Рассмотрев содержание категории финансов и их функции, теперь мы можем проследить, какова же роль финансов в общественном воспроизводстве или экономическом процессе.
В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют различные экономические субъекты (экономические единицы):
· домашние хозяйства;
· хозяйствующие субъекты (фирмы);
· государство.
Доходы и расходы имеются у всех экономическихсубъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникает профициты этих бюджетов, у других дефициты. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина. На рис. 2. представлена упрощенная схема образования доходов субъектов экономических отношений в процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта и ВВП.
Рис. 2. Схема образования доходов субъектов экономических отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и ВВП
Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:
· у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении,
и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
· у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;
|
· у государства в форме перераспределенных доходов предприятий и населения в бюджет и внебюджетные фонды.
Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются распределением и перераспределением этих доходов с помощью:
· государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
· финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.);
· финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.
Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина) охватывают все стадии воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, потребление) и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие:
· создавая для всех хозяйствующих субъектов равные условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, ограничений минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
· обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов и амортизационной политики;
· создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.
|
Эти основные моменты воздействия финансов на воспроизводственный процесс и соответственно на экономический рост должны отражаться в финансовой политике государства и его финансовой системе.
Финансовая система РФ
В зарубежной литературе понятие «финансовая система» определяется как совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. При всем прагматизме этого определения оно несколько односторонне, так как отражает только институциональную основу рыночной стороны финансовой системы, в нем не учтены действия финансовых институтов государства, их роль в общественном секторе и воздействие на рынок через трансферты и государственные закупки.
В отечественной финансовой науке принято различать понятия «система финансов» в ее «категорийном» построении и «институциональная финансовая система» как система государственных и негосударственных институтов.
Под системой финансов понимаются совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы). Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле слова. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов.
|
В учебниках, изданных в советский период, в структуре финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные. Проведение реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.
Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:
1)государственных и муниципальных финансов;
2)финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья), представленные на рис. 1.
В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя три автономных звена:
· республиканский (федеральный) бюджет РФ;
· бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.
Рис. 1. Подсистемы и звенья системы финансов
Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция и применение средств этих фондов государством проводятся с помощью специфических форм и методов. Поэтому правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант.Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Теперь более предметно рассмотрим подсистемы финансов хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, которые представляют собой относительно самостоятельное звено. Именно в нем формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий.
Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме, т.е. как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами с соответствующим набором финансовых инструментов. Схема финансовой инфраструктуры приведена на рис. 2.
Рис. 2. Инфраструктура финансовой системы России
Современная финансовая система становится глобальной, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация которой в значительной степени обеспечивается функционированием и самой финансовой системы.
4. Финансовая политика, ее содержание и типы
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Общая концепция финансовой политики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;