Наиболее распространенными атаками являются простые атаки ударом по маске продолжительностью более одного фехтовального темпа и атаки с серией финтов и выбором сектора ударом по правому или левому боку.
Ситуацией для применения простой атаки может быть как ожидание контратаки противника, так и полное отсутствие информации о настроенности противника к определенному противодействию. Важно лишь предвидеть направленность (вперед или назад) и длину перемещения обороняющегося. В свою очередь применение атаки с финтами требует предугадывания намерений противника противодействовать защитой.
Практически все атаки (кроме атак на подготовку) выполняются в виде комбинаций, состоящих из двух непрерывно следующих атак, первая из которых подготавливающая простая атака ударом по маске с выпадом (скачком вперед и выпадом), а вторая - действительная простая атака ударом по маске (или с серией финтов и ударом в открывающийся сектор).
В фехтовании на саблях сохранились и атаки с финтом в заранее избранный сектор, а также атаки с батманом и ударом в заранее избранный сектор (серией финтов). Их применению обычно предшествует подготавливающее сближение с противником или подготавливающее отступление.
Ведущие движения в технике удара (укола)
В атаках основными являются два движения оружием.
1. Удар по маске из 3-й позиции. Главное внимание обращается на стартовую быстроту и прямолинейность движений руки и оружия.
2. Серия финтов по левому и правому боку с альтернативным выбором сектора нанесения удара.
Постоянно тренируют также и удары переносом по правому и левому боку в открывающийся сектор.
Удар представляет собой единое, быстрое и непрерывное движение вооруженной рукой и саблей. В нем активно и комплексно участвуют плечевой, локтевой и лучезапястный суставы, а также пальцы. Основные усилия выполняет лучезапястный сустав, а собственно удар - только лучезапястный сустав и пальцы. Причем включение всех перечисленных компонентов чаще всего происходит не одномоментно, что позволяет условно разделить движение удара на "доставку" и "рубку". При этом выпрямление вооруженной руки в плечевом и локтевом суставах, выполняемое с максимальной начальной скоростью, дополняется движением в лучезапястном суставе, направляющем лезвие клинка на цель, а усилиями пальцев создается четкое соприкосновение с поражаемой поверхностью, легко воспринимаемое на слух. Подобная структура движений особенно заметна в ударах по маске, совмещаемых с небольшим наклоном туловища вперед. Несоблюдение требуемой координации движений вооруженной рукой и оружием при нанесении ударов, опережающее движение кистью на удар, приводит к преждевременному выводу острия клинка в проекцию поражаемой поверхности. Следствием этого будет промах или скользящее касание противника, напоминающее укол.
|
Перенос и перевод (нападения переносом типичны для боя на саблях) выполняются вслед за начавшимся выпрямлением вооруженной руки на удар, причем только за счет усилий кистью. Причем движение гардой должно быть прямолинейным, а рука, изменяя направление лезвия клинка перед ударом, поворачивается без смещений в сторону.
Отступления от типовой техники целесообразны при выполнении ответов и контрответов ударом по маске с ближней дистанции. Раннее движение кистью в этом случае лишь ускорит нанесение удара. Кроме того, в ответах по левому и правому боку условия близкой дистанции требуют для нанесения удара дополнительных энергичных движений в плечевом и локтевом суставах (особенно в ответах из 5-й защиты).
|
В уколе распределение усилий по времени на движение оружием и вооруженной рукой отличается от принятого для удара. Быстрая пронация предплечья и движение в лучезапястном суставе, выводящие острие на цель, опережают момент полного выпрямления вооруженной руки и нанесения укола.
Острие клинка в ударе (уколе) направляется к цели по возможно более короткому пути, а гарда, двигаясь прямолинейно, в конечной фазе находится на уровне дельтовидной мышцы по наружной границе туловища атакующего (наносящего ответ) по маске. Исключение составляют ответы по правому боку, при нанесении которых гарду имеет смысл посылать в положение несколько ниже типового, чтобы избежать нежелательного столкновения с гардой противника.
Серии финтов
Техника финтов в атаках (ответах) с выбором открывающегося сектора состоит из короткого посыла оружия вперед и серии (5-10) предельно быстрых и экономных по амплитуде (20-30 см) колебательных движений клинком, выполняемых за счет резких усилий кистью при фиксированной в пальцах рукоятке сабли. Финты выполняются на фоне постепенно ускоряющегося выпрямления вооруженной руки и оружия. Острие клинка не должно выдвигаться более чем на 450 вперед от вертикали из-за опасности столкновения с защитой противника.
|
Момент и дистанция
для начала выполнения удара (укола)
Координация движений оружием и ногами в фехтовании на саблях при выполнении нападений подчинена необходимости начать финальное движение клинком в момент сближения с противником на расстояние, достаточное для максимально быстрого и непрерывного выпрямления вооруженной руки и нанесения удара. Ибо нападение, совершенное на мгновение раньше с дистанции несколько большей, окончится промахом. Кроме того, вооруженная рука, выдвинутая вперед в атаке (ответе), представляет собой мишень для опережающей контратаки (ремиза), а запаздывание с ударом за счет удлинения нападения увеличивает возможности контратакующего противника для выигрыша темпа.
Момент и дистанция для финального движения вооруженной рукой на удар взаимосвязаны также и с быстротой сближения атакующего с противником, от которой, в свою очередь, зависят глубина движений оружием в финтах, момент выполнения батмана (захвата), количество финтов и др.
Совершая атаки (ответы) с финтами на неподвижного тренера (партнера) с различных дистанций (от средней до сверхдальней), в различной технике передвижений (выпад, скачок вперед и выпад, комбинация - скачок и выпад + выпад), фехтовальщик на саблях осваивает рациональную для каждой ситуации координацию движений оружием и ногами. Следует стремиться в каждом нападении нанести удар первой третью клинка от острия. При этом в зависимости от разновидности нападения (простая атака, атака или ответ с финтами, атака с действием на оружие), исходной дистанции и быстроты сближения варьируются глубина финтов, момент выполнения батмана (захвата), количество финтов. Следовательно, атакующий, на высокой скорости сближающийся с противником, может начать финальное движение удара с дистанции несколько большей, чем медленнее атакующий спортсмен.
Отступления и сближения тренера (партнера), по мере освоения учеником техники атак, произвольно и неожиданно для ученика варьируются по глубине и быстроте. Но наиболее важно совершенствование атак на быстро и длинно отступающих противников, характерных для сабельного боя. В результате тренировки сформируются умения предвосхищать дистанционные и моментные параметры схваток, регулировать пространственные и временные особенности действий в зависимости от перемещений противника.
Выполнение укола по моменту финального движения оружием отличается от удара. Перемещение острия начинается несколько раньше выпрямления руки, чтобы успеть вывести клинок на цель. Иначе возможен промах, вызванный проходом острия клинка за туловище противника в попытке укола, смещение гарды в сторону, выполнение переводов в плечевом суставе и др.
Тренировка атак в ситуациях выбора между
альтернативными действиями
Тренировка атак наиболее эффективна при моделировании тренером ситуаций с условиями выбора из двух альтернативных действий или тактических компонентов их выполнения.
Спортсмен выполняет заданные тренером атаки (простую атаку ударом по маске, атаку с серией финтов, атаку с действием на оружие), основанные на одной из комбинаций движений ногами (выпад + скачок вперед и выпад, скачок и выпад + выпад, серия шагов вперед + выпад). Реагируя в ходе атаки на действия тренера, реализует одну из альтернативных тактических задач.
Ситуация 1.
Атака на противника (тренера), произвольно чередующего отступление, сближение, остановку на месте. Спортсмен удлиняет или укорачивает атаку, предвосхищая дистанционные и моментные параметры схватки.
Ситуация 2.
Атака на противника (тренера), произвольно чередующего контратаку и защиту. Спортсмен наносит удар в заданный или открывающийся сектор.
Ситуация 3.
Атака на противника (тренера), произвольно чередующего своевременные и запаздывающие контратаки с различных дистанций. Спортсмен парирует своевременные контратаки по ходу сближения.
Ситуация 4.
Атака на противника (тренера), совершающего слишком ранние и запаздывающие контратаки и защиты. Спортсмен не должен реагировать на ложные действия.
Тренировать атаки в ситуациях с вероятностным выбором следует практически на каждом занятии. При этом тренер (партнер) всегда четко определяет для себя как минимум два альтернативных действия или тактических компонента их применения, чередует их неожиданно для спортсмена
Первоначально действия спортсмена в каждой ситуации тренируются отдельно, затем это правило обязательно только для начала занятий. В дальнейшем различные ситуации можно совместить в одном упражнении. Наиболее целесообразно объединять тренировку действий спортсмена в ситуациях первой и второй, первой и третьей, второй и четвертой, третьей и четвертой.