Для студентоо заочного отделения по




ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ [КУЛЬТУРНОЙ] АНТРОПОЛОГИИ»

Контрольная работа выполняется каждым студен­том-заочником самостоятельно и представляет собой письменные ответы на предлагаемые в заданиях воп­росы. Вариант выполнения работы выбирается по ука­занию преподавателя. Там, где это целесообразно (на­пример, в случае сравнительного анализа различных концепций), следует оформить ответы в виде таблиц, схем и иным наглядным образом.

Задания   Вариант 1   Вариант 2   Вариант Э  
1. Раскройте социально-исторические предпосылки формирования:   социальной (культурной) антропологии как науки   русской антропологии (этнографии)   классического эволюционизма  
2. Дайте сравнительный анализ методологических основ:   эволюционизма и диффузионизма   диффузионизм а и биологизма   диффузионизма и исторической школы в антропологии  
3. Покажите, какую роль сыграли в развитии социальной (культурной) антропологии работы:   А. Кребера   Л.Уайта   М. Херсковица  
4. Сравните достоинства и недостатки конкретной культурно-антропологической теории:   структурного функционализ­ма   культурного релятивизма   Психоаналитичес­кой концепции культуры  
5. Раскройте вклад в развитие науки одного из российских исследователей:   антропологии периода ХТХ — начала XX вв.   советской антропологии   российской антропологии начала XXI в.  
6. Дайте характеристику одного из современных направлений социальной (культурной) антропологии:   неоэволюционизма   Герменевти­ческой (понимающей) антропологии   постмодернист­ских концепций в культурной антропологии  
7. Охарактеризуйте роль в развитии культурно-антропологического знания одной из классических работ:   Л. Леви-Брюля или К. Леви-Строса   3. Фрейда или Э. Фромма   Б. Малиновского или А. Рэдклифф-Брауна  

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в амери­канской этнографии. — М.: Наука, 1979. — 288 с.

2. Актуальные проблемы изучения истории отечественной этнологии и антропологии XX века: Тез. симпозиума, 1 июня 2000 г. / Под ред. Тумаркина Д.Д. — М.: Ин-т этно­логии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 2000. — 26с.

3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.;

Прогресс; Универс, 1994. —616с.

4. Барт Ф. Личный взгляд на культурные задачи и приорите­ты культурной и социальной антропологии // Этнографи­ческое обозрение. — 1995. — №3. — С. 40 — 49.

5. Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Эт­нографическое обозрение. — 1998. — №2. — С. 18—45.

6. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология — об­ласть научных исследований и учебная дисциплина // Эт­нографическое обозрение. — 2000. — №6. — С. 3 — 15.

7. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. — М.; Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 240 с.

8. Белик А.А. Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). — М.: Союз; МГСУ, 1998.—320с.

9. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. — М., 1992.

10. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: По­литиздат, 1990. — 413 с.

11. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (Очер­ки теории и истории). — М.: Наука, 1981. — 390 с.

12. Буржуазная философская антропология XX века / АН СССР. Ин-т философии. Отв. ред. Б.Т. Григорьян. — М„ 1986.—294с.

13. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. — 1992. — № 1.

14. Воронкова Л.П. Культурная антропология как наука: Учеб. пособие. — М.: Диалог-МГУ, 1997.

15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской гер­меневтики. — М.: Прогресс, 1988. —704с.

16. Горбатов А. В. Основные школы и концепции культуроло­гии: Учеб. пособие. — Кемерово: Кузбасвузиздат, 2000. — 84с.

17. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века: Учеб. пособие. — Тверь: ЛЕАН, 1997. — 287 с.

18. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической исто­рии.— М.: Рольф; Айрис-Пресс, 2001.—317с.

19. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история приро­ды. — М.: Экопрос, 1993. — 543 С.

20. Гуревич П.С. Культурология. — М.: Гардарики, 2000. — 278с.

21. Гуревич П.С. Философия культуры. — М.: АО Аспект пресс, 1995.—316с.

22. Делез Ж. Логика смысла. — М.: Академия, 1995. — 298 с.

23. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы филосо­фии. — 1992. — №4. — С. 53-57.

24. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — СПб.; Андреев и сыновья, 1993. —418с.

25. Дубово Н.А. Глобализация этнологии на пороге нового тысячелетия //Этнологическое обозрение. — 2000. — № 1.—С. 19-50.

26. Дюрхгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991. — 572 с.

27. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначе­ние. — М.: Канон, 1995. — 349 с.

28. Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1994.—48с.

29. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 591 с.

30. Ерохин В.Г. История культурологической мысли: Учеб. пособие. — Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1999. — 235 с.

31. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм: Учеб. по­собие. — М.: Прометей, 1993. — 104 с.32.

32. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы:

Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. культуры, 1996. — 264 с.

33. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. По­стмодернизм. — М.: Интрада, 1996.

34. Ин-т этнологии и антропологии. Труды ученых Ин-та эт­нологии и антропологии РАН, 1990— 1998. Темат. библиогр. указ. — М.: Ин-т этнографии и антропологии РАН, 1999.—72с.

35. Иония Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячеле­тие: Уч. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000. — 430 с.

36. Итс Р. ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — 168 с.

37. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культу­ры. — СПб.: Лань, 1997. — 512 с.

38. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М.: Гардарика, 1998.—779с.

39. Кассирер Э. Познание и действительность: Понятие о суб­станции и понятие о функции. — СПб.: Фонд «Универс. Книга», 1996.—453с.

40. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека; Введение в антропо­логию. — СПб.: Евразия, 1998. — 351 с.

41. Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию: Курс лекций. — М.: Ин-т молодежи, 1996. — 142 с.

42. Колодий Н.А. Дискурс понимающей культурфилософии как дискурс современной постнеклассической филосо­фии. — Томск: Дельтаплан, 2000. — 236 с.

43. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука бу­дущего.— М.: Когито-Центр; Ин-т психологии РАН, 1997.—431с.

44. Коул М., Скрибнер С. Культура И мышление. — М.: Про­гресс, 1977.—261 с.

45. Кребер А. Стиль и цивилизация // Сравнительное изуче­ние цивилизаций: Хрестоматия / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов.— М.: Аспект Пресс, 1998.—С. 81-83.

46. Круглова Л.К. Социокультурная антропология: Учеб. по­собие. — СПб.: Санкт-Петербургского ун-т вод. комму­никаций, 2000. — 74 с.

47. Кузнецов А.М. Антропология и антропологический поворот современного социального и гуманитарного знания // Личность. Культура. Общество. — М., 2000. —Т. 2. — Вып.1 (2).—С. 49-67.

48. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995. — 279 с.

49. Культуральная антропология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Емельянова и Н.Г. Скворцова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996.

50. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Грача Г.В — Ростов н/Д.:

Феникс, 1995.—576с.

51. Культурология. XX век: Энциклопедия / Гл. ред., сост. С.Я. Левит. — СПб: Университет, книга, 1998. — Т. 1: А. — Л. — 446 с.; Т. 2: М — Я. — 446 с.

52. Культурология: Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф Кефели. — СПб.: Специальная литература, 1996.—591с

53. Культурология- Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. — М.: Центр,2000.

54. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М.: Гнозис, 1995. — 192 с.

55. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995.—311с.

56. Лебон Г. Психология социализма. — СПб.: Макет, 1995. — 1 541с

57. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мыш­лении. — М.,1994.

58. Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М.: Республи­ка, 1994.—384с.

59. Леви-Строс К. Печальные тропики. —14.:Мысль, 1984. — 220с.

60. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1985. -536с.

61. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для ву­зов. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 445 с.

62. Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе:

концептуальные различия // Общественные науки и со­временность. — 1997. — №2. — С. 146- 160.

63. Малиновский Б. Магия и религия Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество; Хрестоматия по социоло­гии религии. — М., 1996. — С. 263 - 265.

64. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М.: ОГИ, 1999.—205с.

65. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. — СПб.: Лань, 1997. — 384 с.

66. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. — М.: Мысль, 1983.—247с.

67. Мертон Р. Американская социологическая мысль. М., 1996.

68. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. — М.: На­ука, 1988. -429с.

69. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лек­ций). — М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления. 1997. —. 192с.

70. Морган Л.Г. Лига ходенгосауни, или ирокезов. — М., 1983.—301с.

71. Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. по­собие для вузов/Отв. ред. Э.А.Орлова. — М.: Наука, 1994.

72. Никитина Н.Н. Философия культуры русского позити­визма начала XX века. — М.: Аспект пресс, 1994. —* 127с.

73. Никишенков А.Н. Прикладные исследования в западной социальной / культурной антропологии // Этнографичес­кое обозрение. — 2000. — № 5. — С. 17 - 29.

74. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антро­пологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.

75. Очерки по истории теоретической социологии XIX — на­чала XX в. / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. — М.: Наука, 1994. — 239с.

76. Очерки по истории теоретической социологии XX столе­тия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмо­дернизму) /Ю.Н. Давыдов, А. Б. Гофман, А. Д. Ковалев и др. — М.: Наука, 1994. — 380 с.

77. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Ака­демический Проект, 2000. — 879 с.

78. Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект Пресс, 1998. -269с.

79. Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волгоград: Либ-рис, 2000.—420с.

80. Пикалов Г.А. Основные направления мировой и отече­ственной культурологической мысли. — Петродворец: ВМИРЭ, 2000.—35с.

81. Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э. Фром­ма. — М.: Юрист, 1995. — 623 с.

82. Работы Л.А. Уайта по культурологии: Сб. пер. — М.:

ИНИОН, 1996.—169с.

83. Рассел Б. Человеческое познание: Его сферы и границы. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. —556с.

84. Резник Ю.М. Введение в изучение социальной антрополо­гии: Учеб.-метод. пособие. — М.: Союз, 1997. — 102 с.

85. Розин В.М. Культурология: Учебник. — М.: Инфра-М; Фо­рум, 2001. — 340 с.

86. Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов // Этнологическое обозрение. — 2000. — № 5.

87. Рыбаков С.Е. Судьбы теории этноса. Памяти Ю.В. Бром-• лея // Этнографическое обозрение. — 2001. — № 1.

88. Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. — М., 1994. — Ч. 1. — С. 266-277.

89. Садохин А.П. Этнология: Учебник. — М.: Гардарики, 2001.—256с.

90. Сенкевич Ю. На «Ра» через Атлантику. — М., 1973.

91. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культуро­логии. — М.: Прогресс, Универс, 1993. —654с.

92. Силичев ДА. Постмодернизм: экономика, политика, куль­тура. — М.: Фин. акад. при Прав-ве РФ, 1998. — 195 с.

93. Современная западная философия: Словарь / Сост. Мала­хов В.С., Филатов В.П. — М.: Политиздат, 1991. — 414 с.

94. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культу­ре. — М.: Наука, 1990. — С. 463 - 489.

95. Социальная антропология на пороге XXI века: Тез. и мате­риалы конф., 20-21 нояб. 1997 г. / Отв. ред. Ю.М. Рез­ник. — М.: Союз, 1998. — 432 с.

96. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А-А. Яковлева. — М.:

Политиздат, 1989. — 398 с.

97. Тавадов Г. Т. Этнология: Словарь-справочник. — М.: Соци­ально-политический журнал, 1998. —688с.

98. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. — М.:

Политиздат, 1989. —573с.

99. Тард Г. Социальная логика. — СПб.: Социал.-психол. Центр, 1996.—548с. 100.Гоинби А. Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс,1991.—736с.

101. Токарев С.А. Истоки этнографической науки (до сер. XIX в.) — М.: Наука, 1978. — 164 с.

102. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. Учеб. по­собие. — М.: Высш. школа, 1978. — 352 с.

103. Токарев С.А. История русской этнографии (Дооктябрьс­кий период). — М.: Наука, 1966. — 452 с.

104. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М.: Поли­тиздат, 1976. —575с.

105. Тэн И. Философия искусства. — М.: Республика, 1996. — 350с.

106. Философия культуры: Становление и развитие. / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Петрова. В.А. Прозерского, Э.П. Юровской. — СПб.: Лань, 1998. — 448 с.

107. Флиер А.Я. Культурогенез. - М.: Рос. институт культуро­логии, 1995.

108. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Ака­демический Проект, 2000. -^-458 с.

109. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 831 с.

110. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 511с.

111. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989.—456с.

112. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. — М.: Наука, 1993. — 172 с.

113. Фрейд 3. Основной инстинкт. — М.: Олимп, 1997. — 654 с.

114. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. — М"' Просвещение, 1989. —448с.

115. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. — М.: ЭКСМО, 2001. —861 с.

116. Фромм Э. Бегство от свободы.— М.: Прогресс, 1990. — 272с.

117. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.

118. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977. — 488 с.

119. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопро­сы философии. — 1992. — № 4. — С. 40 - 52.

120. Хеизцнга И. Homo Sapiens. Статьи по истории культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 412 с.

121. Хрестоматия по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели и др. Т. 1. Самосознание мировой культуры — 1999. — 301 с. Т. 2. Самосознание русской культуры — 2000. — 497 с.

122. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учеб. по­собие — М.: Гардарика, 1998. —400с.

123. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. — М,: Лань, 1997.—192с.

124. Шибаева М.М. Введение в философию культуры (западно­европейскую мысль о культуре): Учеб. пособие. — М.: Мое. гос. ун-т культуры, 1998. — 180

125. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — СПб.: Алетейя, 1996.— 153с.

126. Эванс-Причард Э. Нуэры: Описание способов жизнеобес­печения и политических институтов одного из нилотских народов. — М., 1985. —236с.

127. Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культура. — 1983. — № 1.

128. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. — 1988. — № 10.

129. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Про­гресс, 1996.—340с.

130. Этнография детства: Сб. фольклор, и этногр. материа­лов. — М.: Беловодье, 1998. — 388 с.

131.Этнография за рубежом: Историографические очерки / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. — М.: Наука, 1979. — 290 с.

132. Этнография: Учеб. для студ. истор. спец. вузов / Под ред. Бромлея Ю.В. и Маркова Г.Е. —М.: Высш.шк., 1982. —3200.

133. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, ре­шения.— М.: Наука, 1991.—187с.

134. Этнологический словарь // Арутюнов С.А. и др. — М.: ВИТТАН, 1996.—Вып. 1.—Этнос. Нация. Общество.— 201с.

135. Этнология в США и Канаде / Отв. ред: Е.А. Веселкин, Н.А. Тишков. — М.: Наука, 1989. — 326 с.

136. Этнология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.Е. Марко­ва, В.В. Пименова. — М.: Наука, 1994. — 381 с.

137. Юнг К. Аналитическая психология и психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 504 с.

138. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. — Киев:Air-Land, 1994. — 405 с.

139. .Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб.: Вост.- Евр. Ин-т психоанализа, 1994. — 416с.

140. Юнг К. Проблема души нашего времени. — М.: Прогресс; Универс, 1994.—331с.

141. Юнг К. Психологические типы. — СПб.: Ювента; М.: Про-гресс-Универс,1995. —715с.

142. Юнг К. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1994.—319с.

143. Язык, культура, этнос/Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. — М.: Наука, 1994. — 233 с.

 


[1] Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997. — С. 9.

 

1 Этнография за рубежом: Историографические очерки. — М., 1979.—С. 7.

2 Культура: теории и проблемы. — М., 1995. — С. 37.

 

3 Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. — М., 1996.—С. 12.

 

4 Велик А.А. Культурная (социальная) антропология — область научных исследований н учебная дисциплина // Этнографичес­кое обозрение. — 2000. — №6. — С. 10.

1 Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема куль­туры в философии Нового времени // Культура: теории и пробле­мы. — М., 1995. — С 35, 37.

2 Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая актив­ность человека // Морфология культуры. Структура и динами­ка. — М., 1994.—С. 11-12.

3 Там же. — С. 12.

 

 

1 Орлова Э.А. Культурная антропология в XX веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов // Куль­тура: теории и проблемы. — М., 1995. — С. 107.

2 Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волгоград: Либрис, 2000. — С. 337.

1 См.: Розин В.М. Культурология: Учебник.— М.: ИНФРА-М., ФОРУМ, 2001.—С. 48.

2 Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. — СПб.: Лань, 1997. — С.46.

1 См. об этом: Барулин В.С. Социально-философская антропо­логия. — М.: Онега, 1994. —С. 48-65; Марков Б.В. Философская антропология. — СПб.- Лань, 1997.

2 Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема куль­туры в философии Нового времени // Культура: теории и пробле­мы. М., 1965. —С. 38

3 См.: Розин В.М. Культурология: Учебник. — М,: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2001.—С. 49.

И онии Л.Г. Социология культуры-М., 1996.—С. 13. 14.

2 Там же. С. 15-16.

3 Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волгоград: Либрис, 2000. — С. 337. Впрочем, возможно, что А.И. Пигалев некритичес­ки воспринял тезисы Э.А. Орловой. Эта исследовательница вклю­чает перечисленные науки не в состав социальной (культурной) антропологии, а в состав «общей антропологической программы, имевшей целью полное и исчерпывающее описание человека» (Культура: теории и проблемы.—М., 1995.—С. 107).

 

1 См.: Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антро­пологию.—М., 1994.—С. 16.

2 Более подробно анализ существующих точек зрения на со­держание социальной (культурной) антропологии см.: Велик. А.А. Культурная (социальная) антропология — область научных ис­следований и учебная дисциплина // Этнографическое обозре­ние. — 2000. — №6. — С. 3—15; Резник Ю.М. Социокультурная антропология в системе гуманитарного образования (обзор оте­чественных учебных программ и курсов) // Социальная ан­тропология в вузе.—М., 1997.—С.7—44.

 

1 Более подробно см.: Садохин А.Н. Этнология. — М.: Гардарики, 2001.—С. 19.

 

2 См.: Культура: теории и проблемы. М., 1995. —С. 107.

1 Никишенков А.Н. Прикладные исследования в западной со­циальной / культурной антропологии //Этнографическое обозрение. — 2000. — № 5. — С. 17-29.

1 См., напр. Белик А. А. Культурология. Антропологические те­ории культур — М, 2000; Пигалев А.И. Культурология. — Волго­град, 2000; Садохчн А.П. Этнология. — М., 2001.

1 Белик А.А. Культурная (социальная) антропология — область научных исследований и учебная дисциплина // Этнографическое обозрение — 2000. — №6. — С. 3 -15.

1 Барулин В.С. Социально-философская антропология. — М., 1994.—С. 7-8.

1 Цит. по: Новейший философский словарь. — Минск., 1998.—С. 555.

 

2 См.: Барулин В.С. Социально-философская антропология. — М., 1994.—С. 9.

1 Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и мета­физики техники) // Вопросы философии. — 1989. — N22. —С. 169.

1 Цит. по: Барулин В.С. Социально-философская антрополо­гия.—М„ 1994.—С.11.

1 Цит. по: Барулин В.С. Социально-философская антропология.—М., 1994.—С.11.

2 Кант И. Соч. — Т. 6. — М., 1966. — С. 351.

3 Там же.—Т. 4.—Ч. 1.—М., 1965.—С. 465-466.

4 Кант И. Трактаты и письма. — М„ 1980. — С. 589

1 Фейербах Л. Избр. философ, произв.—М., 1955.—Т. 1.— С.190.

2 Чернышевский Н.Г. Поди. собр. соч. — М., 1947. — Т. 9. — С. 892.

3 Цит. по: Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия — середины XIX—начала XX века.—М.,1988.—С.221.

1 Цит. по: Культурология / Науч. ред. Драч Г.В. — Ростов н/Д., 1997.—С. 30-

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. — М.: Мысль, 1977. — С.343.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права. Соч. - Т.7. —С.215—216.

1 Токарев С.А. История Зарубежной этнографии. — М.,1978. – c. 21.

1 Цит. по: Белик А.А. Культурная (социальная) антропология — область научных исследований и учебная дисциплина // Этно­графическое обозрение. — 2000. — №6. — С. 6

2 Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997. — С. 56.

3 См., напр: Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волго­град, 2000. С незначительно измененной периодизацией подоб­ную классификацию приводит Э. А. Орлова. См. Культура Тео­рии и проблемы. — М., 1995. — С. 107.

1 Цит. по: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.—С. 33.

 

2 Цит. по: там же. — С. 33.

 

1 Тайлор Э. Первобытная культура. — М., 1989. — С. 43

 

2 Там же. — С 28.

3 Там же. — С. 22.

1 Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. — С.18-19.

2 Там же. — С. 23.

1 Фрезер Дж. Золотая ветвь // Религия и общество. — М., 1994.—4.1.—С. 8.

2 Белик А.А, Культурология. Антропологические теории куль­тур. — М., 2000. — С. 32.

1 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологические тео­рии культур. — М., 2000. — С. 32.

1 Токарев С.А. История зарубежной этнографии.— М., 1978.— С. 38

2 См.. там же. — С.49; Садохин А.Л. Этнология. —М„ 2001. — С. 33

1 См.: Аверкиееа Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979.—С. 19.

1 Более подробно см.: Токарев С.А. История зарубежной этно­графии. — М„ 1978. — С. 57.

1 Белик А.А. Культурология, Антропологические теории куль­тур.— М., 2000.—С. 37.

2 Цит. по: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. —М., 1978.—С. 139.

1 Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.—С. 152.

1 См., напр.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.—С, 163.

2 Садохин А.П. Этнология. — М., 2001. — С. 43.

1 Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.—С. 165.

2 Там же.— С. 168.

1 См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 2000. — С. 60 - 62.

1 Конт О. Закон трех стадий истории // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. — М., 1994. — Ч. 1. — С. 44.

 

1 Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания // Рели­гия и общество. Хрестоматия по социологии религии. — М., 1994.—4.1.—С. 69.

 

2 Тотемизм — архаическая форма религии, комплекс верова­ний и обрядов первобытного общества, связанных с представле­нием о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами — видами животных и растений (реже явлениями при­роды и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

1 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышле­нии. — М., 1994. — С. 241.

2 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. — М., 1994. — 4.1. — С. 158.

1 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. — М., 1994. — 4.1. - С. 158.

 

1 Этнография и смежные дисциплины, Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы / Под общ. ред. Ю.В. Бромлея и Г. Штробаха. — М., 1988. — С. 163- 165.

1 Цит. по: Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.—С. 119.

 

1 Плеханов Г.В. Искусство и литература. — М., 1948. — С. 58—60.

2 Культурология. XX век: Словарь. — СПб., 1997. — С. 42-43.

3 См.: Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в амери­канской этнографии.—М., 1979.—С. 86.

 

1 Цит. по: там же.

1 См.: Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии.— М., 1979.—С. 171

1 Кребер А. Стиль и цивилизация // Сравнительное изучениецивилизаций: Хрестоматия.— М., 1998.—С. 80.

2 Подробнее см.: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.— М.,2000.—С.87.

[2] См., напр.: Белик А.А. Культурология. Антропологические те­ории культур. — М., 2000. — С.43.

2 См. напр.: Введение в философию: Учебник. — М., 1989. —.,4.2.—С. 241.

1 Подробнее см.: Садохин А.П. Этнология.— М., 2001.— С. 101-102.

1 Цит. по: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.—С. 173.

1 Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — С. 46.

1 Штейнталь X. Грамматика, лексика и психология // История языкознания в очерках и извлечениях. — М., 1960. — С. 1.

1 Цит. по: Философская энциклопедия.— М., 1967.—Т. 4.— С. 549.

1 Цит по История буржуазной социологии XIX—начала XX века.— М., 1979.—С. 105

1 Более подробно см. Орлова Э.А Введение в социальную и куль­турную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994. — С. 109—110.

1 См.: Никишенков А.Н. Прикладные исследования в западной социальной / культурной антропологии // Этнографическое обо­зрение. — 2000. — №5. — С. 20.

2 Цит. по: Лурье С.В. Историческая этнология. — М.. 1997, —С. 91.

3 Цит. по: там же

4 Цит. по: там же.

1 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологические тео­рии культур. — М., 2000. — С. 102.

2 Цит. по: там же

3 Там же.— С. 103

4 Цит. по: там же. — С. 104.

1 Инкультурация — вхождение в культуру, овладение тем эт­нокультурным (социо-культурным) опытом, который является специфическим для каждой исторически конкретной культуры. Некоторые авторы применяют написание «энкультурация». (См.: Белик А.А. Культурология. – М., 2000. – С. 229.)

2 При составлении схемы использованы идеи Дж. и Б. Уайнтингов, а также их интерпретация А.А. Великом. (См.; Белик А.А. Культурология. — М., 2000. — С. 105.)

1 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антрополо­гию. — М., 1994.—С. 110.

1 Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Религия и общество. — М., 1994.—Ч. 1 —С 210.

1 Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. — М., 1999 —С 405.

2 Там же. — С. 424.

1 Фрейд 3 Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.—С. 97-98.

1 Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая ре­лигия.— М., 1993.—С. 137.

1 Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1994. —С.58.

1 Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоя­щее. М, 1995 —С. 73.

2 Там же.— С. 77-78.

3 Юнг К.Г. Психология бессознательного, - М., 1994. — С. 110.

4 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 201.

 

1 Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М., 1995.—С.106.

1 Юнг К..Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М., 1994.—С. 101-102.

1 См., напр.: Садохин А.П. Этнология.— М., 2001.—С. 47

1 Цит. по: Белик. А.А. Культурология. Антропологические тео­рии культур. — М„ 2000. — С.69.

1 Более подробные комментарии см.: Гараджа В.И. Социология религии.— М.: Наука, 1995.—С.65-67.

1 См., напр.: Новейший философский словарь.— Минск, 1998.—С. 390.

2 Малиновский Б. Смерть и интеграция группы // Религия и общество. — М., 1994. — Ч. 1. — С.265.

1 Цит. по: Новейший философский словарь.— Минск, 1998.—С. 172.

1 Радклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. — М., 1994.—Ч. 1.—С. 276.

1 Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Структурно-функциональный анализ в социологии. Вып. 1.—М., 1968.—С.127.

1 Цит.по: Новейший философский словарь. Минск, 1998. — С 508.

 

2 Латентный – от лат. lateens, родительный падеж – latentis – скрытый.

1 См.: Садохин А. И. Этнология. — М., 2001. — С. 61.

1 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., Наука -1983.—С.56.

1 Культурология. XX век. Антология. — 1995. — С. 170-171.

2 Проблема человека в западной философии. — М., 1988. — С. 29.

3 Там же. — С. 30.

1 Цит. по: Современная буржуазная философия. — М., 1978. С.550.

2 Цит. по: Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. — М., 1983.—С. 140.

1 См.: Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. — М., 2000. — Разд. II. Гл.1.

1 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М„ 2000. — С. 78-79.

1 Работы Л.А. Уайта по культурологии. — М., 1996. — С. 162.

2 Цит. по: Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли американской этнографии. – М., 1979. – С. 209.

3 Работы А.А. Уайта по культурологии. – М., 1996. – С. 164.

1 Белик А.А. Культурология. Антропологические теории куль­тур. — М., 2000. — С. 80.

2 Работы А.А. Уайта по культурологии. – М., 1996. – С. 137.

1 Цит. по: Б елик А.А. Культурология. Антропологические тео­рии культур. — М., 2000. — С. 82.

1 Цит. по: Белик А.А. То же. - С. 83.

1 Используется и примерно равнозначный термин «когнитив­ная этнология».

2 К примеру, А.П. Садохин определяет когнитивную антропо­логию как «направление в антропологии, рассматривающее осо­бенности мышления и познания представителями различных эт­носов и рас в условиях различных культур» (Садохин А.П. Этнология. — М„ 2001. — С. 246.).

3 Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 88—89.

1 См., напр.: Этнография и смежные дисциплины. Этнографи­ческие субдисциплины. Школы и направления. Методы / Под общ. ред. Ю.В. Бромлея и Г. Штробаха. — М., 1988. — С. 192; Садо­хин А.П. Этнология. Учебный словарь. — Калуга, 2001. — С. 73.

2 Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы / Под общ. ред. Ю. В. Бромлея и Г. Штробаха. — М„ 1988. —С. 193.

1 Культура: теории и проблемы. — М., 1995. — С. 122.

2 Дескрипция (от лат. descriptio — описание) — описатель­ное определение единичных объектов посредством общих поня­тий, выполняющее ту же функцию, что и называние собствен­ным именем.

1 Леви-Брюль Л. Сверхъестественно» в первобытном мышле­нии. — М., 1994. — С. 241.

1 Пиаже Ж. Избр. психологические труды. — М., 1969. — С. 65.

1 Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988. — С. 171.

2 В ряде учебных источников, например, в часто используе­мых в учебном процессе пособиях А.А. Белика и А.П. Садохина употребляется (очевидно, в силу ошибки корректора) неверный для данного случая термин «конфигуративный». У М. Мид речь не о «конфигурации», а именно о «кофигурации». Здесь при­ставка «ко-» имеет смысл совместного действия, аналогично тому смыслу, который она проявляет в словах «кооперация», «коэволюция»и др.

1 Белик А.А. Культурология. Антропологические теории куль­тур.— М., 2000.—С. 131.

1 Коул М; Скрибнер С. Культура и мышление. — М„ 1977. — С.198.

 

1 Ивлев Ю.В. Логика для юристов. — М., 1996. —С.З.

 

2 Коул М„ Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977. — С. 208.

1 Там же. — С.55.

1 См.: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.—М., 2000.—С. 136.

 

1 Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М.. 1978.— С. 288.

2 См.: Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в амери­канской этнографии.— М., 1979.—С. 119.

1 Цит. по: Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии.— М, 1979.—С. 122.

2 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры.— М., 2000.—С.92.

1 Белик. А.А. Культурология. Антропологические теории культу­ры. — М., 2000. — С. 93-94.

1 Иногда употребляется термин «энкультурация» (см., напр.; Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — С. 94-95).

2 Такое понимание термина «инкультурация» введено в науч­ный оборот английским этнологом и культурологом Маргарет Мид.

1 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологические тео­рии культуры. — М., 2000. — С. 95.

2 Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978. — С. 298.

1 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологическиетео­рии культур. — М., 2000. — С. 97.

2 Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.— С. 290.

3 Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культу­ры. —М., 2000. — С. 97.

1 См.: Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии.— М., 1979.—С. 142.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: