Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова Минздрав России)
Кафедра факультетской терапии
Кафедра факультетской терапии
Методические указания для СТУДЕНТОВ
Тема: ПНЕВМОНИЯ
(IV курс лечебного факультета)
Исполнитель: Чижова О.Ю.., Беляева Е.Л.
Зав. кафедрой: проф. Болдуева С.А.
Обсуждены на заседании кафедры факультетской терапии
(протокол N1, от «27»августа 2014 г.)
Санкт-Петербург, 2014.
Тема: пневмония (П)
1. Место проведения: больничная палата и учебный класс.
Продолжительность темы: 4 часа.
2. Цель занятия.
Закрепить теоретические знания студентов о пневмонии, обучить методически правильно обследовать больного с пневмонией, сформулировать диагноз, назначить лечение, определить методы профилактики и прогноз больного.
3. Конкретные задачи.
Студент должен знать:
- распространение данного заболевания
- современные представления об этиологии и патогенезе пневмонии;
- современные классификации пневмонии;
- клинические проявления, осложнения и исходы;
- современные принципы этиотропной и патогенетической терапии пневмонии, а также основные направления их профилактики;
- определение прогноза больного пневмонии
Студент должен ум е т ь:
- методически правильно осуществлять опрос жалоб и сбор анамнестических сведений;
- правильно и последовательно проводить физикальное обследование больного;
- правильно обосновать предварительный клинический диагноз;
- обосновать план обследования больного;
- оценивать результаты клинических, биохимических, иммунологических исследований крови, рентгенологического исследования органов грудной клетки, спирографии;
- провести дифференциальную диагностику;
- на основании клинических, лабораторных, инструментальных исследований, а также проведенной дифференциальной диагностики сформулировать и обосновать развернутый окончательный клинический диагноз;
- правильно оценивать тяжесть заболевания и диагностировать его осложнения, определять степень дыхательной недостаточности;
- назначать и обосновать лечение больных П;
4. Мотивация. Прежде всего следует обратить внимание студентов на актуальность проблемы пневмоний, которая заключается в сохраняющейся высокой заболеваемости и высокой летальности (5%- 20 %). Важным представляется и тот факт, что за последние десятилетия существенно расширилась этиологическая структура пневмоний, несколько изменилась клиническая картина заболевания, возросла роль внутрибольничных (нозокомиальных) пневмоний.
5. Межпредметные связи:
Пропедевтика Патологическая анатомия Патологическая физиология Фармакология Лучевая диагностика | ![]() | Пневмония | ![]() | Госпитальная терапия Поликлиническая терапия Врачебная летняя практика |
Внутрипредметные связи
Пневмония | ![]() | Нагноительные заболевания легких |
Задания для самоподготовки
Литература
1. Гучев И. А., Синопальников А. И. Современные руководства по ведению внебольничной пневмонии у взрослых: путь к единому стандарту // Клин. микробиол. и антимикроб. химиотер. — 2008. — № 10 (4). — С. 305–321.
2. Рачина С. А., Козлов Р. С. Современные подходы к микробиологической диагностике при внебольничной пневмонии // Пульмонология. — 2009. — № 6. — С. 5–14.
3. Розенштраух Л. С., Рыбакова Н. И., Виннер М. Г. Рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания. — М.: Медицина, 1987. — 639 с.
· Составить схему известных данных о патогенезе пневмонии.
· Тактика лечения больных с пневмонией.
Вопросы для самоподготовки.
· Определение понятия пневмонии
· Классификация пневмонии
· Основные жалобы и клинические проявления при пневмонии.
· Патогенез пнеевмонии.
· Дифференциальный диагноз пневмонии
· Клиническая картина пневмонии.
· Осложнения
· Диагностика
· Принципы лечения пневмонии
· Прогноз больного, экспертиза трудоспособности пневмонии.