Данная цель определена в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.
Главная задача в области демографии на среднесрочный период – обеспечить постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и регулирования миграции населения[4].
В 2010 году завершается первый этап реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, целью которого было создать условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.
Численность населения Российской Федерации на 1 января 2010 года стабилизировалась и составила 141914,5 тыс. человек, что на 10,5 тыс. человек больше, чем на 1 января 2009 года (с учетом миграционного прироста за счет мигрантов, зарегистрировавшихся на год и более). Увеличившийся миграционный прирост (почти 260 тыс. человек) полностью компенсировал численные потери населения и даже превысил их более чем на 4%.
В 2010-2011 годах ожидается стабилизация среднегодовой численности населения на уровне 141,9-142,0 млн. человек. В 20122011-2013 годы годах прогнозируется рост численности населения до 142,0-142,2 1 млн. человек.
Рассматриваемый период характеризуется демографическими рисками, обусловленными изменениями возрастной структуры населения.
По высокому варианту прогноза (бюллетень «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года», обновлен 29 апреля 2010 года) в общей численности населения вырастет доля лиц в возрасте моложе трудоспособного возраста с 16,4% на начало 2011 года до 17,4% на начало 2014 года. Численность этой возрастной группы вырастет на 1,7 млн. человек.
|
Численность граждан трудоспособного возраста, даже с учетом положительного сальдо миграции в 2011-2013 г.г. будет ежегодно сокращаться на 800-900 тыс. человек и к началу 2014 года по сравнению с началом 2011 года сократится на 2,6 млн. человек (на 3,0%).
Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения увеличится с 22,0% на начало 2011 года до 23,2% к началу 2014 года. Численность населения старше трудоспособного возраста вырастет за этот период на 1,9 млн. человек.
Увеличение численности населения моложе и старше трудоспособного возраста приведет к росту показателя демографической нагрузки с 623 человек на 1000 лиц трудоспособного возраста на начало 2011 года до 684 человек на начало 2014 года.
Число женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет) будет снижаться с 12,0 млн. человек на начало 2011 года до 10,8 млн. человек на начало 2014 года. В тоже время численность женщин более старших репродуктивных возрастов (30-39 лет) вырастет с 10,7 млн. человек на начало 2011 года до 11,4 млн. человек на начало 2014 года.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 19 января 2010 года разрабатывается проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
|
Проектом плана предусмотрено осуществление мероприятий по реализации второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, задача которого – закрепить достигнутые положительные демографические тренды и обеспечить переход к росту численности населения.
Для закрепления достигнутых демографических показателей, обеспечения стабилизации и перехода к росту численности населения наряду с поддержкой роста рождаемости будут приняты более активные меры по снижению смертности населения, прежде всего в активном трудоспособном возрасте, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, а также по существенному улучшению общего и репродуктивного здоровья, прежде всего подрастающего поколения.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2011-2013 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;
- содействие снижению смертности.
1.1. Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в 2011-2013 гг. будет продолжено выполнение программы стимулирования рождаемости, направленной как на материальную поддержку женщин, имеющих детей, так и на развитие социальной инфраструктуры, ориентированной на семью.
|
В размерах и сроки, которые будут предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, будет проводиться индексация исходя из уровня инфляции пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Индексация должна обеспечить гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В числе индексируемых пособий:
пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Семьи, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в 2007-2008 годах, могут направлять средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми) или формирование накопительной части трудовой пенсии женщины.
Предусмотрено расширение возможности и направления использования материнского (семейного) капитала. Предоставлено право направлять средства материнского (семейного) капитала на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, осуществляемого без привлечения специализированных подрядных организаций, продлена на один год возможность получения из средств материнского (семейного) капитала единовременной выплаты в размере 12000 рублей (независимо от даты рождения ребенка).
Показателями задачи «Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшению положения семей с детьми» являются: число родившихся на 1000 человек населения, суммарный коэффициент рождаемости.
Значения указанных показателей приведены в приложении № 1.
1.2. Содействие снижению смертности [5].
В соответствии с мероприятиями по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и основными направлениями приоритетного национального проекта «Здоровье» будут реализовываться первоочередные меры по:
формированию здорового образа жизни;
профилактике, диагностике и лечению сосудистых заболеваний;
организации своевременной и высококачественной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях:
совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
снижению материнской и младенческой смертности, в том числе с учетом перехода с 2012 года к выхаживанию новорожденных с экстремально низкой массой тела,;
повышение повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным детям, в том числе дородовой диагностики нарушений развития будущего ребенка;
укреплению репродуктивного здоровья, прежде всего подрастающего поколения;
снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Реализация указанных мероприятий позволит снизить смертность от большинства видов управляемых причин.
Показателями задачи «Содействие снижению смертности» являются: число умерших на 1000 чел. населения; смертность населения в трудоспособном возрасте на 1000 чел. трудоспособного возраста, смертность от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения; смертность от новообразований, в том числе злокачественных на 100 тыс. населения; смертность от туберкулеза на 100 тыс. населения; смертность от транспортных травм (всех видов) на 100 тыс. населения; смертность от случайных отравлений алкоголем на 100 тыс. населения.
Значения указанных показателей приведены в приложении № 1.