1 См.: Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. — 1992. — 1. — С. 109- 136.
2 Таким образом, «постмодерн» — то, что после «модерна», или современности. Но и понятие «модерн» не имеет строгого общепризнанного определения. Исток «современности» усматривают то в рационализме Нового времени, то в Просвещении, то в литературных экспериментах второй половины XIX в., то в авангарде 10—20-х гг. XX столетия. Соответственно ведется и отсчет «постсовременности». Однако чаще всего модерн — от франц. moderne — новейший, современный — («ар нуво», «югендстиль») отличают от классики, определяя его, прежде всего, применительно к искусству как «стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19— нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор». (Современная западная философия: Словарь.— М„ 1991.— С.237-238.)
1 Цит. по: Культура: теории и проблемы. — М., 1995. — С, 93.
2 Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. — 1988. — № 10.
3 См.: Розин В.М. Культурология.— М„ 2001.- С. 80.
1 Розин В.М. Культурология.— М„ 2001.- С. 81.
2 Орлова Э.А. Культурная антропология в XX веке. Объяснение униформности и многообразия культурных феноменов // Культура: теории и проблемы. — М„ 1995. — С. 130.
1 Фидлер Л. Пересекайте рвы, засыпайте границы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. — М., 1993.
|
2 Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. — М„ 1985.
1 Коллаж (франц. collage) — прием в изобразительном искусстве: а какую-либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от нее по цвету, фактуре: произведения, исполненные в этой манере. В более широком смысле — формирование нового произведения за счет свободного монтажа фрагментов ранее созданных произведений разных авторов (в музыке, литературе и т. д.).
2 Эзотерический (греч. esotericos— внутренний) — тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных.
3 Маргинальность (от франц. marginal— побочный, на полях) — понятие, используемое для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности. В более широком смысле употребляется для обозначения пограничного положения вообще.
4 Перформанс (от англ. performance, букв — представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. В перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
1 Имманентный (от лат. immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному — трансцендентное.
2 Трансцендентный — запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположностьимманентного.
3 Hassan I. Postmoderne heute // Wege aus der Moderne: Schlusseltexte der Postmoderne-Diskussion / Hrsg. von Wollfgang Welsch. — Berlin, 1994. S. 47-56.
|
3 См.: Козлова Н. Н. Введение в социальную антропологию. — М„ 1996.—С. 134-135.
4 Цит. по: Философия культуры; становление и развитие. — М„ 1995.—С. 356.
1 Цит. по: Философия культуры: становление и развитие. М., 1995. — С.358.
1 Цит. по: Культура: теории и проблемы. — М., 1995. — С. 102
[3] Руднев Н.А. Тайны «Галактики Гутенберга». — М, 1989. — С. 49.
2 Китч (или кич, от нем. Kitsch) — дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. В художественной промышленности 2-й пол. XIX — нач. XX вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий. В 1960—1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры.
1 Паранойя (греч. paranoia— умопомешательство), общее название психических расстройств, характеризующихся стойким систематизированным бредом (преследования, ревности, изобретательства и др.).
1 Цит. по: Новейший философский словарь. – М., 1998. — С. 572.
2 Цит. по: Новейший философский словарь. – С. 572.
3 Цит. по: тамже. — С. 573.
1 Анализ культурологических концепций Ролана Барта и Мишеля Фуко см., напр.: Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волгоград, 2000. — Тема 10.
1 Цит. по: Садохин А.П. Этнология — М., 2001. — С. 76.
1 В отечественных источниках встречается и иная транскрипция этого имени: Стьюард (см., напр.: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — С. 33, 164).
1 Садохин А.П. Этнология. — М„ 2001. — С. 75.
1 Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997. — С. 96.
2 Имманентный (от лат immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) — нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу.
|
1 Розин В.М. Культурология. — М„ 2001. — С. 79.
2 Лурье С.В. Историческая этнология. — М„ 1997. — С. 97.
1 Цит. по: Лурье С.В. Историческая этнология.— М., 1997.— C. 97
2 Цит. по: Лурье С.В. Там же — С. 96.
3 Цит. по: там же. — С. 151.
4 Цит. по: там же.
1 Эксплицитный (англ. explicit) — явно,открыто выраженный.
2 Цит. по: Лурье С.В. Историческая этнология. — М. 1997. — С. 99.
3 Цит. по: там же.
4 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000.—С. 181.
1 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М„ 2000. — С.182.
2 Цит. по: там же
1 Цит. по: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — С. 184.
1 См.: Токарев С.А. История русской этнографии (дооктябрьский период). — М., 1966.—С. 20-21.
1 Цит. по: Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. — Т. 27. — С. 425.
1 Анучин Д.Н. Россия в антропологическом отношении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. 54. —1899. — С.129.
2 Кузнецов А.М. Антропология и антропологический поворот современного социального и гуманитарного знания // Личность. Культура. Общество —М., 2000 —Том II —Вып. 1(2).—С. 63.
3 Там же. — С. 64
1 Токарев С.А. Советская этнография за 40 лет // Вестник истории мировой культуры. — 1958. — № 2. — С. 87.
2 Термин яфетический (применительно к языкам) был введен языковедом Н.Я. Марром для обозначения особой яфетической стадии, которую должны пройти в своем развитии все языки мира. Термин введен по аналогии с семитическими и хамитическими языками по имени Яфета (Иафета), одного из трех сыновей библейского Ноя. Ныне термин не употребляется.
1 Советская этнография. — 1932. — №3. — С. 12.
2 Этнологический словарь / Арутюнов С.А. и др. — М.: ВИТТАН, 1996.—Вып. 1. Этнос. Нация. Общество.— С. 118.
1 Подробнее см.: Репрессированные этнографы. Вып. 1 / Сост. и отв. рук. Д. Д. Тумаркин. — М.: Вост. Лит., 1999. — 343 с.
2 См. исследования Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой и др.
3 Прежде всего, благодаря работам В.А. Никонова.
1 См., напр.: Труды ученых Ин-та этнологии и антропологии РАН. 1990- 1998: Темат. библиогр. указ. / Ин-т этнологии и антропологии.— М., 1999.
2 См., напр.: III Конгресс этнографов и антропологов России, 8-11 июня 1999 г.: Тез. докл. — М., 1999.
3 Для более обстоятельного рассмотрения настоящей темы можно обратиться к статьям именно этого журнала: Басшов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Этнографическое обозрение. — 1998. — №2. — С. 18—45; Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризиса/Этнографическое обозрение. — 1992.—№1.—С. 5-19, и др.