Учет деятельности в сельскохозяйственных снабженческих кооперативах.




 

Снабженческие кооперативы создаются для снабжения сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств: минеральными удобрениями, пестицидами, гербицидами, известковыми материалами, нефтепродуктами, запасными частями, оборудованием, семенами, кормами, молодняком скота и птицы и другими производственными запасами.

Учет затрат сельскохозяйственные снабженческие кооперативы по закупкам и снабжению сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства (минеральными удобрениями, средствами защиты растений и животных от болезней, нефтепродуктами, кормами, семенами и т.п.) ведут на счете 44 "Расходы на продажу по основным видам поставляемых сельскому хозяйству производственных запасов".

Затраты кооператива по осуществлению снабженческой деятельности формируются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от % августа N 552 (с учетом внесенных изменений и дополнений).

Учет на счете 44 "Расходы на продажу" снабженческие кооперативы ведут по статьям затрат, перечень которых устанавливается самим кооперативом. Рекомендуемый перечень статей для снабженческих кооперативов:

- Оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

- Транспортные расходы по завозу товаров;

- Расходы по хранению товаров;

- Содержание основных средств,

в том числе:

а) амортизация основных средств (если она начисляется);

б) ремонт основных средств;

- Работы и услуги;

- Организация снабжения и управления;

- Прочие затраты.

На статью "Оплата труда с отчислениями на социальные нужды" относят начисленную оплату труда работникам кооператива, осуществляющим приемку от поставщиков, разгрузку и отпуск товаров (производственных запасов) сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

По этой же статье учитывают и отчисления на социальные нужды (в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, на медицинское страхование).

Отчисления на социальные нужды относятся на соответствующие объекты учета, пропорционально расходам на оплату труда по установленным законодательством нормам.

При начислении оплаты труда, включая оплату отпусков и других выплат в соответствии с действующим законодательством дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредит счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", а на сумму отчислений на социальные нужды дебетуют счет 44 и кредитуют счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

По статье "Транспортные расходы по завозу товаров" отражают расходы, связанные с завозом производственных запасов минеральных удобрений, нефтепродуктов, семян, кормов, топлива и т.п.) от поставщиков до баз (складов) кооператива. Сюда включают железнодорожный тариф, водный фрахт, расходы на автомобильные и воздушные перевозки, станционные и портовые сборы, стоимость погрузки и разгрузки производственных запасов (товаров) на станциях и пристанях и т.п. На стоимость транспортных расходов по завозу товаров согласно счетам - поставщиков и подрядчиков дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - без налога на добавленную стоимость.

На сумму НДС дебетуют счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредитуют счет 60.

При транспортировке завозимых товаров транспортными средствами кооператива дебетуют счет 44 и кредитуют счет 23 "Вспомогательные производства".

Расходы по завозу товаров ведут в разрезе основных видов товара: а) минеральные удобрения и средства защиты растений и животных от болезней; б) нефтепродукты; в) корма и семена; г) известковые и гипсовые удобрения; д) запасные части и ремонтные материалы; е) строительные материалы и оборудование; ж) прочие товары.

По статье "Расходы по хранению товаров" учитывают расходы, связанные с хранением, подработкой, сортировкой и реализацией товаров, содержанием инвентаря, включая арендную плату за аренду складских помещений и другие аналогичные расходы.

На эти расходы дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют счета: 10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

На статью "Содержание основных средств" включают затраты, связанные с содержанием основных средств: складов и хранилищ для хранения минеральных удобрений, кормов, семян, запасных частей и ремонтных материалов; резервуаров для хранения нефтепродуктов; оборудованных площадок с твердым покрытием для хранения сельскохозяйственной техники и оборудования.

В стоимость ремонта основных средств включают стоимость строительных материалов, израсходованных на ремонт складов и хранилищ; запасных частей и ремонтных материалов, израсходованных на ремонт транспортных средств и подъемного оборудования. Ремонт основных средств может производиться как хозяйственным способом, так и подрядным способом.

При учете затрат на содержание основных средств используют следующие счета бухгалтерского учета: дебет счета 44 "Расходы на продукцию", кредит счетов: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму начисленной оплаты труда на ремонте и содержании основных средств; 69 "Расчеты по социальному страхованию" - на сумму отчислений на социальные нужды с вышеуказанной оплаты труда; 10 "Материалы" - на стоимость израсходованных на ремонт строительных и ремонтных материалов, запасных частей и других материальных ценностей; 02 "Амортизация основных средств" - на сумму начисленных амортизационных отчислений; 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - стоимость ремонта основных средств, произведенного подрядным способом (на сумму НДС дебетуют счет 19 и кредитуют счет 60) и др.

По статье "Работы и услуги" отражают затраты на выполненные работы и оказанные услуги своими вспомогательными производствами и сторонними организациями по обеспечению складских помещений электроосвещением, отоплением и т.п. В эту статью включают и расходы по перемещению (транспортировке) товаров внутри складов и хранилищ.

На затраты работ и услуг, выполненных своими вспомогательными производствами, дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют счет 23 "Вспомогательные производства". При выполнении этих работ и услуг сторонними организациями дебетуют счет 44 без НДС и на сумму НДС счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

- По статье "Организация снабжения и управления" учитывают: оплату труда с отчислениями на социальные нужды административно-управленческого персонала кооператива, расходы на командировки и служебные разъезды; конторские, типографские, почтово-телеграфные расходы; затраты на ремонт основных средств общехозяйственного назначения, включая начисления по ним амортизации (офисы, легковые автомобили, хозяйственный инвентарь и т.п.); расходы на противопожарные мероприятия, охрану труда и технику безопасности и др.

- В кооперативах, занимающихся одним видом деятельности - снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства, общехозяйственные расходы на счет 26 не учитываются, а находят отражение по отдельной вышеуказанной статье на счете 44 "Расходы на продажу".

На сумму начисленной оплаты труда административно-управленческого персонала дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", а на сумму отчислений на социальные нужды с этой оплаты труда дебетуют счет 44 и кредитуют счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

- На другие расходы общехозяйственного значения дебетуют счет 44 и кредитуют счета: 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на сумму командировочных и других расходов, производственных подотчетными лицами; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму почтово-телеграфных расходов, охрану офиса вневедомственной охраной и т.п.;

- 02 "Амортизация основных средств" - на сумму начисленных амортизационных отчислений на служебное здание (офис), легковой автотранспорт, хозяйственный инвентарь (компьютеры, ксероксы и др.).

- В статье "Прочие затраты" отражают затраты, не вошедшие в предыдущие статьи, к ним относятся: недостачи товаров в пути и при хранении в пределах норм естественной убыли (при железнодорожных, водных и автомобильных перевозках, при хранении на складах). Недостачи товаров сверх установленных норм естественной убыли, потери по недостачам и хищениям товаров, во взыскании которых отказано судом, на издержки обращения не относят. Надо иметь в виду, что стоимость недостающих товаров относят на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" с кредита счета 41 "Товары". На стоимость недостающих товаров в пределах норм естественной убыли дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и кредитуют счет 94, а сверх норм естественной убыли относят в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", "Расчеты по возмещению материального ущерба".

- Если с виновных лиц взыскивают стоимость недостающих или похищенных товаров по ценам, превышающим их балансовую стоимость, то разницу между стоимостью недостающих товаров относят на дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 4.

- По мере взыскания с виновного лица указанной разницы дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91 "Прочие доходы и расходы".

- В тех случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков от недостачи товаров, то стоимость недостающих товаров сверх норм естественной убыли относят на убытки в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

- Сельскохозяйственный снабженческий кооператив составляет годовую смету издержек обращения. Бухгалтерский учет издержек обращения должен обеспечить: постоянный контроль за соблюдением смет издержек обращения; своевременное, полное и достоверное отражение в учете фактических затрат, связанных с приобретением, хранением и реализацией товаров; проверку исполнения смет и выявления резервов для сокращения издержек обращения.

- Издержки обращения, учтенные на счете 44, за исключением расходов по завозу, относящихся к остатку нереализованных товаров, списывают ежемесячно со счета N 44 (по кредиту счетов) в дебет счета 90 "Продажа".

- Размер издержек обращения, связанных с завозом товаров, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца (или года), исчисляют по среднему проценту издержек обращения по завозу товаров за отчетный месяц (а при составлении годового отчета за декабрь) с учетом переходящего остатка на начало этого месяца.

- Пример определения издержек обращения, связанных с завозом товаров на конец года (цифры условные).

1. Сумма издержек обращения по завозу товаров, относящихся к остатку товаров на складах по состоянию на 01.12.99 - 50000 руб.

2. Расходы по завозу товаров за декабрь 1999 года - 600000 руб.

Итого расходов по завозу - 650000 руб.

3. Реализовано товаров за декабрь 1999 года в ценах поставщиков, стоимость которых отражена по дебету счета 90 "Продажи" и по кредиту счета 41 "Товары", субсчет "Товары на складах, базах и овощехранилищах" - 14750000 руб.

4. Остаток товаров на складах и базах на 1 января 2000 года, числящихся на счете 41 "Товары", - 1500000 руб. Итого (строки 3 + 4) - 16250 000 руб.

Декабрь 1999 г. (650 000: 16250 000 x 100) - 4,0%.

5. Сумма издержек обращения по завозу товаров, относящихся к остатку товаров на 1 января 2000 года, составит (1500000 x 4%: 100).

Эта сумма должна быть присоединена в балансе к стоимости товаров, учитываемых на счете 41, и показана по строке 214 оборотных активов - 60000 руб.

Для покрытия расходов (издержек обращения), связанных с осуществлением снабженческой деятельности, кооперативы на реализуемые товары производят наложения (торговые наценки). Эти наложения (торговые наценки) устанавливаются общим собранием членов кооператива (собранием уполномоченных) в процентах от стоимости отпущенных сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим покупателям товаров по ценам поставщиков, т.е. ценам приобретения.

Сумма наценок на товары, полученная с покупателей, составляет валовой (общий) доход кооператива от снабженческой деятельности. Сопоставляя суммы полученных наценок (валового дохода) на реализованные товары с суммой издержек обращения за этот же отчетный период, определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации товаров (средств производства).

Поясним это на следующем примере (цифры условные):

1. Расходы по завозу товаров, относящихся к остатку товаров на складах на 01.12.99 составили 50000 руб.

2. Расходы по завозу товаров за декабрь 1999 года - 600000 руб.

3. Расходы по завозу товаров, относящихся к остатку товаров на складах на 1 января 2000 г. (согласно вышеуказанному расчету) составили 60000 руб.

4. Расходы на оплату труда с отчислениями за декабрь 1999 г. - 250 тыс. руб.

5. Расходы по хранению товаров за декабрь 1999 г. - 300 000 руб.

6. Расходы по содержанию основных средств за декабрь 1999 г. - 100000 руб.

7. Стоимость работ и услуг за декабрь 1999 г. - 50 000 руб.

8. Расходы на организацию снабжения и управления за декабрь 1999 г. - 160 000 руб.

9. Прочие затраты за декабрь 1999 г. - 25 000 руб.

Итого издержек обращения за декабрь 1999 г., отнесенных в дебет счета 90 "Продажа" кредита счета 44 "Расходы на продажу" (строки 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9).

10. Валовой доход от реализации товаров за декабрь 1999 г. составит (14750000 стоимость реализованного товара x 12%: 100 - 1770 000 руб.

11. Сумма наценок на товары в размере 12% установлена общим собранием кооператива.

12. В счетах-фактурах, предъявленных кооперативом покупателям, будет указана стоимость товара 14750 000 рублей, наценок на товары 12% - 17770 000, налог на добавленную стоимость 20% - 3104 000 руб., всего на сумму 19624000 рублей, которая будет отнесена в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" с кредита счета 90 "Продажа". Сумма налога на добавленную стоимость - 3104000 руб. будет отнесена на дебет счета 90 с кредита счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

На образовавшуюся прибыль в результате реализации товаров в декабре 1999 г. в сумме 295 000 руб. дебетуют счет 90 и кредитуют счет 99 "Прибыли и убытки". При заполнении отчета о прибылях и убытках эти показатели найдут отражение следующим образом:

- по строке 010 "Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость) будет показана стоимость реализованных товаров с учетом наценок 16520 000 руб. (стоимость товара 14750 000 руб. + наценка 12% - 1770000 руб.);

- по строке 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" будет показана стоимость реализованных товаров в сумме 14750 000 руб.;

- по строке 030 "Коммерческие расходы" будут показаны издержки обращения на реализованные товары, списанные со счета 44 "Расходы на продажу" в дебет счета 90 в сумме 1475000 руб.

2.6. Учет деятельности животноводческих, садоводческих, огороднических кооперативов

2.6.1. Общие положения

Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.

Эти кооперативы по определению Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.95 N 193-ФЗ относятся к некоммерческим сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Они, как правило, имеют небольшую численность работающих и незначительное количество хозяйственных бухгалтерских операций (не более 100 операций в месяц).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.98 N 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" для малых предприятий рекомендована упрощенная форма бухгалтерского учета. По этой упрощенной сокращенной форме учета могут вести учет и садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы.

2.6.2. Рассмотрим организацию бухгалтерского учета на примере садоводческих и огороднических кооперативов.

Садоводческие и огороднические кооперативы на общем собрании кооператива принимают свой Устав, в котором устанавливают размеры вступительного, членского и целевого взносов и сроки их уплаты.

Например, садоводческий кооператив "Рассвет" установил размер целевых взносов на строительство (водопроводной башни, водопроводной сети по участкам, электролинии передач, трансформаторной будки, подвода электроэнергии к каждому участку, дороги к садоводческому кооперативу и по улицам кооператива, внешнего ограждения кооператива) в размере 5000 рублей. На вступление в кооператив подали заявления 300 человек, и они все приняты в члены кооператива.

Бухгалтерия кооператива на основании решения общего собрания и устава кооператива должна произвести отражение этих хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

На сумму причитающихся целевых взносов 1 млн. 500 тыс. руб. (5000 x 300) дебетуют счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" лицевые счета членов садоводческого кооператива и кредитуют счет 96 "Целевое финансирование" субсчет "Целевые взносы членов кооператива на строительство объектов основных средств".

Члены кооператива в отчетном периоде (квартале) внесли в кассу кооператива 1 млн. 200 тыс. руб. На эту сумму дебетуют счет 50 "Касса" и кредитуют счет 76, конкретные счета членов кооператива.

Кооператив из собранных целевых взносов 800 тыс. рублей внес на свой расчетный счет, находящийся в Сбербанке. На данную сумму дебетуют счет 51 "Расчетные счета" и кредитуют счет 86.

Кооператив заключил подрядный договор со строительной организацией на строительство водонапорной башни и водопроводной сети на сумму 480 тыс. рублей. Договор утвержден Правлением кооператива. В договоре предусмотрено перечисление аванса в размере 50%, т.е. 240 тыс. руб. Аванс в сумме 240 тыс. руб. перечислен строительной организации. На сумму перечисленного аванса дебетуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и кредитуют счет 51 "Расчетные счета".

Строительная организация закончила строительство водонапорной башни и водопроводной сети и сдала эти объекты садоводческому кооперативу. Садоводческий кооператив на стоимость данных объектов основных средств - 480 тыс. руб. с учетом НДС дебетует счет 08 "Вложение во внеоборотные активы" и кредитует счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - если садоводческий кооператив осуществляет предпринимательскую деятельность.

В садоводческих кооперативах, осуществляющих предпринимательскую деятельность (снабжение садоводов минеральными и органическими удобрениями, сбор и реализация плодов и овощей членов кооператива и т.п.), на стоимость принятых вышеуказанных объектов дебетуют счета 08 "Вложение во внеоборотные активы" (на 400 тыс. руб.) и счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (на 80 тыс. руб.) и кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на 480 тыс. руб.).

На сумму перечисления денежных средств в окончательный расчет за выполненные строительные работы (240 тыс. руб.) дебетуют счет 60 и кредитуют счет 51 "Расчетные счета".

Садоводческий кооператив ограждение территории кооператива производил хозяйственным способом. Для этих целей закупил за наличный расчет на оптовом рынке сетку-рабицу и металлические столбы на сумму 250 тыс. руб. Строительные материалы оприходованы на счет 10 "Материалы" - с кредита счета 50 "Касса". Строительные материалы полностью израсходованы на возведение изгороди вокруг территории кооператива.

На стоимость строительных материалов - 250 тыс. руб. дебетуют счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредитуют счет 10 "Материалы".

Садоводческий кооператив заключил договор (трудовое соглашение) на 100 тыс. руб. с наемными лицами на ограждение территории кооператива.

Договор рассмотрен и утвержден правлением кооператива. После завершения строительства ограждения территории кооператива назначенная комиссия кооператива приняла данный объект строительства.

Бухгалтерия кооператива эти операции отражает бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 08 Кредит 70 - на сумму 100 тыс. руб. начисленной оплаты труда работникам по трудовым соглашениям.

Дебет 08 Кредит 69 - на сумму 25,7 тыс. руб. отчислений на социальные нужды начисленной оплаты труда.

Дебет 70 кредит 68 - на сумму 13000 руб. удержания подоходного налога с начисленной оплаты труда.

Зачисление на баланс кооператива принятых основных средств производится на основании утвержденного руководителем кооператива Акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма 3 ос-1).

При этом на стоимость введенных в эксплуатацию основных средств в садоводческом кооперативе, не ведущем коммерческой деятельности (водонапорной башни и водопроводной сети на сумму 480 тыс. руб., исходя из вышеприведенного примера, и ограждения территории кооператива на сумму 375,7 тыс. руб.), дебетуют счет 01 "Основные средства" и кредитуют счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Одновременно должны корректироваться источники финансирования капитальных вложений.

Предположим, что общее собрание садоводческого кооператива решило - стоимость построенных или приобретенных основных средств за счет целевых взносов зачислять в свой неделимый фонд.

В этом случае на стоимость израсходованных денежных средств на строительство данных объектов в сумме 855,7 тыс. руб. дебетуют счет 86, субсчет "Целевые взносы членов кооператива на строительство объектов основных средств" и кредитуют счет 80 "Уставный капитал", субсчет "Неделимый фонд".

Члены садоводческого кооператива по решению общего собрания кооператива вносят при приеме их в члены взносы (примерно 250 - 500 рублей). На эти суммы дебетуют счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", лицевые счета членов садоводческого кооператива.

Садоводческие кооперативы, как правило, имеют небольшой штатный обслуживающий персонал (председатель кооператива, бухгалтер, электрик, водопроводчик, пожарно-сторожевая охрана и т.п.). Для содержания этого персонала составляется годовая смета расходов, которая рассматривается и утверждается общим собранием кооператива. На этом же собрании устанавливаются и годовые членские взносы каждого члена садоводческого кооператива, где площадь земли у членов садоводческого кооператива не одинакова (от 4 до 15 соток), то членские взносы устанавливаются пропорционально занимаемой площади (примерно от 30 до 60 руб. с одной сотки).

На сумму начисленных членских взносов дебетуют счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", лицевые счета членов садоводческого кооператива и кредитуют счет 86, субсчет "Членские взносы членов садоводческого кооператива".

При внесении членских взносов в кассу кооператива дебетуют счет 50 "Касса" и кредитуют счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" лицевые счета членов садоводческого кооператива.

На общем собрании садоводческого кооператива устанавливаются ставки оплаты труда обслуживающему персоналу кооператива.

Ежемесячно на сумму начисленной оплаты труда обслуживающему персоналу кооператива дебетуют счет 86, субсчет "Членские взносы членов садоводческого кооператива" и кредитуют счет 70 "Расчеты по оплате труда". На сумму отчислений во внебюджетные социальные фонды дебетуют счет 86, субсчет "Членские взносы членов садоводческого кооператива" и кредитуют счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета при начислении оплаты труда работникам несписочного состава (по трудовым соглашениям) будет такая же, за исключением начисления отчислений в фонд социального страхования.

Садоводческий кооператив для своих нужд приобретает у поставщиков и в торговой сети строительные и ремонтные материалы и др., которые в кооперативах, не осуществляющих предпринимательской деятельности, приходуются на счет 10 "Материалы" по цене приобретения, с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Учет материалов в садоводческом кооперативе рекомендуется вести по методу средневзвешенной (средней) себестоимости, по которой каждая единица израсходованных материалов и оставшаяся на остатке оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления общей их стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на их количество.

На израсходованные материалы на ремонт и техническое обслуживание: водопровода, электрической сети, дорожного покрытия, здания офиса, склада и т.п. составляется комиссией акт, который утверждается руководителем кооператива. На стоимость израсходованных материалов дебетуют счет 86, субсчет "Членские взносы членов садоводческого кооператива" и кредитуют счет 10 "Материалы".

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", данным налогом не облагаются садоводческие товарищества, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и не ведущие предпринимательскую деятельность.

Садоводческие кооперативы периодически используют автотранспорт других организаций по перевозке песка, гравия и других строительных и ремонтных материалов для ремонта внутри садоводческих дорог, а также для вывозки мусора. Эти расходы в садоводческих кооперативах, не осуществляющих предпринимательской деятельности, относятся в дебет счета 86, субсчет "Членские взносы членов садоводческого кооператива" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в полной сумме счета, не исключая налог на добавленную стоимость.

При списании основных средств дебетуют счет 02 "Амортизация основных средств" (в сумме начисленной амортизации, если она начислялась, и кредитуют счет 01 "Основные средства", при этом недоамортизированная часть основных средств в садоводческих кооперативах, не осуществляющих предпринимательской деятельности, со счета 01, субсчет "Выбытие основных средств" относится в дебет счета 86, субсчет "Членские взносы членов садоводческого кооператива", а в садоводческих кооперативах, осуществляющих и предпринимательскую деятельность, в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Садоводческий кооператив иногда выдает наличные денежные средства в подотчет электрику, водопроводчику и другим подотчетным лицам на покупку ремонтных материалов. На эти суммы дебетуют счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредитуют счет 50 "Касса".

Авансовые отчеты подотчетных лиц утверждает руководитель кооператива. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуют и дебетуют счет 10 "Материалы" или счет 86, субсчет "Членские взносы членов садоводческого кооператива" на израсходованные материалы на ремонтные работы электрических и водопроводных сетей.

Неиспользованные подотчетные денежные средства подлежат сдаче в кассу кооператива. На эти суммы дебетуют счет "Касса" и кредитуют счет 71. На счет 86, субсчете "Членские взносы членов садоводческого кооператива" должны вестись развернуто - по кредиту начисленные годовые членские взносы, а по дебету их расход нарастающим итогом с начала года. В тех случаях, когда расходы превышают начисленные членские взносы, то правление кооператива должно принять соответствующие меры по сокращению расходов или поставить вопрос на обсуждение общего собрания кооператива об увеличении членских взносов.

В конце года субсчет "Членские взносы членов садоводческого кооператива" свертывается и кредитовый остаток неиспользованных членских взносов переходит на следующий год.

При составлении сметы расходов садоводческим кооперативом на следующий год учитываются и остатки неиспользованных членских взносов или их перерасходов.

Садоводческие кооперативы, не осуществляющие предпринимательской деятельности, как правило, ведут бухгалтерский учет по упрощенной книге (журналу) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1.

Книга (форма N К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у садоводческого кооператива на определенную дату и составить годовую (квартальную) отчетность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые кооперативом бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Приводим образец заполнения Книги (журнала) садоводческим кооперативом "Прогресс".

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности кооператива) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. В нашем примере кооператив создан только в мае 2000 г. и на начало года никаких средств не имел.

Заполнение Книги (журнала) производится в хронологической последовательности позиционным способом, на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.

Показанная в графе 4 "Сумма" должна найти отражение методом, двойной записи, одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения. В нашем примере обороты по дебету и кредиту счетов и графе 4 "Сумма" равны и составляют 7083876 рублей.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца. В нашем примере сальдо на 1 июня 2000 г. составило по дебету и кредиту всех счетов 1644480 рублей. Садоводческие кооперативы должны вести Ведомость оплаты труда (В-8), которая предназначена для учета расчетов с работниками кооператива по оплате труда, учитываемых на счете 70 "Расчеты по оплате труда". В разделе ведомости "Кредит (начислено)" отражаются начисленные работникам кооператива (состоящим и не состоящим в штате) суммы по оплате труда.

Одновременно производится расчет всех удержаний из начисленных сумм по оплате труда работников в разделе "Дебет (удержано)" в соответствии с действующим законодательством (подоходного налога, сумм выданных авансов за 1-ю половину месяца, не возвращенных в установленный срок подотчетных сумм и др.) и определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам.

Ведомость является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам кооператива и наемным лицам.

На основании данных этой ведомости определяются суммы отчислений на социальные нужды (органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда и фонда медицинского страхования) в установленном порядке от начисленной суммы оплаты труда работникам кооператива и наемным лицам.

Для учета поступления целевых взносов, вступительных взносов и членских взносов садоводческие кооперативы могут вести Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма N В-5).

В этой ведомости показывают N участка, фамилию и инициалы члена кооператива, вид платежа, задолженность на начало года, начислено за текущий год, внесено в кассу с указанием суммы, дату и номера приходного кассового ордера, задолженность на конец года. Приведем образец Ведомости N В-5 по членским взносам, учитываемым на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

N участка Фамилия и инициалы члена сад. кооператива Задолженность на начало 2000 г. Начислено за отчетный год Внесено в кассу Задолж. на конец года
сумма дата и N пр. касс. орд.
             
  Семенов В.И.       30.05.71  
  Иванов Б.П. -     28.05.67 -

 

и т.д.

Такие же Ведомости могут быть открыты (при необходимости) по целевым взносам и вступительным взносам.

Огороднические и животноводческие сельскохозяйственные потребительские некоммерческие кооперативы пока не нашли большого распространения.

Бухгалтерский учет в этих кооперативах рекомендуется вести аналогично садоводческим кооперативам, так как эти кооперативы должны содержаться за счет взносов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

8. Простая форма бухгалтерского учета на малых предприятиях без использования учетных регистров учета имущества.

Если упрощенная форма бухгалтерского учета рекомендуется малым предприятиям, использующим простой технологический процесс производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также имеющим незначительное количество хозяйственных операций — не более 100 в месяц, то малые предприятия, совершающие не более тридцати хозяйственных операций в месяц и не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем — Книга) по форме № К-1, которая предложена Типовыми рекомендациями.

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по налогу на доходы с физических лиц с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя мало- го предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: