Предпосылки формирования «образа врага»




Понятие «образ врага»

Роль образов в веке глобального доминирования СМИ велика: образы ложатся в основу суждений и представлений о том или ином субъекте, определяя при этом их направленность. Как известно, человек мыслит и действует образами, которые являются частью его субъективной картины мира. Сам процесс восприятия действительности состоит из преобразования информации, полученной извне (причем эта информация может быть как первично воспринимаемой, так и быть частью прошлого опыта), в «модели».

Образ врага представляет особый интерес. Они поистине является одним из самых противоречивых образов, в той или иной степени доминирующих во время существования разных систем социальных отношений (между людьми, социальными группами, государствами).

«Образ врага» – даже если рассматривать его на уровне представлений отдельного человека – принадлежит сфере массового сознания: каждый человек – член социума, и индивидуальная психология на уровне смыслового наполнения неизбежно отражает менталитет общества в целом.

Некоторые исследователи в пылу полемики, особенно в пылу обличительства «тоталитарных режимов» присваивали «образу врага» статус пропагандистского приема. По их мнению, «настойчиво формируемый «образ врага», в действительности является пропагандистским мифом, «пустышкой», политическим приемом, призванным отвлечь людей от реальных проблем, предъявить им вымышленных виновников их тяжелого положения. Образ врага – это социально-политический миф, который зиждется на эгоистическом интересе и имеет в своей основе стремление отдельных политических групп к расширению влияния, сохранению или захвату власти». Или же «образ врага – идеологическое выражение общественного антагонизма, динамический символ враждебных государству и гражданину сил, инструмент политики правящей группы общества…».

Без сомнения, образ врага мифологичен и используется пропагандой, но вот приписывать его внедрение исключительно злому умыслу правящей группы неправомочно абсолютно. Почему?

Наличие «образа врага» характерно не только для государства и нации, но и для любого социального субъекта. «Образ врага» не выражает, а отражает восприятие и оценку одного социального субъекта другим, причем этот субъект не обязательно «государство или гражданин». Формируется он не только под воздействием пропагандистских усилий, но и от социокультурных условий, стереотипов мировосприятия, индивидуального и коллективного опыта, особенностей поступления и анализа информации и т.д. При этом зачастую стереотип оказывается сильнее пропаганды. В качестве примера можно привести ситуацию с антисемитизмом в СССР. На официальном уровне продвигался тезис об интернационализме, и антисемитизм преследовался жестко. Обличали «космополитов», «сионизм», «агрессивное государство Израиль», но никто не записывал евреев во врагов. Но на бытовом уровне черносотенные настроения были достаточно распространены. Или же отношение к Германии в период «пакта о ненападении»; несмотря на отсутствие пропаганды население и армия не переставала воспринимать «Гитлера и Компанию», как врага.

Существует также точка зрения, преувеличивающая роль «образа врага» в эскалации напряженности и враждебности.

Однако нужно помнить, что причинами конфликтов, в том числе военных, всегда являются реальные интересы и противоречия, а не стереотипы и образы врага. «Не «образы врага» или «негативные национальные стереотипы» рождают конфликты, а ситуация конфликта, напряженности, взвинченности являет собой почву для возникновения, становления и развития «образа врага».

Образ врага – это представления, возникающие у социального (массового или индивидуального) субъекта о другом субъекте, воспринимаемом как несущий угрозу его интересам, ценностям или самому социальному и физическому существованию, и формируемые на совокупной основе социально-исторического и индивидуального опыта, стереотипов и информационно-пропагандистского воздействия. Образ врага, как правило, имеет символическое выражение и динамический характер, зависящий от новых внешних воздействий.

Образ врага никогда не формируется произвольно, на чисто ментальном уровне, а потому и не может быть сведен к «пропагандистскому продукту». Он не может быть и постоянной величиной: ни в структурном, ни в смысловом, ни в ценностно-оценочном отношениях. Враждебность есть определенное общественное отношение, которое возникает не на пустом месте, а основывается на объективно данных материальных предпосылках, определяющих характер отношений даже внутри отдельной человеческой группы, так что об их внешнем выражении в виде определенных, устойчивых общественных форм связи одной группы с другой говорить не приходится.

 

Предпосылки формирования «образа врага»

Основы формирования «образа врага» лежат в исторически сформировавшемся у человека дуалистическом способе мышления. Как Вы помните, ещё в первобытные времена человек начал воспринимать мир, руководствуясь такими категориями, как полярность, антагонизм, дополнительность. Возникли дуалистические пары «опасность-безопасность», «порядок-хаос», «этот мир и тот мир», «свой-чужой» (отсылаю к первой лекции).

Как Вы помните, «чужой» в мифологическом сознании -тот кто находится за пределами нашего мира, нашей социальной общности. Чужой приходит неизвестно откуда (но из-за пределов нашей микро- или макро-Ойкумены) и уходит неизвестно куда. Чужой незнаком, неизвестен и поэтому опасен. Именно из этих посылов происходит особенности взаимодействия с пришельцами извне в родоплеменных обществах. Перед пришельцем демонстрируется сила, а с другой стороны применяется закон гостеприимства, дабы не обидеть возможно сильное чужеродное существо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: