Во второй половине XX в. развитие психоанализа культуры осуществлялось в двух основных формах.
• В рамках психоистории фрейдистские принципы использовались для анализа истории посредством биографических исследований. Так, Э. Эриксон создал серию биографий-исследований деятелей культуры (Лютер, Ганди, Джефферсон, Гитлер).
• В рамках психоантропологии культуры произошел переход от анализа бессознательного выдающихся личностей к изучению бессознательного на уровне групп индивидов (этнических общностей, социальных стран, конкретного общества или страны в целом), существующих в современной культуре. При таком методе исследования особое внимание уделялось широко распространенным идеям, фантазиям, так называемым «измам».
Психоантропология Г. Стейна. В качестве наиболее активного представителя психоанализа в антропологии конца XX века историки науки отмечают Г. Стейна. Основные положения его психоаналитической концепции культуры изложены в книге «Психоантропология американской культуры» (1985). Он определял стратегическую задачу психоантропологии:
«изучить взаимоотношения между существующей бессознательной структурой и осознанно проявляющимся содержанием, а также их отношением, в свою очередь, к реальности»4.
Г. Стейн выдвигает в центр своей теоретической концепции понятие «фантазия группы». Содержание этого понятия он определяет как совокупность бессознательно разделяемых положений в символической форме, дающих группе чувство реальности и являющихся основой для исторических действий. При этом к фантазиям исследователь относит не только психологические состояния, подобные бреду, но и идеологические концепции.
|
Фантазией Г. Стейн считает, в частности, концепцию этничности, утверждая, что стремление познать этнические корни есть не что иное, как «нарцисстические попытки... быть постоянно в детстве». Г. Стейн выдвигает в качестве положительного идеала некую рационалистическую модель культуры некоторого унифицированного типа людей и противопоставляет ему негативную эмоциональную модель существующего языка этничности. Как он полагает, в качестве такого языка выступает язык поэзии, песен, воображения и сердца, иначе говоря — иррациональный язык эмоций и чувств.
По мнению Г. Стейна, групповые фантазии человек защищает больше жизни. Исследователь предлагает рассматривать культуру в качестве «вместилища», в котором «представлены бессознательные фантазии, страхи и защиты против них». Содержанием культуры при таком подходе выступают поиски терапии, так как в современном обществе выживание в физическом мире стало вторичной задачей по сравнению с выживанием в «интерпсихическом континууме». Культура объективирует наши внутренние страхи, наши надежды на внешний контроль.
В связи с таким пониманием сущности культуры Г. Стейн утверждает, что «роль реальности в культурных системах становится более проблематичной... мир в большинстве фантастический объект, а восприятие детерминировано бессознательным»1. Исследователь определяет при этом культуру как «в большинстве своем» вторичный институт, производный от институтов сознания, определенных ранний опытом.
В своих работах Г. Стейн пытается сформулировать важнейшие, с его точки зрения, вопросы современной культуры:
|
• почему индивиды изобретают или избирают мировоззрение, в котором идеологическое ядро — этничность?
• почему для индивидов «необходимо» бессознательно отдыхать, восстанавливаться в символическом социальном мире, соответствующем бессознательному уровню младенца?
• почему индивиды страстно настаивают на том, что поиски корней есть важнейшее историческое обязательство?
К сожалению, как подчеркивает АА. Белик, «ответы на эти вопросы у него заменяются лишь применением психоаналитической фразеологии для описания культурных событий»2.
Психоаналитические концепции Дж. Деврё и У. Ла Барре. Дж. Деврё (1908—1985) считал, что познание человека будет успешным при взаимодействии психоанализа, этнологии и социологии. Такой подход он последовательно реализует в основных теоретических работах: «Реальность и сон» (1951), «Терапевтическое образование» (1956), «Этнопсихоанализ» (1978), «Основные проблемы этнопсихиатрии» (1980).
В начале 30-х годов молодой ученый-психоаналитик с глубоким интересом слушал в Гарвардском университете лекции выдающегося социолога XX столетия ПА. Сорокина. Поэтому социологические идеи достаточно эффективно используются в его культурологической концепции. Глубокий интерес проявлял Дж. Деврё и к эпистемологии — философской теории познания. Этот интерес реализовался, в частности, в выделении им трех уровней антропологического знания:
1) полевая и клиническая работа (эмпирический уровень);
2) эпистемология и методология;
3) фундаментальная теория высокой общности. Этот уровень формируется, по его мнению, на основе взаимодействия психологии и социологии.
|
Дж. Деврё расширил границы методов анализа полевого материала за счет новых подходов, взятых из других наук, в частности, принципов теории математических типов Б. Рассела. Разработанные методы культурантропологического анализа он применял к анализу самых различных явлений культуры — от древнегреческой драмы до парапсихологии.
Один из основных тезисов теории другого антрополога психоаналитического направления — У. Ла Барре — сформулирован следующим образом: «экстраполяция клинических категорий из области психиатрических описаний индивидов в этнологическое описание культур». Известность получала научная трилогия У. Ла Барре: «Человеческое животное», «Призрачный танец: происхождение религии» и «Поющая голова».
Классический психоанализ для У. Ла Барре выступал в качестве исходной позиции для исследований культуры. В центре научного внимания исследователя находились психологические механизмы защиты, которые существуют в человеческом обществе. Он рассматривал, в частности, различные типы ритуалов, выполняющих психотерапевтические функции, а также алкоголь, наркотики, галлюциногены, сыгравшие, по его мнению, определенную роль в возникновении религии.
Рассматривая происхождение религии, У. Ла Барре стремится связать некоторые особенности ритуалов с употреблением галлюциногенных растений, а также с биологией человека. Поскольку религия выступает как исключительно человеческое явление, то корни ее, по мнению исследователя, заключены в человеческой биологии. Как видим, в этом случае одним из методологических оснований для теоретических выводов У. Ла. Барре выступает биологизаторский подход к сущности человека. Однако этот подход в его теории не следует абсолютизировать, поскольку вместе с Дж. Деврё он настаивает, к примеру, на социогенном характере многих соматических и психических заболеваний. Поэтому, с его точки зрения, социогенной должна быть и терапия. Наряду с этим и религия рассматривается им как социальный феномен, а ритуал — в качестве «гипнотически-галлюцинаторного социального заменителя реальности».
Показывая важность исследования соотношения нормы и патологии в системе антропологического знания, исследователь утверждает: «мы должны рассмотреть более глубоко проблему динамики анормального окружения, в котором анормальный индивид чувствует себя, как дома»1.
Центральной задачей творчества У. Ла Барре стала попытка соединения биологии и психологии с социальной спецификой человека. Эту задачу он решил путем создания этологии культуры. Поэтому американский исследователь заслуженно считается одним из основателей этологического подхода в психологической антропологии, этологии человека. Известность получило его исследование «Этология и этнология».
Краткие выводы
Основные идеи, которые сформировались в рамках неоэволюционистского направления исследования культур, можно свести к следующим тезисам.
• Особенности культуры формируются в результате адаптации общества к окружающей среде.
• Культурная адаптация протекает непрерывно, ибо ни одна культура не может идеально приспособиться к природе, не может приобрести статичный характер.
• В основе любой культуры лежит ее ядро. Специфика такого ядра определяется особенностями той природной среды, к которой адаптируется данная культура.
• Содержание «культурного типа» составляют социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования.
• Культурная среда выступает имманентным условием духовной жизни человека.
Продолжением и развитием символической антропологии явилось становление интерпретативного (герменевтического, понимающего) направления социальной (культурной) антропологии. Ее методологическую основу составила философская концепция герменевтики (метод интерпретации) В.Дильтея. Сущность метода состоит в истолковании отдельных явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью самонаблюдения, понимание чужого мира — путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». Символизм способствовал превращению интерпретативного метода в один из доминирующих методов культурной антропологии, начиная с 60-х гг. XX века.
Важнейшие тезисы этого направления антропологического знания могут быть охарактеризованы следующим образом.
• Метод интерпретации часто характеризуется как метод культурного анализа, согласно которому решающее значение принадлежит роли этнолога как посредника, а не внешнего наблюдателя культурного опыта.
• Исследование феноменов культуры — это объяснение путем интерпретации значений, воплощенных в символических формах. Представления, формируемые в результате интерпретации, отражают известный «компромисс между объективной реальностью и субъективными воззрениями на нее».
• На смену методу включенного наблюдения приходит метод наблюдающего участия. При наблюдающем участии этнограф «переживает и наблюдает соучастие себя и других в этнографическом процессе». Это приводит к изменению характера отображения научного антропологического материала.
• Один из основоположников рассматриваемого направления К. Гирц определял себя самого в качестве «понимающего» антрополога, который совмещает в себе и социально действующее лицо, и социального теоретика.
• Другой основатель этого направления — Тернер — исследовал прагматический аспект символов, в соответствии с которым символы функционируют в социальном процессе как активная сила.
Во второй половине XX в. развитие психоанализа культуры осуществлялось в двух основных формах: в рамках психоистории фрейдистские принципы использовались для анализа истории посредством биографических исследований, в рамках психоантропологии культуры бессознательное изучается на уровне групп индивидов.
• В центре теоретической концепции Г. Стейна стоит понятие «фантазия группы», как совокупность бессознательно разделяемых положений в символической форме» дающих группе чувство реальности и являющихся основой для исторических действий.
• Содержанием культуры выступают поиски терапии, так как в современном обществе выживание в физическом мире становится вторичной задачей по сравнению с выживанием в «интерпсихическом континууме».
• С точки зрения Дж. Деверо познание человека будет успешным при взаимодействии психоанализа, этнологии и социологии.
• Центральной задачей творчества У. Ла Барре стала попытка соединения биологии и психологии с социальной спецификой человека, которая привела к становлению этологии культуры.
Литература
1. Белик АЛ. Психологическая антропология. — М., 1993.
2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — Разд. IV. Гл. 1.
3. Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1994. — Гл. 2.
4. Лурье С.В. Историческая этнология — М., 1997. — Гл. 1.
5. Разин В.М. Культурология. — М., 2001. — Гл. 3.
6. Садохин. А.П. Этнология. — М., 2001. — Гл. 2.
Контрольные вопросы