еще больших объемов зелья, в том числе - на содержание армий полевых командиров, реально влияющих на ситуацию в провинциях и способных оказывать серьезное сопротивление войскам любого государства. Для того чтобы картина героиновой темы имела благопристойный вид мусульманского жизненного уклада, ей после ввода советских войск придалась политическая и религиозная окраска: бойцов отрядов и банд назвали моджахедами, то есть солдатами, а вооруженную борьбу с любым, кто вторгнется на их территорию – борьбой с неверными, и все это замешали на фундаментальном исламе. Получился такой коктейль! Его до сих пор хлебают американцы.
Если кто думает, что ислам – только религия, он глубоко ошибается. Ислам – образ жизни каждого правоверного мусульманина, весь жизненный путь которого, взгляды, мировоззрение, быт, культура, мышление подчинены Корану. Ребенок с утробы матери впитывает суры Корана, вошедшего в каждую клеточку его мозга и тела. Не сомневайтесь: даже пришельцам других планет не поменять воззрений мусульманина и утвердить свои порядки на земле исламского мира. Поэтому в Афганистане возникла ситуация, способная повергнуть в шок сознание и разум любого, кто не знает мусульманский мир. Для европейских народов война всегда была, есть и будет горем, бедой, страданием, несущей смерть, разрушение, упадок. Состояние войны для афганского многоплеменного общества, воевавшего за территорию, воду, пастбища, плодородные земли имеет совершенно другое значение. Война для него – основной способ выживания, благо для народа, который в вечной борьбе и притеснениях центральной власти стремился к самостоятельной жизни. Война для афганских племен – инструмент, дающий жизнь каждому дехканину в отдельности, роду, клану, племени – в целом. Мусульмане посвятили свои жизни борьбе с неверными, мулла постоянно твердит правоверным в намазах: война с гяурами – жизненный путь на земле, приводящий в рай и блаженство, которое нужно заслужить в молитвах и делах своих.
Полевой командир афганской провинции Пактика Мохаммад Тахир Хан, воевавший с советскими войсками и лично участвовавший в боевых действиях, в беседе с представителями западных средств массовой информации сказал такие слова: «Наши люди очень религиозны, ненавидят чужаков, они моджахеды – любят войну». И дальше продолжил: «У нас разные взгляды на убийства. Нас не мучили кошмары в отличие от русских». Вот на этой платформе и фундаментальной исламской философии формировались силы афганского сопротивления, объединившиеся вскоре в единый фронт борьбы с советским воинским контингентом. Началась жестокая многолетняя война, унесшая тысячи жизней.
ГЛАВА 7
Анализ политических событий в Афганистане, предшествующих вводу советского воинского контингента, позволяет выявить причины появления в истории афганской монархии сил оппозиции. Без освещения этого вопроса будет неполной картина вступления афганского сопротивления в борьбу с советским военным присутствием. Я не случайно напомнил процесс развития Афганистана в новой истории: пройдет немного лет, и мы встретимся в бою с боевыми отрядами сил сопротивления. Важно понять афганскую вооруженную оппозицию изнутри, чтобы дать оценку ее вооруженным формированиям, изучить характер отношений, вникнуть в тактику действий.
В начале 70-х годов монархия короля Захир-шаха, правившего Афганистаном в течение 40 лет, зашаталась появлением в стране, рвущейся к власти политической оппозиции. В этом была своя особенность: короли, президенты, премьер-министры приходили к власти в результате военных переворотов. Одни свергались, другие физически устранялись, приходили новые правители, но на афганском обществе мало отражались политические битвы в столице – народ как жил неспешным размеренным укладом, так и продолжал жить в рамках натурального хозяйства. Это было внутренним делом страны, в которой шла постоянная борьба за власть по уровням многоплеменного афганского общества, закрытого от влияния других цивилизаций. Роды воевали с родами, кланы с кланами, племена с племенами. Так было всегда.
В Х1Х и ХХ веках попытки англичан подчинить страну не увенчались успехом: у афганского народа срабатывал механизм защиты территорий: по традиции забывались противоречия племен, народностей, властных структур – они объединялись в борьбе с внешним врагом. История наглядно демонстрирует – успешно воевать с целым народом, преследуя захватнические цели, не приходилось ни одной стране мира. Англичан вскоре вытеснили, они ушли, понеся тяжелые потери, жизнь вошла в обычное русло, а племена возвратились к любимому делу – воевать за сферы пастбищных, маковых и других угодий. Все стороны афганского общества такое положение дел устаивало до 60-х годов прошлого столетия. Король Захир-шах с учетом начавшейся глобализации стал допускать в страну иностранных специалистов для решения отдельных экономических проектов. При поддержке СССР и США в Афганистане строились объекты, необходимые для жизнеобеспечения народа, но вскоре потребовались свои специалисты для более крупного развития государства, в том числе – командный состав армии, способный служить монархии современными знаниями и оружием. В США, Европу, СССР по взаимным договорам поехали учиться лучшие представители афганской аристократии. Кстати сказать, многие духовные лидеры Афганистана, служители культа, учителя обучались в СССР – в медресе Мири-Араб в Бухаре, где получали не только среднее богословское, но и светское образование.
Нахватавшись западных знаний, свободного духа демократии, теории социалистической революции в Советском Союзе, сложившаяся прослойка молодых и, получивших образование людей, возвратилась на родину и стала заниматься политической деятельностью. Многие из них работали преподавателями учебных заведений столицы: в Кабульском университете, лицеях провинциальных центров, где имела место относительная политическая вольница. Часть молодежных организаций выражало откровенное недовольство существующим в стране режимом, они объединялись по интересам, взглядам, которые отличались от норм сложившейся монархии. Власти преследовали инакомыслие, арестовывали и бросали в тюрьмы участников групп: Пули-Чархи – политическая тюрьма никогда не пустовала, через нее прошли многие деятели НДПА и других политических партий. Часть передовой молодежи (сунниты) вынуждена была иммигрировать в Пакистан, другая (шииты) перебралась в Иран, где они образовали политические партии с учетом религиозной принадлежности.
Менее значимые политические деятели, местные лидеры, полевые командиры также проходили школу репрессий, были знакомы с тюрьмами Дауда, преследованиями Тараки, бомбардировками Амина – со всеми законными правительствами оппозиция находилась в состоянии вооруженной борьбы. В стране складывалась жесткая обстановка, в которой формировались силы афганского сопротивления. Они заявляли себя выступлениями, демонстрациями, поднимали в глубинке восстания.
Параллельно возникли религиозные направления, которые составили противовес канонам традиционного ислама, призывая правоверных к образованию исламского халифата за счет территорий других государств, где бы главенствовали нормы законов шариата, фундаментального ислама. В афганском обществе сложно переоценить значимость служителей пророка Мохаммеда, но монархия, как форма управления государством, нравилась не всем представителям культа. Часть молодежи обучалась в странах арабского мира: в Египте, Пакистане, Саудовской Аравии, получая там высшее богословское образование. Возвратившись в страну, служители культа составили крыло религиозной оппозиции, которая стояла за то, чтобы Афганистан был исключительно исламским государством, управляемым духовным лидером. Но не все так просто: Захир-шах, Дауд жестоко подавляли выступления всей оппозиции, которая эмигрировала в соседние страны и образовала там политические партии, вступая в вооруженную борьбу с монархией.