Организация занятий по дисциплине носит циклический характер. По трем разделам предусмотрена взаимоувязанная цепочка учебных работ: лекция – самостоятельная работа студентов (аудиторная и внеаудиторная). На занятиях студенческая группа получает задания и рекомендации.
Для своевременной помощи студентам при изучении дисциплины кафедрой организуются индивидуальные и групповые консультации, устанавливается время приема выполненных работ.
По итогам изучения дисциплины осуществляется аттестация студента в форме тестирования.
Учитывая статус дисциплины к её изучению предъявляются следующие организационные требования;:
- обязательное посещение студентом всех видов аудиторных занятий;
- ведение конспекта в ходе лекционных занятий;
- качественная самостоятельная подготовка к практическим занятиям, активная работа на них;
- активная, ритмичная самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студента в соответствии с планом-графиком, представленным в таблице 2.4; своевременная сдача преподавателю отчетных документов по аудиторным и внеаудиторным видам работ;
- в случае наличия пропущенных студентом занятиям, необходимо получить консультацию по подготовке и оформлению отдельных видов заданий.
Для успешного освоения курса, студенту предлагаются учебно-информационные источники в виде учебной, учебно-методической литературы и комплекта видеофильмов по всем разделам.
Условия допуска к экзамену
Экзамен является формой контроля, который выставляется обучающемуся согласно «Положения о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и среднего профессионального образования в ФГБОУ ВО Омский ГАУ», выполнившему в полном объеме все перечисленные в п.2-3 требования к учебной работе, прошедший все виды тестирования, выполнения реферата с положительной оценкой. В случае не полного выполнения указанных условий по уважительной причине, студенту могут быть предложены индивидуальные задания по пропущенному учебному материалу.
Лекционные занятия
Для изучающих дисциплину читаются лекции в соответствии с планом, представленным в таблице 3.
Таблица 3 - Лекционный курс.
| Номер | Тема лекции. Основные вопросы темы | Трудоемкость по разделу, час. | Используемые интерактивные формы | |||||||||
| раздела | лекции | |||||||||||
| Очная форма | Заочная форма | Очно-заочная | ||||||||||
| Тема: Сущность и значение управленческого учета | Лекция-беседа | |||||||||||
| 1) Экономическая сущность управленческого учета | ||||||||||||
| 2) Нормативное регулирование управленческого учета | ||||||||||||
| 3) Объекты и методы управленческого учета | ||||||||||||
| 4) Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета | ||||||||||||
| 5) Принципы управленческого учета | ||||||||||||
| 6) Производственный учет как составная часть управленческого учета | ||||||||||||
| Тема: Затраты и их классификации в системе управленческого учета | Лекция-беседа | |||||||||||
| 1) Затраты как один из объектов управленческого учета | ||||||||||||
| 2) Понятия: затрты, издержки, расходы, объект учета затрат, объект калькуляции, место возникновения затрат | ||||||||||||
| 3) Понятие и виды центров ответственности | ||||||||||||
| 4) Классификации затрат. | ||||||||||||
| Тема: Доходы и их классификации в системе управленческого учета | Лекция-беседа | |||||||||||
| 1) Классификация доходов | ||||||||||||
| 2) Доходы по обычным видам деятельности | ||||||||||||
| 3) Прочие доходы | ||||||||||||
| Тема: Признаки классификации систем учета затрат | Лекция-беседа | |||||||||||
| 1) Факторы, влияющие на выбор системы управленческого учета затрат | ||||||||||||
| 2) Основные признаки классификации систем учета затрат | ||||||||||||
| Тема: Основные системы управленческого учета затрат | ||||||||||||
| 1) Система учета полной себестоимости | ||||||||||||
| 2) Система учета сокращенной себестоимости (директ-костинг) | ||||||||||||
| 3) Система учета фактической себестоимости | ||||||||||||
| 4) Система учета стандартной себестоимости (стандарт-кост) | ||||||||||||
| 5) Интегрированный и автономный варианты организации управленческого учета | ||||||||||||
| Тема: Методы учета затрат | Лекция-беседа | |||||||||||
| 1) Классификация методов учета затрат | ||||||||||||
| 2) Попроцессный метод учета затрат | ||||||||||||
| 3) Позаказный метод учета затрат | ||||||||||||
| 4) Попередельный метод учета затрат | ||||||||||||
| 5) Нормативный метод учета затрат | ||||||||||||
| Тема: Методы калькулирования (исчисления) себестоимости | Лекция-беседа | |||||||||||
| 1)Экономическая сущность калькулирования, виды калькуляций | ||||||||||||
| 2) Классификация методов калькулирования | ||||||||||||
| 3) Органическая взаимосвязь калькуляционной работы и процесса закрытия счетов | ||||||||||||
| 4) Последовательность закрытия счетов и факторы ее определяющие | ||||||||||||
| Тема: Учет затрат и исчисление себестоимости услуг вспомогательных производств | Традиционная лекция | |||||||||||
| 1) Особенности учета затрат и исчисления себестоимости услуг вспомогательных производств | ||||||||||||
| 2) Учет затрат и исчисление себестоимости услуг ремонтно- механических мастерских | ||||||||||||
| 3) Учет затрат и исчисление себестоимости работ по ремонту зданий и сооружений | ||||||||||||
| 4) Учет затрат и исчисление себестоимости услуг энергетических производств | ||||||||||||
| 5) Учет затрат и исчисление себестоимости услуг теплоснабжения | Традиционная лекция | |||||||||||
| 6)Учет затрат и исчисление себестоимости услуг водоснабжения | ||||||||||||
| 7) Учет затрат и исчисление себестоимости услуг автотранспорта | ||||||||||||
| 8) Учет затрат и исчисление себестоимости услуг машинно-тракторного парка | ||||||||||||
| 9) Учет затрат и исчисление себестоимости услуг гужевого транспорта | ||||||||||||
| Тема: Учет затрат и исчисление продукции растениеводства | Лекция-беседа | |||||||||||
| 1) Особенности технологии и учет затрат на производство | ||||||||||||
| 2) Особенности закрытия счета 20-1 «Растениеводство» | ||||||||||||
| 3) Основные задачи по счету 20-1 «Растениеводство» | ||||||||||||
| 4) Объекты и статьи затрат. | ||||||||||||
| 5)Калькулирование себестоимости зерновых культур | ||||||||||||
| 6) Исчисление себестоимости продукции однолетних культур | ||||||||||||
| 7) Калькуляция себестоимости многолетних трав | ||||||||||||
| 8) Исчисление себестоимости овощей, выращиваемых в открытом грунте | ||||||||||||
| 9) Исчисление себестоимости овощей, выращиваемых в закрытом грунте | ||||||||||||
| 10) Расчет себестоимости картофеля | ||||||||||||
| 11) Списание расходов по производству продукции | ||||||||||||
| 12) Оценка незавершенного производства | ||||||||||||
| Тема: Учет затрат и исчисление продукции животноводства | Традиционная лекция | |||||||||||
| 1) Общие принципы калькуляции себестоимости продукции животноводства | ||||||||||||
| 2) Исчисление себестоимости продукции молочного стада | ||||||||||||
| 3) Исчисление себестоимости продукции животноводства по животным на выращивании и откорме | ||||||||||||
| 4) Исчисление себестоимости продукции мясного скотоводства | ||||||||||||
| 5) Исчисление себестоимости продукции свиноводства | ||||||||||||
| 6) Исчисление себестоимости продукции овцеводства | ||||||||||||
| 7) Исчисление себестоимости продукции птицеводства | ||||||||||||
| 8) Исчисление себестоимости продукции пчеловодства | ||||||||||||
| Тема: Учет затрат и исчисление продукции промышленных производств | Традиционная лекция | |||||||||||
| Тема: Учет расходов по организации производства и управлению | ||||||||||||
| 1) Учет и распределение общепроизводственных расходов | ||||||||||||
| 2) Учет и распределение общехозяйственных расходов | Традиционная лекция | |||||||||||
| 3) Порядок составления ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов | ||||||||||||
| Тема: Учет брака в производстве | ||||||||||||
| Тема: Учет расходов будущих периодов | ||||||||||||
| Тема: Учет затрат и калькулирование работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств | Традиционная лекция | |||||||||||
| 1) Основные принципы калькулирования работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств | ||||||||||||
| 2) Структура затрат по счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» | ||||||||||||
| 3) Учет прямых и косвенных расходов | ||||||||||||
| 4) Списание расходов обслуживающего производства (хозяйства) | ||||||||||||
| Тема: Учет расходов на продажу | ||||||||||||
| Тема: Организация управленческого учета, бюджетирование, отчетность | Лекция-конференция | |||||||||||
| 1) Организационные аспекты управленческого учета | ||||||||||||
| 2) Понятие и виды бюджетирования, его роль и функции в управленческом учете | ||||||||||||
| 3) Цели и функции бюджетов | ||||||||||||
| 4) Виды бюджетов, техника составления | ||||||||||||
| 5) Структура общего бюджета | ||||||||||||
| 6) Гибкие и статические бюджеты | ||||||||||||
| 7) Основные принципы формирования управленческой отчетности. Пользователь отчетности и периоды ее представления | ||||||||||||
| 8) Виды и назначение управленческих отчетов | ||||||||||||
| 9) Сегментарная отчетность организации | ||||||||||||
| Тема: Принятие управленческих решений | Лекция-конференция | |||||||||||
| 1) Задачи, решаемые на базе информации управленческого учета | ||||||||||||
| 2) Анализ безубыточности производства | ||||||||||||
| 3) Планирование ассортимента выпуска и реализации продукции | ||||||||||||
| 4) Принятие решений по ценообразованию | ||||||||||||
| 5) Основные концепции снижения затрат | ||||||||||||
| 6) Выбор оптимальной стратегии в управлении прибылью, затратами | ||||||||||||
| Общая трудоёмкость лекционного курса | х | |||||||||||
| Всего лекций по учебной дисциплине: | час | Из них в интерактивной форме: | час | |||||||||
| - очная форма обучения | - очная форма обучения | |||||||||||
| - заочная форма обучения | - заочная форма обучения | |||||||||||
| - очно-заочная форма обучения | - очно-заочная форма обучения | |||||||||||
| Примечания: -материально-техническое обеспечение лекционного курса – см. Приложение 6. - обеспечение лекционного курса учебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса – см. Приложения 1 и 2 | ||||||||||||