Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).
Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Вследствие мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося во второй половине 2008 года и приведшего к сокращению объемов производства, ухудшению финансового положения многих отраслей экономики и росту безработицы, предстоит осуществить специальные меры по поддержанию денежных доходов граждан, попавших в зону экономического и социального риска.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие росту заработной платы;
- содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;
- формирование современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан;
- развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
|
2.1. Содействие росту заработной платы.
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
увеличению минимального размера оплаты труда в плановом периоде с учетом финансово-экономических итогов 2010 года;
индексации расходов на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере.
В 2011 году индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений будет производиться в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации с 1 июня на 6,5%. В 2012-2013 годах предполагается проводить индексацию фонда оплаты труда с 1 сентября на индекс потребительских цен.
В среднесрочный период Министерство будет продолжать осуществлять мониторинг эффективности новых систем оплаты труда, подготавливать предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений с учетом правоприменительной практики по введению новых систем оплаты труда.
Показателями задачи «Содействие росту заработной платы» являются: минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом; соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом трудоспособного населения; соотношение между средней заработной платой работников отраслей бюджетной сферы и заработной платы работников реального сектора экономики; удельный вес работников с заработной платой на уровне прожиточного минимума и ниже; соотношение средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников.
|
Значения указанных показателей приведены в приложении № 1.
2.2. Содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования.
В рамках данной задачи Министерством с 1 января 2010 года реализуются принятые федеральные законы от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ) и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ), направленные на дальнейшее совершенствование пенсионной системы.
Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов осуществляется в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе, и предусматривает достижение следующих целевых ориентиров:
|
- обеспечение, начиная с 2010 года, минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2023 году до величины, обеспечивающей не менее 2,5 прожиточных минимумов пенсионера.
- создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении, трудовой пенсией по старости не менее 40%.
В числе конкретных мер, направленных на реализацию федеральных законов от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и 213-ФЗ в среднесрочном периоде предусмотрено следующее:
- введение с 1 января 2011 года страхового тарифа в размере 34 %, в том числе 26 % – на обязательное пенсионное страхование, исходя из необходимого объема финансирования трудовых пенсий, в том числе финансирования ее базовой части за счет этого источника; 2,9 % – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 5,1 % - на обязательное медицинское страхование;
- введение льготного переходного периода (2011 – 2014 г.г.), в течение которого для страхователей, имеющих налоговые льготы по уплате единого социального налога, предусмотрено установление пониженного тарифа страхового взноса и компенсация части страхового взноса и выпадающих в этой связи доходов системы обязательного социального страхования за счет средств федерального бюджета;
- введение ежегодной индексации предельного размера выплат работнику для начисления страховых взносов (415 тыс. руб.) в соответствии с ростом средней заработной платы.
Прорабатывается вопрос о мерах по модернизации накопительного компонента пенсионной системы в целях расширения участия граждан по формированию своих пенсионных прав и повышению их материальной обеспеченности в старости до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров.
В качестве мер по дальнейшему укреплению накопительного компонента пенсионной системы предусматриваются:
- развитие и совершенствование программы государственного софинансирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
- законодательное урегулирование порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии;
- законодательное урегулирование досрочного пенсионного обеспечения по условиям труда.
Также предполагается принять меры по совершенствованию законодательства о негосударственных пенсионных фондах в части упорядочения их организационно-правового статуса и повышения гарантий надежности их функционирования, а также меры по упорядочению налогообложения взносов работодателей в негосударственные пенсионные фонды на цели негосударственного пенсионного обеспечения своих работников с тем, чтобы размеры резервов негосударственных пенсионных фондов стали основой для повышения уровня обеспечения участников негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации.
Во исполнение Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года будет осуществляться реализация проекта «Развитие пенсионной системы».
Показателями задачи «Содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования» являются: соотношение между средним размером пенсии по старости и прожиточным минимумом пенсионера; соотношение между средним размером трудовой пенсии и средней заработной платой; доля экономически активного населения, охваченного дополнительным пенсионным страхованием.
Значения указанных показателей приведены в приложении № 1.
2.3. Формирование современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан.
В 2010-2012 годах будет продолжено формирование современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан, базирующейся на общепризнанных принципах и нормах в этой сфере, призванной обеспечить социальную защиту работающего населения от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В среднесрочном периоде будет рассмотрен вопрос о реформировании системы социального страхования. Предполагается внести изменения в законодательство по совершенствованию системы выдачи листков по временной нетрудоспособности, страхованию от несчастных случаев на производстве.
В целях повышения экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работников намечено разработать проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с совершенствованием установления работодателям скидок и надбавок по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Будет подготовлен проект федерального закона, направленный на унификацию базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с соответствующей базой для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для обеспечения финансовой устойчивости отдельных видов обязательного социального страхования будут осуществлены мероприятия как правового, так и организационно-технического характера по оптимизации расходов и по обеспечению сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
2.4. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В 20102011-2012 2013 годах предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.
Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах.
Особое внимание будет уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Предстоит обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.
Предусматривается активизировать работу по методическому обеспечению программ борьбы с бедностью и по распространению примеров лучшей практики, выявленных на основе независимых оценок эффективности и результативности. В частности, предполагается обеспечить формирование единых баз данных об оказании социальной помощи нуждающимся домохозяйствам из различных источников и внедрение на этой основе «социальных паспортов» бедных домохозяйств.
Предстоит подвести итоги эксперимента по внедрению системы социальных контрактов (договоров социальной адаптации) при предоставлении адресной помощи бедным, проводимого в 17 субъектах Российской Федерации с мая 2010 года, и с учетом его результатов разработать Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходахдоходах, как между группами населения, так и между регионами.
Интегрированными показателями цели «Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения» являются: реальные располагаемые денежные доходы; удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума; коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов); доля субъектов Российской Федерации, в которых удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в 1,5 и более раз выше среднероссийского показателя.
Значения указанных показателей приведены в приложении № 1.
Разработка и реализация мер, направленных на повышение благосостояния населения, и снижение неравенства по денежным доходам населения, включая решение задач содействия росту заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования, развитию системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, усилению адресности социальной помощи, осуществляется совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, министерствами, отвечающими за промышленную политику, федеральными органами исполнительной власти силового блока, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, работодателями и профессиональными союзами.
3. Цель – повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
В рамках реализации указанной целипредусматривается решить следующие тактические задачи:
- повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
- обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», формирование здорового образа жизни[6];
- улучшение состояния здоровья детей и матерей8;
- обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствамии изделиями медицинского назначения;
- предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
Во исполнение Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года будет осуществляться реализация проектов «Формирование здорового образа жизни» и «Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения».
Основная цель проекта ««Формирование здорового образа жизни» - создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни у граждан Российской Федерации.
Одним из направлений проекта «Формирование здорового образа жизни» является медицинское обеспечение спортсменов международного уровня. С целью создания условий для повышения результативности в спорте высших достижений на основе индивидуализированных медико-биологических технологий и совершенствования системы медико-санитарного обеспечения спортсменов разработан проект ведомственной целевой программы «Модернизация системы медико-биологического и медико-санитарного обеспечения спорта высших достижений на 2011-2014 годы». В рамках программы планируется решить задачи разработки и создание системы медико-биологического обеспечения, позволяющей на индивидуальной основе оценить функциональные резервы организма спортсменов и использовать передовые медико-биологические технологии повышения спортивной работоспособности, обеспечения квалифицированной медицинской помощи спортсменам сборных команд Российской Федерации. На финансирование программы предполагается выделить средства из федерального бюджета в объеме 23297 млн. рублей.
Целями проекта «Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения», являются: обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи; совершенствование механизмов обеспечения государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи; обеспечение системного подхода в сфере охраны здоровья населения.
3.1. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.
В среднесрочной перспективе будут проводиться мероприятия по системным преобразованиям в отрасли. Будут подготовлены планы действий по повышению эффективности организации и управления здравоохранением, внедрению системы управления качеством в здравоохранении, повышению квалификации медицинских работников и усилению их мотивации к качественному труду, развитию медицинской науки и инноваций, разработке и внедрению единой информационной системы в здравоохранении, совершенствованию финансирования программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Особое место в происходящих процессах при проведении модернизации отечественного здравоохранения отводится выработке решений по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2011 года должен вступить в силу Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Федеральным законом будут
Предполагается конрегулироваться отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, определяться правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования, основания возникновения и гарантии осуществления их прав и обязанностей, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Предполагается конкретизировать услуги, входящие в пакет государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, в том числе поэтапное введение финансового обеспечения скорой медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Планируется создать информационную систему на основе персонифицированного учета граждан Российской Федерации, с помощью которой будет обеспечена оперативность, точность и прозрачность расходования финансовых средств обязательного медицинского страхования. Информационная система будет направлена также на создание возможности для улучшения контроля качества медицинской помощи, в том числе для проверки соответствия оказанной медицинской помощи договорным обязательствам, проведения экспертизы качества предоставляемых услуг.
Предусматривается изменить порядок взаимодействия гражданина и лечебного учреждения, предоставив пациенту возможность выбора врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.
Предусматривается пересмотреть принципы и систему взаимоотношений между различными субъектами медицинского страхования. Цель предстоящих изменений - повышение ответственности страховых медицинских организаций, упорядочение их деятельности, усиление мотивации к повышению эффективности использования ресурсов в системе обязательного медицинского страхования.
В Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи включен раздел «Критерии доступности и качества медицинской помощи», в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества, позволяющие оценить эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий:
удовлетворенность населения медицинской помощью;
число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом;
число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами;
смертность населения;
смертность лиц трудоспособного возраста;
смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний;
смертность населения от онкологических заболеваний;
смертность населения от внешних причин, и в результате дорожно-транспортных происшествий,
материнская смертность;
младенческая смертность;
доступность медицинской помощи на основе оценки выполнения нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных территориальной программой государственных гарантий сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и пр.).
В 2011-2012 годах за счет повышения на 2% страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования будут проведены мероприятия по модернизации здравоохранения, направленные на решение конкретных проблем, а именно: ремонт больниц и поликлиник, обеспечение лекарствами и оборудованием медицинских учреждений, повышение заработной платы медицинских работников.
На основе примерной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы (далее – Программа), подготовленной Министерством, субъектами Российской Федерации будут разработаны и реализованы программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы
Примерная Программа содержит требования к формированию и реализации программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации, а также цели, задачи, основные мероприятия, показатели и индикаторы реализации данной Программы.
Основными задачами Программы являются: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и стандартов оказания медицинской помощи.
В систему мероприятий для укрепления материально-технической базы медицинских учреждений входит реформирование инфраструктуры здравоохранения в субъектах Российской Федерации и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения субъекта Российской Федерации, а также со структурой заболеваемости и смертности населения на территории субъекта Российской Федерации, сети и структуры учреждений здравоохранения с обоснованием количества учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности (в сравнении с действующей сетью).
С 2013 года предусматривается осуществление дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Показателями задачи «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» являются: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; объем амбулаторно-поликлинической помощи; объем стационарной помощи; объем помощи в дневных стационарах всех типов; число пролеченных больных в дневных стационарах всех типов; объем оказанной скорой медицинской помощи; доля больничных коек интенсивного лечения; уровень госпитализации; длительность пребывания в круглосуточных стационарах; число посещений фельдшерско-акушерских пунктов; доля финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования (от общих расходов на медицинскую помощь); подушевой норматив финансирования Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации.
Значения указанных показателей приведены в приложении № 1.
3.2. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», формирование здорового образа жизни
В целях сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи в 2011-2013 годах будет продолжена реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» по следующим направлениям:
1. Формирование здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья населения возможно при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечение государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.
В 2011-2013 годах будет осуществляться проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований в целях обоснования совершенствования законодательства, методической базы, включая организацию медико-профилактической помощи; разработка, осуществление и развитие информационных коммуникативных кампаний (медиа проектов), а также организация открытых телефонных консультативных линий с обратной связью; обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием табачной и алкогольной продукции, а также факторов среды обитания человека (воздуха закрытых помещений), связанных с курением табака, требованиям действующего законодательства, дополнительная подготовка врачей государственных учреждений здравоохранения и учреждений здравоохранения муниципальных образований по вопросам профилактики заболеваний.
Будут разработаны нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, охране здоровья работающего населения и предупреждению вредного влияния факторов окружающей среды, профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации, обеспечению безопасности пищевых продуктов, предупреждению потерь здоровья населения от социально-значимых и массовых неинфекционных заболеваний, созданию системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья граждан и повышению ответственности работодателей за здоровье работников. Будет организован мониторинг отклонений здоровья, связанных с питанием населения Российской Федерации.
2. Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний.
В рамках данного направления будут осуществляться следующие мероприятия:
денежные выплаты участковым врачам-терапевтам, педиатрам, врачам общей практики, а также медицинским сестрам, работающим с этими врачами, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи;
дополнительная диспансеризация работающих граждан;
профилактика инфекционных заболеваний, иммунизация населения в рамках национального календаря профилактических прививок, ежегодное обследование на ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты В и С, включая лечение и профилактику;
обследование населения с целью выявления больных туберкулезом, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия;
совершенствование инфраструктуры по формированию здорового образа жизни (создание и развитие сети центров здоровья, включая оснащение оборудованием государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований);
развитие сети центров здоровья для детей.
3. Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
В рамках данного направления будут осуществляться следующие мероприятия:
совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;
совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
повышение доступности и качества оказываемой населению Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи; завершение строительства федеральных центров высоких медицинских технологий; подготовка медицинских кадров для федеральных центров высоких медицинских технологий;
совершенствование службы крови, включая техническую и технологическую модернизацию учреждений, создание и ведение единой информационной базы по реализации мероприятий по развитию, организации и пропаганде массового донорства крови и ее компонентов.
4. Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.
В рамках данного направления будут осуществляться следующие мероприятия:
развитие программы «Родовый сертификат»;
профилактика врожденной и наследственной патологии (неонатальный скрининг и пренатальная диагностика);
совершенствование медицинской помощи детям с нарушениями слуха и инвалидам по слуху;
диспансеризация детей-подростков с целью оценки репродуктивного здоровья;
диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты;
развитие сети перинатальных центров.
Повышению качества медицинской помощи будет способствовать система управления качеством медицинской помощи на основе единой системы стандартизации медицинской помощи и осуществления перехода от содержания лечебно–профилактических учреждений на принципы финансирования медицинской помощи по объему и качеству ее оказания, вне зависимости от места ее предоставления.
Планируется увеличить число посещений, в том числе профилактических, что будет способствовать раннему выявлению заболеваний, снижению числа обострений и осложнений при хронической патологии.
Предусматривается повысить эффективность использования коечного фонда (улучшить работу койки, увеличить оборот койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре, сократить необоснованные случаи госпитализации), в том числе за счет восстановительного лечения, долечивания в условиях санатория (реабилитация).
Введение системы учета объемов оказанной медицинской помощи будет способствовать прогнозированию сети учреждений здравоохранения исходя из объемов и видов медицинской помощи в зависимости от заболеваемости (онкологическая, кардиологическая и т.д.) категорий населения (дети, женщины и т.д.), тем самым, обеспечивая повышение доступности медицинской помощи.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляетосуществлять:
контроль качества высокотехнологичной медицинской помощи;
контроль качества медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения;
выдачу лицензий на осуществление медицинской деятельности;
контроль за полнотой и качеством осуществления уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Показателями задачи «Обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», формирование здорового образа жизни» являются: средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания; доля посещений к врачам, сделанных с профилактической целью; запущенность онкологической патологии; заболеваемость активным туберкулезом; удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи (на конец года); плановое число больных, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь; охват населения прививками против гриппа.
Значения указанных показателей приведены в приложении № 1.
3.3. Улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Задача направлена на создание условий для рождения здоровых детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития, сохранение и укрепление здоровья женщин, в том числе беременных, репродуктивного здоровья населения, снижение показателей материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, предупреждение инвалидности у детей.
Предусматривается реализация следующих мероприятий:
- разработка законодательных, нормативно-правовых и ведомственных актов по приоритетным направлениям развития службы материнства и детства, охраны репродуктивного здоровья;
- укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения и обеспечение их специализированным автотранспортом;
- внедрение новых организационных ресурсосберегающих, перинатальных и репродуктивных технологий;
- расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей, медико-генетическую помощь, а также массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания, пренатальную диагностику врожденных и наследственных заболеваний;
- развитие перинатальной помощи, создание сети современных перинатальных центров, федеральных центров высоких медицинских технологий, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь матерям и детям;
- развитие системы паллиативной помощи детям, в том числе выездной;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации акушеров-гинекологов, педиатров, неонатологов, терапевтов, детских хирургов и других специалистов, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям;
- научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение мероприятий, направленных на сохранение и улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Мероприятия, направленные на решение данной задачи, включены в приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения и проект «Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения» по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.