Основные направления работы по ОБЖ
- Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения
Задачи воспитания и развития детей в каждой возрастной группе
Младший возраст
1. развивать интерес к правилам безопасного поведения.
2. Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования.
3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
4. Развивать умения отражать в игре правила безопасного поведения при участии взрослого.
Старший возраст
1. Формировать предпосылки экологического сознания, представления опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них.
2. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
3. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.
4. Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
При изучении детьми правил безопасного поведения, учитываем, что воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке - не механическое заучивание - правил безопасного поведения, а понимание вопроса.
Воспитатели и родители не ограничиваются словами и показом картинок. С детьми рассматриваются и анализируются различные жизненные ситуации, проигрываемые в реальной обстановке.
|
Программно - методическое обеспечение
Автор | Название | Издательство | Примечание |
А. Князевой, Р. Б.Стеркиной, Н.Авдеева | «Основы безопасности детей дошкольного возраста». | Ярославль, 2005г. | Программа |
Содержание блока «Безопасность» предполагает содержание знаний и навыков детей по нескольким блокам, раскрывающим вопросы здоровья ребенка, его безопасного поведения дома и на улице, в общении с незнакомыми людьми.
Условия для организации работы по образовательной области «Безопасность»
Отдельного кабинета в дошкольном учреждении нет, поэтому вся работа по образовательной области «Безопасность» осуществляется в групповых комнатах и на прогулочных участках. На территории детского сада оборудован автогородок с разметкой, рекомендуемой методическим пособием ___«Основы безопасности детей дошкольного возраста»._______________. Работа по образовательной области «Безопасность» проводится воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Дошкольное учреждение имеет хорошее дидактическое и техническое обеспечение
Условия для организации работы по образовательной области «Безопасность»
№ | Предметно-развивающая среда | Возраст | Дидактические игры и иллюстрации | Технические средства и ИКТ обеспечения |
1. | Уголок безопасности | Все группы | Макет улицы по ПДД демонстрационный материал; - картинки, иллюстрации; -художественная литература; -дидактические игры; -макеты улиц города; | Презентации на дисках по разделам программы |
2. | Автогородок | Все группы | Дидактические игры | Машинки, самокаты, велосипеды |
|
Ая младшая группа
Направления работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы работы 1 младшая группа, вторая младшая группа | |||
I. Бережем свое здоровье 1.Ценности здорового образа жизни | См. образовательную область «Здоровье» | Индивидуальное консультирование по проблемам, касающимся конкретного ребенка; Групповые формы работы; - собрания -круглые столы -педагогические гостиные -консультации Наглядная информация в рамках педагогической, родительско - просветительской работы деятельности ДОУ. Совместная деятельность всех участников процесса (выставки, праздники, развлечения) мастер-классы, интернет общение Встречи с сотрудниками ГИБДД Подготовка альбома «Моя семья» Беседы с родителями | |
2. Навыки личной гигиены | Упражнения, Показ, объяснении, бучение, напоминание | Самообслуживание Игры Дидактические игры | |
3. Врачи – наши друзья | Рассказы, чтение, беседы, дидактические игры | Рассматривание иллюстраций Дидактические игры | |
II. Безопасный отдых на природе | Объяснение, Напоминание Рассказы, чтение, беседы, дидактические игры | Рассматривание иллюстраций Дидактические игры | |
1. Бережное отношение к живой природе | Продуктивная Деятельность Объяснение, Напоминание Рассказы, чтение, беседы, дидактические игры | Рассматривание иллюстраций Дидактические игры | |
2. Контакты с животным и насекомыми | Продуктивная Деятельность Творческие задания Объяснение, Напоминание Рассказы, чтение, беседы, дидактические игры | Рассматривание иллюстраций Дидактические игры | |
III.Безопасность на дорогах города | Продуктивная деятельность (светофор, машины) Игры | ||
2. «Зебра», светофор, пешеходный переход | Игры Чтение художественной литературы | Продуктивная деятельность (светофор, машины) Игры, рассматривание иллюстраций | |
IV.Семейное благополучие | |||
1. Взаимная забота и помощь в семье | Тематические досуги | продуктивная деятельность, Рассматривание иллюстраций Рассматривание альбома «Моя семья» | |
2. Осторожно! Чужой! | Беседы, чтение художественной литературы, Тренинги, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций | ||
3. Если ты потерялся | Беседы, упражнения, тренинги | ||
4. Осторожно! Электроприборы | Объяснения Рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций | |
5. Огонь – это очень опасно | Рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций |
Средняя группа
|
Направления работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы работы | |||
I. Бережем свое Здоровье 1.Ценности здорового образа жизни | См. образовательную область «Здоровье» | Индивидуальное консультирование по проблемам, касающимся конкретного ребенка; Групповые формы работы; - собрания -круглые столы -педагогические гостиные -консультации Наглядная информация в рамках педагогической, родительско - просветительской работы деятельности ДОУ. Совместная деятельность всех участников процесса (выставки, праздники, развлечения) мастер-классы, интернет общение Встречи с сотрудниками ГИБДД Подготовка альбома «Моя семья Беседы с родителями Совместный труд в цветнике, на участке, Совместный отдых с детьми на природе | |
2. О профилактике заболеваний | Объяснение, напоминание, чтение художественной литературы | Дидактическая игра Ситуативное обучение | |
3. Навыки личной гигиены | Упражнения, показ, оъяснении, бучение, напоминание, чтение художественной литературы | Самообслуживание Игры Дидактические игры | |
4. Поговорим о болезнях | Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций, роликов | Игры Дидактические игры | |
5. Врачи – наши друзья | Рассказ | Рассматривание иллюстраций | |
6.Творческие задания Дидактические игры | Продуктивная Деятельность, Тематический досуг | Игры Дидактические игры | |
II.Безопасный отдых на природе | |||
1.Бережное отношение к живой природе | Тематический досуг Продуктивная Деятельность Занимательная деятельность Труд в экологическом уголке Труд в природе Творческие задания, объяснение, напоминание, Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций, роликов | Творческие задания, труд в экологическом уголке, труд в природе рассматривание иллюстраций, презентаций, дидактические игры | |
2. Контакты с животным и насекомыми | Рассказы, чтение, продуктивная деятельность Занимательная деятельность Уход за животными Творческие задания, объяснение, напоминание, Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций, роликов Тематический досуг | рассматривание иллюстраций Уход за животными дидактические игры | |
3. Ядовитые растения и грибы | Обучение, Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы | Продуктивная Деятельность, Рассматривание иллюстраций | |
4. В природе все взаимосвязано | Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы | Продуктивная Деятельность, Рассматривание иллюстраций | |
5.Правила поведения на природе | Рассказы, чтение, Занимательная деятельность | Рассматривание иллюстраций, Дидактические игры | |
6. Первая помощь | Рассказы, чтение | Рассматривание Иллюстраций, Дидактические игры | |
III.Безопасность на дорогах города | См. план предупреждение дорожно- транспортного травматизма среди детей | ||
1.Устройство проезжей | |||
2. «Зебра», светофор, пешеходный переход | |||
IV.Семейное благополучие | |||
1.Взаимная забота и помощь в семье | Тематические досуги Беседы, чтение художественной литературы, | продуктивная деятельность, Рассматривание иллюстраций Рассматривание альбома «Моя семья» | |
2. Осторожно! Чужой! | Беседы, чтение художественной литературы, Тренинги, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций | |
3. Если ты потерялся | Беседы, упражнения, тренинги | Рассматривание иллюстраций | |
4. Осторожно! Электроприборы | Объяснения Рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций | |
5. Огонь – это очень опасно | Рассматривание иллюстраций Беседы, упражнения, тренинги Объяснение, Напоминание, просмотр видеоролика | Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность |
Старшая группа
Направления работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы работы | |||
I. Бережем свое Здоровье 1.Ценности здорового образа жизни | См. образовательную область «Здоровье» | Индивидуальное консультирование по проблемам, касающимся конкретного ребенка; Групповые формы работы; - собрания -круглые столы -педагогические гостиные -консультации Наглядная информация в рамках педагогической, родительско - просветительской работы деятельности ДОУ. Совместная деятельность всех участников процесса (выставки, праздники, развлечения) мастер-классы, интернет общение Встречи с сотрудниками ГИБДД Подготовка альбома «Моя семья Беседы с родителями Совместный труд в цветнике, на участке, Совместный отдых с детьми на природе | |
2. О профилактике заболеваний | Объяснение, напоминание, чтение художественной литературы | Дидактическая игра Ситуативное обучение | |
3. Навыки личной гигиены | Упражнения, показ, оъяснении, бучение, напоминание, чтение художественной литературы | Самообслуживание Игры Дидактические игры | |
4. Поговорим о болезнях | Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций, роликов | Игры Дидактические игры | |
5. Врачи – наши друзья | Рассказ | Рассматривание иллюстраций | |
6.Творческие задания Дидактические игры | Продуктивная Деятельность, Тематический досуг | Игры Дидактические игры | |
II.Безопасный отдых на природе | |||
1.Бережное отношение к живой природе | Тематический досуг Продуктивная Деятельность Занимательная деятельность Труд в экологическом уголке Труд в природе Творческие задания, объяснение, напоминание, Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций, роликов | Творческие задания, труд в экологическом уголке, труд в природе рассматривание иллюстраций, презентаций, дидактические игры | |
2. Контакты с животным и насекомыми | Рассказы, чтение, продуктивная деятельность Занимательная деятельность Уход за животными Творческие задания, объяснение, напоминание, Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций, роликов Тематический досуг | рассматривание иллюстраций Уход за животными дидактические игры | |
3. Ядовитые растения и грибы | Обучение, Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы | Продуктивная Деятельность, Рассматривание иллюстраций | |
4. В природе все взаимосвязано | Дидактическая игра, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы | Продуктивная Деятельность, Рассматривание иллюстраций | |
5.Правила поведения на природе | Рассказы, чтение, Занимательная деятельность | Рассматривание иллюстраций, Дидактические игры | |
6. Первая помощь | Рассказы, чтение | Рассматривание Иллюстраций, Дидактические игры | |
III.Безопасность на дорогах города | См. план предупреждение дорожно- транспортного травматизма среди детей | ||
1.Устройство проезжей | |||
2. «Зебра», светофор, пешеходный переход | |||
IV.Семейное благополучие | |||
1.Взаимная забота и помощь в семье | Тематические досуги Беседы, чтение художественной литературы, | продуктивная деятельность, Рассматривание иллюстраций Рассматривание альбома «Моя семья» | |
2. Осторожно! Чужой! | Беседы, чтение художественной литературы, Тренинги, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций | |
3. Если ты потерялся | Беседы, упражнения, тренинги | Рассматривание иллюстраций | |
4. Осторожно! Электроприборы | Объяснения Рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций | |
5. Огонь – это очень опасно | Рассматривание иллюстраций Беседы, упражнения, тренинги Объяснение, Напоминание, просмотр видеоролика | Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность |