ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА




ПРЕДИСЛОВИЕ

Фехтовальщики России одержали победы на многих мировых первенствах и Олимпийских играх. Особенно убедителен их успех в 1996 году в Атланте - четыре золотые, две серебряные и одна бронзовая медали. Высокие результаты, показанные на протяжении нескольких десятилетий, основаны на системе подготовки спортсменов-единоборцев на холодном оружии, разработанной в России и описанной в цикле книг, не имеющих аналогов в мировой специальной литературе.

Данный учебник подготовлен на кафедре фехтования Российской Государственной Академии Физической Культуры. В нем реализованы усилия ведущих ученых и тренеров по обобщению важнейших положений теории и методики фехтования, отражающих современный уровень его развития. Настоящий учебник отделяют от подобного предыдущего издания девятнадцать лет. Естественно, в мировом фехтовании за столь длительное время произошли существенные изменения и прежде всего из-за нововведений в правилах и системе проведения соревнований, технологии судейства.

Прошедший этап развития фехтования в России характерен интенсивным поиском и научным анализом объективных данных о процессе тренировки, их теоретического обобщения: за эти годы в нашей стране защищено более пятидесяти кандидатских и четыре докторских диссертаций по проблемам совершенствования теории и методики фехтования.

Впервые в учебнике для вузов физической культуры систематизировано изложение содержания важных разделов теории фехтования, среди которых: объективные характеристики соревновательной деятельности, эффекты воздействия тренировок и соревнований на двигательную и психическую сферы спортсменов, типовые составы действий и тактические компоненты их подготовки и применения в различных видах оружия, критерии и способы оценки действий и состояний подготовленности. Научно обоснованы: возрастная динамика технико-такти-ческого совершенствования юных фехтовальщиков, методика повышения уровня умений и навыков тренера, процесс формирования отношений между тренером и спортсменом.

Настоящий учебник аккумулирует накопленные знания и превращает их в достояние широкого круга спортсменов и тренеров, позволяя усовершенствовать процесс подготовки и повышения квалификации специалистов.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ФЕХТОВАНИЯ В РОССИИ И В СССР

Общеизвестными книгами российских фехтовальных педагогов XIX века являются - "Начертание правил фехтовального искусства" (Соколов, 1843г.), "Руководство к изучению правил фехтования на рапирах и эспадронах" (И.Е.Сивербрик, 1852г.). В них достаточно четко отражены взгляды на технику, тактику и методику обучения фехтованию, господствовавшие в первой половине XIX века. При этом многие методические рекомендации авторов носят оригинальный и для своего времени передовой характер, определяют необходимость формирования у фехтовальщика точных оценок "расстояния до цели", "вер-ности глаза", "ощущения посредством оружия".

Анализ пособий по фехтованию, изданных в России в начале XX в. (Н.И.Люгар, 1905, 1910; С.Э.Лихошерстов, 1906; Л. Барбазетти, 1909; В.Житков, 1909; К.И.Тернан, 1913; А.П. Мордовин, 1913 и др.), показывает, что изложенные в них техника, тактика и методика обучения, находятся на уровне зарубежных источников того же периода.

Руководство развитием фехтования в России в 1919-1923 годы сосредоточивается в военных ведомствах, так как владение холодным оружием становится частью содержания военного обучения допризывной молодежи, солдат и командиров. Позже, с образованием советов физической культуры, в их функции передается руководство гражданскими организациями, культивирующими фехтование, в том числе секции по овладению холодным оружием.

С развитием в СССР сети высших учебных заведений по физической культуре в них создаются специализированные кафедры (первоначально в Москве и Ленинграде), взявшие на себя главные роли в разработке теории, техники и тактики.

Военно-прикладные основы фехтования нашли в эти годы обоснование в изданиях В.Н. Короновского и М.А. Яковлева ("Защита и нападение. Методическое руководство по борьбе, боксу, фехтованию, стрельбе, применительно к программе массовой физической культуры", - М., 1925), Ю.Хозикова ("Массовое фехтование. Техника и методика, организационные указания, подготовка групповодов", 1930), Н.Н. Ознобишина ("Искусство рукопашного боя", 1930), во Временных руководствах по обучению рукопашному (1929) и штыковому бою (1930) в РККА.

С развитием в СССР прикладного и спортивного фехтования (20-40гг.) появились первые правила соревнований по владению холодным оружием (1927, 1931, 1938, 1940), разработаны программы для ИФК (1938, 1939), ДЮСШ (1940, 1944), спортивных секций и коллективов физкультуры (1940, 1941), семинаров повышения квалификации инструкторов (1942) и подготовке групповодов (1944), в том числе с ориентацией на массовое обучение рукопашному бою (1943, 1944). Кроме того был опубликован (1917-1945) цикл пособий, предназначенных тренерам, инструкторам и преподавателям - Н.А. Киавери (1921), В.К.Добровольский (1936), Ю.К.Мордовин (1937), М.А. Аграновский (1937), К.Т.Булочко (1939, 1940, 1941).

Наиболее активно военно-прикладные усилия характерны для периода Второй мировой войны (1939-1945). Было подготовлено более 40 программ и руководств по рукопашному бою (И.П.Байченко, И.П. Маркевич, М.А. Аграновский, К.Т. Булочко, Н.Т. Поддобрый, М.В. Лукичев, И.Э. Кох, Ю.К. Мордовин, А.А. Тарасов, Ю.Т. Хозиков, Г.А. Калачев, Н.Н. Симкин и др.

Особую роль в оценке уровня техники и тактики спортсменов-фехтовальщиков СССР имели соревнования с командой Турции (1935-1936гг.). В них участники от СССР впервые столкнулись с широким применением атак "стрелой" и длинного маневра с использованием бега и прыжков, выходящего за рамки общепринятой техники передвижений. Откликом на это стали публикации в журнале "Теория и практика физической культуры" (1938, № 9; 1939, № 5) М.А.Аграновского, В.В. Вышпольского, А.Н.Пономарева, посвященные технике и методике обучения атаке "стрелой", а также практическим советам для начинающих. Публикуется и цикл пособий по методике обучения фехтованию на всех видах оружия (В.К. Добровольский, 1936; М.А. Аграновский, 1938, 1939), устанавливаются характеристики физиологических процессов и кинестезических ощущений при занятиях фехтованием, разрабатываются системы записи действий спортсменов в поединке и педагога в уроке (И.П. Байченко, А.Ц.Пуни, Л.В. Головня).

Важнейшее значение для того времени имел учебник для ИФК под общей редакцией К.Т.Булочко, В.К. Добровольского и А.Ц.Пуни "Фехтование и рукопашный бой" (1940). В нем подробно изложены техника и тактика ведения поединков на различных видах оружия, отражен возросший уровень теории и методики фехтования. Вместе с тем, в нем сохранены, например, широкие движения саблей "мулинеты", удары по щеке, характерные для фехтовальщиков предыдущего столетия.

Начиная с конца 40-х годов среди специалистов фехтования и в печати активно обсуждаются пути формирования отечественной школы фехтования (В.А. Андриевский, 1947, 1953; А.Н.Пономарев, 1948; В.А. Аркадьев, 1948, 1949, 1950; Л.В. Головня, 1949; А.П. Федоров, 1950; К.Т. Булочко, 1951), использования научных методов в решении ее проблем. Однако наиболее известным изданием того времени является учебное пособие для театральных учебных заведений - "Сценическое фехтование" (И.Э. Кох, 1948), включавшее глубокий анализ истории развития холодного оружия и приемов фехтования.

Подготовка фехтовальщиков СССР к XV Олимпийским играм, начавшаяся неофициальными соревнованиями с венгерскими и польскими фехтовальщиками (1951, 1952), а затем и выступление на Олимпиаде в Хельсинки существенно ускорили процесс совершенствования теории и методики фехтования в СССР. Прежде всего этому способствовало расширение масштабов работы по развитию фехтования в стране как олимпийского вида спорта, и как следствие этого, появление большого числа методических изданий, выполненных на основе обобщения опыта специалистов (В.А. Аркадьев, 1953, 1956; Б.В. Лоим, 1953; Л.С. Блох, 1954; К.Т. Булочко, 1954, 1958; А.П. Варакин, В.Кулешов, 1955; Л.В. Головня, 1956 и др.). Наиболее значительными среди вышедших книг являются: пособие для секций и коллективов физической культуры (В.А. Аркадьев, 1953), пособие для ИФК (1954) и учебник для ИФК (1959), созданные коллективами авторов под общей редакцией В.А. Аркадьева и включавшие теоретически обоснованные В.А. Андриевским положения по методике обучения фехтованию и спортивной тренировке.

В данных пособиях и учебнике начат процесс научного анализа соревновательного и тренерского опыта, приобретенного на международной арене, четко определено место фехтования в государственной системе физического воспитания, уточнена терминология, изложены раздельные классификации боевых действий и приемов фехтования, впервые систематизирован материал по тактической подготовке (В.А. Аркадьев), формированию специфических спортивно-технических навыков (В.А. Андриевский).

Последующие пособия для тренеров и учебники для ИФК отражают динамику совершенствования знаний о фехтовании, как спортивно-педагогической дисциплине. Так, в пособиях - "Фехтование. Индивидуальный урок" (В.А.Аркадьев, Ю.Т. Хозиков, 1962) и "Парные упражнения в подготовке фехтовальщиков" (А.Н.Пономарев, 1968) подробно представлены средства и методы, используемые в учебном процессе спортсменов различной квалификации, а в пособии для тренеров - "Фехтование" (коллек-тив авторов, составитель Л.В. Сайчук, 1964) изложено содержание разделов тренировки фехтовальщиков высшей квалификации. В свою очередь в учебнике для ИФК 1967г. (коллектив авторов, общая редакция К.Т.Булочко) широко представлена методика психологической подготовки (В.И.Федоров), развитие боевых умений в тактической подготовке (М.П.Мидлер), разнообразные упражнения для обучения и совершенствования фехтовальщиков (К.Т. Булочко).

В учебнике для ИФК 1978г. (коллектив авторов, общая редакция Д.А.Тышлера) обобщены теоретические положения, относящиеся к построению тренировки квалифицированных (В.С.Келлер и Д.А.Тышлер) и юных (А.П. Варакин) фехтовальщиков, формирования профессионально-педагогических умений и навыков (А.П. Варакин).

Возросшие требования к специализированности подготовки фехтовальщиков во второй половине 50-х годов, прежде всего в связи с ежегодным участием сборных команд СССР в мировых первенствах, определили интерес тренеров и ученых к проблеме формирования самостоятельных систем технико-тактического совершенствования в избранном виде оружия. Как следствие этого процесса были теоретически обоснованы специфические проявления восприятий и реагирования фехтовальщиков, так называемых "чувства боя", "чувства дистанции", "чувства оружия" и впервые разработана методика их формирования (Д.А.Тышлер, Теория и практика физической культуры, № 1, 1959), опубликован цикл книг, в которых в совокупности изложена система тренировки фехтовальщиков высшей квалификации. Наиболее известными среди них являются: "Тренировка фехтовальщиков на саблях" (Д.А. Тышлер, 1961), "Тренировка в фехтовании на рапирах" (М.П.Мидлер, Д.А. Тышлер, 1966), "Психологическая подготовка фехтовальщиков" (М.П. Мидлер, Д.А. Тышлер, 1969), "Тактика в фехтовании" (В.А. Аркадьев, 1969), "Фехтование на шпагах" (А.Н. Пономарев, Л.В. Сайчук, 1970), "Тренировка фехтовальщика" (В.С. Келлер, Д.А. Тышлер, 1972), "Ступени мастерства фехтовальщика" (группа авторов, общая редакция В.А.Аркадьева, 1975), "Тренировка фехтовальщиков на шпагах" (Ю.Т. Смоляков, Д.А.Тышлер, 1976), "Фехтование на саблях. Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения" (Д.А.Тышлер, 1981), "Методика тактической подготовки фехтовальщика" (С.Д. Бойченко, Д.А. Тышлер, 1983), "Фехтовальные сюжеты" (Д.А. Тышлер, 1983), "Фехтование на шпагах. Соревновательная деятельность и методика технико-тактического совершенствования" (Ю.Т. Смоляков, Д.А. Тышлер, 1985), "Поеди-нок фехтовальщиков" (В. Турецкий, 1986), "Подготовка шпажиста" (С.В. Парамонов, 1986), "От новичка до мастера" (А.Н. Пономарев, 1987).

Обращение специалистов различного профиля к научному анализу методических проблем совершенствования работы по фехтованию заметно уже в конце 40-х и в 50-е годы, к которым относятся и первые диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности "Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки". Их подготовили: Л.В. Головня "Спортивное судейство по фехтованию в полосе препятствий" (1944), В.И. Элашвили "Хевсурское фехтование" (1946), В.А. Андриевский "Методика обучения фехтованию и пути повышения спортивного мастерства" (1953), Ю.Т.Чихачев "Материалы к методике обучения фехтованию в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности" (1954), К.Т.Булочко "Физическая подготовка разведчика" (1955), М.С. Шакирзянов "Некоторые методы улучшения судейства по фехтованию" (1957).

Для 50-х годов характерен также цикл научных статей медико-биологического направления, в частности, А.И. Крестовникова и Т.А.Третиловой "Некоторые данные о состоянии нервной системы у фехтовальщиков" (1953), А.М.Ланда и Н.М. Михайлова "Профилактика и лечение травматизма" (1953), Г.А.Гончарова "Врачебные наблюдения за фехтовальщиками" (1954), Т.А. Третиловой "Влияние многолетней тренировки в фехтовании на организм занимающихся" (1958).

Однако особую важность имели формирующиеся у специалистов представления о необходимости проведения исследований фехтования на основе инструментальных методов, апробированных в биомеханике, физиологии, психологии с целью выявления объективных данных о параметрах деятельности спортсмена в поединке. И первым значительным результатом в этом направлении является кандидатская диссертация В.С.Келлера "Основы школы фехтования на саблях" (1959), который расширил затем исследования до уровня самостоятельного научного направления и его реализовал в системе научно-мето-дического обеспечения подготовки сборных команд СССР к мировым первенствам и Олимпийским играм. Результаты многолетних исследований обобщены В.С.Келлером в цикле книг и статей, а также в докторской диссертации "Ис-следование деятельности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях" (1975).

Многоплановый научный поиск выполнен на кафедре фехтования и современного пятиборья ГЦОЛИФК под научным руководством профессора А.П. Варакина по проблемам совершенствования техники (Б.И. Беляков, 1964; И. Исаков, 1969; Э.Д. Сладков, 1966; А.В. Лысых, 1980), методики физической подготовки (Л.В. Казацкая, 1975), детско-юношеского спорта (А.Р. Глебов, 1969; Алексеенко, 1972; А.Д.Мовшович, 1972; Хатер, 1974; Н.Е. Семенихина, 1975; Ю.А.Хачатурян, 1977; В.М.Лабскир, 1977; В.А.Бусол, 1980; В.С.Карпов, 1982) и другим актуальным разделам фехтования и современного пятиборья (В.К.Галкин, 1971; В.П.Киселев, 1973; Д.А.Тышлер, 1974; И.А.Новиков, 1984; А.Г. Шерозия, 1987 и др.).

Формированию операционного состава действий и его структуры в поединках на всех видах оружия, а также выявлению функциональных особенностей соревновательной деятельности спортсменов различной квалификации (двигатель-ный аппарат и психическая сфера) посвящен цикл кандидатских диссертаций, выполненных под научным руководством Д.А.Тышлера (Ю.Т. Смоляков, 1977; Л.Д.Битехтина, 1977; Х.А. Диас, 1979; С.А.Гавад, 1979; С.Д.Бойченко, 1980; В.А.Витошкин, 1981; Б.В. Турецкий, 1981; А.С.Петросян, 1983; В.Г. Войтов, 1984; В.В. Симаков, 1984; К.И.Ядловский, 1985; В.В. Житлов, 1985; С.Т.Омельченко, 1985; И.М.Овчинникова, 1986; Г.Б. Абдурасулова, 1987; И.А. Эстрина, 1987; П.А. Ренский, 1989; Л.Г. Бочарникова, 1989; М.А. Галухин, 1989; А.И. Павлов, 1990; Н.В.Коротаева, 1990; М.Ш.Двали, 1991; А. Рафикова, 1991; А.Б. Моисеев, 1992; Ким Енг Су, 1995 и др.). Результатом этой работы явилась также серия книг и статей с оценками особенностей ведения поединков в видах фехтования и рекомендациями по методике технико-такти-ческого совершенствования и индивидуализации тренировки спортсменов высшей квалификации, частично представленных в докторской диссертации "Теория и методика спортивного совершенствования в современных единоборствах" (1984).

При этом необходимо отметить существенный научный анализ соревновательной деятельности фехтовальщиков, реализованный в цикле кандидатских диссертаций (Л.Д. Битехтина, Г.Д.Тышлер, В.В.Симаков, И.М. Овчинникова, С.А. Говад, Н.В. Коротаева и др.), выполненных под научным руководством специалистов смежных дисциплин (С.А.Гладышева, А.А. Гуминский, О.В. Дашкевич, В.М.Зациорский, Б.А.Никитюк, О.А. Мильштейн и др.).

Самостоятельным научным направлением являлся анализ возрастной динамики спортивного совершенствования юных фехтовальщиков, выполнявшийся под руководством А.Д. Мовшовича, итогом которой явился цикл кандидатских диссертаций (Рамзи Эль Тамбули, М.Е. Бакулин, 1989; А.М.Поляков, 1990; Е.А. Тихомирова, 1995 и др.), и его докторская диссертация, цикл программ для ДЮСШ, научно-методические пособия по проблеме формирования системы тренировки юных фехтовальщиков.

Психолого-педагогические аспекты теории и методики фехтования объективизированы на основе данных диссертационных исследований, подготовленных под научным руководством А.В. Родионова (А.Д. Мовшович, 1972; Б.В.Турецкий, 1981; Ю.А..Хачатурян, 1977; В.В. Житлов, 1985 и др.).

Внесли определенный вклад в научные исследования фехтования последнего двадцатилетия и кафедры Ленинградского ИФК (А.А.Дизендорф, 1971; Е.Белова, 1978; Г.М. Поликарпова, 1983; С.В.Резниченко, 1983; М.М. Синицын, 1988 и др.), Киевского ИФК (С.В.Парамонов, 1978; Б.В. Кирильченко, 1986; В.М.Волков, 1987; А.И.Глебов, 1990 и др.), научные подразделения ВНИИФКа (В.С. Хархалуп, 1976; С.Н.Пимонова, 1976; Т.М.Березкина, 1982; В.В. Сидорова, 1991; В.П. Ляшенко, 1993).

Определенное значение в процессе обобщения теоретических и методических проблем фехтования имеет проведенная многолетняя работа (В.Я.Базаревич, А.П. Голяницкий, В.А. Гансон, В.А.Житный, Д.А.Тышлер) по усовершенствованию правил соревнований (1971, 1975, 1983), программ для ДЮСШ (1954, 1960, 1967, 1971, 1983) и ИФК (1974, 1983), пособий для заочного обучения в ИФК (1949, 1969, 1978), выпуску ежегодников "Фехтование" (1983, 1984, 1985, 1986) и серии методических фильмов.

Вместе с тем следует отметить, что еще недостаточное количество исследований посвящено таким актуальным проблемам как прогнозирование спортивных достижений, моделирование характеристик сильнейших фехтовальщиков мира, ориентация к занятиям фехтованием и диагностики спортивных способностей, средства и методы восстановления и др.

Имеющиеся возможности решения перспективных задач развития теории и методики фехтования основаны на результатах анализа объективных данных об особенностях соревновательной деятельности спортсменов и процессов формирования профессионально-педагогичес-ких умений тренеров, теоретическом обосновании принципов построения тренировки и метрологически корректной системы анализа действий спортсменов в поединке, привлечения к исследованиям фехтования специалистов различного профиля.

Часть I. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ
(содержание, критерии и способы оценки)

ОСОБЕННОСТИ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соревновательная деятельность фехтовальщиков отличается рядом признаков, отражающих общие условия единоборства в турнире, поединке, отдельных ситуациях, например:

- многоэтапностью борьбы с меняющимися ее количественными параметрами и уровнем напряженности, неожиданными перерывами;

- постоянным возникновением ситуаций с околопредельными напряжениями, успешность действий в которых непосредственно определяет победу или поражение в поединке;

- острым личностным противоборством участников в ходе поединка, обусловленным непосредственным воздействием на противника с целью достижения спортивного результата.

Вместе с тем для анализа технико-тактических составляющих мастерства фехтовальщиков необходим учет конкретных положений, определяющих выбор, подготовку и применение боевых действий, важнейшими среди которых являются:

- разноуровневая значимость факторов, определяющих тактическую сущность действий, ситуаций ведения поединка;

- произвольный выбор нападений и защит, способов подготовки при разнообразии ситуаций и широких возможностях взаимозамен между их разновидностями;

- альтернативность тактического поиска при выборе разновидности нападения и противодействия нападению противника в условиях преднамеренного принятия тактических решений;

- неожиданность значительного числа ситуаций, ус-пешность действий в которых основана на проявлениях специализированных свойств спортсменов;

- количественная и ситуационная неопределенность использования тактических решений, принимаемых в поединке на уровне намерений или двигательного реагирования;

- неопределенность параметров исходных дистанций и их изменений в ходе схваток;

- вариативность параметров нападений и защит при типовых исходных, фазовых и конечных положениях.

Данные характеристики соревновательной деятельности определяют формирование типового состава приемов, сравнительную значимость разновидностей действий и тактических компонентов их подготовки и применения, проявлений двигательных и психических качеств в соревнованиях.

Сопоставление объективных характеристик соревновательной деятельности и достигнутой подготовленности спортсменов позволяет контролировать уровень адекватности педагогических воздействий, открывает перспективы оптимизации состава и соотношения используемых средств, методов и условий тренировки, повышения уровня ее специализированности.

 

СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

Организация и проведение соревнований по фехтованию и соответствие правилам ведения поединков предопределяют условия для максимальной реализации духовных и физических возможностей спортсменов, демонстрации и сопоставления уровня их тренированности, достижения высших результатов на основе слагаемых итогов серии поединков. При многоэтапном их построении и непосредственной связи с задачами и содержанием тренировки соревнования принципиально отличаются друг от друга по четырем основным направлениям, среди которых:

- место в общей системе подготовки;

- способ проведения;

- организационная принадлежность;

- возрастная преемственность и календарная последовательность.

Место соревнований в общей системе подготовки спортсменов. Функции соревнований включают как выявление способностей спортсменов к избранному виду деятельности и степени готовности к достижению определенных результатов, так и управление их тренированностью. Участие в соревнованиях содействует совершенствованию адаптационных возможностей организма фехтовальщика к интенсивным двигательным и психическим напряжениям, способностей к мобилизации волевых усилий и повышению устойчивости к экстремальным условиям единоборства.

Являясь самостоятельным средством тренировки фехтовальщиков и многократно повторяясь в годичном цикле, соревнования придают системе подготовки фехтовальщиков полисоревновательные характеристики. Данное положение позволяет разделить их на подготовительные, контрольные, модельные и главные.

Подготовительные соревнования направлены:

на рационализацию использования средств фехтования и тактических компонентов их подготовки и применения в поединках;

специализирование проявлений психических свойств спортсменов;

повышение уровня их тренированности и приобретение соревновательного опыта.

Контрольные соревнования направлены:

на объективизацию оценок тренированности спортсмена;

уточнение степени овладения приемами и реализации тактических задач применения действий;

определение уровня специализированности двигатель-ных и психических качеств, функциональной готовности к соревновательным нагрузкам.

Результаты контрольных соревнований позволяют оценить эффективность построения этапа подготовки и корректировать соотношение средств и методов тренировки. Контрольные функции выполняют и организованные по ходу учебного процесса тренировочные соревнования, а также отдельные официальные турниры.

Модельные соревнования решают задачи подведения фехтовальщиков к состоянию спортивной формы перед главными соревнованиями годичного цикла, четырехлетия. Они могут быть специально организованными или календарными, полностью или частично воссоздавая ус-ловия предстоящих главных соревнований.

Главные соревнования предназначены для достижения наивысших на определенном этапе совершенствования спортивных результатов, для чего фехтовальщику необходимо проявить полную мобилизованность технико-тактических и функциональных возможностей, максимальную нацеленность на высшие показатели и присущий спортсмену уровень морально-волевых усилий на их реализацию.

Значительное количество соревновательных стартов, доходящее в отдельных случаях до 25-30 в годичном цикле, положительно сказывается на стабильности спортивных результатов, позволяет удерживать высокий уровень подготовленности в течение сезона. Однако сохранение высоких результатов столь длительные сроки связано с большим расходом нервной и физической энергии спортсменов, резервы которых при большом количестве стартов постепенно истощаются. Поэтому в годичных циклах подготовки обязательным является ранжирование соревнований, выделение главных стартов с задачей достижения наивысших спортивных результатов, подчиняя остальные соревнования целям подготовки.

Способы проведения соревнований Выбор способа соревнований зависит от поставленных целей, количества участников и места проведения. Кроме того учитываются возможности судейской коллегии и выделенное на них время, сложившиеся традиции и др.

Наиболее часто встречающимися способами проведения соревнований по фехтованию являются:

круговой;

отборочно-круговой;

прямого выбывания;

смешанный;

в виде эстафеты;

Круговой способ находит преимущественное применение в контрольных и отборочных соревнованиях, командных турнирах с небольшим числом участвующих коллективов.

Отборочно-круговой способ предусматривает деление участников (команд) на группы (по 5-6 человек или по 3-4 команды), в рамках которых каждый спортсмен или команда проводят поединки (матчи) с каждым из соперников. Затем определенное число соревнующихся, занявших лучшие места, выходит в следующий круг состязаний.

Способ прямого выбывания предопределяет окончание соревнования для спортсмена (команды) после первого поражения, а также проведение в определенных случаях "утеши-тельных" поединков между проигравшими спортсменами, победы в которых позволяют продолжить борьбу за первенство. Возможно также проведение дополнительных боев с целью выявления окончательного места участников финала.

Смешанный способ представляет собой комбинацию боев по отборочно-круговому принципу и матчей с прямым выбыванием.

Вместе с тем проведение соревнований по фехтованию допускает различия следующего характера:

- в личных соревнованиях могут выявляться места всех участвовавших спортсменов, победителей, призеров;

- в лично-командных соревнованиях, кроме личных мест участников, параллельно определяются и результаты команд. Все участники в этом случае, в том числе и спортсмены каждой из команд, включаются в общую жеребьевку;

- в командных соревнованиях определяются места команд при ведении поединков между каждым из спортсменов соревнующихся коллективов или до выявления победившей команды, а также в определенных случаях и между конкретными номерами команд.

Организационная принадлежность соревнований. Разнообразие форм организации занимающихся в спортивных обществах, клубах, сборных командах городов, республик и т.п. позволяет различать соревнования, проводимые по территориальному и ведомственному принципам.

Территориальные соревнования включают городские, районные, республиканские и др., в которых принимают участие фехтовальщики определенного региона вне зависимости от принадлежности к спортивному обществу.

Ведомственные соревнования проводятся среди членов спортивных клубов, работников ДСО и ведомств, учащихся школ вне зависимости от места их проживания.

Различие соревнований по территориальному и ведомственному принципам не носит взаимоисключающего характера, так как соревнования среди спортсменов определенного ведомства могут объединять их и по региональной принадлежности.

Возрастная преемственность и календарная последовательность. На этапах многолетнего тренировочного процесса фехтовальщиков соревнования проводятся для каждой возрастной категории. Выделяются детские (11-14 лет), юношеские (15-16 лет), кадетские (до 17 лет), юниорские (до 20 лет) соревнования. При их распределении в годичном цикле требуется преемственность между ними (например, целесообразны сначала соревнования среди юношей, после которых призеры получают допуск на турнир юниоров; затем лидеры возрастной группы могут принять участие в соревнованиях взрослых спортсменов). Возможна и иная возрастная градация спортивных соревнований (турниры среди школьников, молодежные игры, разделение юниоров на возрастные группы и т.д.), позволяющая полнее регламентировать соревновательную практику фехтовальщиков.

 

ТЕХНИКА ФЕХТОВАНИЯ

Техника ведения поединка представляет собой систему специализированных операций, в которой объединены движения (приемы) и тактические задачи (наме-рения), при взаимодействии и соподчинении их отдельных компонентов в единых боевых действиях. Анализ техники позволяет дифференцировать проявления отдельных частей выполнения целостногодвигательного акта на основе отдельных характеристик, например: пространственных; пространственно-временных; силовых; инерционных; ритмических.

Действия фехтовальщиков в поединке являются сложными двигательными актами со всеми характеристиками и особенностями многочисленных условно-реф-лекторных связей, построенных по принципу функциональной системы. При некоторой условности они могут рассматриваться как усложненные модели различных видов двигательных реакций: простых и сложных. Однако в бою действия спортсмена могут носить разнообразный характер, представлять сложные двигательные структуры, в которых сочетаются компоненты различных реакций.

Возможны варианты боевых действий, в которых скрытый период относится к простому реагированию, а моторный компонент - технический прием - выполняется по структуре сложного многотемпового двигательного акта. Такая схема типична для многочисленных действий нападения (атак с финтами, с действием на оружие и др.). Иногда боевая ситуация вынуждает спортсменов реагировать действием (например, однотемповой контратакой), моторный компонент которого по структуре можно отнести к простому реагированию, а скрытый период очень часто сходен с реакциями дифференцировочного характера. Ведь попытка контратаковать может сочетаться с выбором сектора нанесения укола (удара), а применению самого действия может предшествовать маневрирование бойцов по дорожке, сопровождаемое подготавливающими действиями оружием и др.

Особо следует учитывать, что любой прием или действие выполняются с пространственным, временным и пространственно-временным предвосхищением дистанционных и моментных характеристик движений, своих и противника, на основе которых оптимизируются параметры движений в ходе схватки. При этом сохраняет свое значение типовой состав приемов и действий, а также стандартные (исходные, фазовые и конечные) положения оружия (туловища и ног) при их выполнении, составляющие основы школы фехтования с особенностями в каждом виде оружия.

Преднамеренные действия практически сходны с действиями, основанными на быстроте простой двигательной реакции, а деятельность фехтовальщиков в ситуациях, требующих применения взаимоисключающих боевых средств, аналогична действиям при сложных реакциях на зрительные сигналы. В свою очередь, специфика требований при перестройке от одного действия к другому соответствует дифференцировочным реагированиям с переключением. Следовательно, особенности скрытого периода двигательных реакций во многом определяют характер и возможности применения действий в поединке, так как их выполнение основано на проявлениях быстроты и точности реагирований спортсменов при взаимодействии с противником в ходе боя. Данные причины главным образом диктуют выбор педагогических задач технической подготовки, создание условий, адекватных требованиям соревновательной деятельности.

Уровень соответствия техники решаемым тактическим задачам боевых действий оценивается в зависимости от того, насколько их применение вызывает у противника удлинение времени реагирования или убыстрение его неадекватной реакции. Поэтому те средства нападения и защиты, успех применения которых зависит от возможно более поздних реагирований противника, должны выполняться без лишних движений, могущих стать предсигналами, а раздражители, которых избежать невозможно, должны быть минимальной интенсивности. Данное требование относится к выполнению простых атак и защит, контратак, простых ответов и контрответов, атак с батманами (захватами) и уколами (ударами) прямо против защищающихся противников. Кроме того, минимально заметной должна быть стартовая часть нападений с финтами, применяемых против быстро отступающих противников, в случаях, когда не удается создать необходимой внезапности.

Быстрые сближения и нападения с близкого расстояния, резкие и неглубокие с большой скоростью финты, мощные батманы (захваты) и т.п. убыстряют ответные двигательные реакции противников, а также, что не менее важно, делают реагирования более бурными. Подобная техника соответствует действиям с финтами, атакам с батманами (захватами) и переводом (переносом), простым атакам (ответам) против контратакующих противников, при выполнении вызовов и т.п.

Для атакующих действий, особенно основных и повторных атак - простых, с финтами, действием на оружие и комбинированных, наиболее характерным является их преднамеренное и преднамеренно-экспромтное применение. Ответные атаки, контратаки, ремизы, атаки на подготовку, обычно простые по своей технической структуре, широко применяются преднамеренно и экспромтно.

Средства защиты фехтовальщику приходится пускать в ход как экспромтно - против неожиданных нападений, так и преднамеренно и преднамеренно-экспромтно, расставляя противникам различные ловушки.

Надо иметь в виду, что различные положения оружия, предшествующие началу одной и той же схватки, могут усложнить или упростить выполнение действий. Наиболее важны в этом случае положения оружия, типичные в каждом из видов фехтования. Например, атаку (контратаку) в открывающийся сектор выполнить легче, если оружие у тренера и ученика в разных плоскостях; преднамеренные защиты эффективны из положений оружия как в верхней позиции, так и в нижней, ибо в боях широко распространены обе разновидности. Контратаковать или защищаться с выбором легче из верхней позиции, чем из нижней.

Применительно к фехтованию на различных видах оружия, а также к каждому спортсмену, значимость отдельных действий приобретает конкретные черты. Кроме того, личные склонности бойцов, выраженные в применяемых средствах ведения поединков, во многом исходят из индивидуальных особенностей протекания психических процессов, специфики проявлений и уровня развития реакций.

 

ТАКТИКА ФЕХТОВАНИЯ

Тактика в фехтовании состоит из многих компонентов. Объясняется это тем, что бой характерен:

большим разнообразием намерений и действий;

дефицитом времени перед схватками и в поединке;

ограниченностью пространства для передвижений;

недостаточностью информации о намерениях противника;

маскировкой намерений и действий;

неопределенностью момента начала схваток.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: