Для того чтобы сделать акцент на длительности, незаконченности действия, воспользуемся следующей формулой:
Be + Ving |
Если в данной формуле вспомогательный глагол be поставить в форму настоящего времени (am, is, are), то мы получим действие, происходящее в данный момент, в момент речи. Примеры:
I | am | reading. | Я читаю (сейчас). |
He She It | is | reading. | Он Она читает (сейчас). Оно (напр., устройство) |
We You They | are | reading. | Мы читаем. Вы (ты) читаете. Они читают. |
Обратите внимание!!!! в функции сказуемого нельзя употреблять ing-форму без вспомогательного глагола be нельзя употреблять вспомогательный глагол be без ing-формы |
Например: Нельзя говорить I working или I am work. Надо говорить I am working.
Все грамматические преобразования (отрицательная форма, вопросы) проводим с помощью вспомогательного глагола be (am, is, are).
Например:
I am not (I’m not) studying today, I am ill. – Я не учусь сегодня, я болен.
He is not (isn’t) driving today, his car is broken. – Он сегодня не едет на машине, его машина сломана.
The children are not (aren’t) sleeping, they are playing. – Дети не спят, они играют.
Посмотрите таблицу, из которой станет ясно, как правильно задавать специальные вопросы (т.е. вопросы с вопросительным словом) в настоящем длительном времени:
Вопросительное слово | Вспомогательный глагол | Подлежащее | Основной глагол (оставшаяся часть сказуемого) | Оставшаяся часть вопроса |
Where | are | Mary and Jack | going? | ---- |
What | is | he | doing | in the room? |
Why | are | they | listening | to such loud music? |
What subject | is | she | studying | now? |
Who | are | you | looking | at? |
Теперь зададим общие вопросы (вопросы без вопросительного слова):
Вопросительное слово | Вспомогательный глагол | Подлежащее | Основной глагол (оставшаяся часть сказуемого) | Оставшаяся часть вопроса |
--- | Are | Mary and Jack | working | in Manchester? |
--- | Is | he | studying | in the library? |
--- | Is | she | listening | to R&B? |
-- | Are | you | cooking | breakfast? |
|
Теперь сравним два времени:
1) Настоящее простое – оно служит для обозначения регулярного, повторяющегося действия, факта совершения действия;
2) Настоящее длительное – оно обозначает действие незаконченное, действие в момент речи.
Настоящее простое | Настоящее длительное |
I sometimes cook breakfast. Я иногда готовлю завтрак. | I am cooking breakfast now. Я сейчас готовлю завтрак. |
He studies 6 days a week. Он учится 6 дней в неделю. | He is studying today. Он учится сегодня. |
We never walk to the University. Мы никогда не ходим в Академию пешком. | Today we are walking to the Academy. Сегодня мы идем в Академию пешком. |
В настоящем простом используется вспомогательный глагол do (does) – для отрицания и вопроса, а также в кратких ответах на общие вопросы. Примеры: We don’t study German. Мы не изучаем немецкий язык. He doesn’t like Physics. Он не любит физику. Do you have laboratory classes? У вас бывают лабораторные занятия? Does he teach Chemistry? Он преподает химию? | В качестве вспомогательного глагола в настоящем длительном выступает глагол be (am, is, are). Примеры: We aren’t studying English this year. В этом году мы не изучаем английский язык. Is he having a laboratory class now? У него сейчас лабораторное занятие? |
Обратите внимание на формы глаголов в английских предложениях и переводах на русский язык. Русские формы могут быть одинаковыми, вне зависимости от характера действия (регулярное действие или действие в данный момент). Английские формы разные!