Исторические предпосылки.




В данной работе рассмотрение проблемы статуса Западной Сахары неразрывно связано с процессами деколонизации Африканского континента. Основная трудность, связанная с определением статуса Западной Сахары заключается в том, что она возникла в эпоху колониализма, когда западные державы приступили к разделу территорий в регионе Северо-Западной Африки.

В 1884 году на Берлинской Конференции Африканский континент был разделен между великими Европейскими державами того времени. Изначально, данная конференция получила название «конференция по Конго», несмотря на то, что инициатором данной конференции выступило португальское правительство, заинтересованное в разделении сфер влияния на Африканском континенте. В 1885 году по результатам окончания конференции территория Западной Сахары перешла во владения Испанской империи, и получила статус испанского протектората. Это считается первым официальным статусом территории Западной Сахары.

В 1904 году между Испанией и Францией были подписано соглашение, разграничивавшее влияние между этими двумя колониальными державами. Испания получила право на владение территорией от Рио-де-Оро на юге до долины реки Сус на севере. Испанским владением фактически признавалась лишь прибрежная территория и крупные поселения. Вся остальная территория была заселена кочевыми племенами, которые не признавали испанское господство. В течение следующих 60-ти лет происходило множество боев и столкновений между представителями Западной Сахары и войсками Испании и Франции.

Тем не менее, в результате противостояния Испании и местных племен, к 1950-гг. территориальными владениями стали область Рио-де-Оро на юге и Сегиет-эль-Хамра на севере, а также анклав Ифни. Затем, в 1956 году Королевство Марокко было признано независимым государством, и в 1958 году был подписан договор между Испанией и Францией о принятии Марокканского режима. В 1960 году независимость получила Мавритания, а в 1962 году - Алжир. В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, которая известна также как «Декларация о деколонизации», в которой государства-члены заявили о необходимости быстрее покончить с колониализмом. Через три года, в 1963 году Западная Сахара была включена в список стран ООН, подлежащих деколонизации.

В 1965 году с момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН первой резолюции по Западной Сахаре, в рамках которой Испании рекомендовалось отказаться от владения территорией Западной Сахары, ситуация начала ухудшаться по нескольким причинам. Одной из причин начавшего спора по поводу территории Западной Сахары стало давление, оказывавшееся на Испанию с 1966 года ООН и Организацией Африканского Единства (ОАЕ). Международные организации требовали от Испании отказа от территориальных претензий на территорию Западной Сахары. И, как следствие, Испания должна была покинуть территорию и позволить местному коренному населению Западной Сахары самостоятельно разрешить вопрос, связанный с будущим государства, его политическим, экономическим и социальным укладом посредством референдума. Организация Объединенных Наций основным методом решения вопроса Западной Сахары видела проведение референдума, который бы определил статус Западной Сахары в международных отношениях.

Процесс деколонизации территории Западной Сахары начался в 1969 году. Испания передала Марокко прибрежный город Ифни. «Тогда же в самой колонии возникло первое национально-освободительное движение - Фронт за освобождение Сахары, требовавший предоставления Испанской Сахаре независимости. В 1973 году был образован Народный Фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО), приступивший к созданию партизанских баз в основном на севере Мавритании для совершения рейдов против колонизаторов»[9]. Основателем считается Эль-Уали Мустафа Сайед. С 1976 года организацию возглавляет Мохаммед Абдельазиз.

Этот процесс занял около десяти лет, поскольку на территории Западной Сахары были открыты огромные запасы природных ископаемых – фосфатов. В связи с этим, ситуация еще больше усугубилась. В 1975 году Испания передала полномочия по контролю над территорией совместной администрации Марокко и Мавритании.

Второй причиной, возникновения напряженности вокруг статуса Западной Сахары, стал тот факт, что на заседании в ООН вопрос так и не был разрешен, поскольку США и Франция проголосовали против признания Западной Сахары независимым государством.

В 1973 году правительство Франсиско Франко, под давлением ООН и действий сахарских повстанцев, пошло на уступки и признало право сахарских повстанцев на самоопределение. Был разработан план, который предусматривал и предоставление Испанской Сахаре автономного статуса, и проведение в первой половине 1975 года референдума по вопросу о самоопределении сахарского народа.

С этого момента, конфликт стал региональным. Требования, предъявляемые Марокко и Мавританией на территорию Западной Сахары с 1957 года, были переданы на рассмотрение в Международный Суд ООН. Международный Суд поставил несколько вопросов на рассмотрение. Во-первых, была ли территория Западной Сахары во время испанской колонизации территорией, не принадлежащей ни одному из государств (terra nullius)? И, во-вторых, имеются ли, какие-то правовые отношения между территорией Западной Сахары и Марокко, Мавританией?[10] Территориальные претензии были отклонены, поскольку не нашлось оснований для передачи территории под контроль Марокко и Мавритании. Известно, что оккупация территории другого государства возможна только в случае, когда та или иная территория не принадлежит ни одному государству, т.е. является res nullius (terra nullius). «В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение»[11]. Международный Суд в Гааге предоставил право на самоопределение народу Западной Сахары.

Испания долгое время выступала за проведение референдума с целью предоставить народу Западной Сахары права на самоопределение, но этому противостояли два государства – Марокко и Мавритания, которые тоже выступали за проведение референдума, но с двумя условиями. Во-первых, либо территория Западной Сахары остается под контролем Испании, и, во-вторых, либо территории переходит под контроль Марокко и Мавритании. Предоставление независимости и права самоопределения народу Западной Сахары не упоминалось.

В 1970-х гг. в Западной Сахаре было организовано движение за свободу под названием «Фронт ПОЛИСАРИО» для того, чтобы противостоять начавшейся незаконной оккупации Марокко. Противостояние привело к многочисленным убийствам гражданского населения Западной Сахары и кровопролитным боям на территории Западной Сахары. Большая часть коренного населения была вынуждена бежать в Алжир, где по настоящий момент располагаются лагеря беженцев из Западной Сахары.

В 1975 году были попытки установления администрации под эгидой ООН над территорией Западной Сахары. Однако, под давлением Марокко, в 1975 году между Испанией, Марокко и Мавританией было заключено Мадридское соглашение, по которому Испания передавала Марокко и Мавритании административный контроль над территорией Западной Сахары. Испания не могла больше противостоять напору Марокко, поскольку в то время в Испании ожидалась смена правителя Франсиско Франко, который умер зимой 1975 года. Испания больше не могла вести военные действия в Западной Сахаре в защиту коренного населения и не могла выступать за проведение референдума. В связи с этим, было решено передать территорию под контроль Марокко и Мавритании. Испания же в свою очередь уведомила об этом акте передачи ООН, заявив, что с этого момента Западная Сахара не является подконтрольной территорией Испании.

Однако, известно, что в 1963 году ООН создала категорию под названием несамоуправляющиеся государства. Было установлено, что «… у колониальных держав нет права передачи или продажи части несамоуправляющихся государств другим государствам»[12]. Следовательно, Испания не имела права передавать территорию Западной Сахары ни Марокко, ни Мавритании. Поэтому, акт передачи Западной Сахары считается незаконным с точки зрения международного права, поскольку нарушает пункт, упомянутый выше. В связи с этим с точки зрения международного права нельзя считать, что территория Западной Сахары находится под административным контролем Марокко и Мавритании. Но, на практике, Западная Сахара находится под контролем и оккупацией Марокко.

Несмотря на то, что акт передачи территории под административный контроль нельзя считать законным с точки зрения международного права, после того как Испания покинула территорию, две трети территории Западной Сахары оказались под контролем Марокко и Мавритании. Через год после передачи территории, 27 февраля 1976 года лидеры фронта ПОЛИСАРИО провозгласили Сахарскую арабскую демократическую республику (САДР). Первым государством, признавшим новообразовавшееся государство САДР, был Алжир. Началось прямое противостояние национально-освободительного движения – Фронта ПОЛИСАРИО и марокканских и мавританских захватчиков.

Война между фронтом ПОЛИСАРИО, Марокко и Мавританией продолжалась несколько лет. В 1976 году Мавритания отказалась от территориальных претензий и заняла нейтральную позицию по западно-сахарской проблеме. Однако, следует рассмотреть основные факты, которые послужили причинами выхода Мавритании из конфликта.

Во-первых, война нанесла ущерб экономике Мавритании. Считается, что с начала 1975 года большая часть военных действий происходила между фронтом ПОЛИСАРИО и Мавританией. Войска фронта ПОЛИСАРИО нанесли серьезный ущерб железным рудникам и железной дороге, по которой сырье поставлялось в Мавританию. «Военные расходы и экономические потери от боевых операций в зоне железорудных разработок оказались тяжелым бременем для Мавритании. Сократились поступления от экспорта железной и медной руд, вывозились поставки продовольствия, угрожающими темпами росла инфляция, резко ухудшилось материальное положение».

Во-вторых, в Мавритании, в тот период времени страдавшей от множества экономических проблем, произошел государственный переворот. Главным государственным и политическим центром силы стал Военный комитет национального возрождения.

Фронт ПОЛИСАРИО получил возможность использовать все свои силы против марокканских войск как на территории Западной Сахары, так и на территории Марокко. В этой войне Марокко получало поддержку от Соединенных Штатов и Франции, а войска ПОЛИСАРИО получали поддержку Алжира, Ливии.

 

Позиции сторон.

На международном уровне конфликт вокруг территории Западной Сахары включает в себя два уровня. Во-первых, региональный уровень, то есть отношения между Испанией, Марокко, Алжиром и Ливией. Во-вторых, уровень глобальный, то есть интересы Соединенных Штатов и Франции.

В первом случае известно, что Алжир и Ливия оказывали помощь Фронту ПОЛИСАРИО, чье право на самоопределение было признано международным сообществом. Страны оказывали военную и гуманитарную помощь.

В Алжире вопрос о территории Западной Сахары играет очень большую роль. Разрешение данной проблема имеет большое принципиальное значение для жителей Алжира, так же, как и коренные жители Западной Сахары рассматриваются как жертвы процесса колонизации, которые имеют право на самоопределение. Позиция Алжира подкрепляется ссылками на международное право. Данная проблема, таким образом, считается требующей немедленного решения в рамках ООН, тем более, что все заинтересованные стороны согласились с организацией референдума по вопросу о самоопределении в Западной Сахаре.

Особенный интерес Алжира в данном конфликте заключается в том, что Алжир, как государство, находящееся в напряженных отношениях с Марокко, не имеет выхода к Атлантическому океану. Интерес заключается в океанических ресурсах, то есть в рыбе. Признание Западной Сахары в качестве части Королевства Марокко означало бы недоступность ресурсов, выход к океану.

Алжир всегда настаивал на том, что конфликт включает только две заинтересованные стороны: Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) и Марокко. Алжир и Мавритания – это менее заинтересованные стороны. Однако, Алжир имеет свой интерес в данном конфликте, поскольку конфликт затрагивает алжирскую границу и является постоянным и непрекращающимся. Далее, вовлеченность Алжира в данный конфликт так или иначе оказывает негативное воздействие на трудные отношения Алжира и Марокко. В 1963 году произошел военный конфликт между Алжиром и Марокко.

Проблема берет свое начало с момента получения в 1956 году Марокко независимости. До наступления эпохи деколонизации Алжир и Марокко являлись французскими колониями. Затем после того, как эти две страны получили независимость, Марокко предъявило территориальные претензии Алжиру. Считается, что основной причиной для выдвигания территориальных претензий послужил тот факт, что в этой 200 км зоне в районе провинции Тиндуфф и районе Коломб-Бешара располагались крупные месторождения железной руды. Конфликт разрешился путем подписания соглашения о совместной разработке ресурсов в этих двух спорных районах в 1972 году. Тем не менее, отношения остаются прохладными.

Конфликт между Королевством Марокко и Алжиром вокруг Западной Сахары имеет глубокие корни. Пограничный спор, описанный выше, является одной из составляющих напряженных отношений между Марокко и Алжиром. Помимо пограничного конфликта, тяжелые отношения между странами основаны еще и на идеологических, экономических и политических факторах, таких как, например, борьба за лидерство в регионе стран Магриба.

Западная Сахара как независимое государство признается по большей части Африканскими государствами, хотя некоторые иные страны также признают Сахарскую Арабскую Демократическую Республику такие, как Иран, Вьетнам, Лаос и другие. Важно отметить, что ни одно европейское государство, за исключением Албании, не признает САДР. Более того, Организация Объединенных Наций не признает САДР. С другой стороны САДР была признана Организацией Африканского Единства в 1982 году и сейчас является полноправным членом Африканского Союза.

ООН не признает суверенитета над территорией Западной Сахары ни Марокко, ни САДР. Конкретный политический и легальный статус территории Западной Сахары находится под обсуждением с 1975 года, и остается важной региональной и международной проблемой. Важно отметить, что ООН дала территории Западной Сахары определенный статус много лет назад. ООН включает Западную Сахару в список несамоуправляющихся государств в качестве недеколонизированной территории.

Рис. 1. Восприятие территории. (Источник: Мохсен-Финан Х. Непрекращающиеся конфликты, Западная Сахара – путь к автономии // Атлас 2010. Le Monde Diplomatique. Атлас / Пер. с фр. Под ред. В.Л. Иноземцева, Е.С. Кузнецова. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 125).

 

Что же касается позиции одного из основных участников конфликта, Марокко, то здесь важно отметить следующие положения. Во-первых, Королевство Марокко с давних пор считает, что вся территория Западной Сахары должна принадлежать Марокко по причине наличия исторических предпосылок. Однако, этот вопрос остается открытым. После подачи заявки в Международный Суд в Гааге Марокко получило ответ, который содержал в себе отказ Международного суда признать территорию Западной Сахары в составе Марокко и Мавритании.

Рис.2. Восприятие территории. (Источник: Мохсен-Финан Х. Непрекращающиеся конфликты, Западная Сахара – путь к автономии // Атлас 2010. Le Monde Diplomatique. Атлас / Пер. с фр. Под ред. В.Л. Иноземцева, Е.С. Кузнецова. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2011. С. 125).

 

Суд поставил, что территория Западной Сахары не может быть аннексирована Марокко и Мавританией, потому что на то не имеется достаточно оснований. В своем отчете Международный Суд подчеркнул, что нет никаких исторических предпосылок для того, чтобы предполагать, что территория Западной Сахары когда-то давно входила в состав Королевства Марокко и Мавритании. Таким образом, Международный Суд предоставил право на самоопределение народу Западной Сахары.

Однако с точки зрения культуры и религии считается, что в давние времени все эти три государства – Марокко, Западная Сахара, Мавритания - входили в состав одного государства. Это можно объяснить с точки зрения вероисповедания. Все молитвы в этих трех странах начинаются одинаковыми словами. То есть считается, что у Марокко, Мавритании и Западной Сахары есть общее историческое прошлое, которое было забыто после начала колониальной эпохи.

Тем не менее, даже при условии того, что территория Западной Сахары когда-то давно была частью одного большого государства, включавшего в себя Марокко и другие ныне независимые страны, известно, что каждый народ имеет право на самоопределение и самостоятельное определение своего политического, экономического будущего. Поэтому, определяя статус Западной Сахары в 21 веке, в данной работе исторические корни проблемы могут не учитываться.

Во-вторых, когда затрагивается тема позиции Королевства Марокко, нельзя не учитывать факт того, как именно Марокко воспринимает противостоящий ему Фронт ПОЛИСАРИО. Известно, что Организация Объединенных Наций не раз пыталась усадить за стол переговоров обе стороны, т.е. представителей Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО. Основная проблема в проведении подобного рода переговоров заключается в том, что одна из сторон, в данном случае Фронт ПОЛИСАРИО позиционирует себя как освободительное движение, как борцов за освобождение своего народа. А другая сторона, в данной ситуации Марокко, воспринимает Фронт ПОЛИСАРИО не как освободительное движение, а как террористическую, сепаратистскую организацию. Этот факт затрудняет процесс ведения переговоров, поскольку ведение непосредственных переговоров с террористическими организациями не считается правомерным с точки зрения международного права.

В докладе Генерального Секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары от 2002 года, Кофи Аннан отметил, что по оценкам Дж. Бейкера, его Личного посланника, единственным способом, который бы позволил оценить возможность осуществления плана, является организация переговоров между конфликтующими сторонами. Однако, он так же отметил, что проведение переговоров является затруднительным, поскольку Королевство Марокко отказывается от прямых переговоров с представителями Фронта ПОЛИСАРИО[13].

Одним из результатов успешных переговоров можно считать заключение Хьюстонских соглашений в 1997 году. Благодаря данным соглашениям удалось возобновить процесс идентификации и продолжить осуществление права урегулирования конфликта. Однако, с 1997 года больше не наблюдалось успешных переговоров.

Третьим фактором, который необходимо учитывать при рассмотрении позиции Марокко, является непоколебимость условий, на которых настаивает марокканская сторона. Марокко всегда выдвигало два варианта решения проблемы. Первый вариант решения предполагает включение территории Западной Сахары в состав Королевства Марокко с условием полной автономии Западной Сахары. Второе решение предполагает просто захват Марокко территории Западной Сахары без каких бы то ни было дополнительных условий.

И последний фактор, не по важности, а по порядку, можно считать ресурсный фактор. В данной части, которая раскрывает одно из положений позиции Западной Сахары, будут проанализированы факторы, которые явились причинами важности территории Западной Сахары с точки зрения природных и минеральных ресурсов в регионе и на международной арене.

Оккупированная территория Западной Сахары богата фосфатами, железом, ураном, титаном, нефтью (по некоторым данным), а запасами рыбы в прибрежных водах. Основными факторами стремления Марокко присоединить территорию Западной Сахары помимо исторических причин является, как раз причина природных ресурсов, которыми богата Западная Сахара, и экономических возможностей. Правительство Марокко было чрезвычайно настойчивым во всем, что связано с инвестированием в разработку полезных ископаемых и других ресурсов.

Таким образом, Марокко рассчитывало на интеграцию своей экономики и экономики Западной Сахары. Это объясняется тем, что Марокко предстало перед лицом экономических проблем, таких как безработица и растущее население. Решение данных проблем Королевство Марокко видит в дальнейшей оккупации территории Западной Сахары. Это включает в себя увеличение количества марокканских поселений на оккупируемой территории, таким образом, предоставляя рабочие места гражданам Марокко в различных развивающихся отраслях промышленности и проч. В результате, сокращается возможность реализации права на самоопределения коренных жителей Западной Сахары, поскольку интересы Марокко не совпадают с целями Фронта ПОЛИСАРИО, а, следовательно, и с интересами коренных жителей.

Более того, наличие подобных дорогостоящих полезных ископаемых привлекает внимание государств и транснациональных корпораций, что делает ситуацию еще более сложной. В тот период времени 70% марокканского дохода в иностранной валюте приходило от продажи фосфатов. На сегодняшний день, самыми крупными импортерами марокканских фосфатов являются Австралия, США, Мексика и Новая Зеландии. В год Марокко производит около 30 миллиона тон фосфатов, учитывая, что из них 3 миллиона тон производится на шахте в Бу-Краа, третьей по размеру шахте[14].

Позиция Фронта ПОЛИСАРИО с момента начала конфликта всегда сохранялась. Представители Фронта ПОЛИСАРИО выступают за проведение референдума, который бы позволить реализовать право на самоопределение западно-сахарского народа. Однако, центральный условием остается возможность получения независимости и создания собственного суверенного государства в исторических границах Западной Сахары, то есть до оккупации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: