Разнообразие форм проведения упражнений в уроке фехтования позволяет решать, как задачи повышения (сохранения) уровня всех сторон подготовленности спортсменов (технической, тактической, физической, психологической, интеллектуальной), так и частные задачи тренировочного занятия (рис. 8). При этом различные виды физических упражнений, в том числе и спортивные игры, используются как с направленностью на совершенствование двигательных качеств, так и в виде общефизической разминки.
По аналогичному принципу специализированная разминка может состоять из комбинации приемов передвижений, выполняемых спортсменом самостоятельно, а также проводится в виде парных упражнений (индивидуального урока) или тренировочных боев и т.д.
Обсуждение технико-тактических (морально-психо-логических и методических) сторон подготовки не используется с другими формами проведения упражнений на принципах взаимозамены. Для него чаще всего отводится время перед началом практической части тренировки (соревнований), в итоговом анализе результатов персональной деятельности спортсменов и всей команды, а также в индивидуальных уроках во время естественных перерывов между его отдельными частями.
Вместе с тем, каждая из форм проведения упражнений (с учетом планируемого содержания тренировки, уровня квалификации занимающихся, оборудования и размеров спортивного зала) предназначена для реализации конкретных педагогических задач повышения отдельных сторон подготовленности фехтовальщиков и требует избирательного использования средств и методических приемов выполнения упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ С ПАРТНЕРОМ
В группах начальной специализации и учебно-тренировочных группах упражнения с партнером являются основной формой их проведения в групповом уроке. По мере роста квалификации фехтовальщиков, упражнения в парах уступают ведущую роль индивидуальному уроку, но продолжают использоваться при решении проблем технического совершенствования. Однако их эффективное использование взаимосвязано с конкретизацией их содержания, четко регламентирующем усилия партнеров (рис. 9).
|
Предложенные упражнения с партнером в систематизированном виде охватывают основные разделы техники и тактики фехтования, позволяют избежать копирования индивидуального урока (характерного разнообразием возможностей у тренера для создания неожиданных ситуаций, что нецелесообразно в упражнениях с партнером). Более важно направить деятельность спортсменов на усовершенствование отдельных сторон выполнения приемов (действий), реализацию тактических намерений на их применение.
СИТУАЦИИ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ БОЕВ
Установки перед боями крайне необходимы в тренировке для ускорения процесса реализации в соревнованиях достигнутого уровня технико-тактической подготовленности. Однако выделение направленности боев на какую-либо из сторон подготовленности (техническую, тактическую), сосредоточение внимания спортсменов на применении отдельных действий или улучшении техники их выполнения, имеют излишне общий характер и не отражают многофакторности соревновательной деятельности фехтовальщиков в поединке.
Выделение наиболее часто встречающихся в поединках ситуаций и условий соревнований, позволяет с наи
|
большей эффективностью использовать их в качестве установок для тренировочных боев. В этом случае конкретизируется тактический поиск спортсменов без нарушений присущих соревнованию механизмов деятельности (рис. 10). Достаточно быстро расширяется диапазон тактических составляющих подготовки и применения действий, среди которых показатели инициативы начала нападения, использования разновидностей дистанций и исходных положений оружия, маневра по полю боя и времени на подготовку действий и др.
Важное место в тренировке фехтовальщиков имеет смысл отводить их целенаправленной адаптации к нередко складывающимся особым условиям ведения поединков, к которым относятся, например:
критический счет;
лимит времени;
необходимость теснения противника по полю боя или отступления от него;
участие в соревнованиях с различной системой выявления победителя и т.д.
Результатом проделанной в данном направлении работы явится способность фехтовальщика варьировать тактику боя с учетом хода соревнований и успешно противостоять противникам, использующим в боях различные ситуации.