Столыпинские аграрные реформы, претворяемые в жизнь умом и волею великого государственного деятеля, имели целью исправить эти несоответствия, а также в целом поднять тот социальный и культурный уровень, на котором находилось в то время русское крестьянство. Все это должно было быть достигнуто с помощью ряда законов, изданных в пятилетие 1906—1910 годов (Г. С). Крестьянин ставился перед законом наравне с другими классами населения, он освобождался от тех экономических пут, которые привязывали его к месту рождения. Чтобы создать для каждого отдельного хозяйства такие условия, которые в данных обстоятельствах были бы наилучшими для поднятия его продуктивности, крестьянские земли должны были быть разверстаны, и разверставшимся крестьянам должна была словом и делом оказана помощь в более рациональном ведении их хозяйств. Чтобы найти место как можно большей части избыточного сельского населения, организация, регулирующая крестьянское переселение в Сибирь, состоявшая ранее при Министерстве внутренних дел, была передана Министерству земледелия и при этом значительно расширена. В связи с земельным голодом крестьян деятельность Крестьянского банка тоже развернулась как никогда прежде.
Из этого цикла реформ только уравнение крестьян с другими классами населения было проведено безапелляционно раз и навсегда. Распустить же общину даже сам Столыпин не решился сразу же, да еще по всей стране. Конечно, вера в спасительные свойства общины сильно ослабела в течение последних 25 лет, но для большей части русской
интеллигенции община все еще была чем-то специфически русским, чем-то, что защищало от пролетаризации сельского населения. Поэтому только отдельным крестьянам было дано право выходить из общины с сохранением за ними тех участков земли, которыми они владели в момент выхода. Но сама возможность отмирания общины в будущем, которая возникала при этом, вызвала шторм возмущения в интеллигентских кругах общественности. Ослабление экономических пут, привязывающих крестьянина к месту рождения, могло поэтому осуществляться только постепенно.
Что касается разверстания, проведение которого было необходимым условием для быстрого развития крестьянского хозяйства, то было очевидно, что оно не могло быть закончено раньше, чем за полстолетие. Другие же реформы: деятельность ведомств по переселению и деятельность Крестьянского банка, а также увеличение предоставляемой крестьянскому населению агрономической помощи — все это было неотделимо от разверстания и должно было поэтому развиваться, как и само разверстание, шаг за шагом.
В общем и целом проведение столыпинских реформ требовало многих лет мирной спокойной работы. Оно и началось, исходя из того, что будет спокойствие, нужное для его завершения. <...>
Община была абсолютно доминирующей формой землевладения среди крестьян России. И вот чтобы, как выразился Столыпин, вбить клин в эту не отвечающую времени, но, к сожалению, еще очень популярную организацию, 22 ноября 1906 года, т. е. между Первой и Второй Думами, был издан временный закон, дававший каждому члену общины право выходить из нее с сохранением тех участков земли, которыми он пользовался в момент выхода, а также и соответствующей доли в общих угодьях (пастбищ, лесов и т. д.).
Кроме многих живущих в деревнях крестьян, а именно тех, которые предполагали, что их доля в общем наделе будет уменьшена при следующем переделе, этой возможностью выйти из общины воспользовалась также большая часть крестьян, переселившихся в город. Вышедший из общины крестьянин получал купчую крепость как на свои разбросанные участки, так и на свою долю в тех землях, которые были в общем пользовании, с правом требовать выделения всей этой его земли в один участок, который он имел полное право продать или использовать его сам.
В соответствии с правом, данным общинным крестьянам, требовать личного землевладения имущественное право на всю земельную площадь деревень с подворным владением, которое при наделении землей, для удобства, было дано деревне как юридическому лицу, теперь было поделено между хозяевами. Согласно закону от 24 июня 1910 года, который представлял собою несколько измененный и значительно расширенный Думой и Государственным советом вариант временного закона от 22 ноября 1906 года, даже все деревни с общинным землевладением, где не было переделов со времени освобождения (5 марта 1861 года), стали рассматриваться как деревни с подворным землевладением.
О разверстании в этом временном законе от 22 ноября 1906 года, которым мы руководствовались в течение первых трех с половиной лет, к счастью, говорилось не очень много, собственно, только констатировалось право требовать его проведения, а также устанавливалось, что оно должно проводиться землеустроительными комиссиями. Практика должна была потом показать, как это должно быть разработано в деталях. Такая разработка и была сделана в законе от 24 июня 1910 года.
Кстати, никто, даже я сам, не верил в то, что разверстание в течение первых лет получит сколько-нибудь значительное распространение за пределами тех губерний, где крестьяне практиковали его по собственному почину. Я не ждал быстрого распространения разверстания потому, что указания закона относительно права требовать его
проведения были чрезвычайно умеренны, так как, чтобы можно было провести развер-стание, требовалось, в зависимости от формы землевладения, согласие от 1 /2 до 3 /4 владельцев наделов. В то время как в Пруссии для этого было достаточно, чтобы владельцы 1/4 разверстываемой площади были согласны, и в то время как во всей Скандинавии, включая Финляндию, любая деревня могла быть разверстана по требованию одного-единственного владельца надела. Эта умеренность законодателей, которая скорее всего была вызвана недостаточным доверием к разверстанию и которую я считал излишней, оказалась позднее удачной. Она удаляла главный аргумент многочисленных противников реформы, которые как раз кричали о том, что нельзя принуждать крестьян. Она облегчала работу землемеров, уменьшая сопротивление реформе в самих деревнях, и она действовала сдерживающе на поток заявлений о разверстании. который в последние годы перед первой мировой войной был таким сильным, что при тогдашних технических силах было бы невозможно поспевать за ним, если бы условия требования разверстания были мягче (Г. С.)» [23, с. 194—199].
ИТАК, СТАВШИЙ ЗНАМЕНИТЫМ «ЗАКОН 9 НОЯБРЯ» о раскрепоще нии общины позволял выйти стране на путь развития и укрепления частной земельной собственности. Помимо предоставления права выхода из общины, этот Закон устанавливал, что каждый крестьянин при общем переделе мог требовать сведения всей земли к одному участку (отрубу), а в пределах каждого участка Указ утверждал право единоличного распоряжения домохозяина в отличие от принципа семейной коллективной собственности, т. е. делалась ставка на энергичного, хозяйственного и рачительного землевладельца. Считается, что после этого Закона, подписавшего приговор над общиной, Столыпин и стал ключевой фигурой российской истории, а крестьяне становились полноценными гражданами в дореволюционной России. Русский мыслитель Достоевский призывал в своем «Дневнике писателя» (1876) наделить людей землей, чтобы «переродить человечество к лучшему», русский политик Столыпин сделал к этому решительный шаг.
Таким образом, вступал в силу заготовленный еще в мае «Именной Высочайший Указ», получивший впоследствии название «Закона 9 ноября», который в силу его значения приводим полностью:
«Указ 9 ноября 1906 г.
О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования.
Манифестом нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежавших на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела.
Однако действительное осуществление сего признанного законом права в большинстве сельских обществ встретит практические затруднения в невозможности определить размер и произвести выдел участков, причитающихся выходящим из общин домохозяевам.
С другой стороны, в законе не установлено порядка совершения сделок об отчуждении состоящих в подворном владении участков надельной земли, на которые у собственников их не имеется отдельных крепостных актов владения.
Признав, вследствие сего, необходимым ныне же устранить имеющиеся в действующих узаконениях препятствия к действительному осуществлению крестьянами принадлежащих им прав на надельные земли и одобрив состоявшийся по сему предмету
особый журнал Совета Министров, Мы, на основании ст. 8V свода основных государственных законов издания 1906 г., повелеваем:
I. В дополнение ст. 12 общего положения о крестьянах и примечания к ней (свод закон. особ. прил. к т. IX, изд. 1902 г.) постановить нижеследующие правила:
1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в коих в течение 24 лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. Но если в постоянном пользовании желающего перейти к личному владению домохозяина состоит земли больше, нежели причиталось бы на его долю, на основании последней разверстки, по числу разверсточных единиц в его семье ко времени упомянутого заявления, то за ним укрепляется в личную собственность то количество земли, какое причитается ему по указанному расчету. За сим оказавшийся излишек укрепляется в личную собственность только под условием уплаты обществу его стоимости, определяемой по первоначальной средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагающихся выкупными платежами. В противном случае весь означенный излишек поступает в распоряжение общества.
4. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, состоящей в постоянном пользовании (ст. 1—3), сохраняют за собой права пользования в неизменной доле теми сенокосами, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях (например, по произведениям почвы, или отдельно от угодий, переделяемых при общих переделах и на иных основаниях и т. п.), а также право участия в пользовании, на принятых в обществе основаниях, непеределяе-мыми угодьями, как то: мирскою усадебною землей, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и др.
5. Постоянные доли в угодьях, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), определяются в том размере, в каком домохозяева, заявившие желание перейти от общинного владения к личному, пользуются означенными угодьями ко времени подачи такого заявления.
6. Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли (ст. 1) предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, поставленному большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие на основании статей 2 и 3 в собственность переходящего к личному владению домохозяина, а в подлежащих случаях определить также размер причитающейся с него доплаты (ст. 3) и постоянную его долю участия в угодьях, переделяемых на особых основаниях (ст. 4 и 5). Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то, по ходатайству подавшего упомянутое заявление домохозяина, все означенные действия исполняются на месте земским начальником, который разбирает по существу все возникающие при этом споры и объявляет свое по сему предмету постановление.
7. В упомянутых в статье 6 приговорах и постановлениях земских начальников должны быть точно указаны: а) число укрепленных в личную собственность домохозяина отдельных участков, а также размер и род угодий каждого из них; б) количество и описание состоящих в наделе общества угодий, переделяемых на особых основаниях (ст. 4), и постоянная доля участия в сих угодьях домохозяина, переходящего к личному владению, и в) состоящие в общем пользовании всех членов общества непеределяемые угодья (ст. 4).
8. Стороны и заинтересованные лица могут приносить уездному съезду жалобы на общественные приговоры и постановления земского начальника (ст. 6) в тридцатидневный срок со времени их объявления. Жалобы на общественные приговоры подаются через земского начальника и представляются им, с его заключением, в уездный съезд, по производстве на месте предварительного расследования. Как обжалованные, так и необ-жалованные общественные приговоры и постановления земского начальника представляются на утверждение уездного съезда.
9. Постановления уездного съезда, последовавшие по жалобам на общественные приговоры и постановления земского начальника, равно как об утверждении сих. приговоров и постановлений (ст. 6), почитаются окончательными и приводятся в исполнение сельским старостой или волостным старшиной. На постановления уездного съезда могут быть приносимы жалобы губернскому присутствию лишь в случаях превышения пределов ведомства или же явного нарушения закона.
10. В местностях, в коих не введено в действие положение 12 июля 1889 г., обязанности, возлагаемые настоящими правилами на земских начальников, уездные съезды и губернские присутствия, исполняются соответствующими им должностными лицами и учреждениями.
11. В тех случаях, когда домохозяева, в личную собственность коих укреплены участки надельной земли, или общество пожелают отграничить эти участки в натуре и нанести их на план, межевые работы и составление планов могут быть исполняемы как правительственными, так и частными землемерами за счет той из сторон, которая признала необходимым произвести отграничение.
12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли в порядке, установленном в статьях 1—11 настоящих правил, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности, к одному месту.
13. В тех случаях, когда требование о выделе к одному месту не совпадает с общим переделом, выдел же оказывается неудобным или невозможным, обществу предоставляется право удовлетворить желающего выделиться хозяина деньгами по взаимному с ним соглашению - по оценке, установляемой волостным судом.
Со своей стороны, желающий выделиться домохозяин, если найдет определенную судом оценку для себя невыгодной, может отказаться от получения денег и продолжать владеть укрепленными в его собственность участками в прежних границах.
14. При общих переделах выдел к одним местам участков домохозяевам, заявившим желание о переходе к личному владению до вступления в законную силу приговора о переделе или ранее укрепившим за собою участки надельной земли в порядке, установленном статьями 1—11 настоящих правил, обязателен по требованию как этих домохозяев, так и общества, без права сего последнего удовлетворять выделяющихся деньгами.
15. Споры, возникающие при выделе участков к одним местам, разрешаются на основаниях, установленных в примечании к статье 12 общего положения о крестьянах изд. 1902 г.
16. Домохозяева, перешедшие от общинного владения к личному, а также их правопреемники пользуются укрепленными в их личную собственность, на основании
настоящих правил, участками до выдела их к одному месту, на одинаковых правах с владельцами подворных участков. За правопреемниками сохраняется также право на участие в пользовании как переделяемыми на особых основаниях угодьями в той мере, в какой это право было предоставлено первоначальным собственникам участков, так и непе-ределяемыми угодьями, на принятых в обществе основаниях.
17. В порядке и на основаниях, установленных статьями 4—16 настоящих правил, производится укрепление в личную собственность и выдел участков, досрочно выкупленных на основании статьи 165 положения о выкупе, изд. 1876 г., и не выделенных к одному месту.
18. Действие настоящих правил (ст. 1—16) распространяется на крестьян всех наименований, причем укрепление в личную собственность отдельных домохозяев участков из общинной земли до освобождения ее от выкупного долга допускается при условии погашения части этого долга, падающей на укрепленные участки.
II. В дополнение действующих узаконений о порядке отчуждения надельных земель, состоящих в подворном владении, постановить:
1. Отчуждение участков надежной земли, состоящих в подворном владении, совершается общим крепостным порядком (пол. нотар. изд. 1892 г., ст. 66).
2. Принадлежность упомянутых в статье 1 участков лицам, их отчуждающим, может быть удостоверяема в нотариальных учреждениях одним из следующих документов: а) крепостными актами; б) владенными записями и иными землеустроительными актами, выданными крестьянскими учреждениями; в) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение решениями судебных установлений, а равно волостных судов и уездных съездов по делам о праве собственности на недвижимое имущество, входящее в состав надела, и о наследовании в этом имуществе (общ. пол. крест., ст. 125, п. 1 и 4 и ст. 142, 159 и 161); г) сделками об отчуждении, совершенными до 25 января 1883 г. в волостных правлениях (общ. пол. крест., ст. 110, п. 1 и прим. 1); д) утвержденными уездным съездом общественными приговорами или постановлениями земских начальников об укреплении в личную собственность отдельных домохозяев участков из надельной земли, состоящей в общинном пользовании (отд. 1 настоящего указа, ст. 6, 7 и 9); е) вошедшими в законную силу и приведенными в исполнение приговорами сельских и селенных сходов о предоставлении участков из общинной земли в подворное владение отдельных домохозяев, равно как о замене общинного пользования землей подворным и о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки и на хутора, а также приговорами о переходе целых обществ с подворным землепользованием к владению в отрубных участках (общ. пол. крест, ст. 62, п. 8, ст. 66, п. 1 и 2; пол. выкуп., ст. III; пол. крест. влад., ст. 20 и 21 и пол. крест. казен., ст. 32—34) и ж) в обществах с подворным землепользованием, а в отношении усадебных участков и в обществах с общинным землепользованием — утвержденными земским начальником или соответствующим должностным лицом приговорами сельских и селенных сходов о том, что отчуждаемый участок действительно принадлежит отчуждающему его лицу на праве собственности.
3. Приговоры сельских и селенных сходов, упомянутые в пункте «ж» статьи 2 настоящего (II) отдела, постановляются по ходатайствам владельцев подворных и усадебных участков и утверждаются с соблюдением следующих правил: а) означенные приговоры постановляются простым большинством голосов в удостоверение принадлежности отдельным домохозяевам не только полных, значащихся по землеустроительным актам подворных участков, но и частей их, состоящих в бесспорном владении отдельных лиц; б) в приговор обязательно включаются сведения о размере участка, числе отдельных отрубов, из коих он состоит, размере каждого отруба и роде угодий, а также подробное описание местоположения участка и его границ; в) в тех случаях, когда точное описание
границ представляется невозможным, к приговору должен быть приложен план участка, составленный за счет владельца; г) приговор обязательно записывается в установленную для записи приговоров сельского схода книгу (общ. пол. крест., изд. 1902 г., ст. 69), а копия с него вывешивается для общего сведения в волостном правлении в том селении, где находится участок, относительно которого состоялся приговор; д) волостной старшина обязан, в недельный срок по составлении приговора, проверить на месте содержание его по существу и в присутствии трех понятых и немедленно представить приговор с своим заключением на утверждение земского начальника; е) в месячный, со дня проверки волостным старшиной, срок приговор может быть обжалован заинтересованными лицами земскому начальнику и ж) приговор не подлежит утверждению, если окажется неправильным с формальной стороны или если при составлении его не соблюдены требования, изложенные в настоящей статье, или если будет возбужден спор о праве гражданском, подлежащий разрешению суда.
4. Выписки нотариальных актов, касающихся надельных земель, подлежащих утверждению старших нотариусов, могут быть пересылаемы нотариусами старшему нотариусу по почте.
III. В дополнение действующих узаконений, определяющих права крестьян на
участки надельной земли, состоящие в подворном владении, постановить:
1. Подворные участки, как предоставленные в подворное владение крестьян при наделении их землею, так и укрепленные впоследствии в личную собственность отдельных крестьян из общинных земель, а также усадебные участки при общинном землепользовании составляют личную собственность домохозяев, за коими эти участки значатся по землеустроительным актам, общественным приговорам, постановлениям крестьянских учреждений, актам об отчуждении и решениям судебных мест. Таковым же правом на упомянутые участки пользуются и правопреемники сих домохозяев.
2. В тех случаях, когда указанные в предшествующей (1) статье участки находятся в нераздельном владении нескольких лиц, не состоящих между собой в родстве по прямой нисходящей линии, они составляют общую их собственность.
IV. В дополнение статей 62 и 66 общего положения о крестьянах и статьи 15
положения о поземельном устройстве крестьян и поселян разных наименований, во
дворенных на владельческих землях (свод. зак. особ. прил. к т. IX изд. 1902 г.), поста
новить:
Переход целых обществ как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право голоса на сходе.
Правительствующий сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение» [43, с. 129—133].
Этот мощный социальный переворот, эта «тихая революция»* были оценены по заслугам: о них напишут десятки книг и сотни статей — и друзья, и враги, и в России, и в зарубежье. Однако тогда, в 1906 году, самая крупная и важная реформа, проводившаяся без думского обсуждения, взорвала оппозицию и добавила премьеру много новых врагов. «Консерваторы и реакционеры были недовольны Столыпиным за уничтожение общины и вообще за „либерализм", а революционеры были недовольны, что Столыпин уничтожил общину, так как они видели в ней зачаток социализма» [32, с. 28].
*«Тихая революция» — выражение М. Меньшикова, которое равнозначно в нашем случае эволюции или контрреволюции — в противовес революционному переустройству общества, неизбежно сопровождавшемуся крайним противостоянием сил, репрессиями и опасностью гражданской войны.
Любопытно, что еще малоизвестный в тот период широкому кругу Ульянов-Ленин признает значение, высокий потенциал этой реформы:
«...Если столыпинская политика продержится действительно долго... Тогда добросовестные марксисты прямо и открыто выкинут всякую аграрную программу, ибо после решения аграрного вопроса в столыпинском духе никакой иной революции, способной изменить серьезно экономические условия жизни крестьянских масс, быть не может. Вот в каком соотношении стоит вопрос о соотношении буржуазной и социалистической революции в России» [30, т. 17, с. 32].
Итак, было положено начало движению к коренному переустройству деревни, открывался путь к экономической свободе, предпринимательству, рынку труда. Путь этот был трудным, тернистым, старый крестьянский мир не хотел уходить без борьбы, в которой было все: раздоры, угрозы, поджоги... Но, с другой стороны, нарастало стремление освободиться от пут крестьянской общины, выделить свой земельный надел, устроить свой хутор, стать полноценным хозяином своей земли и судьбы*.
Помимо крестьянской реформы в этот междумский период по статье 87 кабинет Столыпина провел ещё ряд важных мер: «Указ от 14 октября о свободе старообряд-ческих общин», «Указ от 15 октября об ограничении рабочего дня и о воскресном отдыхе приказчиков», другие указы. В своей работе он опирается тогда на союзников в кабинете — людей, которые сами потянулись к нему или которых он находил в провинциях и возвышал: А. В. Кривошеин, В. И. Гурко, А. И. Лыкошин, А. А. Риттих и другие.
Любопытно, что приблизительно в это же время отмечается интерес главы правительства к вопросам компетенции внутренней власти. 3 декабря 1906 года помечена записка из блокнота премьера: «Прошу составить мне справку об административном провинциальном устройстве Франции — пределы (? — Г. С.) власти и обязательства префектов и супрефектов. П. Столыпин» [131, Д. 79].
ЭТОТ САМЫЙ ПЛОДОТВОРНЫЙ ПЕРИОД в жизни Столыпина сопровождается новыми действиями оппозиции. В октябре Николай II получает секретное донесение из Финляндии от генерал-губернатора Герарда. Он извещает о состоявшемся в Гельсингфорсе съезде партии народной свободы, сочувственно встреченной местными конституционалистами, а также о борьбе администрации с рабочими, «принадлежавшими к прежней „Красной Гвардии", или вернее, к той ее части, которая примкнула к русскому революционному движению и имеет характер анархический» и с тайным обществом «Сила», преследующим «националистические цели». Царь скептически отнесся к донесению, в котором генерал-губернатор пытается представить обстановку контролируемой. В левом верхнем углу документа рукою Царя начертано: «Сладкая водица!» Примечательна и надпись, сделанная следом Столыпиным: «Собственно Его Величества рукою написано „Сладкая водица!" Председатель Совета Министров Столыпин. 1 октября 1906 года. С. Петербург» [131, Д. 76].
Однако в российской печати съезд кадетской партии был представлен как событие более значительное. Статья «Нового времени» от 24 сентября обстоятельно повествует о нем с упоминанием «звучных» русских фигур: князь Павел Долгорукий, князь Шаховской, Набоков, Иван Петрункевич. Обсуждались деятельность фракции в I Госдуме,
*Рассмотрение важнейшего для «крестьянской державы» проекта в законодательных учреждениях сильно затянулось: он был окончательно утвержден и обнародован 14 июня 1908 года. А значение позиций, которые отстаивал в Госдуме и Госсовете Столыпин, к сожалению, было осмыслено большинством умеренной оппозиции значительно позже. Между тем «Закону 9 ноября», бывшему ключевым для России, со времени его постановки и до наших дней было посвящено немало публикаций и книг, изданных в стране и за рубежом.
значение Выборгского воззвания, методы пассивного сопротивления, которые в целом не были поддержаны россиянами. Ближайшей задачей партии была признана подготовка к избирательной кампании. Рукописные примечания, сохранившиеся на экземпляре газетной статьи, свидетельствуют, что дела российских кадетов были на контроле в департаменте МВД [131, Д. 76].
Помимо выступления умеренной оппозиции политическая обстановка осложнялась действиями радикалов — новыми покушениями и убийствами представителей власти. В августе от пуль и бомб террористов погибают командир лейб-гвардии Семеновского полка генерал-майор Мин, начальник Санкт-Петербургской тюрьмы полковник Иванов, в октябре — начальник главного тюремного управления Максимовский, при похоронах которого на кладбище был задержан неизвестный с двумя браунингами. На допросе он заявил, что состоит членом летучей боевой дружины и командирован ее руководителем Карлом для убийства министра юстиции Щегловитова. Задержанный также сказал о подготовке нового покушения на премьер-министра Столыпина во время пребывания его на заседании Государственного Совета [46, с. 10—12].
По сведениям охранного отделения, руководимого Герасимовым, другая группа террористов-максималистов также охотилась за главой правительства, причем намечался план крайне дерзкий: было решено «устроить нападение на царский дворец, повторить покушение на Столыпина. Для этого они приобрели два автомобиля и пару породистых рысаков. Теперь нужны были деньги» [46, с. 78]. 14 октября средь бела дня они спровоцировали в Петербурге целую битву, в которой с обеих сторон участвовали десятки людей. Налет на кассира, перевозившего из таможни в казначейство ценностей более чем на 600 тысяч рублей, не был для охранного отделения неожиданностью, к нему подготовились, но все учесть не смогли. Нападавшие, которых было около пятнадцати человек, дважды бросили бомбы, захватили мешки с кредитными билетами и бросились врассыпную, смешавшись с толпой. С противоположной стороны в схватке приняли участие филеры, конвой, городовые, жандармы, конно-армейская стража и даже дворники, отличившиеся при этом особо, но тяжело пострадавшие. Результат неожиданный: несколько человек убитых, раненые, арестованные, мешок с 368 тысячами рублей один злоумышленник успел передать на бегу поджидавшей его с извозчиком даме, которая скрылась. Лишь позже было установлено имя той соучастницы, ей оказалась мещанка Адель Габри-еловна Каган, отец и сестра которой проживали в Гродно. Но Адель с 368 тысячами денег в банковском мешке ускользнула.
По свежим следам были обнаружены конспиративные квартиры, лаборатории для изготовления бомб, конюшни, рысаки и автомобили. Семеро из задержанных приговорены военно-полевым судом к смертной казни. Экспроприаторы встречают смерть по-геройски: они убеждены в своей правоте. Даже в консервативной прессе сквозит восхищение мужеством злоумышленников: ощущается социальный подтекст. «Нравственность разменивается на приличие и этику» [46, с. 83], а цель оправдывает средства...
В литературе также упоминается, что «уже в декабре того же 1906 года, вновь была некоим Добржинским организована „боевая дружина", которая, по поручению центрального комитета партии „соцалистов-революционеров", должна была убить того же П. А. Столыпина*; она была во время открыта и захвачена» [1, с. 31].
Все эти заговоры и покушения, однако, не смущают Столыпина, привыкшего к постоянной опасности и сознающего возможный трагичный конец. Всей России стал известен его ответ на вопрос, как он может спокойно работать, постоянно рискуя жизнью:
*По нашему счету это уже шестое покушение на П. А. Столыпина.
«Каждое утро, когда я просыпаюсь и творю молитву, я смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни, и готовлюсь выполнить все свои обязанности, устремляя уже взоры в вечность. А вечером, когда опять возвращаюсь в свою комнату, то благодарю Бога за лишний дарованный мне в жизни день. Это единственное следствие моего постоянного сознания близости смерти, как расплаты за убеждения. Порою, однако, я ясно чувствую, что должен наступить день, когда замысел убийцы наконец удастся» [1, с. 31].
Чтобы вывести страну из противостояния, Столыпину нужны союзники в деле реформ, нужна политическая опора. Дворянская Россия ею не будет: помещики теряют влияние, премьер не хочет далее тратить казну на покрытие задолженности Дворянского банка, которая уже перевалила за миллиард. К тому же премьер в законопроекте «Об установлении главных начал устройства местного самоуправления», по сути, выступил против сословно-дворянского принципа организации местной власти.
Интеллигенция также в основной своей массе настроена против: достаточно вспомнить ее настрой после поражения русского флота в недавней войне. Кадеты, по выражению П. А. Столыпина— «мозг нации», по-прежнему парализуют любую возможность совместной продуктивной работы.
Крестьянство, энергии которого спешит дать выход Столыпин, еще не может его поддержать: его самосознание в зачаточной стадии, в нем пока нет ясного понимания перспектив, идет внутренний спор меж общиной и «однодворцами».
Пока Столыпин, может быть, «единственный (Г. С.) человек, способный взять на себя трудное дело введения в России конституционного строя...» [46, с. 87]
В ЭТОТ ПЕРИОД премьер продает свое нижегородское имение Крестьянскому банку. Возможно, он полагает, что этим личным примером укрепит доверие землевладельцев к новой политике. По воспоминаниям близких, к тому времени он скептически отзывался о перспективах крупного землевладения, полагая, что время его сочтено.
Как следует из Формулярного списка о службе П. А. Столыпина от 16 января 1907 года, общая площадь всех владений семьи П. А. Столыпина составляла свыше 7,5 тысячи десятин земли в разных губерниях. Судя по архивным данным, в Ковенской губернии помимо Колноберже им принадлежали имение Стуки, «Ольгино» и «Петровское», в Подмосковье — «Столыпинская», около тысячи десятин земли в Пензенской губернии, в Саратовской — имения при Зубриловке и Козловке, и, предположительно, в Нижегородской губернии — имения Чулпановка и Акшино. Однако известно, что в 1901 году Петр Аркадьевич продал свою землю в Саратовской губернии, а в 1902 году — имение в Подмосковье [131, Д. 5, 7, 9, 10, 11, 14, 18, 24, 26, 30, 31, 43, 67]. Теперь очередь дошла до нижегородских владений. Большая часть земли (4845 десятин в Казанской губернии) принадлежала к тому времени жене Ольге Борисовне*.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ЕЩЕ ОСЕНЬЮ 1906 ГОДА Совет Министров все чаще обращался к вопросу о проведении новых выборов в Думу. По свидетельствам Коковцова, Столыпин и большинство министров «ясно отдавали себе отчет в том, что повторное производство выборов на основании закона 11 декабря 1905 года приведет только к повторению одного и того же результата — невозможности нормальной работы правительства, отвечающего основным законам, то есть избираемого Императором и ответственного перед ним, а не перед одной нижней палатой. Все отлично сознавали, что следующую Думу необходимо собрать по тому же плохому закону, для того чтобы не давать
*Сведения о землевладениях рода Столыпиных можно также почерпнуть в приложении № 4.
повода к лишним нареканиям на правительство и на произвольность его действий, но для всех нас входивших тогда в состав правительства не было также никакого сомнения в том, что добиться пересмотра избирательного закона в законном порядке также совершенно немыслимо, ибо никакое представительство народа не пойдет на умаление избирательных прав, и перед правительством неизбежно предстанет только одна дилемма: либо отказаться от законодательства и самого принципа народного представительства, либо идти открыто — в силу прямой государственной необходимости — на пересмотр избирательного закона по непосредственному усмотрению монарха, то есть в прямое нарушение изданного им же закона.
Я говорю все это только для того, чтобы снять со Столыпина всю ответственность за принятое Советом решение по этому вопросу и сказать совершенно определенно, что все министры того времени, и в числе их я, мы были солидарны с председателем Совета министров и несем за это общую ответственность, как и имеем с ним общую заслугу за то, что имели достаточную решимость посмотреть печальному явлению прямо в глаза и дали стране, во всяком случае, спокойную законодательную работу на долгий срок — до самого бурного периода последней поры перед разразившейся над Россией катастрофой» [21, с. 203].
В