Первой предпосылкой формирования «образа врага» является дуалистичность мышления и противопоставление «порядка-хаосу».




В родоплеменном обществе «врагами» могли стать все чужаки, что помогало идентифицировать свою группу и отличать ее от «чужой» группы. Враг – это не обязательно тот, кого следует уничтожить, это тот, который не похож на «своих». Его чуждость, непохожесть делает его чужим. Эта дифференциация стала важнейшей предпосылкой формирования национального самосознания народов. Определяющий стереотип в отношении одного народа к другому – различение «своих» и «чужих», свойственное человеку с глубокой древности и проявляющееся прежде всего в отталкивании всего «чужого» как неприемлемого. С ним связаны самые общие представления о действительных или мнимых национальных чертах. Многие исследователи национальных образов отмечают, что понять сущность своего народа можно в противопоставлении его другому народу. Т.е. другой народ выступает «зеркалом», сквозь призму которого путем сопоставления или противопоставления себя с другими можно сформировать самообраз.

Образ «другого» всегда воспринимается через собственный опыт, собственные традиции, психологию и даже архетипы. Чаще всего это происходит отнюдь не дружественно, без излишних симпатий, потому что собственная культура, собственные обычаи в силу человеческой психологии представляются более значимыми, а иногда и самоценными, тогда как к инородным явлениям относятся либо безразлично, либо настороженно. Таким образом, при взаимодействии любых социумов, включая социо-культурные образования, центральным фактором является проблема «свой — чужой».

Любая культура (а под культурой мы здесь понимаем ценности, тип поведения, особенности социальных взаимодействий и т.д.) делится на свою и чужую, причем своя воспринимается как «естественная», сама собой разумеющаяся, а чужая – нет. Соприкосновение с другой культурой, взаимодействие с ней вызывает ощущение и понимание относительности ценностей, культур и самой социальной реальности. В результате формируются образы, обычно закрепляющиеся в форме стереотипов- упрощенных, весьма жестких, устойчивых представлений, возникающих у человека – как социального существа – под влиянием социокультурного окружения.

Именно так человек воспринимает окружающий мир: через «картину в голове», через призму искусственных образов, которые возникли до того, как человек столкнулся и стал непосредственно наблюдать конкретное явление.

Стереотип унифицирует представления об этнических и общественных группах, институтах, явлениях культуры, личностях, событиях и т.д. и обладает исключительной силой убеждения благодаря удобству и легкости его восприятия.

Роль стереотипов весьма противоречива.

С одной стороны, они помогают каждому человеку – с его ограниченным личным опытом, как правило, узким географическим и социальным жизненным пространством ориентироваться в мире, опираясь на более широкий опыт своего социума, своей культуры, на основе которого он формирует представление о мире в целом и многих вещах, в том числе тех, с которыми лично никогда не соприкоснется. Стереотипы экономят усилия в познании индивидуумом сложного, меняющегося мира, используя потенциал общества. С другой стороны, стереотипы обычно упрощают, а во многом и искажают реальность, опираясь на ограниченный опыт конкретного социума, а также его предрассудки. Кроме того, стереотипы очень устойчивы, передаются из поколения в поколение, и воспринимаются как сама реальность. То есть они обычно отстают от изменений социальной реальности, неизбежно внося определенные искажения в ее восприятие.

В тех случаях, когда личный опыт противоречит стереотипу, большинство людей предпочитают не замечать этого противоречия и сохранить неизменными свои взгляды. Лишь относительно немногие, психологически наиболее гибкие и восприимчивые люди способны преодолеть стереотип при восприятии противоречащей ему реальности.

Стереотипы могут быть в основном адекватными реальности, частично адекватными или совершенно ей неадекватными.

«Чужое» воспринимается по-разному, в зависимости от многих факторов.

Прежде всего, разной бывает сама готовность восприятия иного, диапазон которой широк: от интереса и любопытства до безразличия и далее – до активного неприятия, отторжения, отказа воспринимать. Как правило, отношение к чужому настороженное, а часто – и негативное.

При восприятии «чужого», с которым был или, тем более, сохраняется негативный контакт, и особенно когда чужое угрожает «своему» (интересам, самооценке, комфортной стабильности и т.д.), отношение к нему преимущественно или полностью негативное. Эти факторы, вносящие сильный эмоциональный компонент, особенно затрудняют объективное восприятие реальности «иного». Ситуация опасности, исходящей от «чужого» угрозы и составляет тот социальный и социокультурный контекст, в котором формируется «образ врага».

Второй предпосылкой к формированию «образа врага» является восприятие «иного» через призму сформированных в данной социокультурной общности набора стереотипов, в результате которой собственная социокультурная общность признается самой значимой, самоценной.

Говоря о механизмах формирования образов можно указать на такую особенность сознания, как разграничение внутренних и внешних групп, сопровождающееся поляризацией восприятия. Например, «мусульмане vs. все остальные неверные» и т.д. Политическая мобилизация подобных полярных пар (или дихотомий) может стать прямой причиной конфликта. Различение «мы» и «они» является первоосновой самоидентификации личности в индивидуальном контексте, нации в глобальном контексте. При этом «они» не означает «плохие», а означает «другие, отличные от нас».

Ситуация, когда носители одной культуры вторгаются в среду другой, используя силу, превращает изначально неблагожелательную «нейтральность» в активную враждебность, которая тем сильнее, чем дальше друг от друга отстоят эти культуры.

Из сказанного можно сделать вывод, что любой конфликт между социальными субъектами может стимулировать формирование «образа врага», причем без всякого управляющего воздействия. Это, конечно, противоречит многочисленным заявлениям, которые Вы встретите в публицистической и научной литературе, согласно которым данный феномен конструируется исключительно искусственно и исключительно «тоталитарными режимами».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: