РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Тимошенкова Ольга Михайловна
1 квалификационная категория
п. Мелехово 2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе
рабочей программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского, Авторы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских- М.: Просвещение, 2015
Данный предмет входит в образовательную область «Искусство».
Количество часов на 2018/2019 учебный год: 34 часа; в неделю 1 час
Цель программы 8 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Задачи:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание тем учебного курса
|
Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении (34 часа) Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах Синтетические искусства и изображения. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества... Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение Сценография– особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций. Сценография как искусство и производство. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). Костюм, грим и маска или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощен Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. Образность театрального грима и причёски Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска. Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса. Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра Спектакль от замысла к воплощению. Третий звонок. Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы. ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ Художник и художественные технологии. Эстафета искусств. Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Фотография –взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотографирования и операторского мастерства. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра. Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность» Человек на фотографии. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. Операторское мастерство фотопортрета. Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. Фотография и компьютер. Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация. Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? 11часовКино – запечатлённое движение. Многоголосый язык экрана. Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Азбука кинозыка. Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка. Из истории кино. Киножанры. Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немые фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой. Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к домашнему видео. Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме. Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы. Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ 7 часов Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты. Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики. Кинонаблюдение – основа документальноговидеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже. Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве. Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества. | ||
. | ||
Требования к уровню подготовки учащихся
|
|
Учащиеся должны знать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве;
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение, и т.д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социально общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как среде организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;
- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведении искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
-создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
-работа над эскизом монументального произведения: витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
-использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда;
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.