СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. Понятие социолингвистики………………………………………….. 3
2. Немного о современной социолингвистике………………………… 5
3. Особенности американской социолингвистики ………………….... 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………… 13
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ
Сам термин «социолингвистика» появился сравнительно недавно. В научный оборот его ввёл американский социолог Герман Карри в 1952 году.
Социолингвистика или социальная лингвистика – это научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии. Она занимается изучением широкого комплекса проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык, а также ролью, которую играет язык в жизни общества.
Многие учёные, такие как Дж. Гамперц, Д. Хаймс, У. Брайт, – считают, что социолингвистика очень близка к таким наукам как этнолингвистика и психолингвистика. Но она, по их мнению, всё же отличается от других смежных наук изучением отношения «язык – общество». В данном контексте язык и общество рассматриваются в качестве структур, а не просто как совокупности социолингвистических единиц. Таким образом, учёные-социолингвисты ставят перед собой задачу вскрыть системную корреляцию языковой структуры и структуры социальной, а также обнаружить каузальные связи в том или ином направлении. Швейцарский лингвист, а также учёный, заложивший основы структурной лингвистики, Фердинанд де Соссюр, рассматривал язык как социальный продукт речевой деятельности. Сам по себе он не может появляться и развиваться, следовательно, Соссюр также отмечает большую значимость социокультурного аспекта формирования и развития лингвистики в целом и того или иного языка в частности. Он писал, что язык существует только в силу договора, который был заключён между определёнными индивидами.
|
Рассмотрим основные вопросы, которые рассматриваются учёными в рамках науки социолингвистики. К одним из основных проблем, изучаемых социолингвистикой, относится проблема социальной дифференциации языка на всех уровнях его структуры, и в частности характер взаимосвязей между языковыми и социальными структурами, которые многоаспектны и носят опосредованный характер. Необходимо отметить, что структура социальной дифференциации языка многогранна. Она включает как стратификационную дифференциацию, которая обусловлена разнородностью социальной структуры, а также ситуативную дифференциацию, обусловленную многообразием социальных ситуаций. С этой проблемой тесно связана проблема языка и нации, изучая которую социолингвистика оперирует категорией национального языка, трактуемого в современном языкознании как социально-историческая категория, возникающая в условиях экономической и политической, концентрации, характеризующей формирование наций.
В социолингвистике выделяется ряд ключевых понятий. Одним из основных понятий относится «языковая ситуация». Она определяется совокупностью форм существования языка: языков, социальных и территориальных диалектов, также региональных койне), которые обслуживают континуум общения в определённых, этнических общностях или административно-территориальных объединениях. В социолингвистике выделяют две группы языковых ситуаций: экзоглоссные. Это совокупности различных языков, и эндоглоссные, они, в свою очередь, определяются совокупностью подсистем одного языка. Два этих вида языковых ситуаций (экзоглоссные и эндоглоссные) могут подразделяться на сбалансированные, если их компоненты функционально равнозначны, и несбалансированные, если их компоненты распределены по различным сферам общения и социальным группам.
|
НЕМНОГО О СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ
На современном этапе развитие социального направления в языкознании имеет несколько важных особенностей. Приведём основные:
1. социальная лингвистика вышла за пределы узких традиций национальных школ;
2. расширилась междисциплинарная связь с другими областями науки;
3. социологические исследования языка стали находить выход в практическую жизнь общества.
Особое внимание уделяется в современной социолингвистике вопросу о связи и взаимодействии языка и культуры. Понятие культуры очень многообразно в своих определениях. Ещё в середине двадцатого века американские учёные Крёбер и Клакхон выделяли более ста пятидесяти определений понятия культуры. Однако среди всего множества трактовок понятия культуры наиболее значимую роль выполняет язык. Культура и язык это неотделимые явления, как культура не будет существовать без языка, так и язык не будет иметь значения без культуры.