Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, категории государственных финансов, финансов предприятий и финансов в широком смысле этого слова. Если мы идем на рынок и делаем какую-либо покупку, то это еще не означает, что мы вступили с продавцом в финансовые отношения. Никаких финансовых отношении здесь нет.
Попытаемся установить, в чем действительно выражаются сущность и специфика финансов как экономической категории, их отличие от других экономических категорий (денег, цены, заработной платы и т.п.). Деньги — это категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства.
Именно соединение двух клеточек (источников), обусловивших возникновение финансов, — государства и налогов в их денежной форме порождает феномен государственных (публичных) финансов с присущими им атрибутами — налогами, государственным бюджетом, государственным кредитом (долгом). Это произошло при отделении государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI—XVII вв.) и переходе в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов, что породило соответствующий фискальный аппарат. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он берет свое начало от латинских слов «finis», т.е. конец, и «financia» — наличность, доход. В средневековой латыни их употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, (его доходы, расходы и долги). В XVIII в. этот термин стали применять и в России.
|
До начала XX в. его употребляли в сравнительно узком смысле — именно государственных финансов, что мы и находим в приведенном выше определении В.И. Даля.
В конце XIX — начале XX в. вмешательство государства в экономику носило весьма ограниченный характер. По образному выражению А. Смита, оно должнобыло играть «роль ночного сторожа». Только со второй половины XX в. развивается экономика общественного сектора (государства). Она стала оказывать существенное воздействие на оптимизацию размещения и использования ограниченных возможностей рынка. В этот период государственные финансы принимают развитую форму, способствующую перераспределению денежных ресурсов.
С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций) — в дальнейшем финансы предприятий. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).
|
Таким образом, если деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы — это совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП).
К причинам, порождающим финансы, можно отнести следующие:
· существование государства;
· развитие товарно-денежных отношений;
· появление налогов в денежной форме;
· движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.
Здесь следует подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных признаков финансов. Когда мы осуществляем покупку любого товара или услуги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, эти отношения не регламентируются государством, они абсолютно добровольны и носят случайный характер.
В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают своим естественным атрибутом — регламентацией государством. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами в той или иной степени, регламентирующими их.
Таким образом, государственные финансы представляют собой совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.
|
К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат, организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета, отдельными звеньями бюджетной системы, государством (правительством) и центральным банком по регулированию кредитно-денежной системы и фондового рынка.
В функциях финансов проявляется сущность этой категории, реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих функций.
Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.
Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов. Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в перераспределение?
Объектами действия этой функции являются, во-первых, доходы населения.
Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются элементы фонда возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств предприятий.
В-третьих, в отдельные периоды времени в перераспределение вовлекается часть национального богатства - при приватизации государственной собственности, при использовании страховых фондов для восполнения ущерба от стихийных бедствий и др.
Таким образом, в процессе перераспределения доходов владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В результате складываются конечные пропорции использования национального дохода, формируется структура ВНП по расходам.
Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит - не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.
Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины.
Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов.