Проблема статуса и права на самоопределение.




Для того, чтобы определить статус Западной Сахары в 21 веке необходимо рассмотреть проблему независимости, а также проанализировать основные принципы международного права, применимые к проблеме Западной Сахары.

Во-первых, необходимо рассмотреть проблему государственного суверенитета. «Государственный суверенитет - это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства»[23]. Суверен­ное государство представляет собой территориальное образова­ние, контролирующее население государства, а также организации и группы, так или иначе связанные с данной территорией. Государствен­ный суверенитет базируется на основополагающих принци­пах:

1. единство и неделимость территории;

2. неприкосновенность территориальных границ;

3. невмешательство во внутренние де­ла государства.

В случае ситуации, когда какое бы то ни было иностранное государствобезнаказанно нарушает границы данного государ­ства или заставляет правительство принять то или иное ре­шение, не отвечающее национальным интересам его населения, то на лицо имеется факт нарушения государственного суверенитета. В данной конкретной ситуации с территорией Западной Сахары просматривается признак слабости данного государства и его неспособность обеспечить собственный государственный суверенитет.

Тем не менее, существенно важным аспектом является разграничение суверенитета на внутренний и внешний. Под внутренним суверенитетом понимаются права и полномочия государства осуществлять контроль за населением, проживающим на национальной территории, включая как граждан данного государства, так и иностранных временно или постоянно проживающих граждан. Под внешним суверенитетом принято понимать способность государства обеспечивать территориальную целостность государства. А также способность обеспечить невмешательство во внутренние дела страны со стороны любых внешних сил.

В связи этим предполагается, что de jure нет оснований называть Сахарскую арабскую демократическую республику (САДР) независимым суверенным государством, потому что Западная Сахара не соответствует необходимым критериям, которыми должны обладать независимые суверенные государства. Критериями для суверенного независимого государства являются: постоянное население, определенная территория и политическая сила или правительство.

В случае Западной Сахары сложно определить численность населения. Доступные источники информации дают разные показатели по численности населения. Население Западной Сахары составляют берберы и арабы, или сахарави. Точную численность коренного населения Западной Сахары сложно определить, но в соответствии с большинством источников информации, общая численность населения Западной Сахары по данным на 2011 год составляет приблизительно 507 тысяч человек[24]. Однако, например, в источниках информации Организации Объединенных Наций данные по численности населения Западной Сахары являются недоступными[25].

Вдобавок к вышесказанному, необходимо учитывать тот факт, что достаточная часть Западной Сахарского населения была вынуждена покинуть страну из-за военных столкновений между Фронтом ПОЛИСАРИО и войсками Марокко и Мавритании. В 1975 году Международный Суд в Гааге выпустил Рекомендательное решение по поводу того, кому должна перейти территория Западной Сахары. Согласно этому решению Международный Суд отклонил все претензии Марокко и Мавритании на территорию западной Сахары, а также утвердил право населения Западной Сахары на самоопределение в рамках международного права. В течение нескольких дней после того как Международный Суд принял данное решение о предоставлении права на самоопределение Западной Сахаре, 350 000 марокканских граждан, организованных марокканским правительством, пересекли границу Западной Сахары для того, чтобы показать поддержку позиции королевства Марокко. Король Марокко Хасан 2 18 октября 1975 года в письме Постоянного представителя Марокко в ООН, адресованном Председателю Совета безопасности ООН, заявил о том, что он организует марш народа. 6 ноября 1975 года марокканский марш, позже получивший название – «Зеленый марш» (от благословенного зеленого цвета ислама), пересек границу. В этот же день Совет Безопасности ООН получил письмо Временного поверенного в делах постоянного представительства Испании при ООН.

В письме Временно поверенный в делах Атнонио Элиас призвал Совет Безопасности срочно обсудить меры для того, чтобы предотвратить ухудшающееся положение в Западной Сахаре и обеспечить возвращение всех участников марша на марокканскую территорию[26]. В официальном отчете Совета Безопасности Организации Объединенных Наций S/PV.1854 особо отмечается, что «обстановка в районе Западной Сахары продолжает оставаться серьезной и не исключена возможность перерастания сложившейся ситуации в вооруженный конфликт. Налицо конфликт, создающий угрозу международному миру и безопасности»[27].

В резолюции Совета Безопасности от 2 ноября 1975 года Совет призвал все затронутые и заинтересованные стороны избегать односторонних и любых других действий, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию конфликта в регионе. Поэтому в отчете Совета Безопасности от 6 ноября представитель Испании (г-н Ариас Сальгадо) отметил, что переход граница марокканскими участниками марша явился ни чем иным как международным противоправным деянием.

В тот же день Королевство Марокко уведомило Испанию о том, что марш в Западную Сахару будет продолжаться до тех пор, пока Испания не согласится на проведение двусторонних переговоров по поводу передачи Марокко суверенитета над территорией Западной Сахары.

Затем были подписаны Мадридские соглашения, по которым Испания передавала административный контроль над территорией Западной Сахары Марокко и Мавритании. Как уже упоминалось в Главе 1, этот акт передачи считается законным в рамках международного права. В результате подписания Мадридских оглашений марокканские и мавританские войска пересекли граница Западной Сахары, что ознаменовало начало противостояний между войсками и Фронтом ПОЛЛИСАРИО. В дальнейшем эта война привела к тому, что большая часть гражданского населения Западной Сахары была вынуждена покинуть территорию своей страны. Большая часть населения перелилась в лагеря, которые располагаются в Алжире в районе города Тиндуфф, где они находятся на сегодняшний день.

В данном случае остается открытым вопрос о том, сколько именно людей бежало с территории Западной Сахары и кого теперь можно назвать истинными коренными жителями Западной Сахары. Согласно переписи населения 1974 года, которая проводилась под руководством Испании, численность населения составляла 73,497 человек.

Тем не менее, существует много разных данных в отношении того, сколько из этих человек, коренных жителей Западной Сахары, покинуло территорию с 1975-1976 гг. из-за военных действий. Например, согласно данным, предоставленным Международной организацией «Красный крест» и Лигой красного креста в Женеве, 40 000 человек покинули свои дома, и перешли на территорию Алжира. Однако, когда правительство Алжира представило меморандум на гуманитарные нужды в исполнительную комиссию UNHCR в 1978 году, обнаружилось, что 50 000 беженцев (11 лагерей) из Западной Сахары находятся на территории Алжира.

Существуют и другие данные, по которым численность сахарцев достигает 300 тыс. человек. Считается, что часть из них проживет на территории Марокко, часть в лагерях беженцев в Алжире, а часть осталась на территории оккупированной Марокко.

Учитывая то, что по данным на 2011 год население Западной Сахары составило 507 тыс. человек, а в 1974 численность коренного населения составляла 73,497 человек, следует вывод. Численность коренного населения трудно установить, поскольку сложно определить, сколько человек из 507 тыс. человек, ныне населяющих территорию Западной Сахары, являются коренными жителями Западной Сахары. Это связано еще и с тем, что на территории Западной Сахары на сегодняшний день проживает большое количество марокканцев, которые переселились туда после «Зеленого марша».

Для того, чтобы установить численность населения Западной Сахары в 1993 году была учреждена Комиссия МООНРЗС по идентификации, которая приступила к выполнению своих задач в 1994 году. Интересно, что в состав комиссии входили представители Российской Федерации. Идентификация людей происходила не систематизировано. В данном случае имеется в виду то, что представителям комиссии не предоставляли определенных требований и указаний. Комиссия отбирала людей лишь по принадлежности к тому или иному племени. По результатам, проведенных работ, так и не удалось установить истинную численность коренного населения. Поэтому на сегодняшний день вопрос о населении остается открытым и неразрешенным.

Установление численности коренного населения это не только проблема государственного суверенитета de jure. Определение численности коренных жителей также необходимо для того, чтобы провести референдум. Известно, что для того, чтобы реализовать право на самоопределение народа требуется провести референдум, на котором коренные жители сами определят свое политическое будущее. Однако, как было сказано выше проведение переписи населения, с учетом всех коренных жителей Западной Сахары, не представляется возможным. Следовательно, проведение референдума для реализации права на самоопределение откладывается еще на неопределенный срок.

Далее следует рассмотрение вопроса о территории государства и правительстве.Благодаря поддержке Алжира, фронт ПОЛИСАРИО учредили свою штаб-квартиру на территории Алжира в районе города Тиндуфф и создал свое государство – Сахарская арабская демократическая республика (САДР) в 1976 году. В 1981 году, после 6 лет непрекращающихся военных действий, правительство Марокко начало строительство Марокканской стены («Берм», «Обочина Западной Сахары»). Представители фронта ПОЛИСАРИО дали этому сооружению свое название - «Стена позора». Строительство официально было завершено 16 апреля 1987 года.

Рис.3. Повторная колонизация бывшей колонии. (Источник: Мохсен-Финан Х. Непрекращающиеся конфликты, Западная Сахара – путь к автономии // Атлас 2010. Le Monde Diplomatique. Атлас / Пер. с фр. Под ред. В.Л. Иноземцева, Е.С. Кузнецова. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 125).

 

На рисунке, приведенном выше, изображена территория Западной Сахары, разделенная на две. Часть территории выше «стены» находится под контролем Королевства Марокко, а часть территории ниже – под контролем Фронта ПОЛИСАРИО.

Марокканская стена представляет собой систему оборонительных сооружений на территории Западной Сахары и на юго-восточной территории Марокко. Стена разделила территорию Западной Сахары на две неравные части. Большая часть территории, около 80%, оккупирована Марокко. Территория незаконно занятая Марокко находится к северу от стены. К югу от стены территория занята Фронтом ПОЛИСАРИО и беженцами.

Тем не менее, самопровозглашенная Сахарская арабская демократическая республика имеет президента – Мохаммед Абдельазиз, премьер-министра – Абделькадер Талеб Умар, а также представительство в Африканском Союзе. Однако, несмотря на это, правительство САДР имеет претензии на территорию Западной Сахары, которая на сегодняшний день оккупирована Марокко.

Несмотря на наличие правительства, признания САДР африканскими государствами и другими странами и международными организациями, нельзя говорить о том, что правительство САДР обладает контролем над всей территорией Западной Сахары. Государство занимает определенную территорию, но по факту контроль более чем над 80% территории осуществляет Марокко.


Заключение.

В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена проблема статуса Западной Сахарой в конце 20 – начале 21 века. В работе были приведены аргументы, которые доказывают гипотезу, приведенную во введении. Гипотеза: Современная Западная Сахара представляет собой территорию без внешнего и внутреннего контроля, и не может считаться государством, находящимся под административным контролем того или иного иностранного государства.

Таким образом, в исследовании были приведены следующие доказательства гипотезы.

Во-первых, Западная Сахара de jure соответствует не всем критериям суверенного независимого государства. Население и территория остаются под вопросом. Есть правительство, представительство в Африканском Союзе, есть дипломатические представительства. Однако, даже с теоретической точки зрения Западная Сахара не может считаться суверенным государством.

Во-вторых, население Западной Сахары не может реализовать права на самоопределение, против чего активно выступает Королевство Марокко. Невозможность применения одного из основных принципов международного права можно свести к следующим причинам. Первой причиной можно считать отсутствие возможности провести перепись населения, в которой бы конкретно указывалось коренное западно-сахарское население.

Однако, даже при наличии условий, предложенных в планах по урегулированию конфликта между Марокко и Западной Сахарой по вопросу о проведении референдума, территориальный спор не может быть разрешен. Это объясняется не согласием обеих сторон с условиями план, предоставленных ООН. Следовательно, невозможно провести референдум, потому что неизвестно какая часть населения имеет право в нем участвовать.

Далее, большая часть территории Западной Сахары находится под оккупацией Королевства Марокко. Правительство Сахарской Арабской Демократической Республики контролирует около 20% территории западной Сахары. Известно, что критерии суверенного независимого государства включают в себя такой фактор, как нерушимость государственных границ и способность правительства контролировать всю территорию Западной Сахары, включая население.

Следовательно, принимая во внимание аргументы, приведенные в настоящей работе, делается вывод о том, что самопровозглашенное государство САДР не может считаться суверенным независимым государством. И, как следствие, является государством без внутреннего контроля, поскольку правительство осуществляет контроль не на всей территории Западной Сахары.

Далее, в рамках международного права территория Западной Сахары оккупирована Марокко незаконно. Этот факт подтверждает то, что условия, прописанные в Мадридском соглашении, противоречат положению, установленному Организацией Объединенных Наций. Однако по факту Королевство Марокко контролирует более 80% территории и занимается добычей природных ископаемых совместно с другими государствами и ТНК. Однако, ни юридические, ни исторические факты, приведенные Марокко, не дают ему право на аннексию Западной Сахары. Вопрос о том, кому должна принадлежать территория Западной Сахары (Фронту ПОЛИСАРИО или Королевству Марокко), должен решаться в рамках международного права.

Следовательно, с точки зрения международного права Западная Сахара является территорией без внешнего административного контроля.

Таким образом, Западная Сахара – это территория без внутреннего и внешнего контроля. Исследование, проведенное в рамках настоящей работы, показывает, что проблема статуса Западной Сахары является одной из трудноразрешимых проблем, отрицательно влияющих на ситуацию в регионе, а также на межгосударственные отношения. Единство стран региона Магриба будет достигнуто после того, как определиться статус Западной Сахары.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: