Практические занятия по курсу проводятся в соответствии с планом, представленным в таблице 4.
Таблица 4 - Примерный тематический план практических занятий по разделам учебной дисциплины
Номер | Тема занятия/ Примерные вопросы на обсуждение (для занятий в формате семинарских) | Трудоёмкость по разделу, час. | Используемые интерактивные формы | Связь занятия с ВАРС* | ||||
раздела (модуля) | занятия | |||||||
очная форма | заочная форма | Очно-заочная | ||||||
Тема семинара: Сущность и значение управленческого учета | Семинар в виде тематической беседы Учебное портфолио | ОСП | ||||||
1) Экономическая сущность управленческого учета | ||||||||
2) Нормативное регулирование управленческого учета | ||||||||
3) Объекты управленческого учета | ||||||||
4) Методы управленческого учета | ||||||||
5) Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета | ||||||||
6) Принципы управленческого учета | ||||||||
7) Производственный учет как составная часть управленческого учета | ||||||||
Тема семинара: Затраты и их классификации в системе управленческого учета | Семинар в виде тематической дискуссии Учебное портфолио | ОСП | ||||||
1) Затраты как один из объектов управленческого учета | ||||||||
2) Понятия: затраты, издержки, расходы, | ||||||||
3) Понятие объекта учета затрат и объекта калькуляции | ||||||||
4) Место возникновения затрат, центр ответственности | ||||||||
5) Понятие и виды центров ответственности | ||||||||
6) Классификация затрат по экономическим элементам | ||||||||
7) Классификация затрат по статьям калькуляции | ||||||||
8) Классификация затрат по отношению к процессу производства | ||||||||
9) Классификация затрат по способу включения в себестоимость продукции | ||||||||
10) Классификация по составу затрат | ||||||||
11) Классификация затрат по технико-экономическому содержанию | ||||||||
12) Классификация затрат в зависимости от объема производства продукции | ||||||||
13) Прочие классификации затрат (периодичность возникновения, охват планированием и др.) | ||||||||
Тема семинара: Доходы и их классификации в системе управленческого учета | Семинар в виде тематической дискуссии | ОСП | ||||||
1) Классификация доходов | ||||||||
2) Доходы по обычным видам деятельности | ||||||||
3) Прочие доходы | ||||||||
Тема семинара: Системы управленческого учета затрат | Семинар в виде тематической дискуссии Учебное портфолио | ОСП | ||||||
1) Факторы, влияющие на выбор системы управленческого учета затрат | ||||||||
2) Основные признаки классификации систем учета затрат | ||||||||
3) Система учета полной себестоимости | ||||||||
4) Система учета сокращенной себестоимости (директ-костинг) | ||||||||
5) Система учета фактической себестоимости | ||||||||
6) Система учета стандартной себестоимости (стандарт-кост) | ||||||||
7) Интегрированный и автономный варианты организации управленческого учета | ||||||||
Тема семинара: Методы учета затрат | Семинар в виде тематической дискуссии Учебное портфолио | ОСП | ||||||
1) Классификация методов учета затрат | ||||||||
2) Попроцессный метод учета затрат | ||||||||
3) Позаказный метод учета затрат | ||||||||
4) Попередельный метод учета затрат | ||||||||
5) Нормативный метод учета затрат | ||||||||
Тема семинара: Методы калькулирования (исчисления) себестоимости | Прием «решение ситуационной задачи» Учебное портфолио | ОСП | ||||||
1)Экономическая сущность калькулирования | ||||||||
2) Виды калькуляций | ||||||||
2) Классификация методов калькулирования | ||||||||
3) Органическая взаимосвязь калькуляционной работы и процесса закрытия счетов | ||||||||
4) Последовательность закрытия счетов и факторы ее определяющие | ||||||||
Тема: Учет затрат и исчисление себестоимости услуг вспомогательных производств | Прием «решение ситуационной задачи» | |||||||
Тема: Учет затрат и исчисление продукции растениеводства | Прием «решение ситуационной задачи» | |||||||
Тема: Учет затрат и исчисление продукции животноводства | Прием «решение ситуационной задачи» | |||||||
Тема: Учет затрат и исчисление продукции промышленных производств | Прием «решение ситуационной задачи» | |||||||
Тема: Учет расходов по организации производства и управлению | Прием «решение ситуационной задачи» | |||||||
Тема: Учет брака в производстве | Прием «решение ситуационной задачи» | |||||||
Тема: Учет затрат и калькулирование работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств | Прием «решение ситуационной задачи» | |||||||
Тема: Учет расходов будущих периодов | Традиционное занятие Решение задач | |||||||
Тема: Учет расходов на продажу | Традиционное занятие Решение задач | |||||||
Тема семинара:Организация управленческого учета,бюджетирование, отчетность | Семинар в виде тематической дискуссии | ОСП, УЗ СРС | ||||||
1) Организационные аспекты управленческого учета | ||||||||
2) Понятие бюджетирования, его роль и функции в управленческом учете | ||||||||
3) Виды бюджетирования | ||||||||
4) Цели и функции бюджетов | ||||||||
5) Виды бюджетов, техника составления | ||||||||
6) Структура общего бюджета | ||||||||
7) Гибкие и статические бюджеты | ||||||||
8) Основные принципы формирования управленческой отчетности. | Разработка учетной политики в целях УУ, формы управленческой отчетности Учебное портфолио | |||||||
9)Пользователь отчетности и периоды ее представления | ||||||||
10) Виды и назначение управленческих отчетов | ||||||||
11) Сегментарная отчетность организации | ||||||||
Тема: Принятие управленческих решений | Традиционное занятие (решение задач) | |||||||
1) Анализ безубыточности производства | ||||||||
2) Принятие решений с условием ограничивающих факторов | ||||||||
3) Принятие решений о ценообразовании | ||||||||
Всего практических занятий по учебной дисциплине: | час | Из них в интерактивной форме | час | |||||
- очная форма обучения | - очная форма обучения | |||||||
- заочная форма обучения | - заочная форма обучения | - | ||||||
- очно-заочная форма обучения | - очно-заочная форма обучения | |||||||
В том числе в формате семинарских занятий: | ||||||||
- очная форма обучения | ||||||||
- заочная форма обучения | ||||||||
* Условные обозначения: ОСП - предусмотрена обязательная самоподготовка к занятию; УЗ СРС- на занятии выдаётся задание на конкретную ВАРС; ПР СРС - занятие содержательно базируется на результатах выполнения студентами конкретной ВАРС; … | ||||||||
Примечания: -материально-техническое обеспечение практических занятий – см. Приложение 6 - обеспечение практических занятий учебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса – см. Приложения 1 и 2 |
Подготовка студентов к практическим занятиям осуществляется с учетом общей структуры учебного процесса. На практических занятиях осуществляется входной и текущий аудиторный контроль в виде опроса, по основным понятиям дисциплины.
Подготовка к практическим занятия подразумевает выполнение домашнего задания к очередному занятию по заданиям преподавателя, выдаваемым в конце предыдущего занятия в случаи их наличия по теме. Для осуществления работы по подготовке к занятиям, необходимо ознакомиться с путеводителем по дисциплине, в котором внимательно ознакомиться с литературой и электронными ресурсами, с рекомендациями по подготовке, вопросами для самоконтроля.