Неразвитые государства и региональные конфликты.




Факультет Мировой экономики и мировой политики

Отделение Международные отношения

Кафедра Мировой политики

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Проблема статуса Западной Сахары в конце ХХ - начале ХХI века

 

Студент группы № 470

Федоркова Анна Вадимовна

 

 

Руководитель ВКР:

и.о. заведующего кафедрой мировой политики, профессор Братерский Максим Владимирович

 

 

Москва, 2013


Содержание

Введение. 2

1. Неразвитые государства и региональные конфликты. 5

2. Период деколонизации и новейшее время. 15

2.1. Исторические предпосылки. 15

2. 2. Позиции сторон. 21

2.3. Попытки разрешения конфликта. 28

3. Проблема статуса и права на самоопределение. 34

Заключение. 42

Список источников литературы.. 44


Введение.

В данной работе рассматривается проблема статуса Западной Сахары в конце 20 века – начале 21 века. Проблема исследуется в рамках как политической науки, так и в рамках международного права. Объектом данного исследования является Западная Сахара, а предметом – статус Западной Сахары в международных отношениях.

В связи с определенным объектом и выбранным предметом выдвигается следующая гипотеза: современная Западная Сахара представляет собой территорию без внутреннего контроля и не может считаться государством, находящимся под административным контролем того или иного иностранного государства.

Проблема статуса Западной Сахары – это, прежде всего, проблема, явившаяся следствием острого и длительного регионального конфликта между Королевством Марокко, Мавританией и Западной Сахарой. На ранней стадии, участниками спора за территорию были лишь региональные силы, но постепенно количество заинтересованных сторон увеличилось и, на сегодняшний день, включает в себя и государства, находящиеся в других частях света. Со временем расширение конфликта привело к возникновению вооруженного противостояния между государствами. Наличие «горячей точки» в регионе Северо-Западной Африки представляет опасность для стабильности в регионе стран Магриба, является препятствием для его объединения, а также оказывает негативное влияние на международные отношения в целом.

В данной работе рассмотрение проблемы статуса Западной Сахары неразрывно связано с процессами деколонизации Африканского континента. Основная трудность, связанная с определением статуса Западной Сахары заключается в том, что она возникла в эпоху колониализма, когда западные державы приступили к разделу территории в регионе Северо-Западной Африки. Однако, территориальный спор - это не единственный фактор, который создает трудности на пути определения статуса Западной Сахары. Другим важным фактором является проблема несоблюдения основных принципов международного права. Среди основных принципов международного права главную роль играет принцип самоопределения народов. Именно невозможность реализации данного права на самоопределение создает серьезную проблему для дачи характеристики статуса Западной Сахары.

В связи с этим, актуальность проблемы Западной Сахары заключается в том, что она содержит много аспектов, которые взаимосвязаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Во-первых, проблема статуса связана с таким аспектом, как создание суверенного независимого государства, ввиду невозможности применения права на самоопределение западно-сахарского народа. Во-вторых, это аспект региональный, поскольку эта проблема затрагивает интересы стран всего региона. Неопределенный статус Западной Сахары и, соответственно, неразрешенный территориальный спор являются непреодолимым препятствием на пути интеграции региона стран Магриба. И, в-третьих, международный аспект, который возник благодаря втягиванию в территориальный спор мировых держав. Новизна данной работы заключается в том, что в ней центральным фактором, который повлиял на развитие проблемы, выступает юридически-правовой статус Западной Сахары после заключения Мадридских соглашений.

Таким образом, данная выпускная квалификационная работа может быть использована в качестве источника информации для лекций по истории Африканского континента после процесса деколонизации, а также развития международных отношений в регионе Северо-Западной Африки в рамках проблемы определения статуса конкретного государства. Данные, приведенные в работе, могут также использоваться в качестве примера нарушения основных принципов международного права.

В работе поставлены следующие цели и задачи. Данное исследование нацелено на то, чтобы объективно, используя достоверные источники информации, определить статус Западной Сахары, а также рассмотреть влияние проблемы Западной Сахары на развитие отношений между странами региона Магриба.

Выделяются следующие задачи:

1) изучение истории Западной Сахары после начала процесса деколонизации;

2) рассмотрение отношений Западной Сахары, Марокко, Мавритании и Алжира в рамках территориального конфликта вокруг территории Западной Сахары;

3) перечисление нарушений основных принципов международного права со стороны Марокко в отношении Западной Сахары;

4) раскрытие вопроса суверенитета и признания Западной Сахары;

5) рассмотрение вопроса природных ресурсов и роли полезных ископаемых в территориальном споре между Западной Сахарой и Марокко;

6) рассмотрение проблемы региональных конфликтов в конце 20 – начале 21 вв.

Что касается примененных методов исследования, базой для написания настоящей выпускной квалифицированной работы является метод, применяемый в исторических науках, который позволяет преподнести материал в соответствии с историческими фактами обозначенного в теме работы временного периода.

Данная работа предполагает изучение определенных источников информации, таких как: международные договоры, конвенции, а также статьи и учебные материалы по проблеме статуса Западной Сахары. Особое место занимают резолюции Организации Объединенных Наций.

Изучением данной проблематики занимается не так много людей. Однако, среди российских изданий можно обнаружить сборник статей российских, испанских и арабских исследователей, который был составлен в 2007 году Еленой Висенс.


Неразвитые государства и региональные конфликты.

Сегодня мир предстает перед лицом новых традиционных и нетрадиционных вызовов, с которыми современные центры силы не способны справиться в одиночку. Современный этап развития международных отношений характеризуется наличием новых угроз международной безопасности, которые существовали и ранее, но им не придавалось должное значение, поскольку они не носили такого глобального характера. В связи с развитием глобализации особенное внимание в политике государств уделяется нетрадиционным вызовам таким как: терроризм, наркотрафик, экологическая безопасность и так далее.

С окончанием холодной войны появилось большое количество локально-региональных конфликтов, которые в большинстве случаев затрагивают регионы Азии и Африки, а также некоторые другие. Отличительной чертой данных регионов является их неравное социально-экономическое развитие. То есть в регионе Африки большинство государств относятся к группе стран третьего мира и в Азиатско-Тихоокеанский Регион (далее – АТР), где находится большое количество развивающихся государств. Для этих регионов также характерно большое количество нерешенных пограничных проблем, прежде всего, из-за колониального прошлого стран этих регионов. По данным ООН с начала 90-х гг. 20 века большинство конфликтов происходило именно в этих регионах.

В период существования биполярного мира, две сверхдержавы находили способы так или иначе контролировать и оказывать определенное влияние на конфликты в регионе Африки, Азии и других регионах мира. СССР и США удавалось сдерживать локально-региональные конфликты и не допускали их переход на глобальный уровень[1]. Более того, в годы холодной войны, например, Советский Союз активно сотрудничал со многими странами Африки и поддерживал дружественные отношения с ними. Заинтересованность двух сверхдержав в большом числе союзников позволяла странам третьего мира балансировать между двумя центрами силы. Поэтому решалась проблема обеспечения региональной безопасности.

Таким образом, после окончания холодной войны большинство стран третьего мира, а также развивающихся государств Азии, Африки и других регионов мира оказались вне интересов великих держав. На сегодняшний день, Российская Федерация уже активно не сотрудничает, например, со странами Африки, несмотря на ту дружественную политику в отношении этих стран, которую активно проводил Советский Союз.

В результате африканские страны оказались в ситуации, когда развитые страны проявляют к ним интерес только ввиду экономических или политических причин. Поэтому африканские государства вынуждены сами заниматься сохранением безопасности в своем регионе. Однако процесс обеспечения безопасности происходит не всегда успешно. Например, конфликт вокруг территории Западной Сахары.

Этот территориальный спор остается неразрешенным уже более полувека, ввиду того, что, во-первых, этот конфликт относится к категории межэтнических. Во-вторых, большинство развитых государств, имеющих большой политический вес в современных международных отношениях, таких как, США, Китай, Россия и некоторые другие, не имеют определенной, понятной и четко сформулированной позиции в отношении данного регионального конфликта. Вопросом о разрешении данного территориального спора занимается только миссия Организации Объединенных Наций. Этот локально-региональный конфликт является не единственным и в будущем может иметь серьезные последствия для стабильности региона стран Магриба.

Сегодня причины региональных конфликтов можно свести к следующим. В основном, региональные конфликты появляются благодаря несовпадению административно-политических границ с этническими, а также религиозным, национальным и этническим различиям.

Известно, что межэтническая напряженность и ранее существовала практически в каждой точке Земного шара. Но, вооруженные противостояния существовали не всегда, а только тогда, когда верхушка этноса чувствовала, что у нее отбирают политическую власть.

Причины межэтнического конфликта всегда являются комплексными. Во-первых, представители того или иного этноса должны чувствовать себя притесненными в социально-экономическом плане, в области религиозных, идеологических соображений и т.д. Во-вторых, межэтнический конфликт происходит не в «рациональной» сфере, а в сфере «эмоциональной». В-третьих, межэтнические конфликты отличаются высокой степенью мобилизации общества. Большая часть населения начинает участвовать в протестных движениях и обладает усиленной реакцией на актуальные угрозы и вызовы. Последней важной характеристикой является то, что межэтнический конфликт может длиться бесконечно долго. В большинстве случаев конфликт не удается решить посредством соглашения.

Ввиду того, что каждое отдельное государство оказалось не готовым к новым вызовам и угрозам современного мира, на сегодняшний день, большинство из них полагаются на Организацию Объединенных Наций в вопросах, связанных с разрешением конфликтов и споров. Известно, что основные международные организации, включая ООН, были созданы именно для того, чтобы справляться с появляющимися внутригосударственными и региональными конфликтами, которые исторически представляют собой главную угрозу для мира и безопасности. Такие конфликты являются самыми сложными, поскольку имеют этнические и конфессиональные причины.

Региональные конфликты сегодня требуют немедленного разрешения. В большинстве случаев от международного сообщества требуется принятие совместного решения и выработка особой политики в отношении мер по прекращению территориальных и других споров. Существуют различные меры по разрешению того или иного конфликта, но сегодня необходимо осознавать, что любое военное вмешательство в разрешение того или иного внутригосударственного или регионального конфликта в конечном итоге может привести к конфликту глобальному, а также к увеличению числа угроз международной безопасности.

Учитывая тот факт, что большинство конфликтов сегодня являются этническими и конфессиональными, то можно сделать соответствующий вывод. Региональный конфликт сложно урегулировать. Например, И.В. Сталин полагал, что главными методами разрешения этнических конфликтов являются: во-первых, геноцид и, во-вторых, этническая чистка. Однако, сегодня применение подобных методов не представляется реальным.

К основным мерам по разрешению региональных конфликтов относятся: двусторонние переговоры, переговоры с участием посредника, экономические санкции и некоторые другие способы. В большинстве случае рекомендуется приглашать специальную комиссию для того, чтобы установить определенные исторические и другие факты.

Подобный конфликт вокруг территории Западной Сахары является отнюдь не единственным в истории международных отношений. В качестве любопытного примера следует привести ситуацию, связанную с территориальным конфликтом вокруг Восточного Тимора.

Для раскрытия проблемы статуса Западной Сахары в 21 веке есть основания для рассмотрения конфликта вокруг территории Западной Сахары. События и факты, связанные с конфликтом, позволяют определить статус Западной Сахары в 21 веке.

В 1960 году Организация Объединенных Наций выпустила декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Резолюция Генеральной Ассамблеи 1514 (XV) от 14 декабря 1960 года[2] провозглашала необходимость положить конец колониализму. В результате процесса деколонизации образовалось большое количество новых государств. В связи с увеличением числа государств международные отношения приняли еще более комплексный характер. Их появление ознаменовало собой также и возникновение новых региональных конфликтов, некоторые из которых остаются неразрешенными и в 21 веке.

С 1950-х годов начинается эпоха, в которой страны приступили к деколонизации территорий по всему миру. Одним из конфликтов, появившихся как раз в начало эпохи деколонизации, является конфликт вокруг территории Западной Сахары. В рамках настоящего исследования необходимо рассмотреть территориальный спор между Марокко, Мавританией и Западной Сахарой, потому что данный конфликт является главным камнем преткновения на пути определения статуса Западной Сахары в международных отношениях. Для того, чтобы рассмотреть данную проблему необходимо обратиться к исследованиями в области региональных конфликтов в теории международных отношений.

Известно, что человечество прошло долгую историю эволюции. И человеческое развитие всегда сопровождали различные конфликты. Как полагал немецкий историк и военный теоретик К. фон Клаузевица, «история мира – это история войн»[3]. Однако, характер самих конфликтов на протяжении истории менялся. В 20 веке в виду определенных причин характер конфликтов между странами кардинально изменился.

Доктор политических наук, профессор М.М. Лебедева об исследованиях по международным конфликтам в 20 веке пишет о том, что особенно серьезно изучение конфликтов началось после второй мировой войны. М.М.Лебедева пишет о том, что «практически все авторы, которые занимались изучением конфликтов, выделяют в них те или иные структурные элементы. Несмотря на различия в точках зрения и подходах различных исследователей, было показано, что конфликт возникает между двумя или более сторонами, которые являются основными или прямыми участниками конфликта»[4]. Однако, часто выделяют и косвенных участников конфликта, которые не принимают активного участия в споре, но оказывают поддержку той или иной стороне конфликта.

Таким образом, в основном все конфликты в современном мире включают в себя различных участников, как прямых, так и косвенных. В большинстве случаев сложно определить непосредственных участников конфликта. Чаще всего заинтересованными сторонами того или иного конфликта являются страны, непосредственно не участвующие в споре. Они держатся в стороне и принимают только косвенное участие в конфликте. Примерами подобного рода конфликтов, в которых принимают участие стороны с разной степенью заинтересованности, могут служить различные споры между государствами. Это непрекращающийся арабо-израильский конфликт, это события 2008 года, которые развернулись вокруг Южной Осетии и многие другие.

Конфликт вокруг Западной Сахары, который длится уже более 30 лет, не является исключением. Если рассмотреть участников данной конфликта, то можно обнаружить две группы участников. К первой группы относятся страны, которые с 1957 года предъявляют претензии на территорию Западной Сахары. Этими странами являются Королевство Марокко и Мавритания. Однако на сегодняшний день Мавритания не считается участником конфликтом, потому что отказалась от всех территориальных претензий в 1976 году[5]. Причины будут подробно описаны во второй главе настоящего исследования. Поэтому непосредственными участниками конфликта являются Королевство Марокко и Западная Сахара.

Ко второй группе участников относятся страны, которые имеют определенную заинтересованность в конкретном территориальном споре и играют роль косвенных участников конфликта. К этим странам можно отнести Алжир, Ливию, США и Францию. Франция в последние годы отходит на второй план. Что касается других акторов, то можно считать, что Алжир всегда имел свою четкую позицию в отношении ситуации вокруг Западной Сахары. Позиция Алжира будет описана во второй главе настоящего исследования. Отношение Ливии к западно-сахарской проблеме в основном выражалось в поддержке права народа Западной Сахары на самоопределения в рамках международного права. Соединенные Штаты Америки имеют свой интерес в данном конфликте, потому что пока Марокко оккупирует территорию Западной Сахары все контракты по добыче и разработки природных ресурсов проходят через представителей Марокко. Марокканская оккупация позволяет США, с экономической точки зрения, заниматься бизнесом на территории Западной Сахары и получать прибыль. А с политической точки зрения, неразрешенный конфликт позволяет поддерживать дружественные отношения с Королевством Марокко. Подробно позиции Марокко и Алжира рассмотрены во второй главе данной работы.

Другим структурным элементом является предмет конфликта. Этот структурный элемент подразумевает определенные факты, которые служат основой для возникновения конфликта. То есть предметом конфликта является то, из-за чего начинается конфликт. В ситуации с конфликтом между Марокко и Западной Сахарой, предметом конфликта является спорная территория, а именно территория Западной Сахары.

Западная Сахара – территория на Севере Африканского континента, граничащая с Марокко на Северо-востоке, с Мавританией на Юге и Западе, с Алжиром на Северо-востоке и омываемая Атлантическим океаном на Западе. Страна находится в зоне тропического пустынного и жаркого климата. Территория Западной Сахары подразделяется на два исторически сложившихся района: Сегиет эль-Хамра (на севере) и Рио-де-Оро (на юге). Точную численность коренного населения Западной Сахары сложно определить, но в соответствии с большинством источников информации, общая численность населения Западной Сахары по данным на 2011 год составляет приблизительно 507 тысяч человек[6].

 

Таким образом, формулирование сути конфликта и предложения по решению проблемы представляют собой позицию участника. Проблема определения статуса Западной Сахары неразрывным образом связана с территориальным конфликтом, поэтому необходимо разобраться в сути конфликта. Выше были указаны основные структурные элементы, которые помогут сформулировать всю проблематику конфликта вокруг территории Западной Сахары.

Для того, чтобы определить современный статус Западной Сахары необходимо обратиться к истории конфликта вокруг данной территории. Для изучения проблематики конфликта была создана таблица, которая включает в себя участников, хронологические рамки и другие разделы.

Участник Дата создания Цели Поддержка Противник
Фронт ПОЛИСАРИО/САДР 1973/1976 Представляет коренных жителей Западной Сахары (сахрави). Реализация права на самоопределение через проведение референдума. Алжир, Ливия. ООН, Организация Африканского Единства (Африканский Союз) Марокко; Мавритания (до 1979 года).
Марокко Получило независимость в 1956 году Марокко, а также марокканские жители, проживающие на территории Западной Сахары. 1. Суверенитет над территорией Западной Сахары. 2. Западная Сахара (автономная) в составе Марокко. США, Франция Фронт ПОЛИСАРИО
Мавритания Получила независимость в 1960 году Претензии на южные территории Западной Сахары до 1976 года.   Фронт ПОЛИСАРИО

Таблица 1. Составлено автором.

Помимо территориального конфликта в данной работе особое внимание уделяется вопросам независимости, суверенитета и применения основных принципов международного права. Проблема статуса Западной Сахары связана с нарушением основных норм международного права. В настоящем исследовании определение статуса Западной Сахары неразрывно связано с реализацией права на самоопределение западно-сахарского народа.

Дать четкую и точную характеристику статуса Западной Сахары в современных международных отношениях было бы возможно, если бы сторонам удалось договориться о сроках и условиях проведения референдума для определения политического будущего народа Западной Сахары.

В мировой практике существует немало примеров решения подобных проблем, которые связаны с невозможностью реализации права на самоопределение. Одним из положительных примеров, который мог бы послужить вариантом разрешения конфликта вокруг Западной Сахары, является разрешенный территориальный конфликт вокруг Восточного Тимора. В 1999 году Восточный Тимор получил независимости в результате проведение референдума, который позволил реализовать право на самоопределение народа в рамках международного права и избавиться от оккупации Индонезии, которая ранее являлась португальской колонией[7].

Тем не менее, несмотря на наличие ярких и оптимистичных примеров, которые иллюстрируют разрешение территориального конфликта, посредством проведения референдума для реализации права на самоопределение, конфликт вокруг Западной Сахары до сих пор остается не решенным. И, соответственно, определение статуса Западной Сахары представляет собой проблему.

Среди актуальных аспектов, которые необходимо учитывать при раскрытии вопроса о статусе Западной Сахары, является вопрос о стабильности региона стран Магриба. Неразрешенный территориальный конфликт и отсутствие конкретного статуса территории Западной Сахары оказывают негативное влияние на интеграцию стран региона Магриба.

Конфликт вокруг Западной Сахары между Алжиром и Марокко является главным камнем преткновения в интеграционном процессе региона стран Магриба. С тех пор как Испания покинула территорию Западной Сахары в 1975 году, на контроль над территорией стало претендовать Марокко, основываясь на исторических и культурных фактах, и Фронт ПОЛИСАРИО, движение за освобождение Западной Сахары, поддерживаемое Алжиром. Позиции сторон описаны во второй главе. Важным является тот факт, что переговоры между Марокко и Алжиром под эгидой ООН потерпели крах и привели к тому, что в 1994 году была закрыта граница между Марокко и Алжиром.

Закрытие границы оказало отрицательное воздействие на весь регион, поскольку население Марокко и Алжира составляет 77% от общей численности населения всех стран Объединения Арабского Магриба. А также суммарный ВВП этих двух стран покрывает 66% общего ВВП Объединения Арабского Магриба[8]. Разногласия Королевства Марокко и Алжира являются серьезным препятствием для интеграции экономической и политической интеграции стран Магриба. В связи с этим, есть существенная необходимость для разрешения территориального конфликта. Считается, что если удастся урегулировать территориальный спор, и, соответственно, определить статус Западной Сахары, то экономическая интеграция стран, входящих в регион Северо-Западной Африки таких, как Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис и Ливия сможет стать реальностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: