Вся деятельность в архиве должна базироваться на правовой основе. Нормативно-правовую базу работы архива составляют помимо архивного законодательства, подробно рассмотренного в соответствующем разделе, нормы гражданского, административного и трудового права РФ, постановления и указы правительства, ведомственные нормативные акты. К последним относятся приказы Росархива, постановления ее коллегии, основные правила работы государственных и ведомственных архивов,
Государственный архив
1. Положение об архиве (Устав архива)
2. Положение о структурном подразделении архива
3. Структура и штатное расписание архива
4. Смета расходов архива на год
5. Должностные инструкции сотрудников
Архив учреждения
1. Положение об архиве у ч р е ж д е -ния; положение о центральном отраслевом архиве; положение о центральном архиве министерства, ведомства; положение об объединенном ведомственном (межведомственном) архиве
2. Инструкция о службе доку-ментационного обеспечения управления (ЦОУ) или инструкция по делопроизводству организации
3. Если в архиве учреждения есть подразделения — положение о структурном подразделении, например положение об электронном архиве учреждения
4. Должностные инструкции сотрудников архива
ются на всех сотрудников, кроме директора архива и его заместителей.
Штатное расписание — перечень должностей учреждения (организации) с указанием количества и размеров должностных окладов.
Все документы, кроме Положения об архиве и инструкции о службе документационного обеспечения управления (ДОУ), подписываются директором архива.
Положение (Устав) о государственном, центральном отраслевом архивах, центральном архиве министерства (ведомства) утверждается соответствующим органом управления архивным делом. Так, Положение об архиве учреждения, который является юридическим лицом, утверждается в государственном архиве, Положение об архиве учреждения и структурном подразделении — руководством этого учреждения.
|
Планирование в архиве
Планирование — деятельность по составлению планов, определяющих приоритетные задачи архива.
Планы составляются в соответствии со структурой и штатами архива, поскольку запланированные мероприятия не должны превышать возможности имеющихся подразделений трудовых ресурсов.
Структурные подразделения имеются, как правило, в государственном архиве. Структура государственного архива складывается из отделов, созданных обычно по функциональному принципу, т.е. по направлениям работы архива: отдела комплектования и ведомственных архивов, отдела учета, хранилищ, отдела научно-справочного аппарата, читального зала, отдела использования, приемной (справочного стола) архива и других отделов. За основу при разработке структуры архива берется типовая структура, утвержденная Росархивом, в которой указывается состав структурных подразделений для различных категорий архивных учреждений.
В государственном архиве помимо отделов создаются коллегиальные совещательные органы, в работе которых принимают участие сотрудники различных структурных подразделений, а также приглашенные специалисты, ученые из других учреждений. К таким органам относятся:
|
экспертная, экспертно-проверочная (экспертно-методическая) комиссии для решения вопросов экспертизы ценности документов (ЭЦД) и разработки научно-методического обеспечения деятельности архива;
научный совет (для координации исследовательской и издательской работы);
комиссия по рассекречиванию документов (для снятия грифов секретности с документов).
Кроме того, для реализации отдельных издательских проектов в архиве могут создаваться временные трудовые коллективы.
В муниципальных архивах и архивах учреждений вместо структурных подразделений могут создаваться группы работников по направлениям деятельности под руководством специалиста.
В архиве учреждения различные направления работы, как правило, распределяются между сотрудниками.
Штатная численность работников архива определяется, исходя из объема документов архива, хронологических границ, статуса архива и финансовых возможностей учреждения (ведомства) и государственного бюджета. Для государственных архивов существуют специальные формулы расчета штатной численности.
Когда штаты и структура архива определены и утверждены директором архива, остается только обеспечить работой трудовой коллектив. Для того чтобы он трудился без авралов и без простоя, существуют планы (табл. 14).
Таблица 14
Государственный архив | Архив учреждения |
1. План работы архива на год. 1.1. План научно- исследовательской работы архива на год*. 1.2. План научно-издательской работы архива на год* (приложение к годовому плану). 2. План структурного подразделения архива на год. 3. Индивидуальный план работы сотрудника или дневник учета труда сотрудника. 4. Отчет о выполнении работы архива за год. 5. Отчет о выполнение плана за полугодие (квартал). 6. Отчет о выполнение плана структурного подразделения за год, полугодие, квартал. 7. Отчет о выполнении индивидуального плана работы сотрудника. 8. Табель учета рабочего времени работников архива | 1. План работы архива учрежде ния на год. 2. Планы-графики приема дел от источников комплектования архива (на год с поквартальной разбивкой). 3. Планы-графики передачи дел на государственное хранение и представления сводных разделов описей на год (с поквартальной разбивкой). 4. Перспективные (пятилетние) планы передачи документов на государственное хранение и представления сводных разделов описей — составляются по инициативе государственного архивов. 5. Отчет о выполнении годового плана архивом (в него вклю чаются сведения о выполнении планов-графиков). 6. Дневник учета труда работника (за месяц, квартал). 7. Табель учета рабочего времени |
* Составляются по инициативе архива.
|
Планирование может быть текущим и перспективным. Перспективные планы (программы) составляются на долгосрочный период — 5, 10, 15 лет.
Текущие планы составляются на период 1 год, 0,5 года, квартал, 1 месяц.
Главным документом по планированию работы в архиве является план работы архива на год.
План составляется на основе анализа отчетов за предыдущие годы, с учетом федеральных и региональных планов развития отрасли.
План работы архива состоит:
из введения;
текстовой части — перечня разделов, основных направлений и видов работ с указанием объемов работы, сроков и исполнителей;
расчетной части (основных показателей плана работы на год);
предложений (плана научно-издательской и научно-исследовательской работы).
Расчетная часть плана включает бюджет рабочего времени по наиболее важным показателям, контролируемым органом управления. Бюджет рабочего времени — это количество рабочих дней в году, которое необходимо затратить на работу по каждому направлению. Он рассчитывается, исходя из штатной численности и типовых норм времени и выработки.
Соответственно, самый важный отчетный документ — годовой отчет архива, который составляется в соответствии с разделами плана и также содержит расчетную часть. К годовому отчету архива могут прилагаться документы централизованного государственного учета: паспорт архива, сведения о состоянии хранения документов в организациях — источниках комплектования.
Работа с персоналом
Работа с персоналом предполагает прежде всего подбор сотрудников с соответствующей квалификацией, деловыми и, конечно же, человеческими качествами для каждого участка и направления. Прежде всего, необходимо помнить основные требования квалификационных справочников1 в отношении основных категорий специалистов.
Заведующий архивом
Должностные обязанности. Возглавляет работу по организации и ведению архивного дела на предприятии, в учреждении, организации.
Обеспечивает в соответствии с установленным порядком прием, регистрацию, систематизацию, хранение и использование документов. Ру-Квалификационный справочник должностей служащих. — М., 2001. — С. 37-38.
ководит работой по составлению справочного аппарата, облегчающего учет и использование архивных документов.
Оказывает методическую помощь в поиске необходимых документов.
Инструктирует работников структурных подразделений о порядке формирования, подготовки и сдачи дел в архив.
Контролирует своевременность поступления в архюв документов, законченных делопроизводством.
Обеспечивает проведение работы по экспертизе ценности архивных документов, формированию документов в дела постоянного и временного хранения.
Руководит работой по составлению описей дел ллгя передачи документов в государственные архивы, составлению актов 0б уничтожении документов, сроки хранения которых истекли.
Осуществляет контроль за состоянием в помещениях архива условий, необходимых для обеспечения сохранности документов.
Организует работу по ведению учета документооборота и количестве дел, выдаче архивных справок на основе данных, имеющихся в документах архива.
Составляет установленную отчетность. Принимает участие в разработке положений и инструкций по ведению делопроизводства и организации архивного дела.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих 1и других органов, касающиеся работы архивов; Единую государственною систему делопроизводства; порядок оформления документов, поступающих в архив, и действующую систему их классификации; структуру предприятия, учреждения, организации; основы организации производства, труда и управления; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Архивариус
Должностные обязанности. Осуществляет работу п. о ведению а р х и в -ного дела на предприятии.
Организует хранение и обеспечивает сохранность документов, поступивших в архив.
Принимает и регистрирует поступившие на хранение от структурных подразделений документы, законченные делопроизводством.
Участвует в разработке номенклатур дел, проверяет Правильность формирования и оформления при их передаче в архив.
В соответствии с действующими правилами шифрует единицы хранения, систематизирует и размещает дела, ведет их учет.
Подготавливает сводные описи единиц постоянного и временного сроков хранения, а также акты для передачи документов на государственное хранение, на списание и уничтожение материалов, сроки хранения которых истекли.
Ведет работу по созданию справочного аппарата по /документам, обеспечивает удобный и быстрый их поиск.
Участвует в работе по экспертизе научной и практической ценности архивных документов.
Следит за состоянием документов, своевременностью их восстановления, соблюдением в помещениях архива условий, необходимых для обеспечения их сохранности.
Контролирует соблюдение правил противопожарной защиты в помещении архива.
Выдает в соответствии с поступающими запросами архивные копии и документы, составляет необходимые справки на основе сведений, имеющихся в документах архива, подготавливает данные для составления отчетности о работе архива.
Принимает необходимые меры по использованию в работе современных технических средств.
Должен знать: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению архивного дела на предприятии; порядок приема и сдачи документов в архив, их хранение и пользование ими; Единую государственную систему делопроизводства; порядок составления описаний документов постоянного и временного хранения и актов об уничтожении документов; порядок оформления дел и их подготовки к хранению и использованию; порядок ведения учета и составления отчетности; структуру предприятия; основы организации труда; правила эксплуатации технических средств; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда.
Кодификатор
Должностные обязанности. Ведет работу по подбору, хранению, систематизации и учету законодательных и нормативных правовых актов и документов.
Выдает необходимые работникам предприятия законодательные и нормативные правовые документы.
Вносит в экземпляры законодательных и нормативных правовых документов в соответствии с принятыми изменениями и дополнениями необходимые отметки.
Подготавливает заявки на размножение законодательных и нормативных правовых документов и рассылает их по структурным подразделениям предприятия.
Составляет перечень устаревших документов.
Ведет учет выдачи-возвращения документов.
Принимает необходимые меры по использованию в работе современных технических средств.
Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие материалы и документы, касающиеся вопросов делопроизводства, правил хранения законодательных и иных нормативных документов; принципы разработки классификаторов и порядок пользования ими; основы организации труда; правила эксплуатации технических средств; основы организации труда; правила эксплуатации технических средств; основы законодательства о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
В государственном архиве также предъявляются определенные требования к квалификации архивиста 1-й и 2-й категорий, веду-
щего специалиста и других сотрудников. Правильный подбор и расстановка кадров имеет очень большое значение для результатов работы.
Маркетинг в архивах
Информационный маркетинг. Для решения задач планирования работы руководство архива должно изучить информационные потребности общества, состояние рынка информационных услуг в области архивного дела, спроса отечественного и зарубежного потребителя на архивную информацию.
В основе маркетингового исследования лежат такие показатели интенсивности и эффективности использования документов, как потребители информации, тематика исследований, запросов, публикаций, частота обращений к различным фондам.
Одним из направлений маркетинга является исследование цен на информационные услуги и спроса на мировом рынке ретроспективной документной информации. Основными информационными услугами архивов являются копирование документов, продажа комплектов микрофильмов и микрофиш архивных документов, изданий документов и справочников на CD-ROM, созданий платных информационных ресурсов (машиночитаемых версий исторических источников в Интернет). Ценовую политику на рынке этих услуг определяют продуценты — производители и продавцы информации. Продуцентами могут быть как сами архивы, так и специальные фирмы, занимающиеся публикацией архивных документов на технотронных носителях и продажей микрофильмов и микрофиш.
В отношении ценовой политики американские экономисты рекомендуют не предлагать редкие товары по низким ценам, а ограничить предложение микрографических товаров, установив высокие цены на них. Для повышения цен государственные архивы и библиотеки, которые должны продавать микрофильмы по фиксированной цене, пользуются услугами посреднических фирм, имея постоянный процент от продажи микрокопий фирмой.
Для того чтобы решить эти проблемы, существует механизм информационного маркетинга, который обеспечивает связь потребителей ретроспективной документной информации с ее хранителями, устанавливает, в какой мере информационные услуги архива отвечают требованиям пользователя.
Информационный маркетинг в системе федеральной архивной службы — деятельность по изучению динамики информационного рынка и прогнозированию спроса потребителей на информационные товары и услуги.
В современных условиях создания отечественного рынка информации и выхода российских архивистов на мировой информа-
ционный рынок главная задача маркетинга — дать ориентиры для установления цен на информационные услуги в архивах и микрокопии архивных документов. Чем выше спрос на ту или иную информацию, тем выше ее цена.
Мировой рынок документной информации — совокупность информационных товаров и их потребителей во всех странах мира. Основные действующие лица на этом рынке — продуценты, или продавцы информации, и покупатели информации.
Вместе с тем задачи информационного маркетинга в архивах значительно шире вопросов ценообразования. Так, сведения о количественных характеристиках (числе посетителей, запросов и т.д.) необходимы для планирования работы архива, определения его бюджета и штата. Сведения о качественной стороне использования (категориях пользователей, тематике исследований, доле использованных дел и формах использования и т.д.) помогают выявить ошибки в экспертизе ценности документов, а главное — организовать всю работу по созданию и усовершенствованию справочников системы НСА. Разумеется, фонды, к которым наблюдается устойчивый интерес исследователей, нуждаются в более подробном НСА.
Платные услуги в архивах. Государственные архивы — федеральные, центральные, краевые, областные, муниципальные — относятся к госбюджетным организациям, и основным источником их финансирования является федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования. За счет государственного финансирования существуют и архивы учреждений и организаций государственной формы собственности.
Поскольку государственное финансирование, как правило, не обеспечивает всех расходов, связанных с нормальной работой архивов (строительство и ремонт зданий архивохранилищ, покупка оборудования и компьютерной техники, оплата коммунальных услуг, оплата труда архивистов), архивам разрешена самостоятельная предпринимательская деятельность.
Чтобы самостоятельная предпринимательская деятельность архива находилась в рамках закона, необходимо строго придерживаться документов, регламентирующих платные услуги, оказываемые архивом:
перечня платных услуг;
цен на платные услуги;
договора на коммерческое использование документов архива.
Перечень платных услуг составляется в каждом архиве и утверждается директором архива. В перечне указываются все виды работ, за которые взимается плата, и исполнители работ.
Перечень каждого архива составляется на основе «Номенклатуры платных работ и услуг, выполняемых архивными учреждениями и организациями», который утверждается Росар-
хивом1. Он предназначен для государственных, объединенных ведомственных и межведомственных архивов.
В номенклатуре указаны услуги, за которые архивным учреждениям категорически запрещается взимать плату, и услуги, за которые плата может взиматься, если их исполнение «не мешает реализации основных задач и функций архива». Ниже приводится перечень платных и бесплатных услуг архива (табл. 15).
В каждом архиве с учетом его возможностей и штата на основе данной номенклатуры составляется свой перечень услуг. Архив вправе сам определять льготные категории пользователей: пенсионеры, детские дома и т.д.
По каждому пункту перечня платных услуг необходимо рассчитать их цену. Список цен на платные услуги утверждается директором архива. Цена рассчитывается с учетом себестоимости работы (расход материала, оплата труда и другие расходы), существующих налогов и рентабельности (прибыли). В принципе, архив имеет право назначить свободную, т.е. любую цену.
Цена на услуги должна иметь экономическое обоснование в соответствии с методическими рекомендациями Росархива2.
Если пользователь собирается реализовать проект, предполагающий получение прибыли за счет использования архивных документов (так называемое коммерческое использование), с ним следует заключить лицензионный договор.
При заключении договора на коммерческое использование документов архива за основу берется «Временное положение об использовании документов государственного архива и центра хранения документации в коммерческих целях», разработанное Росархивом.
Лицензионный договор заключается между архивом и пользователем на определенный срок. Он закрепляет права, обязательства и ответственность сторон.
Основанием заключения договора является оформленное заявкой намерение пользователя, а также следующее инициативное предложение государственного архива:
публиковать архивные документы в печатной, факсимильной, микрографической, электронной и иных формах;
экспонировать архивные документы на платных выставках;
использовать их в коммерческих радио- и телепрограммах при подготовке коммерческих кино- и видеофильмов, звукозаписей;
использовать архивные документы в имущественно-хозяйственных спорах, генеалогических изысканиях, научно-технических разработках и технических, в том числе градостроительных проектах;
создавать тематические базы данных.
Последнее издание Номенклатуры было утверждено в 1993 г.
2 Расчет свободных цен на работы и услуги, выполняемые архивными учреждениями и организациями. — М., 1990.
9 Архивоведение
Таблица 15
Услуги, предоставляемые архивом бесплатно | Примеры из перечня платных услуг |
Социально-правовые запросы граждан: о подтверждении трудового стажа; размеров заработной платы; прохождении военной службы; участии в партизанском движении; избрании на выборные должности; награждении орденами и медалями, присвоении званий; нахождении на излечении; получении образования; репрессиях, раскулачивании, лишении избирательных прав; пребывании в концлагерях, насильственном вывозе в Германию в годы Великой Отечественной войны | Социально-правовые запросы граждан: о наследовании имущества; родственных связях. За изготовление нескольких экземпляров архивных копий и почтовые отправления |
Обслуживание в читальном зале архива в общем порядке | Обслуживание в читальном зале архива по специальному договору: срочное представление дел; предоставление дел в количестве большем, чем установлено правилами работы читального зала; тематическое выявление дел архивистами; работа в читальном зале в часы, не предусмотренные расписанием |
Предоставление документов во временное пользование орга-низациям-фондообразователям для служебного пользования | Предоставление документов во временное пользование (не фондообразователям), в том числе для экспонирования на выставках, в телепередачах, для киносъемок и т. п. |
Копирование или выявление документов для органов прокуратуры, суда, МВД и ФСБ, Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, для | Использование следующих документов: тематическое выявление документов и дел, в том числе с помощью ЭВМ (за исключением |
Услуги, предоставляемые архивом бесплатно | Примеры из перечня платных услуг |
органов представительной и исполнительной власти | выявления дел для органов власти, управления, суда, прокуратуры для их служебной деятельности); исполнение генеалогических запросов, запросов по истории учреждений и организаций; подготовка и проведение выставок документов, проведение уроков, экскурсий по архиву, лекций, тематических вечеров и др.; копирование документов; подготовка публикаций документов; создание баз данных по документам архива и другие услуги |
Организационно-методическое руководство организацией документов в делопроизводстве и работой архивов государственных учреждений и предприятии — источников комплектования | Совершенствование документа-ционного обеспечения управления, организации и совершенствование работы архивов: разработка перечней документов, номенклатуры дел, указателей видов документов; инструкции о документационном обеспечении деятельности аппарата управления, положения об экспертной к о м и с с и и, положения об архиве учреждения и др.; проектирование автоматизированных информационных систем; составление исторических справок о фондообразователях и др. |
Научно-техническое информирование архивных учреждений | Научно-исследовательская работа по основным направлениям деятельности архивных учреждений, научно-техническое информирование: проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
Услуги, предоставляемые архивом бесплатно
Продолжение табл. 15
Примеры из перечня платных услуг